СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа №1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Правила обращения с химическим оборудованием».

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по химии в 7-м классе - Практическая работа №1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Правила обращения с химическим оборудованием».

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Правила обращения с химическим оборудованием».»

Урок №2

Тема: Практическая работа №1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Правила обращения с химическим оборудованием».

Цель: изучить правила техники безопасности при работе в химическом кабинете; изучить на практике правила обращения с лабораторным оборудованием; овладевать умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент; развивать познавательный интерес и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента; воспитывать дисциплинированность и аккуратность; научиться применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту.

Ход урока.

I Организация класса.

  • Здравствуйте, ребята! Садитесь. Рада вас видеть. Готовьтесь к уроку. Кто сегодня отсутствует?

II Постановка цели.

- Сегодня мы с вами проведем особенный, обычный при изучении химии, но новый для вас – это практическая работа. Вы должны изучить правила техники безопасности при работе в химическом кабинете, и научиться пользоваться химическим оборудо-ванием.

Записываем тему и цель практической работы.

Практическая работа №1

Тема: Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Правила обращения с химическим оборудованием.

Цель: изучить правила техники безопасности при работе в химическом кабинете; изучить на практике правила обращения с лабораторным оборудованием; овладевать умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент.

III Основная часть урока (теоретическая).

1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

- Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете изложены на стенде, обратите внимание. (Ученики вслух по очереди зачитывают правила, обращаем особое внимание на те правила, которые необходимо соблюдать во время проведения каждой практической работы и конкретно данной.)

- Каждый раз при проведении практической работы вы должны повторять эти правила, знать и неукоснительно их соблюдать.

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

  1. Не трогайте вещества, посуду и не приступайте к работе без разрешения учителя.

  2. Запрещается! Запрещается брать вещества руками и пробовать на вкус.

  3. При выяснении запаха веществ нельзя подносить сосуд близко к лицу, так как вдыхание паров и газов может вызвать раздражение дыхательных путей. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.

  4. Не наливайте и не перемешивайте реактивы вблизи лица. При нагревании нужно направлять отверстие пробирки или колбы в сторону от себя и соседей.

  5. Без указания учителя не смешивайте неизвестные вам вещества.

  6. При выполнении опытов пользуйтесь небольшими дозами веществ. Вещества берите только шпателем или ложечкой и в тех количествах, которые указаны в описании работы; если таких указаний нет, то объемы веществ не должны превышать 1 смᶟ.

  7. Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами и щелочами. Если случайно кислота попадет на руки или одежду, то немедленно смойте ее большим количеством воды.

  8. При разбавлении кислот водой всегда помните следующее правило: кислоты следует медленно тонкой струйкой при перемешивании наливать в воду, а не наоборот.

  9. Всегда пользуйтесь только чистой лабораторной посудой.

  10. Остатки вещества не высыпайте и не выливайте обратно в сосуд с чистыми веществами.

  11. Горячую посуду по внешнему виду невозможно отличить от холодной. Прежде, чем взять посуду рукой, убедитесь, что она остыла. В случае термического ожога нужно охладить обожженную поверхность (холодной водой, льдом из холодильника) и обработать противоожоговой мазью или аэрозолем; если ожог сильный – обратитесь к врачу.

  12. Не бросайте в раковину фильтровальную бумагу, вату, стекла от разбитой посуды.

  13. Перед работой с опасными химическими реактивами (щелочами, кислотами и др.) составьте план эксперимента, наденьте защитный щиток или очки.

  14. При работе со спиртовкой и электронагревательными приборами соблюдайте следующие правила:

  1. Пользуясь спиртовкой, нельзя ее зажигать то другой спиртовки, ибо может пролиться спирт и возникнет пожар.

  2. Чтобы погасить пламя спиртовки, ее следует закрыть колпачком.

  3. Перед включением электронагревателя в сеть проверьте, не повреждена ли изоляция электрического провода нагревателя.

  4. Если при включении электронагревателя в сеть не происходит нагревание, сообщите об этом учителю.

  5. При работе с электронагревателем не допускайте загрязнения спирали накаливания.

  6. После окончания работы обязательно отключите электронагреватель от сети.

2. Инструктаж по проведению работы.

- Перед вами лежит инструкция по проведению практической работы.

1. С каким лабораторным оборудованием вы будете сегодня работать?

2. Для чего предназначен лабораторный штатив? Как он устроен?

3. Как нужно закреплять пробирку в штативе? Какие правила безопасности нужно соблюдать в данном случае?

4. Как устанавливается на штатив химический стакан, фарфоровая чашка?

5. Какие правила необходимо соблюдать при работе со спиртовкой?

6. Посмотрите не рисунок. Каково строение пламени?

7. Как вы будете проводить эксперимент по изучению строения пламени?

Инструкция по проведению практической работы № 1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием.»

  1. Приемы обращения с лабораторным штативом.

Устройство лабораторного штатива показано на рис. 1. Штатив служит для закрепления приборов при выполнении опытов.

Рис.1 Лабораторный штатив.

Штатив состоит:

  1. Подставка 3. Муфта 5. Кольцо

  2. Стержень 4. Лапка Найдите эти части.

Задание 1. Закрепите пробирку в лапке штатива и, после проверки учителем правильности выполнения задания, выньте ее.

Инструктаж:

При закреплении в штативе пробирка должна быть зажата в лапке так, чтобы она не выпадала и вместе с тем чтобы ее можно было передвигать. Крепко зажатая пробирка может лопнуть. Пробирку зажимают не на середине, а около отверстия. Для того чтобы вынуть пробирку из штатива, нужно ослабить винт.

Задание 2. Поместите на кольцо штатива стакан, а затем фарфоровую чашку.

Инструктаж:

При закреплении на штативе стакана его ставят на специальную сетку, помещенную на кольцо штатива.

Фарфоровую чашку помещают на кольцо без сетки.

  1. Приемы обращения со спиртовкой.

Задание 3. Зажгите спиртовку. Потушите спиртовку. Соблюдайте правила техники безопасности.

  1. Изучение строения пламени.

Задание 4. Зажгите спиртовку. Внимательно рассмотрите пламя. Выполните последовательно действия, изложенные в инчтрукции.

Инструктаж:

При внимательном рассмотрении пламени можно различить 3 его зоны (рис. 2).

Рис. 2 Строение пламени.

В нижней его части 3 происходит смешивание образующихся газов с воздухом. Если быстро внести в эту часть пламени головку спички и подержать ее некоторое время, то спичка загорится не сразу. О чем это говорит?

Средняя часть пламени (2) является самой яркой. Это объясняется тем, что здесь под влиянием относительно высокой температуры происходит разложение углеродсодержащих продуктов и окисляющиеся частицы угля сильно накаляются и излучают свет.

Во внешней части пламени (1) происходит полное сгорание газов с образованием оксида углерода (IV) CO2 и воды H2O. Вследствие этого пламя в этой части несветящееся, но самое горячее.

Задание 5. Установите фарфоровую чашку в штативе так, чтобы она была на уровне обтекания самой верней части пламени. Налейте из специального сосуда немного воды в фарфоровую чашку. Поставьте зажженную спиртовку на подставку штатива под фарфоровой чашкой. Доведите воду до кипения. Погасите спиртовку, накрыв ее колпачком. Не трогайте чашку до полного ее остывания. А в это время займитесь отчетом о проделанной работе.

Задание 6. Составьте отчет о проделанной работе по плану:

1. Что делал?

2. Что наблюдал?

3. Выводы.

Сделайте рисунки лабораторного штатива и спиртовки. Введите обозначения.

V Основная часть урока (практическая).

Выполнение работы по инструкции.

VI Составление отчета о проведении практической работы.

VII Итог урока. Сегодня вы изучили правила техники безопасности при работе в химическом кабинете, научились применять некоторые из них на практике. Научились пользоваться лабораторным штативом и спиртовкой. Приятно отметить, что все добросовестно отнеслись к работе. Все справились с поставленными задачами. Я предварительно отметила и оценила практическую часть работы. Окончательную оценку вы узнаете после проверки ваших отчетов.

V Сообщение домашнего задания: выучите правила техники безопасности при работе в химическом кабинете по опорному конспекту.


Скачать

© 2018 16441 104

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!