СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа: «Разработка заданий по естественно-научной грамотности».

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания по проверке естественнонаучных умений разработанные мной на курсах ПК  «Школа современного учителя»

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа: «Разработка заданий по естественно-научной грамотности».»

Практическая работа: «Разработка заданий по естественно-научной грамотности».
Цель: разработка заданий, направленных на развитие естественнонаучной грамотности обучающихся.
Задания по проверке естественнонаучных умений:

научно объяснять явления:

Задание 1: Сопротивление воздуха

Осенним днём Петя вышел погулять. Накрапывал дождь, и Петя открыл зонтик. Вдруг подул сильный ветер и чуть не вырвал зонтик из рук. Петя едва смог притянуть его к себе. Заинтересовавшись этим вопросом, Петя, придя домой, стал искать информацию о силе, которая так сопротивлялась, когда Петя тянул зонтик на себя.

При движении твёрдого тела в жидкости или газе или при движении одного слоя жидкости (газа) относительно другого возникает сила, тормозящая движение, – сила жидкого трения, или сила сопротивления.

Главная особенность силы сопротивления состоит в том, что она появляется только при относительном движении тела и окружающей среды. Сила трения покоя в жидкостях и газах полностью отсутствует. Модуль силы сопротивления зависит от размеров, формы и состояния поверхности тела, свойств (вязкости) среды (жидкости или газа), в которой движется тело и, наконец, от относительной скорости движения тела и среды.

Д ля того чтобы уменьшить силу сопротивления среды, телу придают обтекаемую форму. Наиболее выгодна в этом отношении форма, близкая к форме падающей капли дождя.


Примерный характер зависимости модуля силы сопротивления от модуля относительной скорости тела приведён на рисунке. Если тело неподвижно относительно вязкой среды (относительная скорость равна нулю), то сила сопротивления равна нулю. С увеличением относительной скорости сила сопротивления растёт медленно, а потом всё быстрее и быстрее.

 

1. Петя решил поэкспериментировать дома. Он взял раскрытый зонт и начал его поднимать и опускать с одинаковой скоростью. В каком случае Петя чувствовал большее сопротивление – при движении вниз или вверх? Свой ответ поясните.

2. Какое из тел при движении в воздухе с одинаковой скоростью будет испытывать наименьшее сопротивление?

  

 1) 

2) 

  

 


  

 3) 

4)

  

  



Начало формы

Задание 2: Измерение жирности коровьего молока

Для измерения плотности жидкости используется специальный прибор – ареометр. Прибор представляет собой стеклянную трубку, нижняя часть которой заполняется дробью, а в верхней части находится калиброванная шкала, которая показывает плотность жидкости (см. рисунок 1). Работает ареометр как поплавок, который погружается в жидкость в большей или меньшей степени в зависимости от её плотности (см. рисунок 2). Плотность жидкости зависит от её температуры. Для отслеживания температуры жидкости в ареометр часто дополнительно встраивают термометр (см. рисунок 1).

 

 

Рисунок 1. Устройство ареометра.

1 – шкала ареометра, в г/см3,

2 – дробь, 3 – шкала термометра, в °C.

 

Рисунок 2. Принцип измерения плотности жидкости с помощью ареометра

 

Ареометры применяются для измерения плотности электролита в кислотных и щелочных аккумуляторах, нефти, растворов солей и кислот, цемента, бетона и др.

Ареометр для определения плотности (а, следовательно, и жирности) молока называется лактометром.

 

Вид молока

Значение плотности, кг/м3

Цельное молоко

1027–1032

Обезжиренное молоко

1033–1035

Сливки

1005–1020

 

 

1. Какое из утверждений описывает принцип работы ареометра?


  

 1) 

Сила тяжести, действующая на ареометр, равна выталкивающей силе, действующей со стороны жидкости на погруженную в неё часть прибора.

  

 2) 

В соответствии с законом Паскаля давление, производимое ареометром на жидкость, передаётся в любую точку без изменений во всех направлениях.

  

 3) 

В соответствии с условием равновесия рычага момент сил, действующий на погружённую в жидкость часть ареометра, равен моменту сил, действующему на часть, находящуюся в воздухе.

  

 4) 

Действие атмосферного давления уравновешивает силу Архимеда, возникающую при погружении ареометра в жидкость.


Конец формы

Начало формы

2. Выберите все верные утверждения.

  

 1) 

Ареометр, изображённый на рисунке 1, нельзя использовать для определения плотности молока.

  

 2) 

Обезжиренное молоко имеет меньшую плотность по сравнению со сливками.

  

 3) 

При увеличении жирности молока его плотность уменьшается.

  

 4) 

Жидкость (1) на рисунке 2 имеет большую плотность по сравнению с жидкостью (2).

  

 5) 

При нагревании жидкости её плотность не изменяется.


Конец формы

3. Ареометр последовательно погружают в три разных сосуда А, Б и В (см. рисунок).

 

 Известно, что в сосуды наливали спирт, жирное молоко и мёд. Установите соответствие между жидкостями и сосудами, в которые их поместили.

Запишите в таблицу букву, которой обозначен сосуд с данной жидкостью.

 

спирт

жирное молоко

мёд

 

 

 

 

Конец формы

Задание 3: Микроволновая печь
Родители Миши купили микроволновую печь. Он прочитал в инструкции, что в домашних
микроволновых печах (СВЧ – печах) продукты нагреваются как бы изнутри, поглощая энергию
электромагнитных волн частота, которых достигает 2 450 мегагерц.
Задание 1. Пользуясь шкалой электромагнитных волн, определите примерные значения длин
электромагнитных волн, используемых в домашних микроволновых печах.
Выберите один ответ.
А. Примерно 100 км Б. Примерно 10см
В. Примерно 1 м Г. Примерно 1 мкм


При готовке с использованием СВЧ – излучения посуда должна быть из диэлектрических
материалов: жаропрочного стекла, обычного фарфора и керамики, но без рисунков и ободков,
наносимых металлосодержащими красками. Металл в краске может вызывать электрические
разряды. Вся посуда должна предусматривать выход для пара.
Задание 2. Какую посуду должна использовать мама Миши для приготовления пищи в микроволновой
печи.

Обведите «да» или «нет» для каждого из видов посуды.

Вид посуды

Можно ли использовать в микроволновой
печи?

Стеклянная банка с герметичной крышкой

да/нет

Открытый пластмассовый контейнер

да/нет

Алюминиевая кастрюля

да/нет

Фарфоровая тарелка

да/нет


Папа Миши нечаянно уронил на дверцу СВЧ – печи тяжёлую кастрюлю, и дверца немного
погнулась. Необходимо проверить безопасность микроволновки при помощи специального
детектора СВЧ - излучений. Антенна детектора, регистрирующая излучение, находится в
корпусе.

Задание3. Из каких материалов может быть сделан корпус

детектора? Выберите один ответ.
A. Медный или стальной
B. Пластмасса или фарфор
C. Резина с медной сеткой
D. Алюминиевая фольга

Конец формы



интерпретировать научную информацию

Задание 4: 1. В рассказе К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» есть такие строки:
«…Ковры, портьеры и мягкую мебель Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нѐм могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить…»
С какой целью композитор Э.Григ убрал ковры и мягкую мебель из дома? Ответ объясните.

Задание 5: 18 августа 1851 года император Николай I совершал первую поездку из Петербурга в Москву по железной дороге. Императорский поезд был готов к отправлению в 4 часа утра. Начальник строительства генерал Клейнмихель, чтобы подчеркнуть особую торжественность события, приказал первую версту железнодорожного пути покрасить белой масляной краской. Это было красиво и подчѐркивало то обстоятельство, что императорский поезд первым пройдѐт по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Пароход (так тогда называли паровоз) беспомощно буксовал на месте. Жандармы, подобрав полы шинели, бежали эту версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы.
а) Что помешало движению императорского поезда?
б) В чѐм причины трения?
в) Зачем жандармы посыпали песком рельсы?

Начало формы

Задание 6: Почему у тел разная теплопроводность?

Известно, что тела бывают в трёх агрегатных состояниях, отличающихся расстоянием между частицами в веществе. В твёрдых телах оно наименьшее, а в газах – наибольшее. Чтобы тело нагрелось, нужно, чтобы механическая энергия движения молекул перешла в тепловую: чем быстрее двигаются молекулы, тем выше температура вещества. Поскольку в газах частицы дальше, то и нагреваться газы будут медленнее, а твёрдые тела – быстрее. Скорость нагревания вещества равна скорости потери им тепла. Многие твёрдые тела быстро принимают и так же быстро отдают тепло – у них хорошая теплопроводность. Газы же нагреваются и остывают медленно, поэтому говорят, что они обладают плохой теплопроводностью. Это свойство газов активно используется в быту: например, при изготовлении прихваток между слоями оставляют воздух, чтобы при контакте с горячей поверхностью тепло медленнее передавалось.

1. Почему для изготовления чайников, кастрюль и т.п. используют не пластмассы, а сплавы металлов?



Конец формы

 

2. Почему птицы не замерзают, хотя «одеты» в лёгкие перья? Приведите три примера использования человеком способности птиц и зверей поддерживать организм в тепле.

Конец формы

проводить учебное исследование

Задание 7: Используя информацию на этикетке бутылки с растительным маслом, определи, хорошего оно качества или нет?

Справочный материал
Подсолнечное масло — один из лучших видов растительного жира. Оно широко применяется для непосредственного употребления в пищу. Самым легким маслом является не рафинированное подсолнечное — плотность подсолнечного масла равна 916 кг/м3 при температуре 20°С. Семечки оказывают успокаивающий эффект на нервную систему благодаря высокому содержанию магния. При нагревании масла его плотность уменьшается. Плотность растительных масел при комнатной температуре изменяется в пределах от 850 до 935 кг/м3. Основная причина, по которой подсолнечное масло быстро приобрело популярность в России, заключается в том, что в дни Великого Поста его употребление не было запрещено.

Задание 8: Возьмите кисточку для краски и опустите ее в воду. Объясните, почему волоски кисточки, вынутые из воды, слипаются?

Задание 9: Налейте в чайное блюдце воду. Возьмите кусок бумаги, сомните его и положите на середину поверхности воды. Зажгите бумагу и, когда она хорошо разгорится, накройте ее чайным стаканом. Объясните наблюдаемое явление.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!