СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа «Геополитика. 10 класс»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа «Геополитика. 10 класс»»

10 класс

Тема: Геополитика.

Цели:

Показать влияние международных отношений на политическую карту мира; научить обучающихся давать оценку политико – географического положения страны; сформировать умение вести дискуссию; дать знания о политической географии и геополитике; сформировать представления о политической географии как научном направлении; помочь обучающимся дать оценку геополитического положения отдельных стран

Оборудование: материалы СМИ; политическая карта мира; атласы; учебник

Тип урока: урок – диалог

Ход урока:

1.Организационный момент

- Здравствуйте! Садитесь.

- На протяжении нескольких уроках мы вели разговор о …(политической карте мира)

- Повторим…

- Работаем в группах и парах по заданиям, остальные работают вместе со мной.

2. ПРОВЕРКА УМЕНИЙ И НАВЫКОВ:

  1. Карта, на которую нанесены государства со столицами и крупными городами, называется __________________.

  2. Страны, насильственно захваченные и эксплуатируемые другими государствами, называются _____________.

  3. СССР в 1991 году распался на 15 государств – Россия, Беларусь, _____________, Молдова, Грузия, _____________, _________________, Казахстан, ______________, Туркменистан, Таджикистан, ________________, Литва, Латвия, ___________. Заполните пропуски.

  4. Объединение нескольких самостоятельных государственных образований (штаты, земли, кантоны) в одно целое государство – это ______________.

  5. США, Германия, Австрия, Бразилия, Индия, ЮАР, Венесуэла, Аргентина, Пакистан – это __________________.

  6. Найдите лишение государства – Беларусь, Украина, Панама, Боливия, США, Индия, Египет, Мьянма, Румыния, Канада.

  7. Форма правления, при которой законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству, называется ____________.

  8. Саудовская Аравия, Великобритания, Дания, Бельгия, ОАЭ, Лесото, Ватикан, Иордания, Непал – это ________________.

  9. Какие типы монархии вы знаете.

  10. Найдите лишние государства – Люксембург, Лихтенштейн, Испания, Малайзия, Россия, Таиланд, Франция, Норвегия, Финляндия, Швеция, Швейцария, Марокко.



Географический диктант по терминам тем «Современная политическая карта мира»



А. суверенное государство

Б. региональный конфликт

В. Освободившиеся страны

Г. ключевые страны

Д. страны переселенческого капитализма

Е. новые индустриальные страны



Как называется:

  • очаги международной напряженности на политической карте мира

  • ряд стран, гл.обр. бывшие колонии или полуколонии, в 70-80 годы достигшие высокого уровня развития, вышли в число ведущих стран мира по среднегодовым темпам прироста ВВП.

  • государство, обладающее суверенитетом, т.е. политической независимостью от других государств, в решении внутренних и внешних дел.

  • страны, получившие независимость после 2 мировой войны

  • развивающиеся страны, обладающие высоким природным и людским потенциалом



- Дать определения:

  • республика

  • монархия

  • унитарное государство

  • федеративное государство



(ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ)



3. Изучение нового материала

- Мы с вами выяснили, что политическая карта мира постоянно меняется.

- Почему?

1 слайд

Эпиграф: «Во все времена существования человечества людям приходилось решать, кто из окружающих их соседей – друг, а кто – враг; с кем из них стоит строить добрые отношения, а на кого идти войной. Неизбежно люди, населявшие ту или иную территорию, формировали своё собственное представление о странах мира». К.Аксёнов



- Для обеспечения нормального развития государства и поддержания достойного уровня жизни его граждан любой стране необходимо иметь прочную экономическую базу, стабильную внутриполитическую обстановку и хорошие отношения с другими странами.

- Тема нашего урока …(геополитика).

ПРЕЗЕНТАЦИЯ



- Геополитические проблемы и особенности пространственной организации политической жизни общества изучает политическая география, возникшая на рубеже 19-20 веков.

- До конца 20 века мир был двухполярным: в нём доминировали США и СССР, стоящие во главе основных мировых военно-политических блоков – организации Североатлантического договора (НАТО) и Организация Варшавского договора (ОВД). Это была эпоха жёсткого противостояния, получившая образное определение «холодная война». Коренным образом геополитическая картина мира изменилась на рубеже 20 и 21 века. Мир стал многополярным: резко возросла роль Китая, Индии и стран Европейского Союза.

- На современном этапе роль политической географии постоянно растет, ведь от расстановки политических сил, этнических процессов меняется политическая ситуация, как в отдельных государствах и регионах, так и в мире в целом. Например, события в Югославии, приход к власти в Пакистане военных. Политические факторы влияют на состояние окружающей среды, развитие экономики, жизни и деятельности людей, международные отношения. Кроме того, политическая география изучает влияние политических сил и событий на развитие мировой экономики.



- Почему ООН - одна из наиболее влиятельных международных организаций в современном мире?



- Но конфликты остались.

- Где и почему?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ( с 16 СЛАЙДА) И ВИДЕО



- Какой вывод мы можем сделать?



ВЫВОД: ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА – ЭТО СВОЕОБРАЗНОЕ ЗЕРКАЛО ЭПОХИ. ОНА НАХОДИТСЯ В ПОСТОЯННОМ РАЗВИТИИ.



4. Итоги урока. Домашнее задание.

- Что такое «политическая география»?

- Что такое «геополитика»?

- Проанализируйте индивидуально каждый свою работу на уроке. Для этого у вас на столах оценочные листы.

Оценочный лист ученика:

Своей работой на уроке я ___________________________________

Урок для меня показался _____________________________________

За урок я __________________________________________________

Мое настроение _____________________________________________

Материал урока мне был _____________________________________

- Встаньте те, кого заинтересовал наш урок.

-Домашнее задание: подготовиться к зачёту по политической карте мира.

- До свидания. Спасибо за урок! Молодцы!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!