СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа "Машиностроение мира"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа "Машиностроение мира"»

Машиностроение мира

Цели: сформировать представление о развитии машиностроения в мире, главных центрах машиностроения.

Оборудование: карта машиностроения мира, атласы.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I.                    Опрос

Задания на проверку фактических знаний:

1.                   Назовите и покажите на карте медный, алюминиевый, оловянный пояса.

2.                   Какие регионы мира и страны являются экспортерами меди и мед­ных концентратов, а какие — импортерами этой продукции?

3.                   В каком регионе мира находится крупнейший район добычи алю­миниевого сырья?

4.                   Установите соответствие:

1)                   Суринам. 2) Заир. 3) Монголия. 4) Боливия.

а)         глинозем, б) легирующие металлы, в) олово, г) медь.

5.                   Для какой отрасли цветной металлургии характерен разрыв между районами добычи руды и районами выплавки металла? Ответ поясните.

6.                   Почему развивающиеся страны играют все большую роль в выплав­ке черных и цветных металлов?

Задания на творческое применение знаний:

1.                   На международной выставке «Цветные металлы» встретились пред­ставители 4 стран западного полушария, входящих в десятку крупней­ших стран мира по добыче бокситов. Несмотря на географическую бли­зость своих стран (3 из них имеют общую границу), беседующие должны были прибегнуть к услугам переводчиков сразу с 3 языков. С каких язы­ков пришлось переводить беседу? Граждане, каких стран в ней участво­вали? Какая из этих стран добывает бокситов больше остальных? Бразилия (порт); Гайана (анг) Венесуэла (исп) Чили (исп)

2.                   В феврале в аэропорту «Хитроу» встретились представители двух стран, прибывшие в Лондон. Оказалось, что оба они представители оловянных компаний. Обе эти компании расположены около экватора, однако один из приезжих не удивился лондонской зиме, сказал, что в своей стране он при­вык переносить и более сильные морозы. Другой, посмеявшись, ответил, что за день до этого искупался в море. И услышав в ответ, что его собеседник лишен такой возможности, очень удивился. О каких странах идет речь? В каких странах живут эти люди? На каких языках они разговаривают? Боливия (испанский и ещё 37 м) и Малайзия (малазийский).

II.                 Изучение нового материала

Машиностроение - главная отрасль обрабатывающей промышлен­ности мира. Она отражает уровень научно-технического прогресса, эко­номический уровень страны, обороноспособность страны, определяет раз­витие других отраслей.

Современное машиностроение имеет сложную структуру: общее ма­шиностроение (тяжелое и энергетическое машиностроение, станкострое­ние, производственное оборудование, производство сельскохозяйственных машин), транспортное машиностроение, приборостроение, электротехни­ку. На размещение отраслей машиностроения влияют разные факторы.

Вспомните из курса 9 класса и найдите соответствие между отраслью машиностроения и фактором, влияющим на его размещение. (Схема без стрелочек записана на доске, один ученик работает у доски, а осталь­ные — в тетрадях. В данном случае следует вызвать к доске слабого уче­ника. Затем работа проверяется.

Фактор

Отрасль

Наукоёмкий

электротехника

Металлоёмкий

 Судостроение

Транспортный

Автомобилестроение, железнодорожное машиностроение

Потребительский

сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение

Трудовые ресурсы 

Электротехника, автомобилестроение





Из схемы видно, что в последнее время растет роль научного и трудо­вого факторов размещения отраслей машиностроительной промышлен­ности, а роль сырьевого уменьшается. Почему? (В машиностроении мира, уменьшается роль сырья, так как металл частично заменяется пластмас­сами и другими материалами). Старые отрасли находятся в упадке, либо стабилизируются. Новые отрасли обнаруживают некоторый рост, напри­мер, автомобилестроение. Новейшие отрасли растут быстрыми темпами.

Задание: Работая с картами атласа, определить лидеров в различных отраслях машиностроения (работу можно организовать по группам). От­веты оформляются в виде таблицы. Колонку «особые примечания» уче­ники заполняют, опираясь на текст учебника и на собственные знания.







Далее идет проверка качества заполнения таблицы. По итогам про­верки можно сделать вывод об уровне развития машиностроения в раз­ных странах. Анализ можно зафиксировать в схеме или таблице.

 

Задание: Весь мир по уровню машиностроения можно разделить на несколько регионов: Северная Америка, Европа, Азия, Африка, Южная Америка. Сделайте анализ карты «машиностроение мира», опираясь на записи в тетради, текст учебника и дайте характеристику каждого из ре­гионов, пользуясь, планом на с. 159. Объем работы можно сократить и дать характеристику только отраслевого состава машиностроения регио­на. Работа может выполняться в группах.

Северная Америка — развиты все отрасли машиностроения. Доля от мирового машиностроения составляет более 30%.

Европа — развиты практически все отрасли машиностроения, осо­бенно автомобилестроение и массовое машиностроение. На долю Ев­ропы от мирового производства машиностроения приходится около 25-39%.

Восточная и Юго-Восточная Азия — лидер в регионе один — Япо­ния, по всему региону располагаются дочерние компании и филиалы японских концернов. Особенно высокий уровень производства в данном регионе бытовой электроники. Также широко представлено судострое­ние, автомобилестроение. Общая доля Азии от мирового производства машин мира составляет около 20%.

СНГ — развиты практически все отрасли машиностроения, но меж­дународной специализацией является металлоемкое машиностроение. Можно сказать, что этот регион занимает промежуточное положение по уровню развития машиностроения между развитыми и развивающимися странами.

Латинская Америка — в последние десятилетия уровень развития ма­шиностроения региона растет довольно высокими темпами, особенно в Бразилии, Аргентине, Мексике. В автомобилестроении и судостроении по объему выпускаемой продукции эти страны даже входят в первую де­сятку стран мира.

II.                 Закрепление изученного материала

Задание: Заполнить таблицу «Специализация ведущих держав мира», отметить крестиками страны, в которых развита данная отрасль машино­строения.

 

III.                Домашнее задание

Повторить изученный материал.

Дополнительные материалы

«БОИНГ» — компания США по производству транспортных реактивных самолетов. Основана в 1916. Объем продаж — 17 млрд долларов, чистая при­быль—614 млн долларов, число занятых— 147 тыс. человек (конец 1980-х гг.). В 1997 приобрел компанию «Макдоннелл-Дуглас».

«ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС» — крупнейшая в мире американская автомобиль­ная компания. Выпускает легковые автомобили марок «Бьюик», «Шевроле», «Кадиллак», «Воксхолл», «Понтиак» и другие, а также грузовики, различные комплектующие. Играет значительную роль в выпуске авиакосмической продук­ции, производит энергетическое оборудование, строительную и железнодорож­ную технику, бытовые приборы. Штаб-квартира находится в Детройте (штат Ми­чиган).

Основана в 1908 предпринимателем У. Дюрантом, которому удалось приобре­сти права на многообещающий «Бьюик», в 1909 он присоединил «Кадиллак» и «Олдсмобил», а также начал выпуск грузовиков. Дюрант, стремясь как можно скорее запустить в производство наибольшее число марок, нажил огромные долги. Но упорный бизнесмен не сдавался. Удачно организовав компанию «Шевроле», он снова начал управлять фирмой и в 1918 году присоединил к ней «Шевроле».

«Дженерал Моторе» преобразуется в корпорацию. Несмотря на то, что мар­ки автомобилей «Дженерал Моторе» пользовались у покупателей успехом, фи­нансовые дела опять пришли в упадок. В 1920 году Дюрант вынужден был на­всегда оставить свое детище, и корпорацию возглавил Альфред Слоун (Sloan; президенте 1923-1937 гг., председатель совета директоров в 1937-1956 гг.). Контрольный пакет акций корпорации отошел к семье Дюпон. Слоун преобра­зовал «Дженерал Моторе» из хаотичного скопления разрозненных отделений, подчас конкурировавших между собой, в единый производственный и финансо­вый организм, сохранив, вместе с тем, некоторую автономию. Убыток от выпус­ка новых марок стал перекрываться прибылью от других отделений. Приведя в порядок финансовые дела, Слоун продолжил покупку компаний. Он приобрел «Воксхолл» (Vauxhall; Британия) в 1925 году, «Адам Опель» (Германия) в 1929 году, «Холден» (Holden; Австралия) в 1931 году. Отделение грузовиков было организовано в 1925 году на базе компании Yellow Truck & Coach Manufacturing (ныне это GM Truck & Coach Division). К концу 1920-х годов «Дженерал Моторе», предлагая потребителям разнообразные марки на всевоз­можный вкус, одержала верх над компанией Генри Форда. В послевоенный пе­риод корпорация приобрела контроль над японскими компаниями «Есудзу», «Сузуки» и южнокорейской «Дэу». Все модели корпорации отличает общий стиль. В Америке «Дженерал Моторе» традиционно отдает предпочтение боль­шим машинам, так что проектирование малолитражных автомобилей нередко происходит в Европе. Именно «Дженерал Моторе» в 1949 году внедрила пер­вый по-настоящему жесткий верх кузова автомобиля. Тем не менее, из-за кон­куренции с японскими автомобилями корпорация в 1970-1980-е гг. испытала ряд серьезных трудностей. В 1984 году «Дженерал Моторе» организовала новое автомобильное отделение, «Сатурн» (Saturn), использующее высокоавтомати­зированные заводы для производства компактных автомобилей. Усилия по мо­дернизации оказались только частично успешными, и в начале 1990-х годов компания была вынуждена закрыть существенное число заводов в США и сокра­тить десятки тысяч рабочих и служащих после нескольких лет беспрецедентно тяжелых потерь. К1997 году положение удалось несколько выправить.

Отделения и дочерние фирмы компании расположены в Канаде, Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Мексике, Перу, Уругвае, в Австрии, Англии, Бельгии, Нидерландах, Дании, Испании, Италии, Норвегии, Португалии, Франции, Гер­мании, Финляндии, Швейцарии, Швеции, ЮАР.

«ДЖЕНЕРАЛ ЭЛЕКТРИК» — электротехническая и радиоэлектронная компания США. Основана в 1892 году. В 1986 году поглотила крупную радио­электронную компанию «РКА». Выпускает также авиакосмическую технику и военное оборудование, имеет радио- и телестанции. Объем продаж — 49,4 млрд долларов, чистая прибыль — 3,4 млрд долларов, число занятых - 298 тыс. чело­век (конец 1980-х гг.).

«МИЦУБИСИ МОТОРС» - отделение подразделения тяжелой промыш­ленности в корпорации «Мицубиси». Штаб-квартира находится в Токио.

Первые автомобили «Мицубиси Моторе» во многом напоминали машины Форда. В 1921 году их выпуск был прекращен, так как в Японии спрос на легко­вые автомобили был небольшой. С 1924 года начинается производство тяжелых грузовиков большой грузоподъемности, автобусов. Для нужд Токио выпускаются мусоровозы и поливальные машины. В 1935 году здесь был сделан первый япон­ский автобус. После разрушений, вызванных второй мировой войной, «Мицуби­си» производила мотороллеры и трехколесные развозные автомобили, а автобусы появились вновь в 1946 году. В послевоенный период выпуск легковых автомо­билей начался в 1960 году с массового седана «Мицубиси 500». В 1970 году появляются линии моделей Galant, Lancer, постоянно обновляющиеся. С 1983 автомобили «Мицубиси» оснащаются электронной системой подвески. В 1982 выпускается «Мицубиси-Паджеро» - популярный джип, новая модификация которого сделана в 1991 году.

«МАЦУСИТА» - японская компания, ведущий мировой производитель электротехники. Компании принадлежит ряд известных торговых марок - Panasonic Technics, National, Seiko, JVC.

Основана в 1918 году японским предпринимателем К. Мацуситой (1895- 1989). Начав с производства электрических розеток и выключателей, компания превратилась в транснациональную корпорацию. В 1930-е годы компания нала­дила выпуск радиоприемников и электрических батареек, а в 1935 году начала работы по созданию первого японского телевизора. В послевоенные годы стала одним из творцов «японского экономического чуда», ее товары под торговыми марками Panasonic, Technics, National, Seiko завоевали мировой рынок.

Matsushita производит высококачественную бытовую технику: стиральные машины, телевизоры, магнитофоны, а также поставляет телефонное оборудова­ние, факсимильные аппараты, мониторы, цветные лазерные принтеры, CD-ROM- драйверы, копировальные аппараты, пишущие машинки и т. д. В 1995 году ком­пания представила первую цифровую видеокамеру, а в 1996 — первый DVD- плейер.

Производственные мощности Matsushita расположены как в Я понии, так и за ее пределами — в США, Таиланде, на Тайване.

«САМСУНГ» — многоотраслевая южнокорейская корпорация, ведущий про­изводитель бытовой и офисной электроники.

Компания была основана в 1938 году в городе Тэгу предпринимателем Ли Бьюнг Чалом. В 1950-е годы Samsung стала одной из крупнейших компаний страны. Успешное развитие позволило компании в 1980-е годы внедриться всек- торы полупроводниковой и иной высокотехнологичной промышленности, а в конце 1990-х годов выйти на передовые рубежи научно-технического прогресса. Производит авиакосмическое, телекоммуникационное, офисное оборудование, бытовую технику1, промышленные автоматизированные комплексы, оптическую электронику. Корпорации принадлежат также предприятия судостроительной, ав­томобильной, химической, строительной отраслей промышленности. Традицион­но все заводы Samsung строились в самой Корее, но в 1990-е годы корпорация стала размешать производственные мощности и за границей (Мексика, Великоб­ритания, Китай, Малайзия, Бразилия). Ряд дочерних компаний Samsung выпус­кают мониторы, струйные принтеры, ноутбуки, CD-ROM-дисководы, жесткие диски, коммуникационное оборудование.

«САНЬО» — японский концерн по выпуску многофункциональной элект­ротехнической продукции. Штаб-квартира находится в Осаке.

Головная компания концерна была основана в 1947 году. Широким спросом на компьютерном рынке пользуются выпускаемые компанией цифровые фотока­меры, а также LCD-видеопроекторы для компьютерных презентаций и обучения с помощью компьютерных программ и Интернет. В концерн входит 321 компа­ния, из которых 139 базируются в 27 зарубежных странах.

«ТОШИБА» — японский концерн, ведущий мировой производитель про­мышленной, офисной, бытовой электроники и электротехники.

Компании, входящие в концерн Toshiba Group, производят компьютерные системы, телекоммуникационное оборудование, системы автоматизации, меди­цинские электронные приборы, копировальные аппараты, теле- и аудиотехнику, пишущие машинки, устройства для хранения информации, промышленное энер­гетическое оборудование, электрогенераторы, транспортное оборудование, лиф­ты, подъемники, эскалаторы, электронные компоненты и материалы (полупро­водники, электронные трубки, оптоэлектронные устройства, жидкокристалли­ческие дисплеи, электрические батареи, электроплаты).

Toshiba занимает седьмое место в мире по объему производства электрического и электронного оборудования.

«ХИТАЧИ» — японская многоотраслевая корпорация, занимающая ведущее место в мировом производстве промышленного и энергетического оборудования, бытовой техники, электроники, оказании информационных и сервисных услуг.

Основана в 1910 году в местечке Хитати (севернее Токио), первоначально за­нималась ремонтом, а позднее — усовершенствованием электроприборов. Стара­ясь находиться в авангарде технических достижений, Hitachi более половины сво­их доходов тратит на научные исследования и разработки. Большую часть ее сбыта составляют компоненты для сборки электронной аппаратуры: полупроводнико­вые устройства памяти, электронно-лучевые трубки, жидкокристаллические па­нели. Hitachi также производит силовые полупроводниковые приборы, оборудо­вание для электростанций, медицинскую аппаратуру.

Компания входит в число крупнейших мировых производственных корпораций.

«ХОНДА» - японская компания, выпускающая легковые автомобили и мото­циклы, различную специальную технику, атакже разнообразные двигатели. Выпус­кает часть продукции под маркой «Дайхацу». Штаб-квартира находится в Токио.

«НИССАН МОТОР» — японская промышленная корпорация по выпуску легковых автомобилей, грузовиков и автобусов марок «Ниссан» (Nissan) и «Да- цун» (Datsun). Выпускает также спортивные лодки, спутники связи и др. Штаб- квартира находится в Токио.

Компания возникла в 1925 году в результате слияния двух компаний — Kwaishinsha Со. (основанной в 1911 г. и производившей автомобили «Дат») и Jitsuo Jidosha Со. (основанной в 1919 г.) - и называлась Dat Jidosha Seizo Co. Новая компания стала выпускать транспортные средства под маркой «Дацун». Первый легковой автомобиль был выпушен в 1931 году. В годы второй мировой войны выпускались в основном грузовики и другой транспорт для армейских нужд. Так как предприятия компании были оккупированы в 1945 году, то вы­пуск продукции надолго приостановился (фактически до 1955 года).

В 1960-е годы компания сделала мощный рывок: внедрилась на все рынки, прежде всего на американский. Модели создавались в расчете на американского потребителя. В конце 1970-х годов компания приступила к выпуску автомобилей высшей группы среднего класса. С 1983 года сотрудничала с «Альфа Ромео» в выпуске спортивных автомобилей.

Дочерние предприятия «Ниссан» есть в Австралии, Перу, Мексике, Соеди­ненных Штатах и Германии.

«ФИАТ» — крупнейшая итальянская автомобильная корпорация. Выпускает легковые, спортивные и гоночные автомобили, грузовики, различную промышлен­ную и сельскохозяйственную технику. Корпорации принадлежат также предприятия по выпуску аэрокосмической продукции. Штаб-квартира находится в Турине.

«ФИАТ» сотрудничал с СССР в строительстве Волжского автомобильного завода в г. Ставрополе-на-Волге (ныне Тольятти). В 1969 в «ФИАТ» входит компания «Ланча», с 1986 — «Альфа Ромео».

«ФОРД МОТОР» — американская автомобильная компания, выпускающая легковые автомобили марок «Форд», «Меркюри», «Линкольн», грузовики, раз­нообразную сельскохозяйственную технику. «Форду» принадлежит компания «Ягуар». Штаб-квартира находится в Диборне (штат Мичиган), недалеко от ко­торого была когда-то ферма родителей Генри Форда.



Компания была основана Генри Фордом в 1903 году и с самого начала пред­назначалась для выпуска дешевого автомобиля. Успех «жестяной Лиззи» — но­вой модели — был столь велик, что постоянно расширяющиеся предприятия Фор­да не справлялись с заказами. В «Форд Мотор» в 1913 году впервые в мире на производстве был введен метод стандартизации взаимозаменяемых частей изделий и конвейерная технология сборки автомобилей, что позволило всего за один год поднять производительность труда на 40-60%. Одновременно возросла зарплата рабочих и служащих, превысив среднюю по промышленности в два раза. На пред­приятиях был введен восьмичасовой рабочий день. Ксередине 1914 было произ­ведено 500 тысяч моделей «Т», к 1923 году каждый второй автомобиль в Америке делался на заводах «Форд Мотор».

В 1922 году «Форд Мотор» приобрел компанию «Линкольн», управление которой было поручено Эдселю Форду, единственному сыну Генри Форда. В 1920- 30-е годы «Форд Мотор» активно открывает отделения во многих странах мира, в том числе сотрудничает с Советской Россией (создание заводов Г АЗ, АМО). Ве­ликая депрессия 1929 резко снижает продажи автомобилей. Вдвое падает заработ­ная плата. Сравнительно удачной былалиния автомобилей «Меркюри», запущен­ная в 1938 году. Компанией номинально управляет Эдсель Форд, но его автори­тет не сравним с авторитетом его отца. В делах начинается застой, продлившийся до начала Второй мировой войны, когда военные заказы поправили финансовые дела. После правления старика Форда (Эдсель умер в 1943) в 1945 году власть перешла к Генри Форду-второму, вдохнувшему новую жизнь в компанию.

Форд-младший реорганизует систему набора персонала, применяет для разра­ботки стратегии фирмы известные ему с войны методы «мозгового штурма», при­глашает группу системных аналитиков.

Запуск серий моделей «Тандерберд» (Thunderbird) в 1955 году и «Мустанг» (Mustang), ставших ныне классическими, упрочил финансовое положение «Форд Мотор».

«ПЕЖО» — крупнейшая частная французская автомобильная компания, вы­пускающая легковые, спортивные и гоночные автомобили, специальные автомо­били, мотоциклы и велосипеды, а также двигатели. В 1974 приобрела компанию «Ситроен» и до 1980 года называлась «Пежо-Ситроен». Штаб-квартира нахо­дится в Париже.

Компания сохраняетлидирующее положение на европейском рынке велоси­педов и мотоциклов.

«РОЛЛС-РОЙС» — английская компания по вы пуску дорогих престижных автомобилей класса «люкс» и двигателей. 4 февраля 1971 года компания была официально объявлена банкротом и разделена на автомобильную компанию Rolls- Royce Ltd. и Rolls-Royce Motor Holding. Rolls-Royce Ltd., включающая отделение по выпуску реактивных двигателей, с 1971 по 1987 гг. находилась под управле­нием государства. Приватизирована в 1987 году и стала называться Rolls-Royce PLC. В 1998 году приобретена концерном «Фольксваген». Штаб-квартира нахо­дится в Лондоне. Rolls-Royce Motor Holding выпускает автомобили, комплекту­ющие для автомобильной и авиационной промышленности, дизельные двигатели, локомотивы, легкие самолеты. В 1980 году слилась с известной компанией «Вик­керс». Штаб-квартира находится в г. Дерби.

Название компании сохраняет память о двух ее основателях - блестящем ари­стократе и спортсмене Чарльзе Ролл се и талантливом и упорном инженере-само- учке и предпринимателе Генри Ройсе. Первым удачным изделием фирмы стал 6-ти цилиндровый автомобиль 1906 года, его корпус был окрашен в серебряный цвет (посеребренными были и некоторые детали, и без того сверкавшие после тщательной ручной отделки). Этот «Серебряный призрак» стал едва ли не самым известным автомобилем в мире, в котором изысканность и совершенство линий сочеталось с высочайшим качеством материалов и сборки, а конструкция шасси была создана классически просто. Сделанный Генри Ройсом мотор обеспечивал «Серебряному призраку» почти бесшумный и плавный ход. В Британии автомо­биль выпускался до 1925 года, а в Соединенных Штатах в 1920-1926 гг. Конст­рукция, типы кузовов и отделка постоянно менялись, а качество всегда оставалось не просто высоким, а недостижимым. Небольшие серии получали названия «Лон- дон-Эдинбург» (в честь автопробега в 1911 году), «Альпийский орел», в честь альпийского ралли в 1913 году, для Индии выпускался «Колониал». На шасси последней модели во время Первой мировой войны для британских вооруженных сил выпускались броневики «Континентал».

Престиж марки «Роллс-Ройс» был столь велик, что компания становится по­ставщиком автомобилей для британского королевского дома и многих правящих и аристократических семейств мира.

Благодаря относительно стабильному рынку Британии, где состоятельные по­купатели не так пострадали от Великой депрессии, компании и в кризисные 1930- е годы удалось сохранить свои позиции на автомобильном рынке.

В 1931 году к «Роллс-Ройс» присоединяется компания «Бентли», имеющая устоявшуюся репутацию производителя добротных, дорогих и надежных спортив­ных машин, по основным параметрам очень похожих на «Роллс-ройсы». Марка «Бентли» сохраняется до настоящего времени. Начиная с 1949 года, классические автомобили класса «люкс» получают пронизанные духом ностальгии названия «Серебряный призрак», «Серебряный рассвет», «Серебряное облако», в 1965 году сменившийся «Серебряной тенью». В1971 году компании грозило банкротство, от которого ее как национальное достояние спасло британское правительство, вло­жив вдело 250 млн долларов. Роскошные «Роллс-ройсы» по-прежнему делаются вручную, по индивидуальным заказам.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!