Посредством практической работы учитель формирует ключевые образовательные компетенции у школьников: умению составлять простейший план местности способом полярной съемки без движения по запланированному маршруту, определять стороны горизонта по компасу, работать с масштабом, определять направления на плане и карте, на местности, рассчитывать расстояния.
Просмотр содержимого документа
«ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Тема: «Составление плана местности при помощи условных топографических знаков. Определение азимутов точек» (полярная съёмка)»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Тема: «Составление плана местности при помощи условных топографических знаков. Определение азимутов точек» (полярная съёмка)
Цель работы:
Добиваться формирования у школьников посредством практических работ ключевых образовательных компетенций согласно стандартам нового поколения.
Научиться умению составлять простейший план местности.
Научиться определять стороны горизонта по компасу, работать с масштабом, определять направления на плане и карте, на местности, рассчитывать расстояния.
Опорные понятия: Приступать к выполнению практической работы на местности можно только убедившись, что при выполнении тренировочных заданий и упражнений учащиеся овладели необходимыми приемами, имеют соответствующие теоретические знания. Учащиеся должны знать сущность понятия «ориентирование», основные и промежуточные стороны горизонта, азимут, уметь определять направления с помощью компаса и расстояния с помощью масштаба и, что особенно важно, использовать компас и план местности одновременно (ориентировать план по отношению к сторонам горизонта).
Ход работы:
І. Объяснение учителя.
Выполненение данной практической работы осуществляется способом полярной съемки. Работа проводится без движения по запланированному маршруту. Каждая группа ориентируется (определяет свое местонахождение по отношению к основным сторонам горизонта и окружающим объектам) из одного места — места наблюдения.
ІІ. Выполнение работы
Учащиеся разбиваются на группы по 5—6 человек и выбирают место наблюдения. Место для проведения практической работы выбрать открытое, хорошо просматриваемое.
Учащиеся с помощью компаса определяют основные стороны горизонта и направления на окружающие объекты (холм, опушка леса, мост через реку и т. д.), а также расстояние (в парах шагов) до этих объектов.
Полученные результаты каждая группа обобщает и заносит в таблицу, и с помощью условных знаков объекты обозначают на плане.
Наблюдаемый объект | Расположение объекта по отношению к месту наблюдения | Азимут движения к объекту | Расстояние до объекта |
Холм | Север | 0,360 | |
Опушка леса | Юго- Запад | 225 | |
Мост через реку | Восток | 90 | |
ІІІ. Оформление работы.
После окончания этой работы учащиеся наносят на план географические объекты, используюя знания топографических знаков.
Схема расположения географических объектов
относительно места наблюдения
ІV. Итог урока.
Оценка выставляется каждой группе за правильность и аккуратность.
V. Домашнее задание.
Туристы возвращались из похода. Прошедши лугом 500 м в южном направлении грунтовой дорогой, они подошли к колодцу. Дальше по азимуту 270° они прошли 400 м кустарниками и вышли к небольшому озеру. После этого они продвигались на юго-восток тропой через смешанный лес и вышли к реке, которая протекала с запада на восток. Перейдя ее деревянным мостиком, туристы пошли на юг грунтовой дорогой редколесьем и через 500м достигли лагеря.