СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа "Социальная роль и стратификация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа "Социальная роль и стратификация"»

Раздел 4.Социальные отношения

Тема 4.1. Социальная роль и стратификация

Практическая работа № 18

Социальная стратификация и мобильность



Учебная цель: формирование умения изучать письменные источники; пользоваться учебной литературой, обобщать имеющиеся знания

Учебные задачи: научиться называть критерии и принципы социальной стратификации; давать характеристику  стратификации с использованием понятийного аппарата урока; научиться различать виды социальной мобильности; научиться определять  особенности социальной стратификации и социальной мобильности в  западных и российском обществах.

Предметные результаты: сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию; владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук; сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Задачи практической работы


1. Повторить материал по теме «Социальная стратификация и мобильность».

2. Ответить на вопросы.

3. Прочитать отрывок из книги П. А. Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество» и ответить на вопросы.

4. Охарактеризовать себя и членов своей семьи как представителей социальной структуры общества.

5. Прочитать фрагменты работ К.Маркса и Ф.Энгельса “Манифест Коммунистической партии” и В.И.Ленина “Великий почин” и ответить на вопросы.

6. Прочитать текст и выполнить задание.


Обеспеченность занятия


1. Тетрадь для практических занятий

2. Ручка

3. Тексты заданий

    1. Учебник: Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студентов СПО. М., 2014


Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме


Социальная (стратификационная) структура, социальная дифференциация – расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношений между ними.

Основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей.

В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы.

Элементы социальной структуры:

а) этническая структура (род, племя, народность, нация);

б) демографическая структура (выделение групп производится по возрасту и полу);

в) поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т. Д.);

г) классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне и т. Д.);

д) профессионально-образовательная структура.

В самом общем виде в современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший (крупные собственники, чиновники, научная и культурная элита); средний (предприниматели, высококвалифицированные специалисты); низший (низкоквалифицированные работники, безработные).

Основу современного общества составляет средний класс.

Маргинал – это индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом и не адаптирован к новой страте, в рамках которой он существует.

Статус – это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Социальный статус может быть предписанный и приобретаемый.

Предписанный (врожденный) статус человек получает при рождении (родственные связи, пол, возраст).

Приобретаемый (достигаемый) статус получается в течении жизни (профессия).

Смешанный сочетает в себе черты предписанного и приобретаемого статусов.

Социальная мобильность – перемещение отдельных индивидуумов или социальных групп от одной позиции в иерархии социальной стратификации к другой, смена статуса.

Типы мобильности:

1) добровольная и вынужденная;

2) межпоколенная (перемещение детей на более высокую или низкую ступеньку по сравнению с родителями) и внутрипоколенная (один и тот же индивидуум на протяжении жизни несколько раз изменяет свою социальную позицию);

3) индивидуальная (перемещения внутри социума происходят у одного человека независимо от других) и групповая (перемещения происходят коллективно, меняется положение всей группы);

4) вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность – изменение статуса с изменением положения в социальной иерархии. Вертикальная мобильность разделяется на нисходящую и восходящую. Горизонтальная мобильность – изменение статуса без заметного изменения положения в социальной иерархии.

Перемещение между стратами осуществляется по специальным каналам («лифтам»), важнейшими из которых являются такие социальные институты, как армия, семья, школа, церковь, собственность.



Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

1. Что такое социальная дифференциация?

2. Назовите исторические типы социальной стратификации.

3. Перечислите основные элементы социальной структуры.

4. Кто такие маргиналы?

5. Что такое социальный статус?

6. Какие существуют типы социальной мобильности?


Задания для практического занятия


1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Из книги русского социолога, основоположника отечественной и американской социологических школ П. А. Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество».

Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения независимо от того, организовано ли оно на коммунистических или капиталистических принципах, определено ли оно конституционно как «общество равных» или нет. Никакие этикетки, вывески, устные высказывания не в состоянии изменить или затушевать ре­альность факта экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения. Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована, что бы она ни провозглашала в своей конституции или декларации. Если члены какого-то общества разделены на различные группы по роду их деятельности, занятиям, а некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими, и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчиненных, то такая группа профессионально дифференцирована независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам.

Вопросы и задания к документу

1. О каких видах социального расслоения говорится в документе?

2. Что, по мнению автора, свидетельствует об экономической, политической и профессиональной дифференциации общества?

3. Можно ли на основании документа утверждать, что социальное неравенство проявляется в обществах разного типа?

4. Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для понимания социальной структуры современного общества?


2. Охарактеризуйте себя и членов своей семьи как представителей социальной структуры общества, выбрав несколько различных критериев социальной стратификации.

3. Прочитайте фрагменты работ К.Маркса и Ф.Энгельса “Манифест Коммунистической партии” и В.И.Ленина “Великий почин” и ответьте на вопросы.

1) Фрагмент работы К.Маркса и Ф.Энгельса “Манифест Коммунистической партии”

“…истории всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов…” / Работа вышла в свет в 1848г /

2) Фрагмент работы В.И.Ленина “Великий почин”

“Классы – это большие группы людей, которые различаются:

  • по месту в исторически определенной системе общественного производства;

  • по отношению к средствам производства;

  • по роли в общественной организации труда;

  • а также по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают…” / Работа была написана В.И.Лениным в 1919/

Вопросы к документам

  1. Что объединяет эти документы?

  2. Выделите понятия, содержащиеся в документах.

  3. На основе чего, по мнению Маркса, происходит противоречие, антагонизм? Что лежит в основе неравенства людей?


4. Прочитайте текст и выполните задание.

Другая теория социальной структуры общества связана с именем немецкого обществоведа М.Вебера, одного из основоположников социологии. Вебер говорил о классе, как о социальной группе людей, обладающих сходными “возможностями” жизни. Как и Маркс, Вебер видел в собственности важный классификационный признак, но отнюдь не единственный и не определяющий “с 40–х гг. XX в. в США выделяют шесть страт, каждый из которых объединяет людей с одинаковым рангом “престижности”

  1. Верхушка высшего класса. Это элита общества, “пропуском” в нее служат унаследованное богатство и социальная известность семьи. Эти люди не выставляют свое богатство напоказ, но тратят деньги, не испытывая стеснения. Они составляют менее 1% населения.

  2. Высший класс. В него входят профессионалы в сфере экономики (менеджеры, финансовые консультанты), лица свободных профессий (известные спортсмены, актеры, художники) и бизнесмены, получающие чрезвычайно высокий доход. Они не унаследовали свое положение в обществе, а заняли его благодаря личным усилиям. Для их потребления характерна демонстративность, подчеркивающая статус. Именно эти люди покупают самые большие дома, самые роскошные автомобили и иные символы престижного потребления. В составе населения таких людей 2 -5%

  3. Верхушка среднего класса. Это люди, активно и успешно делающие карьеру в бизнесе, науке, политике, областях высоко – профессиональной деятельности. Очень требовательно относятся к качеству своей жизни, образованию детей, активно участвуют в культурной жизни, гражданских делах. Составляют около 15 % населения.

  4. Низший средний класс. Это типичные американцы, пример добросовестности, верности нормам и стандартам, “американскому образу жизни”. К этому слою относятся рядовые служащие, мелкие предприниматели. Фермеры, имеющие возможность нанять работников, инженерно – технические служащие предприятий, средний медицинский персонал, учителя. Они предпочитают жить в “приличном” районе, желательно в собственном доме. Доля этого класса в численности населения США – 35-40%

  5. Верхушка низшего класса. К ней относятся мелкие служащие и “люди, работающие в касках” - строители, квалифицированные и полуквалифицированные рабочие предприятий. Они, как правило, имеют общее среднее образование и профессиональные навыки. Труд их лишен творчества, жизнь довольно однообразна. Проживают в небольших домах или квартирах в непристижных районах города. Составляют 30% населения.

  6. Низший класс. Неквалифицированные рабочие, люди, живущие на пособия, случайные заработки, сезонные рабочие на сельскохозяйственных предприятиях. Проживают в “трущобных” районах, многие из них имеют проблемы с законом. Основную часть доходов тратят на питание. Их доля – 15%.

Задание. Определите, какие критерии положены в основу выделения этих групп.


Инструкция по выполнению практической работы

1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме

2. Устно ответьте вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия

5. Запишите в тетради название практической работы

4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь


Критерии оценки практической работы


Задание 1 – 2 балла

Задание 2 – 1 балл

Задание 3 – 1 балл

Задание 4 – 1 балл


Форма контроля выполнения практической работы


Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ


Список рекомендуемой литературы и нормативных актов

      1. Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2014.

      2. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей Практикум: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2014.

      3. Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования. - М.: «Академия», 2014.

      4. Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля: практикум для учреждений начального и среднего профессионального образования. - М.: «Академия», 2014.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!