Практическая работа по теме "Культура, её формы" для обучающихся 10 классов . Может быть использована в групповой, парной или индивидуальной работе по закреплению, уточнению и проверке знаний основных форм культуры - народной, элитарной, массовой, а также субкультуры и контркультуры.
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по теме «Культура, её формы» для 10 класса по обществознанию (УМК Л.Н. Боголюбова)»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА по теме «КУЛЬТУРА, ЕЁ ФОРМЫ И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА»
1. Соотнеси определения термина культура
А) совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей. Б) возделывание, обработка и уход за землей с тем, чтобы сделать её пригодной для удовлетворения человеческих потребностей. В) умение личности соблюдать большинство социальных норм и правил (этикета, обычаев и т.п.). Г) это особая форма жизнедеятельности людей, дающая проявиться многообразию стилей жизни, материальных способов преобразования природы. Д) всё, сделанное руками человека, нечто искусственное, в отличие от естественного, природного, натурального. Е) это комплекс постоянно обновляющихся форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности всех людей во всех сферах общественной жизни. | 1. в узком смысле; 2.в широком смысле. |
2. Формами культуры по способам самоорганизации являются культура дописьменная (знаки, рисунки, мифы и др.), письменная (письменность, книги и др.) и экранная.
Экранная культура основывается на новом типе общения с помощью компьютерных технологий и возможности свободного выхода личности в мир информации.
2.1) объясните, примерно когда и благодаря чему возникла экранная культура?
2.2 ) приведите убедительные примеры, что все три вышеназванных типа культуры взаимосвязаны и взаимодействуют современном мире?
Ответы надо дать развернутыми предложениями.
3. Начертите сравнительную таблицу и заполните её.
ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ по уровню мастерства и по основному потребителю |
| НАРОДНАЯ | МАССОВАЯ | ЭЛИТАРНАЯ |
примерное время возникновения? | | | |
ориентирована на какую аудиторию потребителей? | | | |
создаётся каким/-ми автором/-рами? | | | |
создаётся авторами ради чего? | | | |
сложность содержания для понимания? | | | |
конкретные примеры произведений из обл. литературы из живописи из музыки | | | |
4. Тест
I. Семиклассник всё своё свободное время проводит за компьютерными играми, общаясь с другими игроками в сети Интернет. К какому направлению культуры приобщился семиклассник? 1) экранной; 2) народной; 3) традиционной; 4) элитарной | II. Найдите в приведенном списке черты, свойственные народной культуре. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) авторство часто не определено 2) носит преимущественно коммерческий характер 3) не требует специальной подготовки для своего восприятия 4) появилась раньше других форм культуры 5) рассчитана на узкий круг ценителей |
III. Верны ли следующие суждения о формах культуры? А. Симфоническая музыка — это разновидность элитарной культуры. Б. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны | IV. Среди населения государства А. популярны те произведения культуры, которые понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения вне зависимости от уровня образования. Хотя эти произведения не отличаются большой художественной ценностью, у них самая широкая аудитория. Назовите эту форму культуры. 1) элитарная; 2) народная; 3) доминирующая; 4) массовая. |
V. Выберите верные суждения о формах культуры и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания. 1) Характерной чертой народной культуры является её ярко выраженный коммерческий характер. 2) Главным средством распространения произведений элитарной культуры является телевидение. 3) Экранная культура является разновидностью массовой культуры. 4) К основным составляющим массовой культуры относят информационную индустрию и индустрию досуга. 5) Как правило, элитарная культура выступает в форме художественного модернизма, новаторства в искусстве. |
VI. Творчество рок-группы U-2 основано на синтезе современной рок-музыки и традиционных кельтских мелодий. Группа проводит мировые турне и собирает на свои концерты 20-ти тысячные стадионы, имеет коммерческий успех. Данный пример позволяет проиллюстрировать взаимосвязь между такими формами культуры, как: 1) массовая и элитарная; 2) элитарная и народная; 3) массовая и народная: 4) традиционная и элитарная |
VII. Живописные полотна Пабло Пикассо трудны для восприятия неподготовленным человеком. Круг его почитателей — критики, искусствоведы — высокообразованные люди. К какой форме культуры можно отнести произведения Пабло Пикассо? 1) элитарной; 2) народной; 3) поп-культуре; 4) массовой культуре | VIII. Верны ли следующие суждения о формах культуры? А. Симфоническая музыка — это разновидность элитарной культуры. Б. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны |
IX. Верны ли следующие суждения о формах культуры? А. Салонная музыка — это разновидность элитарной культуры. Б. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны | X. 10-классник Иван готовит исследовательскую работу, посвященную современной культуре. Какие из перечисленных ниже положений свидетельствуют о том, что Иван исследует особенности народной культуры? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Иван утверждает, что данная форма культуры зародилась в середине XX в. 2) Иван установил, что памятники данной формы культуры созданы анонимными творцами. 3) Согласно работе Ивана, в основе данной формы культуры лежат традиции и обычаи. 4) Один из тезисов работы — отсутствие ярко выраженной коммерческой направленности данной формы культуры. 5) Иван установил, что памятники данной формы культуры являются отражением индивидуальной точки зрения творца. 6) Иван утверждает, что формирование этой формы культуры связано с широким распространением СМИ. |
XI. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). Героический эпос, анонимность произведений, коллективность творческого процесса, народная культура, фольклорный коллектив. |
XII. Установите соответствие между отличительными признаками и основными формами культуры. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК | ФОРМА КУЛЬТУРЫ | А) Создается элитой или по ее заказу по заказу профессиональными творцами. Б) Создается анонимными творцами. В) Адресована узкой группе знатоков и ценителей. Г) Преследует основную цель – получение коммерческой выгоды. Д) Технически тиражируется в виде множества копий. | 1) народная 2) элитарная 3) массовая | |
5. Культура какого-либо народа, нации очень неоднородна. Обычно в ней выделяют:
субкультуру – часть общей (господствующей) культуры народа, нации, система ценностей, присущая какой-либо социальной группе. Например, молодёжная, мужская, профессиональная, криминальная субкультуры. Все эти субкультуры отличаются специфическими для них чертами. К примеру, отличительными особенностями молодёжной субкультуры являются направленность на демонстративное потребление, поиск себя и смелые эксперименты, демократизм поведения и т.п.;
контркультуру – направление развития современной культуры, противостоящее устоям духовной жизни народа, «официальной» культуре, традиционным субкультурам. Пример контркультуры: традиции и ценности скин-хедов, панков. Контркультура пытается сломать устоявшиеся ценности национальной культуры.
5. Узнайте по рисунку разновидность субкультуры и выпишите цифры вместе с названиями в следующем виде:
4) Воспользовавшись имеющимся у вас знаниям, дайте краткую характеристику одной из субкультур молодёжи, описав такие элементы данной культуры, как СОБСТВЕННЫЙ ЯЗЫК, НОРМЫ (в том числе внешнего вида представителя субкультуры), ЦЕННОСТИ.