Просмотр содержимого документа
«Практическая работа «Сравнение процессов экологического и географического видообразования»»
Практическая работа
«Сравнение процессов экологического и географического видообразования»
Цели: 1. Изучить события, которые происходят при различных процессах видообразования.
2. Научиться определять механизмы различных процессов видообразования на конкретных примерах.
Оборудование: карточки-инструкции, биологические задачи, фотографии и изображения с примерами различных процессов видообразования.
Ход работы: 1. На основе поученных знаний заполните таблицу, охарактеризовав условия, механизмы, результаты и место действия, виды возникающих изоляций при различных типах видообразования:
Параметры сравнения | Экологическое видообразование | Географическое видообразование |
Сходство | |
Отличия | | |
2. Определите последовательность событий при видообразовании. Заполните схему, используя предложенный материал:
Изменение среды обитания или положения вида (популяции) в ней |
↓
Обострение борьбы за существование между особями вида |
↓
↓
↓ ↓
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ВИДООБРАЗОВАНИЕ | ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВИДООБРАЗОВАНИЕ |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
5. | 5. Возникновение новых видов |
6.Возникновение новых видов | |
- расселение на новые территории; - отбор в новых условиях среды;
- отбор в новых условиях среды; - биологическая изоляция;
- биологическая изоляция; - возникновение подвидов;
- возникновение подвидов; - освоение новых экологических ниш в
- географическая изоляция между популяциями; пределах старого ареала;
- отбор особей, наследственные изменения которых позволяют им осваивать новые территории или местообитания;
- изменение направлений естественного отбора соответственно новым условиям борьбы за существование.
3. О каком процессе видообразования идет речь в примерах:
А) У представителей семейства цветочниц, обитающих на Гавайских островах: птиц-цветочниц, орехоядных, зерноядных и насекомоядных, различные форму клюва.. Укажите возможные причины такого многообразия форм клюва.
Б) У некоторых растений семейства крестоцветных стручок не раскрывается, а распадается на односемянные членики вследствие разламывания плодов с помощью поперечных перетяжек. Это растение является надоедливым сорняком.
В) Фенек обитает в пустынях Африки, лисица обыкновенная типична для умеренных широт, песец обитает в тундре. Эти близкие в систематическом отношении виды значительно отличаются размерами ушей.
4.Решите биологическую задачу: два вида дафний конкурируют из-за пищи и поэтому не могут сосуществовать в одном аквариуме: один вид вытесняет другой. Предложите возможные пути, обеспечивающие сосуществование дафний.
5. Сделайте выводы о проделанной работе.