СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа Решение задач на использование закона сохранения импульса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 

Тема: Решение задач на использование закона сохранения  импульса

Цель: применить справедливость закона сохранения импульса тел при прямом упругом соударении для решения задач

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа Решение задач на использование закона сохранения импульса»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5

Тема: Решение задач на использование закона сохранения импульса

Цель: применить справедливость закона сохранения импульса тел при прямом упругом соударении для решения задач

Теория

   Величина, равная произведению массы материальной точки на ее скорость, называется импульсом.

p=mυ  

p — импульс тела

m — масса тела

υ — скорость тела   

   Импульс тела направлен в ту же сторону, что и скорость тела.

   Единицей измерения импульса в СИ является 1 кг·м/с.

   Изменение импульса тела происходит при взаимодействии тел, например, при ударах.

   Для системы материальных точек полный импульс равен сумме импульсов. При этом следует иметь в виду, что импульс – это векторная величина, и поэтому в общем случае импульсы складываются как векторы, т.е. по правилу параллелограмма.

   Если на систему тел не действуют внешние силы со стороны других тел, такая система называется замкнутой. Замкнутая система – это система тел, которые взаимодействуют только друг с другом.

   Закон сохранения импульса: в замкнутой системе векторная сумма импульсов всех тел, входящих в систему, остается постоянной при любых взаимодействиях тел этой системы между собой.

m1, m2 — массы взаимодействующих тел, кг

υ1, υ2 — скорости тел до столкновения, м/с

υ'1, υ'— скорости тел после столкновения, м/с

Задача 1: Определите массу автомобиля, имеющего импульс р и движущегося со скоростью υ.

Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

р, кг•м/с

 3,5•104

4,5•104

5,5•104

6,5•104

2,9•104

2,2•104

5,9•104

4,4•104

6,6•104

7,7•104

8,8•104

4,8•104

6,3•104

υ, м/с

22

20

34

19

29

31

18

26

33

36

15

29

28


Задача 2: Снаряд массой m1, летящий горизонтально вдоль железнодорожного пути со скоростью υ1, попадает в вагон с песком массой m2 и застревает в нём. Найти скорость вагона, если он двигается со скоростью υ2навстречу снаряду.

Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

m1, кг

90

110

120

130

145

155

160

150

180

170

175

190

200

m2, т

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

υ1, м/с

300

400

340

190

290

310

180

260

330

360

150

290

280

υ2, м/с

8

9

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21


Задача 3: Снаряд массой m, летящий в горизонтальном направлении со скоростью 600 м/с, разрывается на две части с массами 30 кг и 20 кг. Большая часть стала двигаться в прежнем направлении со скоростью 900 м/с. Определить величину и направление скорости меньшей части снаряда.

Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

m, кг

45

55

60

70

65

75

80

85

90

95

100

105

110

m1, кг

25

35

40

40

45

45

60

50

70

70

75

70

60

m2, т

20

20

20

30

20

30

20

35

20

25

25

35

50

υ1, м/с

800

700

740

790

990

910

780

860

830

760

950

890

880


Задача 4: Спусковую пружину игрушечного пистолета сжали на х, при вылете шарик массой m приобрел скорость υ. Необходимо рассчитать жесткость пружины.

Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

х, см

4

4,5

6

7

6,5

7,5

8,0

8,5

4,9

5,9

4,4

3,5

5,5

m, г

25

15

17

18

19

23

26

16

22

26

27

30

35

υ1, м/с

1,5

1,6

1,7

2,2

1,8

2,3

2,5

3

3,5

3,4

2,8

2,9

3,1


Задача 5: На тележку массой 6 кг, движущуюся со скоростью 2 м/с, сверху вертикально вниз падает кирпич массой 2 кг. Какова будет скорость тележки сразу после падения кирпича?

Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

m1, кг

5

6,5

6

7

7,5

5,5

8,0

8,5

4,9

5,9

4,4

3,5

5,5

m2, кг

2,5

1,5

1,7

1,8

1,9

2,3

2,6

1,6

2,2

2,6

2.7

3,0

3,5

υ, м/с

1,5

1,6

1,7

2,2

1,8

2,3

2,5

3

3,5

3,4

2,8

2,9

3,1


Контрольные вопросы

1. Что называется импульсом тела?

2. Сформулируйте закон сохранения импульса.

3. Сформулируйте закон сохранения энергии.



Задача № 1.  Определите массу автомобиля, имеющего импульс 2,5•104 кг•м/с и движущегося со скоростью 90 км/ч.

Задача 2 Снаряд массой 100 кг, летящий горизонтально вдоль железнодорожного пути со скоростью 500 м/с, попадает в вагон с песком массой 10 т и застревает в нём. Найти скорость вагона, если он двигается со скоростью 36 км/ч навстречу снаряду.

Решение:

Считая удар неупругим, запишем закон сохранения

импульса:

Задача 3 Снаряд массой 50 кг, летящий в горизонтальном направлении со скоростью 600 м/с, разрывается на две части с массами 30 кг и 20 кг. Большая часть стала двигаться в прежнем направлении со скоростью 900 м/с. Определить величину и направление скорости меньшей части снаряда.



Задача 4 Спусковую пружину игрушечного пистолета сжали на 5 см, при вылете шарик массой 20 г приобрел скорость 2 м/с. Необходимо рассчитать, какова жесткость пружины.

Дано: х=5 см=0,05 м; m=20 г=0,02 кг; V=2 м/с; k=?

Решение

По закону сохранения энергии, потенциальная энергия упругодеформированной пружины перейдет в кинетическую энергию движения шарика:

упрощаем данное выражение:

выражаем величину k:

Ответ: жесткость пружины равна .


Задача 5: На тележку массой 6 кг, движущуюся со скоростью 2 м/с, сверху вертикально вниз падает кирпич массой 2 кг. Какова будет скорость тележки сразу после падения кирпича?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!