Практическая работа № 5-6
Тема: Изучение схемы пищеварительного тракта. Подбор продуктов питания, лучших с точки зрения усвоения пищи.
Цели работы:
-образовательные: приобрести знания по строению пищеварительной системы человека; приобрести навыки по подбору продуктов питания для лучшего усвоения.
-развивающие: развить навыки самостоятельной работы; развить умения анализировать рабочую ситуацию, организовывать, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы; осуществлять поиск информации;
-воспитательные: воспитание ответственности, трудолюбия, аккуратности.
Общие теоретические сведения:
Питание одна из составляющих обмена веществ. Оно представляет собой совокупность процессов, включающих поступление, переваривание, всасывание и усвоение организмом веществ, необходимых для поддержания его нормальной жизнедеятельности.
Основные питательные вещества, необходимые для жизнедеятельности:
белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, вода.
Пищеварение процесс, в ходе которого поглощенная пища переводится в форму, пригодную для использования организмом. Оно происходит в процессе перемещения пищи по органам, составляющим пищеварительный тракт.
Функции пищеварительной системы: механическая, химическая, всасывающая Состав системы органов пищеварения: пищеварительный канал, пищеварительные железы, ротовая полость, слюнные железы, глотка, печень, пищевод, поджелудочная железа, желудок, кишечные железы, тонкий кишечник, толстый кишечник. Особенности пищеварения:
А) В пищеварительном канале
Ротовая полость (щелочная среда, расщепление углеводов, муцин, лизоцим)
Глотка (пищеварительные пути пересекаются с дыхательными)
Пищевод (трубка длиной 30 см., с обоих концов пережимается сфинктерами) Желудок (кислая среда, пепсин + соляная кислота, в-во, защищающее стенки от самопереваривания, переваривание до 3-10 ч., расщепление углеводов и белков)
Тонкий кишечник (слабощелочная среда, 5-6 м., двенадцатиперстная, тощая, подвздошная кишка, кишечный сок, завершение переваривания пищевых в-в, всасывание)
Толстый кишечник (слабощелочная среда, 2м, слепая, ободочная, прямая кишка, аппендикс, бактериальная флора, всасывание воды) Всасывание веществ может осуществляется во всех его отделах
Б) Железы, принимающие участие в пищеварении
Слюнные железы (1 л/с, 98-99% вода, муцин пищевой комок скользким, лизоцим бактерицидное вещество, впадают в ротовую полость)
Печень (1,5 кг. желчь, протоки впадают в двенадцатиперстную кишку, барьерная роль, хранилище глюкозы, активирует пищеварительные ферменты)
Поджелудочная железа (поджелудочный сок, протоки впадают в двенадцатиперстную кишку, инсулин)
Кишечные железы (ферменты, способные расщеплять пищевые вещества, выделяют слизь).
Практическая часть
1.Ознакомьтесь с системой пищеварения человека.
2.Подпишите указанными цифрами названия органов пищеварительного тракта.
1-
2-
3-
5-
6-
7-
8-
9-
10-
11-
12-
13-
14-
3.Ответьте на вопросы:
3.1.От чего зависит энергетическая ценность пищевых продуктов?
3.2.Где содержатся вещества, убивающие микробов?
3.3.Какова роль печени в процессе пищеварения
3.4.Какие процессы пищеварения протекают в толстых кишках?
4.Сделайте вывод по результатам работы.