ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5
Тема: Решение задач на использование закона сохранения импульса
Цель: применить справедливость закона сохранения импульса тел при прямом упругом соударении для решения задач
Теория
Величина, равная произведению массы материальной точки на ее скорость, называется импульсом.
p=mυ
p — импульс тела
m — масса тела
υ — скорость тела
Импульс тела направлен в ту же сторону, что и скорость тела.
Единицей измерения импульса в СИ является 1 кг·м/с.
Изменение импульса тела происходит при взаимодействии тел, например, при ударах.
Для системы материальных точек полный импульс равен сумме импульсов. При этом следует иметь в виду, что импульс – это векторная величина, и поэтому в общем случае импульсы складываются как векторы, т.е. по правилу параллелограмма.
Если на систему тел не действуют внешние силы со стороны других тел, такая система называется замкнутой. Замкнутая система – это система тел, которые взаимодействуют только друг с другом.
Закон сохранения импульса: в замкнутой системе векторная сумма импульсов всех тел, входящих в систему, остается постоянной при любых взаимодействиях тел этой системы между собой.
m1, m2 — массы взаимодействующих тел, кг
υ1, υ2 — скорости тел до столкновения, м/с
υ'1, υ'2 — скорости тел после столкновения, м/с
Задача 1: Определите массу автомобиля, имеющего импульс р и движущегося со скоростью υ.
Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
р, кг•м/с | 3,5•104 | 4,5•104 | 5,5•104 | 6,5•104 | 2,9•104 | 2,2•104 | 5,9•104 | 4,4•104 | 6,6•104 | 7,7•104 | 8,8•104 | 4,8•104 | 6,3•104 |
υ, м/с | 22 | 20 | 34 | 19 | 29 | 31 | 18 | 26 | 33 | 36 | 15 | 29 | 28 |
Задача 2: Снаряд массой m1, летящий горизонтально вдоль железнодорожного пути со скоростью υ1, попадает в вагон с песком массой m2 и застревает в нём. Найти скорость вагона, если он двигается со скоростью υ2навстречу снаряду.
Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
m1, кг | 90 | 110 | 120 | 130 | 145 | 155 | 160 | 150 | 180 | 170 | 175 | 190 | 200 |
m2, т | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
υ1, м/с | 300 | 400 | 340 | 190 | 290 | 310 | 180 | 260 | 330 | 360 | 150 | 290 | 280 |
υ2, м/с | 8 | 9 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
Задача 3: Снаряд массой m, летящий в горизонтальном направлении со скоростью 600 м/с, разрывается на две части с массами 30 кг и 20 кг. Большая часть стала двигаться в прежнем направлении со скоростью 900 м/с. Определить величину и направление скорости меньшей части снаряда.
Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
m, кг | 45 | 55 | 60 | 70 | 65 | 75 | 80 | 85 | 90 | 95 | 100 | 105 | 110 |
m1, кг | 25 | 35 | 40 | 40 | 45 | 45 | 60 | 50 | 70 | 70 | 75 | 70 | 60 |
m2, т | 20 | 20 | 20 | 30 | 20 | 30 | 20 | 35 | 20 | 25 | 25 | 35 | 50 |
υ1, м/с | 800 | 700 | 740 | 790 | 990 | 910 | 780 | 860 | 830 | 760 | 950 | 890 | 880 |
Задача 4: Спусковую пружину игрушечного пистолета сжали на х, при вылете шарик массой m приобрел скорость υ. Необходимо рассчитать жесткость пружины.
Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
х, см | 4 | 4,5 | 6 | 7 | 6,5 | 7,5 | 8,0 | 8,5 | 4,9 | 5,9 | 4,4 | 3,5 | 5,5 |
m, г | 25 | 15 | 17 | 18 | 19 | 23 | 26 | 16 | 22 | 26 | 27 | 30 | 35 |
υ1, м/с | 1,5 | 1,6 | 1,7 | 2,2 | 1,8 | 2,3 | 2,5 | 3 | 3,5 | 3,4 | 2,8 | 2,9 | 3,1 |
Задача 5: На тележку массой 6 кг, движущуюся со скоростью 2 м/с, сверху вертикально вниз падает кирпич массой 2 кг. Какова будет скорость тележки сразу после падения кирпича?
Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
m1, кг | 5 | 6,5 | 6 | 7 | 7,5 | 5,5 | 8,0 | 8,5 | 4,9 | 5,9 | 4,4 | 3,5 | 5,5 |
m2, кг | 2,5 | 1,5 | 1,7 | 1,8 | 1,9 | 2,3 | 2,6 | 1,6 | 2,2 | 2,6 | 2.7 | 3,0 | 3,5 |
υ, м/с | 1,5 | 1,6 | 1,7 | 2,2 | 1,8 | 2,3 | 2,5 | 3 | 3,5 | 3,4 | 2,8 | 2,9 | 3,1 |
Контрольные вопросы
1. Что называется импульсом тела?
2. Сформулируйте закон сохранения импульса.
3. Сформулируйте закон сохранения энергии.
Задача № 1. Определите массу автомобиля, имеющего импульс 2,5•104 кг•м/с и движущегося со скоростью 90 км/ч.
Задача 2 Снаряд массой 100 кг, летящий горизонтально вдоль железнодорожного пути со скоростью 500 м/с, попадает в вагон с песком массой 10 т и застревает в нём. Найти скорость вагона, если он двигается со скоростью 36 км/ч навстречу снаряду.
Решение:
Считая удар неупругим, запишем закон сохранения
импульса:
Задача 3 Снаряд массой 50 кг, летящий в горизонтальном направлении со скоростью 600 м/с, разрывается на две части с массами 30 кг и 20 кг. Большая часть стала двигаться в прежнем направлении со скоростью 900 м/с. Определить величину и направление скорости меньшей части снаряда.
Задача 4 Спусковую пружину игрушечного пистолета сжали на 5 см, при вылете шарик массой 20 г приобрел скорость 2 м/с. Необходимо рассчитать, какова жесткость пружины.
Дано: х=5 см=0,05 м; m=20 г=0,02 кг; V=2 м/с; k=?
Решение
По закону сохранения энергии, потенциальная энергия упругодеформированной пружины перейдет в кинетическую энергию движения шарика:
упрощаем данное выражение:
выражаем величину k:
Ответ: жесткость пружины равна .
Задача 5: На тележку массой 6 кг, движущуюся со скоростью 2 м/с, сверху вертикально вниз падает кирпич массой 2 кг. Какова будет скорость тележки сразу после падения кирпича?