СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа № 5. Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества (сахара/соли)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа № 5. Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества (сахара/соли)»

Тема урока: Практическая работа № 5. Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества (сахара/соли)

Учитель: Дощанова О.В.

Класс: 8

Дата проведения: 26.02.2024г.

Цели урока: выработать практические умения и навыки проведения химического эксперимента с соблюдением правил ТБ (техника безопасности) а при работе с оборудованием; закрепить умение и навыки решения расчетных задач на вычисление массовой доли растворенного вещества по формуле; научить приготавливать раствор вещества и вычислять его массовую долю в растворе, взвешивать вещества на лабораторных весах, описывать наблюдения и делать выводы.

Тип урока: урок-исследование.

УМК: Химия.8 класс: учебник/О.С.Габриелян.- М.Дрофа, 2019.- 287; О.С..Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков – М.: Просвещение, 2020. – 175.

Технологии обучения: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, информационно-коммуникационные.

Планируемые результаты:

предметные: научиться работать с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами ТБ; выполнять простейшие приемы обращения с лабораторным оборудованием: мерным цилиндром, весами; наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами; описывать химический эксперимент, делать выводы по результатам эксперимента; приготавливать растворы с определенной массовой долей растворенного вещества в растворе;

метапредметные: - проводить наблюдения; использовать знаково-символические средства для решения учебных и познавательных задач; формулировать выводы; планировать свою деятельность, находить алгоритм выполнения задач; осуществлять само- и взаимоконтроль эксперимента, и коррекцию своей деятельности; самостоятельно оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результаты и выводы; строить речевые высказывания в устной и письменной форме; устанавливать рабочие отношения, планировать общие способы работы в группе; осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

личностные: формировать познавательный интерес к изучению химии, умения грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту.

Оборудование: мензурка, коническая колба, стеклянная палочка, лабораторные весы, разновесы, сахарный песок, соль, ложечка для сухих веществ, инструкция по ТБ.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

  1. Работа по теме урока

- Растворы являются неотъемлемой частью нашей жизни. Напомните, что такое раствор? (Однородная система, состоящая из частиц растворителя и частиц растворенного вещества.)

- Какое значение в природе и жизни человека имеют растворы? (Растворами являются важнейшие физиологические жидкости – кровь, лимфа, клеточный сок растения и т.д.); многие промышленные процессы, например, получение удобрений, металлов и их сплавов, бумаги протекают в растворах.)

Сегодня на уроке мы с вами выполним практическую работу по приготовлению раствора сахара (и соли) и рассчитаем их массовые доли в растворе. Для этого вспомним расчетные формы.

- Что такое массовая доля растворенного вещества? (Массовая доля растворенного вещества равна отношению массы этого вещества к массе всего раствора: w(вещества) = m(вещества) / m(раствора) * 100 %)

Химик – органик Н.Н.Семёнов писал: «Химия – это наука экспериментальная, а не волшебная, и лучше в этой науке быть в безопасности, чем потом сожалеть». Поэтому при проведении практических работ мы должны соблюдать правила ТБ. Давайте повторим их.

Правила техники безопасности:

- Проводить опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не брать для опыта больше вещества, чем это необходимо.

- Строго выполнять указанные учителем меры предосторожности.

- Не пробовать вещества на вкус.

- При определении запаха веществ не подносите сосуд близко к лицу, ибо вдыхание паров может вызвать раздражение дыхательных путей.

- Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от себя, и от соседей по парте.

- Не приступайте к выполнению опыта, не зная этапов проведения опытов.

- Банки и склянки закрывайте теми же крышками и пробками, какими они были закрыты изначально.

- Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.


(Ученики повторяют правила техники безопасности, затем читают описание практической работы № 5 в карточке выданной учителем. Выполняют ее и оформляют в таблице результаты).

Задание 1

Приготовить раствор сахара, используя 50 мл воды и 9 г. Сахара. Плотность воды равна 1г/мл. Наша задача вычислить массовую долю w сахара в растворе;

Дано: Решение:

m (сахара) = 9г. m (H2O)=V (H2O)*p (H2O) = 50мл*1г/мл=50г.

V (H2O) = 50мл (Молекулярная формула сахара - C12H22O11

p (H2O) = 1г/мл Молярная масса сахарозы M (сахара) 342г/моль)

w (сахара) = ? m (раствора сахара) = m(сахара) + m(H2O)= 9г+50г=59г

w(сахара) = m(сахара)/m(раствора сахара)=

(9/59)*100%=15,25%


Задание

Что делали

Что наблюдали

Выводы

Приготовить раствор сахара, используя 50 мл воды и 9 г. сахара. Плотность воды принять равной 1 г/мл. Вычислить массовую долю сахара в растворе

Мерным цилиндром отмерили 50 мл дистиллированной воды и вылили ее в коническую колбу. Взвесили на лабораторных весах 9г. сахара и поместили его в колбу с водой, размешали стеклянной палочкой

Дистиллированная вода – бесцветное вещество. Сахар хорошо растворяется в воде. Образовался прозрачный раствор воды и сахара

Получен раствор сахара в воде – однородная смесь. Массовая доля 9г. сахара в растворе – 15,25%.


Физкультминутка: Мы с вами хорошо поработали, пришло время отдохнуть.

Глубоко вздохнули: вот, мы набрали кислород.

Выдохнув: из легких чистых газ уходит углекислый.

Руки вверх, потом вперед – не поймать нам водород.

Руки в стороны. Ходить. Будем с химией дружить.


А теперь переходим ко второму заданию

Задание 2

Приготовить раствор соли, используя 100 мл воды и 20 г. соли. Плотность воды равна 1г/мл. Наша задача вычислить массовую долю w соли в растворе;


Так же заполняется таблица (где нужно приготовить раствор соли) самостоятельно учениками

Задание

Что делали

Что наблюдали

Выводы

Приготовить раствор соли, используя 100мл воды и 20 г. соли. Плотность воды принять равной 1 г/мл. Вычислить: массовую долю соли в растворе;

Мерным цилиндром отмерили 100 мл дистиллированной воды и вылили ее в коническую колбу. Взвесили на лабораторных весах 20г. соли и поместили его в колбу с водой, размешали стеклянной палочкой

Дистиллированная вода – бесцветное вещество. Соль хорошо растворяется в воде. Образовался прозрачный раствор воды и соли

Получен раствор соли в воде – однородная смесь. Массовая доля 20г. соли в растворе – 16,66%.



Дано: Решение:

m (соль) = 20г. m (H2O)=V (H2O)*p (H2O) = 100мл*1г/мл=100г.

V (H2O) = 100мл Молекулярная формула поваренной соли - NaCl

p (H2O) = 1г/мл Молярная масса M (соли) 58,5г/моль

w (соль) = ? m (раствора сахара) = m(сахара) + m(H2O)= 20г+100г=120г

w(сахара) = m(сахара)/m(раствора сахара)=

(20/120)*100%=16,66%


  1. Подведение итогов урока

(Учитель подводит итоги урока в форме обсуждения с учениками результатов)

- Чему вы научились на уроке? (Приготовлению растворов, нахождению массовой доли вещества в растворе.)

- Представьте, что вам нужно приготовить раствор с заданной определенной массовой долей растворенного вещества. Как вы это сделаете? (Сначала рассчитаем массу вещества – по известной массовой доле и массе раствора, затем взвесим это вещество, отмерим нужный объем воды, добавим вещество в воду и перемешаем до полного растворения твердого вещества.)

- Где мы можем воспользоваться умением готовить растворы с известной массовой долей растворенного вещества? (Например, при приготовлении сахарных сиропов, маринадов)

Домашнее задание:

  1. Оформить практическую работу.

  2. Сделать дома опыт «Радужная вода» с сахаром и с солью сравнить и написать вывод.


Цель опыта «Радужная вода»: расширить знания детей об свойствах воды по средствам исследования. Закрепить полученные знания (что вода является растворителем, может содержать разные примеси, обладает разными признаками и качеством). Развивать внимание, логическое мышление, наблюдательность, умение и желание самостоятельно делать опыты, делать выводы.

Оборудование: Емкость с водой, 3-5 прозрачных пластиковых стакана, краски, кисточки, сахар, ложка, одноразовый шприц, халаты.

Ход:

Пронумеруем стаканы. 1,2,3,4.  Дети наливают в стаканы небольшое количество воды, и окрашивают воду в разные цвета.

1 стакан – красным цветом, 2-ой желтым, 3-зеленым, 4-голубым. Во 2 стакан добавляем 1 ложку сахара, в 3 стакан 2 ложки сахара, в 4 стакан 3 ложки сахара. Перемешиваем до растворения. 1-ый ст. оставляем без сахара. Далее набираем шприцам желтую воду и погружаем шприц до дна стакана с красной водой №1. Медленно выливаем и видим, как красная вода переместилась вверх. Далее набираем зеленую воду и так же выливаем в 1 стакан, аналогично поступаем с голубой водой. Красная вода переместилась, не смешиваясь с другими цветами и оказалась первым слоем сверху. Вот такая "Радужная вода" получилась. Ребята должны проанализировать и сделать вывод, что слои воды не смешались по причине плотности (больше сахара-больше плотность).














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!