СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа по теме «Культура, её формы» для 10 класса по обществознанию (УМК Л.Н. Боголюбова)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа по теме "Культура, её формы" для обучающихся 10 классов . Может быть использована в групповой, парной или индивидуальной работе по закреплению, уточнению и проверке знаний основных форм культуры  - народной, элитарной, массовой, а также субкультуры и контркультуры. 

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по теме «Культура, её формы» для 10 класса по обществознанию (УМК Л.Н. Боголюбова)»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА по теме «КУЛЬТУРА, ЕЁ ФОРМЫ И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА»


1. Соотнеси определения термина культура

А) совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей.

Б) возделывание, обработка и уход за землей с тем, чтобы сделать её пригодной для удовлетворения человеческих потребностей.

В) умение личности соблюдать большинство социальных норм и правил (этикета, обычаев и т.п.).

Г) это особая форма жизнедеятельности людей, дающая проявиться многообразию стилей жизни, материальных способов преобразования природы.

Д) всё, сделанное руками человека, нечто искусственное, в отличие от естественного, природного, натурального.

Е) это комплекс постоянно обновляющихся форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности всех людей во всех сферах общественной жизни.


1. в узком смысле;


2.в широком смысле.

А

Б

В

Г

Д

Е










2. Формами культуры по способам самоорганизации являются культура дописьменная (знаки, рисунки, мифы и др.), письменная (письменность, книги и др.) и экранная.

Экранная культура основывается на новом типе общения с помощью компьютерных технологий и возможности свободного выхода личности в мир информации.

2.1) объясните, примерно когда и благодаря чему возникла экранная культура?

2.2 ) приведите убедительные примеры, что все три вышеназванных типа культуры взаимосвязаны и взаимодействуют современном мире?

Ответы надо дать развернутыми предложениями.


3. Начертите сравнительную таблицу и заполните её.


ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ по уровню мастерства и по основному потребителю


НАРОДНАЯ

МАССОВАЯ

ЭЛИТАРНАЯ

примерное время

возникновения?




ориентирована

на какую аудиторию

потребителей?




создаётся каким/-ми

автором/-рами?




создаётся

авторами ради чего?




сложность содержания

для понимания?




конкретные примеры

произведений

  1. из обл. литературы

  2. из живописи

  3. из музыки





4. Тест

I. Семиклассник всё своё свободное время проводит за компьютерными играми, общаясь с другими игроками в сети Интернет. К какому направлению культуры приобщился семиклассник?  

1) экранной; 2) народной;

3) традиционной; 4) элитарной

II. Найдите в при­ве­ден­ном списке черты, свой­ствен­ные народной культуре. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

  1) авторство часто не определено

2) носит пре­иму­ще­ствен­но коммерческий характер

3) не тре­бу­ет специальной под­го­тов­ки для сво­е­го восприятия

4) появилась рань­ше других форм культуры

5) рассчитана на узкий круг ценителей

III. Верны ли следующие суждения о формах культуры?

 А. Симфоническая музыка — это разновидность элитарной культуры.

Б. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

 1) верно только А; 2) верно только Б;

3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

IV. Среди населения государства А. популярны те произведения культуры, которые понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения вне зависимости от уровня образования. Хотя эти произведения не отличаются большой художественной ценностью, у них самая широкая аудитория. Назовите эту форму культуры.

 1) элитарная; 2) народная;

3) доминирующая; 4) массовая.

V. Выберите верные суждения о формах культуры и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Характерной чертой народной культуры является её ярко выраженный коммерческий характер.

2) Главным средством распространения произведений элитарной культуры является телевидение.

3) Экранная культура является разновидностью массовой культуры.

4) К основным составляющим массовой культуры относят информационную индустрию и индустрию досуга.

5) Как правило, элитарная культура выступает в форме художественного модернизма, новаторства в искусстве.

VI. Творчество рок-группы U-2 ос­но­ва­но на син­те­зе со­вре­мен­ной рок-музыки и тра­ди­ци­он­ных кельт­ских мелодий. Груп­па про­во­дит ми­ро­вые турне и со­би­ра­ет на свои кон­цер­ты 20-ти ты­сяч­ные стадионы, имеет ком­мер­че­ский успех. Дан­ный при­мер поз­во­ля­ет про­ил­лю­стри­ро­вать вза­и­мо­связь между та­ки­ми фор­ма­ми культуры, как:

1) мас­со­вая и элитарная; 2) эли­тар­ная и народная;

3) мас­со­вая и народная: 4) тра­ди­ци­он­ная и элитарная

VII. Живописные полотна Пабло Пикассо трудны для восприятия неподготовленным человеком. Круг его почитателей — критики, искусствоведы — высокообразованные люди. К какой форме культуры можно отнести произведения Пабло Пикассо?

1) элитарной; 2) народной;

3) поп-культуре; 4) массовой культуре

VIII. Верны ли следующие суждения о формах культуры?

 А. Симфоническая музыка — это разновидность элитарной культуры.

Б. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

 1) верно только А; 2) верно только Б;

3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

IX. Верны ли следующие суждения о формах культуры?

  А. Салонная музыка — это разновидность элитарной культуры.

Б. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

 1) верно только А; 2) верно только Б;

3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

X. 10-классник Иван готовит исследовательскую работу, посвященную современной культуре. Какие из перечисленных ниже положений свидетельствуют о том, что Иван исследует особенности народной культуры? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) Иван утверждает, что данная форма культуры зародилась в середине XX в.

2) Иван установил, что памятники данной формы культуры созданы анонимными творцами.

3) Согласно работе Ивана, в основе данной формы культуры лежат традиции и обычаи.

4) Один из тезисов работы — отсутствие ярко выраженной коммерческой направленности данной формы культуры.

5) Иван установил, что памятники данной формы культуры являются отражением индивидуальной точки зрения творца.

6) Иван утверждает, что формирование этой формы культуры связано с широким распространением СМИ.


XI. Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда.

Запишите это слово (словосочетание).

 

Героический эпосанонимность произведенийколлективность твор­че­ско­го процессанародная культурафольклорный коллектив.


XII. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между от­ли­чи­тель­ны­ми при­зна­ка­ми и ос­нов­ны­ми фор­ма­ми куль­ту­ры.

 ОТ­ЛИ­ЧИ­ТЕЛЬ­НЫЙ ПРИ­ЗНАК

ФОРМА КУЛЬ­ТУ­РЫ

А) Со­зда­ет­ся эли­той или по ее за­ка­зу по за­ка­зу про­фес­си­о­наль­ны­ми твор­ца­ми.

Б) Со­зда­ет­ся ано­ним­ны­ми твор­ца­ми.

В) Ад­ре­со­ва­на узкой груп­пе зна­то­ков и це­ни­те­лей.

Г) Пре­сле­ду­ет ос­нов­ную цель – по­лу­че­ние ком­мер­че­ской вы­го­ды.

Д) Тех­ни­че­ски ти­ра­жи­ру­ет­ся в виде мно­же­ства копий.

1) на­род­ная

2) эли­тар­ная

3) мас­со­вая




5. Культура какого-либо народа, нации очень неоднородна. Обычно в ней выделяют:

  • субкультуру – часть общей (господствующей) культуры народа, нации, система ценностей, присущая какой-либо социальной группе. Например, молодёжная, мужская, профессиональная, криминальная субкультуры. Все эти субкультуры отличаются специфическими для них чертами. К примеру, отличительными особенностями молодёжной субкультуры являются направленность на демонстративное потребление, поиск себя и смелые эксперименты, демократизм поведения и т.п.;

  • контркультуру – направление развития современной культуры, противостоящее устоям духовной жизни народа, «официальной» культуре, традиционным субкультурам. Пример контркультуры: традиции и ценности скин-хедов, панков. Контркультура пытается сломать устоявшиеся ценности национальной культуры.


5. Узнайте по рисунку разновидность субкультуры и выпишите цифры вместе с названиями в следующем виде:

  • СУБКУЛЬТУРЫ: (ЦИФРА+НАЗВАНИЕ)

  • КОНТКУЛЬТУРЫ:


I

II

III

IV

V

VI


4) Воспользовавшись имеющимся у вас знаниям, дайте краткую характеристику одной из субкультур молодёжи, описав такие элементы данной культуры, как СОБСТВЕННЫЙ ЯЗЫК, НОРМЫ (в том числе внешнего вида представителя субкультуры), ЦЕННОСТИ.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!