СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа № 2 «Сравнительная оценка возможностей для развития энергетики ВИЭ в отдельных регионах страны».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа № 2 «Сравнительная оценка возможностей для развития энергетики ВИЭ в отдельных регионах страны».»


Практическая работа № 2 «Сравнительная оценка возможностей для развития энергетики ВИЭ в отдельных регионах страны»

Цель:

формировать умения устанавливать взаимосвязи между природными, социальными и экономическими явлениями; работы с тематическими картами; решать задачи в сфере экономической географии

Опорная информация:

ВИЭ (возобновляемые источники энергии) — природные ресурсы или процессы, из которых получают энергию и которые по человеческим меркам являются неистощаемыми или возобновляются быстрее, чем расходуются.

Проще говоря, к ВИЭ относят солнечные, ветряные, волновые и приливные электростанции, ГЭС на средних и малых реках, геотермальные станции, биотопливо.

ВИЭ рассматривают как альтернативу ископаемым видам топлива (уголь, торф, нефть, природный газ, урановая руда). Последние тоже возобновляемые, но на это требуется гораздо больше времени и по прогнозам они могут быть исчерпаны достаточно скоро. Кроме того, при сгорании они выделяют в атмосферу углекислый газ, который способствует росту парникового эффекта и глобальному потеплению. В противопоставление этому большинство ВИЭ относят к так называемой зелёной энергетике — то есть экологически чистой, не загрязняющей окружающую среду.

Энергетической стратегии России до 2030 г. преобладающую долю имеет потенциал использования энергии солнца и энергии ветра. Производство электроэнергии от ВИЭ согласно стратегии будет связано с географией экономически эффективного потенциала соответствующих первичных энергоресурсов, в том числе:

  • солнечной и биоэнергии — преимущественно в южных районах страны;

  • ветровой — в зонах стабильных ветров со скоростью свыше 8—10 м/с (например, на Дальнем Востоке, на Крайнем Севере, в районе Новороссийска);

  • геотермальной — в районах Дальнего Востока, в Прикавказской зоне, Юго-Западной Сибири и др.;

  • приливной — в районах с большими диапазонами приливных уровней морей (Дальний Восток, Крайний Север).

Возобновляемая энергетика использует для своих нужд энергию: ветра; малых речных потоков; солнца; геотермальных источников; приливов и отливов.

Ход работы

Задание № 1.

С помощью карт определите и сравните энергоресурсы для развития энергетики на основе использования некоторых возобновляемых источников энергии имеющихся в Ханты –Мансийсом автономном округе, на Камчатке и в Северо – Кавказском районе.



Ханты-Мансийский автономный округ

Камчатка

Северо-Кавказский район

Среднегодовая скорость ветра




Продолжительность солнечного сияния




Величина геотермальных ресурсов





Сделайте и обоснуйте вывод о том в каком из этих регионов наиболее благоприятная ситуация для развития альтернативной энергетики

Задание № 2

Изучите карту «Эффективность использования ВИЭ в России»

Сделайте вывод почему регионы отмеченные красным цветом наиболее эффективны для развития альтернативной энергетики (какие энергоресурсы имеются на этих территориях).

















Задание № 3. Используя текст «Использование альтернативных источников энергии России», заполните таблицу:


Источники энергии

Регион перспективного использования

Ветровая энергетика


Биотопливо(биогазовые станции)


Энергия Солнца


Энергия приливов


Геотермальная энергия


Малые гидроэлектростанции



Сделать вывод о том, с чем связаны перспективы использования возобновляемых источников энергии.

КОНСПЕКТ «Альтернативные источники энергии».

Ветроэнергетика — отрасль энергетики, специализирующаяся на использовании энергии ветра — кинетической энергии воздушных масс в атмосфере. Так как энергия ветра является следствием деятельности солнца, то её относят к возобновляемым видам энергии.

Способов преобразования энергии Солнца в электрическую существует множество. Использование солнечных батарей (то есть фотоэлектрических преобразователей) - лишь один из них. Способ этот хорош, во-первых, своей мобильностью, во-вторых, - долговечностью. Солнечную батарею можно установить на крыше автомобиля и крыльях самолета.

Прили́вная электроста́нция (ПЭС) — особый вид гидроэлектростанции, использующий энергию приливов, а фактически кинетическую энергию вращения Земли. Приливные электростанции строят на берегах морей, где гравитационные силы Луны и Солнца дважды в сутки изменяют уровень воды. Колебания уровня воды у берега могут достигать 13 метров.

Что же такое биогаз? Этим термином обозначают газообразный продукт, получаемый в результате анаэробной, то есть происходящей без доступа воздуха, ферментации органических веществ самого разного происхождения. В любом крестьянском хозяйстве в течение года собирается значительное количество навоза, ботвы растений, различных отходов. Обычно после разложения их используют как органическое удобрение. Однако мало кто знает, какое количество биогаза и тепла выделяется при ферментации. А ведь эта энергия тоже может сослужить хорошую службу сельским жителям

Использование альтернативных источников энергии России.

В России крупные промышленные объекты возобновляемой энергии начали появляться благодаря госпрограмме поддержки зелёной генерации. С начала её работы в стране 83 солнечных, 40 ветряных, 4 биогазовых, 4 геотермальных, 1 приливная (экспериментальная) и 78 малых гидроэлектростанций. В некоторых регионах возобновляемая энергетика развивается очень активно. Так, ветроэнергетика в Ульяновской области обеспечивает около 10% электроэнергии региона. В Белгородской области две промышленные биогазовые станции используют органические отходы сельского хозяйства в качестве сырья для выработки электричества, тепловой энергии и биоудобрений, которые можно повторно использовать в сельском хозяйстве. Там биогазовой энергии хватает, чтобы обеспечивать суточные нужды 45 тысяч человек. В Кабардино-Балкарской республике с помощью малой гидроэнергетики покрывается до 20% нужд региона. А в Оренбургской области 18 промышленных солнечных электростанций составляют около 10% от общей установленной мощности электростанций в энергосистеме региона. Не во всех регионах есть ВИЭ, однако многие части России обладают огромным потенциалом в развитии зелёной энергетики. Эксперты выяснили, что ветровые электростанции лучше всего бы работали в Калмыкии, Ставропольском и Краснодарском краях, в Ростовской, Волгоградской и Астраханской областях и даже на территориях, располагающихся за полярным кругом (побережье Северного Ледовитого океана) Потенциал в развитии солнечной энергетики есть у южных регионов и у некоторых районов Западной и Восточной Сибири и Дальнего Востока. Малые гидроэлектростанции лучше будут работать там, где много малых рек – в Сибирском, Дальневосточном, Северо-западном, Южном, Уральском и Северо-Кавказском федеральных округах. Биогазовые станции будут успешно работать в регионах с большим количеством животноводческих отходов – в Ростовской, Белгородской, Ленинградской, Читинской и Курганской областях, в Ставропольском, Алтайском, Красноярском краях, в Дагестане, Татарстане и Башкортостане. А вот геотермальные электростанции лучше строить на Камчатке и Курильских островах, а также на Северном Кавказе, в Ставропольском и Краснодарском краях и в Калининградской области. Энергию приливов можно использовать в Архангельской области (Мезенская губа), северо-восточная часть Кольского полуострова (Лумбовский залив), Камчатский край (Пенжинская губа),Хабаровский край (Тугурский залив) Исследователи пришли к выводу, что Россия обладает колоссальной возможностью для замещения ископаемого топлива возобновляемыми источниками энергии. Со временем такие объекты смогут полностью покрыть текущие расходы на производство энергии.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!