СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа по истории на тему: "Общественно-политическое развитие СССР в условиях «оттепели».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа имеет своей целью систематизацию и осмысление представлений об общественно-политическом развитии СССР в условиях «оттепели», о научно-технической революции в СССР.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по истории на тему: "Общественно-политическое развитие СССР в условиях «оттепели».»

Министерство образования Ставропольского края

ГБПОУ «Александровский сельскохозяйственный колледж»

Инструкционно – технологическая карта

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 16

ТЕМА: Общественно-политическое развитие СССР в условиях «оттепели».


Цели работы:

1. систематизация и осмысление представлений об общественно-политическом развитии СССР в условиях «оттепели», о научно-технической революции в СССР.

2. Продолжить формирование умения работать с историческими документами, отвечать на вопросы, делать выводы.

3. Продолжить формирование умений характеризовать историческое значение проводимой политики; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов.

Вид урока: практическая работа

Метод обучения: письменный

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная

Средства обучения: бланки с заданиями.

Время проведения: 90 мин.

Учебно-методическое обеспечение. - В. В. Артемов История для профессии и специальностей технического, естественно - научного, социально - экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. Образования: в 2 ч. Ч. 2/В.В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. - М.: Издательский центр «Академия», 2019; текст из доклада Н. С. Хрущева на закрытом заседании ХХ съезда КПСС 25 февраля 1956 г.

Ход работы.

Задание 1. Прочитайте документ и ответьте на вопросы.

Доклад Н. С. Хрущева на закрытом заседании ХХ съезда КПСС 25 февраля 1956 г. «О культе личности и его последствиях» (фрагменты):

«.Те отрицательные черты Сталина, которые при Ленине проступали только в зародышевом виде, развились в последние годы в тяжкие злоупотребления властью со стороны Сталина, что причинило неисчислимый вред нашей партии.

...Всякие нормы правильного партийного решения были ликвидированы, все было подчинено произволу одного лица. .Культ личности приобрел такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. .Когда мы сейчас резко выступаем против культа личности . у отдельных людей может возникнуть вопрос: как же так, ведь Сталин стоял во главе партии и страны 30 лет, при нем были достигнуты крупные победы, разве можно отрицать это? Я считаю, что так ставить вопрос могут только ослепленные и безнадежно загипнотизированные культом личности люди, которые не понимают сущности революции и Советского государства, не понимают по-настоящему, по-ленински роль партии и народа в развитии советского общества.

.Эти победы - результат огромной по своему размаху деятельности народа и партии в целом, они вовсе не являются плодом руководства одного лишь Сталина, как это пытались представить в период процветания культа личности».

«.Мы полагаем, что страны с разными социальными системами не просто могут существовать рядом друг с другом. Надо идти дальше, к улучшению отношений, к укреплению доверия между ними, к сотрудничеству. .Для укрепления дела мира во всем мире имело бы огромное значение установление прочных дружественных отношений между двумя крупнейшими державами мира - Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки» (Известия ЦК КПСС - 1989. -№3. - С. 135 - 140, 142 - 144).

  1. В чем суть критики Н. С. Хрущевым культа личности И. В. Сталина?

  2. Какие меры были предприняты для ликвидации последствий сталинизма в период «оттепели»?

  3. Какие изменения были внесены на ХХ съезде КПСС во внешнеполитический курс СССР и как он реализовывался?



Задание 2. Рассмотрите плакаты и ответьте на вопросы к ним.


Плакат «Поднимай целину!». 1954 г.


Хрущёв, в отличие от Маленкова,

считал, что дальнейший подъём сельского хозяйства можно обеспечить путём повышения государственных

закупочных цен на продукцию колхозов и совхозов и быстрого расширения посевных площадей. Для этого он выдвинул идею освоения целинных и залежных земель.


1.Сформулируйте главную задачу освоения целинных земель.


Плакат «По производству мяса,

молока и масла на душу населения

догоним Америку!». 1961 г.

На практике в результате непродуманных реформ Хрущёва сельскохозяйственное производство упало.


2. По каким категориям продуктов питания советское руководство поставило задачу перегнать США?



Плакат «Дорогу кукурузе». 1955 г.

В 1955 г. советская делегация во время поездки по США познакомилась с опытом американских фермеров по выращиванию кукурузы. Её урожайность в Америке значительно опережала те зерновые культуры, которые веками выращивали в нашей стране. Вскоре Хрущёв потребовал

широко внедрить кукурузу в СССР.


3. С какой целью в сельское хозяйство внедрялась кукуруза?

И чем завершился эксперимент?



Задание 3. Прочитайте отрывки из сообщений мировых СМИ в апреле 1961 г. о первом

в мире полёте человека в космическое пространство. Выполните задания и ответьте на вопросы.

Би-би-си (Великобритания): «Советы победили в космической гонке» (12 апреля).


Agence France-Presse (Франция): «Советский Союз, впервые запустивший в 1957 году искусственный спутник Земли, первым достигший Луны в 1959 году, наконец, первым в прошлом году вернувший на Землю животных из космоса, только что дал миру своего Христофора Колумба космического пространства… Подобного человечество не знало» (12 апреля).


«Жэньминь жибао» (Китай): «Поразительные темпы прогресса, блестящие достижения советской науки и техники вселяют в сердца миллионов людей земного шара величайшую радость и вдохновение. Первый

в мире спутник Земли, первая ракета на Луне, первая ракета на пути к Венере, первый космический корабль были построены и успешно запущены советскими людьми. А теперь первый человек — советский гражданин, находившийся на борту космического корабля, с триумфом вернулся из полёта во Вселенной» (13 апреля).


l’Humanite (Франция): «Советский Союз открыл человеку эру космоса» (14 апреля).


San Diego Evening Tribune (США): «Сегодня Россия выиграла гонку в космосе, запустив молодого офицера ВВС вокруг земного шара на космическом корабле и вернув его живым»

(12 апреля).


Tribune de Geneve (Швейцария): «Событие номер один XX века» (12 апреля).


El Espectador (Колумбия): «Подвиг Советского Союза — триумф человечества» (13 апреля).


  1. Назовите год, когда произошло описанное событие.

  2. Назовите имя советского лидера, при котором произошло описываемое в источниках событие.

  3. Какое значение имело данное событие для: а) развития науки; б) международного авторитета СССР?






Задание 4. Ответить на вопрос.


1 рубль СССР 1961 г.

В 1961 г. была проведена деноминация денежных знаков СССР. Старые деньги на новые обменивались по курсу 10 : 1, мелкие монеты от 1 до 3 коп. сохраняли хождение. Внешний вид выпущенных в 1961 г. банкнот не претерпевал изменений вплоть до 1991 г. — почти до распада СССР.


2. С помощью дополнительных источников информации выясните, что можно было купить

в 1960-х гг. на 1 рубль.



Задание №5. Прочитайте текст и ответьте на вопрос о молодежной субкультуре.


Особенностью эпохи стало проникновение в советский быт элементов международной молодёжной субкультуры. Это происходило на фоне участившихся международных контактов после VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Регулярными стали московские кинофестивали и международные конкурсы. Сказывалось и общее омоложение населения.

К 1960 г. молодёжь в возрасте до 30 лет составляла половину населения СССР. На улицах Москвы и ряда других крупных городов появились молодые люди, одетые в яркую одежду. В общении между собой они использовали много англицизмов, увлекались популярным тогда в Европе и США рок-н-роллом. Несмотря на негативную реакцию со стороны консервативно настроенного общества, в среде молодёжи стиляги (так их стали называть) вызывали определённый интерес.



«Стиляга». 1955 г.

Стиляг немало есть у нас.

Мы их встречаем каждый раз

В аудитории любой

И на Тверской.

Разодеты они, словно попугаи,

Перья в шляпах дикарей напоминают,

Брюки дудочкой и стильная походка,

И болтается пальто, как балахон.

Из песни стиляг на основе популярной в 1950-е гг. итальянской песни «Два сольди».



2. Кто такие стиляги? Почему в СССР боролись с ними?




Сделать вывод о проделанной работе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!