СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа "Сравнение особенностей режима и характера течения двух рек России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель практической работы: учиться сравнивать реки России по характеру течения и особенностям  режима.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа "Сравнение особенностей режима и характера течения двух рек России"»

Практическая работа № 10.

Тема практической работы. Сравнение особенностей режима и характера течения двух рек России.

Тема урока в рамках, которого проводится практическая работа Зависимость речной сети от климата.

Цель практической работы: учиться сравнивать реки России по характеру течения и особенностям режима.

Задачи:

  1. Составить сравнительную характеристику двух рек России. Определить особенности питания, режима, го­дового стока, уклона и падения двух рек на основе текстовой информации.

  2. На основе данных, приведённых в тексте, сделать необходимые расчёты и заполнить таблицу.

  3. Выявить причинно-следственные связи и сделать соответствующие выводы по итогам работы. Объяснить причины выявленных в ходе сравнения различий в режиме и характере течения рек.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать/понимать:

- что такое река, исток, устье, речная система, бассейн реки, водораздел, питание реки, режим реки, половодье, паводок, межень, падение и уклон реки;

Уметь объяснять:

-чем отличается половодье от паводка;

-чем межень отличается от половодья;

Уметь определять:

-падение и уклон реки.

Выявлять:

-зависимость основных характеристик рек от особенностей рельефа и климата.

Характеризовать:

-влияние климатических условий на особенности рек.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

-анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины;

-преобразовывать информацию из одного вида в другой;

-уметь производить поиск информации, анализировать и оценивать её;

-строить логически обоснованные рассуждения.

Личностные:

-положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

-осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

Коммуникативные УУД:

-отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы;

- самостоятельно организовывать учебное пространство;

- организовывать учебное сотрудничество с учителем.

Регулятивные УУД:

-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

-выдвигать пути решения проблемы, осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели;

- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умение управлять своей познавательной деятельностью;

Оборудование - физическая карта России, тематические карты атласа, тексты с описаниями рек Обь и Амур (из вариантов ВПР)

Ход работы

1.Прочитайте текст и выполните задания.

Обь.

Обь – река в Западной Сибири, одна из крупнейших рек в мире. Берёт начало при слиянии рек Бии и Катуни на высоте 160 м. В устье образует Обскую губу и впадает в Карское море. Протяжённость Оби – 3650 км, по площади водосборного бассейна (2 990 000 км²) река занимает первое место в России, опережая Енисей. Бассейн реки Оби располагается в разных физико-географических условиях: от полупустынь на юге до тундры на севере страны. Обь пересекает всю Западно-Сибирскую равнину, и её течение имеет равнинный характер. Питание реки преимущественно снеговое. За период весенне-летнего половодья река приносит основную часть годового стока. Весной вследствие ледовых заторов во время вскрытия реки и обильных осенних дождей для Оби характерны паводки. Главным притоком Оби является Иртыш, который по длине превосходит Обь на 595 км. Обь – основная транспортная магистраль Западной Сибири, судоходна на всём протяжении. Транспортная роль реки и её притоков существенно выросла с начала 1960-х гг. в связи с открытием и разработкой многочисленных месторождений нефти и природного газа. Основные города и главные речные порты – Барнаул, Новосибирск, Нижневартовск, Сургут, Нефтеюганск, Салехард.

Амур.

Амур – самая крупная река Дальнего Востока. Бассейн реки расположен на территории трёх стран: России (более половины площади бассейна), Китая и Монголии. По площади бассейна, равного 1855 тыс. км 2 , Амур занимает четвёртое место среди рек России после Оби, Енисея и Лены. Амур – многоводная река, годовой сток составляет 403,7 км3 . Амур входит в десятку самых длинных рек мира, его протяжённость – 2824 км. Началом реки считают слияние Шилки и Аргуни на высоте 304 м над уровнем моря. Амур течёт с запада на восток и, по данным Международной гидрографической организации, впадает в Охотское море. Климат территории определяет особенности гидрологического режима Амура, для которого характерно значительное колебание уровня воды в течение года. Половодье на Амуре и его притоках длится с мая по октябрь, что обусловлено муссонными дождями. В период муссонных дождей проходит более 75 % годового стока реки. Часто дожди служат причиной паводков и сильных наводнений. На реке расположены города Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре. Амур судоходен на всём протяжении и имеет важное транспортное значение для дальневосточных регионов.


2.На основе данных, приведённых в тексте, сделайте необходимые расчёты и заполните таблицу. (Для расчётов воспользуйтесь калькулятором.)

Таблица «Гидрографические характеристики рек Обь и Амур»

План характеристики реки                                  

Амур

Обь

Океан, к бассейну которого относится река



Исток



Устье



Площадь водосборного бассейна, тыс. км²


Высота истока, м



Высота устья, м



Длина, км



Падение, м



Уклон, см/км (Результат округлите до десятых.)



Тип реки по характеру течения



Тип питания реки



Режим реки



Возможность её хозяйственного использования



3.Объясните причины выявленных в ходе сравнения различий в режиме и характере течения рек.

Литература

https://fioco.ru/obraztsi_i_opisaniya_vpr_2022 Федеральный институт оценки качества образования.  Всероссийские проверочные работы (ВПР)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!