СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая методическая разработка на тему: "Воспалительные заболевания женских половых органов.Бесплодный брак"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка практического занятия по МДК.02.01 Раздел 5 «Проведение сестринского ухода в акушерстве и гинекологии» для специальности 34.02.01 «Сестринское дело», по теме «Сестринский процесс при воспалительных заболеваниях женских половых органов. Бесплодный брак» составлена в соответствии с ФГОС СПО.

Методическая разработка практического занятия по теме: «Сестринский процесс при воспалительных заболеваниях женских половых органов. Бесплодный брак» была создана для лучшего усвоения обучающимися знаний о норме и воспалительных процессах которые приводят к бесплодию.

Просмотр содержимого документа
«Практическая методическая разработка на тему: "Воспалительные заболевания женских половых органов.Бесплодный брак"»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАМЧАТСКОГО КРАЯ «КАМЧАТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ


ПМ.02 «Участие в лечебно-диагностических и реабилитационном процессах»

МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Раздел 5 «Проведение сестринского ухода в акушерстве и гинекологии»

по теме: «Сестринский процесс при воспалительных заболеваниях женских половых органов. Бесплодный брак»

для специальностей: код 34.02.01 специальность «Сестринское дело»

Уровень подготовки базовый



Рассмотрена

на заседании цикловой комиссии

клинических дисциплин

Протокол № ___ от «__» _________ 2023 г.

Председатель ЦМК _____/ С.В. Коровашкина

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР


_______/ С.В. Коровашкина

«___» ______ 2022 г.



Составитель:

Юсуфджонова Мутриба Маъруфовна – преподаватель ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж»







г. Петропавловск-Камчатский, 2022

СОДЕРЖАНИЕ



Пояснительная записка…………………………………………………....3

Структурно-логическая схема занятия…………………………………. 11

Список использованных источников……………………………….........14

Приложения А. Тестовые задания для входного опроса……………….15

Приложения Б. Фронтальный опрос на тему: «Сестринский процесс при воспалительных заболеваниях женских половых органов. Бесплодный брак» ………………………………………………………………………………19

Приложение В. Определение терминов………..………………………..22

Приложение Г. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА…………………………………27

Приложение Д. Ситуационные задачи…………………………….……..28

Приложение Е. Алгоритм взятия мазка на степень чистоты влагалища:……………..…………………………………………………....35

Приложение Ж. Оформление рецептов…………..……………………... 38

Приложение И. Рефлексия……………………………………………….. 39

Приложение К. Оценочный лист……...………………………………… 40

Приложение Л Самостоятельная внеаудиторная работа……………… .41


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Методическая разработка практического занятия по МДК.02.01 Раздел 5 «Проведение сестринского ухода в акушерстве и гинекологии» для специальности 34.02.01 «Сестринское дело», по теме «Сестринский процесс при воспалительных заболеваниях женских половых органов. Бесплодный брак» составлена в соответствии с ФГОС СПО.

Методическая разработка практического занятия по теме: «Сестринский процесс при воспалительных заболеваниях женских половых органов. Бесплодный брак» была создана для лучшего усвоения обучающимися знаний о норме и воспалительных процессах которые приводят к бесплодию.

Актуальность темы:

Актуальность темы: воспалительные заболевания гениталий занимают I место по частоте и встречаются у 60-65% гинекологических больных. Наибольший пик заболеваемости наблюдают у лиц в возрасте от 15 до 24 лет; после 30 лет частота ВЗПО значительно уменьшается, что может быть обусловлено как изменением полового поведения, так и появлением защитных антител в канале шейки матки.

Медицинская сестра сможет осуществлять квалифицированный уход за гинекологическими больными в том случае, если она отчетливо представляет причины возникновения воспалительных заболеваний, механизм их развития, клинику, особенности течения и профилактику. Одной из важных социальных и общегосударственных проблем XXI века является бесплодный брак. По статистике его частота составляет 15-25% и имеет тенденцию к увеличению. Последний век характеризуется прорывом в борьбе с женским бесплодием, когда в медицинской практике стали применяться технологии искусственного оплодотворения. На данный момент около 2 миллионов женщин в России нуждаются в вспомогательных репродуктивных технологиях. Ежегодно в России выполняется около 250 тысяч циклов экстракорпорального оплодотворения не всегда заканчивается долгожданной беременностью, поэтому проблема бесплодия в нашей стране является крайне актуальной.


Тип учебного занятия: лекция

Цели занятия

Учебные:

  • добиться прочного усвоения системы знаний об основных особенностях периода зрелого возраста;

  • изучить классификацию заболеваний в зрелом возрасте;

  • углубить и закрепить знания об особенностях мужского и женского организма в зрелом возрасте.

Развивающие:

  • способствовать развитию клинического и логического мышления, медицинской наблюдательности;

  • способствовать развитию умения сравнивать и выделять различия в особенностях мужского и женского организма;

  • развивать познавательную и поисковую активность.

Воспитательная: формирование чувства ответственности, внимательного и доброжелательного отношения к пациентам, этики и деонтологии.

Мотивация темы.

Необходимость изучения данной темы для медицинских сестер является организация правильного подхода, ухода за пациентами подросткового и зрелого периода, профилактика заболеваний женских половых органов, которые встречаются в основном в зрелом периоде.

Обучающийся (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Обучающийся (базовый уровень) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

Обучающийся (базовый уровень) должен обладать личностными результатами реализации программы воспитания:

ЛР.4 Принимающий семейные ценности своего народа, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания;

ЛР.7 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость;

ЛР.9 Принимающий активное участие в социально значимых мероприятиях, соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России; готовый оказать поддержку нуждающимся;

ЛР.11 Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих;

ЛР.12 Способный искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств; предупреждающий собственное и чужое деструктивное поведение в сетевом пространстве. Развивающий творческие способности, способный креативно мыслить

ЛР.15 Способный в цифровой среде проводить оценку информации, ее достоверность, строить логические умозаключения на основании поступающей информации;

ЛР.17 Препятствующий действиям, направленным на ущемление прав или унижение достоинства (в отношении себя или других людей);

ЛР.18 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных групп;

ЛР. 26 Готов к выполнению поставленной задачи, направленной на помощь пациенту в любой ситуации;

ЛР.27 Способный пожертвовать своими личными интересами при возникновении ситуаций, связанных с развитием пандемий в мировом масштабе, а также на уровне страны;

ЛР. 28Соблюдающий врачебную тайну, принципы медицинской этики в работе с пациентами, их законными представителями и коллегами;

ЛР.29 Соблюдающий программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, нормативные правовые акты в сфере охраны здоровья граждан, регулирующие медицинскую деятельность;

После изучения данной темы обучающийся должен:

уметь:

  • готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

  • осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;

  • осуществлять этапы сестринского процесса у пациенток с воспалительными заболеваниями женских половых органов, бесплодием, нарушением менструального цикла.

  • Оказывать первую медицинскую помощь при возникновении неотложных состояний.

  • Проводить обязательные и дополнительные методы исследования гинекологических больных (осмотр наружных половых органов, осмотр шейки матки в зеркалах, двуручное гинекологическое исследование, зондирование матки).

  • Поддерживать безопасную среду для пациенток.

  • Взять мазок из влагалища для бактериологического исследования.

  • Заполнять документацию в отделении.

  • Обучать гинекологических больных правилам измерения базальной температуры и составления графического изображения.

  • консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;

  • осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара;

  • осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

  • организовывать мероприятия по проведению диспансеризации;

  • проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;

  • вести утвержденную медицинскую документацию;


знать:

  • современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья;

  • пути введения лекарственных препаратов;

  • виды, формы и методы реабилитации;

  • причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента организацию и оказание

сестринской помощи;



иметь практический опыт:

проведения профилактических мероприятий при осуществлении сестринского ухода


Междисциплинарные связи:

1.ОП.02 Анатомия и физиология человека

2.ОП.03 Основы патологии

3.ОП.05 Гигиена и экология человека

4.ОП.07 Фармакология

5.ОП.09 Психология

6.МДК.01.02 Основы профилактики.

7.МДК.01.03 Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению.

8.МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • словесные

  • наглядные

  • практические

  • дедуктивные

  • аналитико-синтетические

  • проблемно-поисковые

Место проведения занятия: учебная аудитория ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж».


Материально-техническое оснащение занятия:

  • пособие для самостоятельной работы обучающихся;

  • дидактический материал;

  • мультимедийная презентация на тему: «Сестринский процесс при воспалительных заболеваниях женских половых органов. Бесплодный брак».




СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ


Этап занятия

Время

Действия преподавателя

Действия обучающегося

I. Организационный момент

5 мин.




Организационный момент

1

Приветствует обучающихся, осуществляет контроль присутствия на занятии, готовности к занятию учебного кабинета и обучающихся, оценивает внешний вид обучающихся.

Занимают рабочие места, приветствуют преподавателя, слушают, отвечают.

Сообщение темы, ее обоснование

1

Сообщает тему, задает вопросы, побуждающие к обсуждению актуальности изучаемой темы. Организует обсуждение.

Записывают тему, участвуют в обсуждении.

Определение целей занятия, плана его проведения

3

Вовлекает обучающихся в постановку целей занятия: что должны знать, уметь; сообщает план работы на занятии.

Слушают, задают вопросы, участвуют в целеполагании. Записывают в тетрадях требования к знаниям, умениям по теме.

II. Контроль исходного уровня знаний

60 мин.




Актуализация опорных знаний

11

Проводит инструктаж, раздает тестовые задания (Приложение А), озвучивает критерии оценивания, проводит анализ ошибок.


Выполняют письменно тестовые задания, проверяют. Совместно с преподавателем проводят анализ ошибок

Блиц – опрос

31

Преподаватель проводит опрос студентов на знание по теме «Воспалительные заболевания женских половых органов. Бесплодный брак.». (Приложение Б)

Проверяет знание терминов, правильность и точность формулировки определений (Приложение В)

Отвечают, задают уточняющие вопросы, участвуют в обсуждении.

Физкультминутка

3

Демонстрирует студентам технику выполнения упражнений (Приложение Г) Упражнение «Погончики»

Выполняют совместно с преподавателем

Решение ситуационных задач

15

Проводит инструктаж, раздает ситуационные задачи (Приложение Д). Выслушивает ответы, проводит анализ ошибок. Подводит итоги II этапа занятия.

Решают устно задачи, отвечают, оценивают ответы одногруппников.

III. Приобретение новых умений

38 мин.



Инструктаж по технике безопасности

3

Преподаватель организует проведение инструктажа по технике безопасности. Преподаватель обращает внимание на правила техники безопасности.


Обучающиеся проходят инструктаж

по технике безопасности. Обучающиеся внимательно слушают.

Выполнение манипуляций алгоритм при взятие мазка на степени чистоты влагалища


35

Демонстрирует новые практические манипуляции на фантоме согласно алгоритму (Приложение Е).

Координирует работу членов малых групп.

Оказывает помощь обучающимся на этапе отработки практических манипуляций в случае возникновения затруднений.

Обеспечивает контроль за выполнением обучающимися манипуляций.

Обучающиеся распределяются в малые группы по 2 человека, отрабатывают умения согласно алгоритмам, проводят взаимооценку.

Оказывают взаимопомощь членам малых групп на этапе отработки практических манипуляций в случае возникновения затруднений.

IV. Закрепление нового материала, контроль знаний, сформированности умений

70



Выполнение манипуляций алгоритм при взятие мазка на степени чистоты влагалища


50

Преподаватель предлагает обучающимся выполнить манипуляции индивидуально, знакомит с критериями оценки, контролирует процесс выполнения манипуляций


Обучающиеся наблюдают за выполнением манипуляций товарищами, принимают активное участие в обсуждении.


Текущий срез знаний



20

Проводит инструктаж, предлагает выполнить ситуационные задачи (Приложение Д), задания на выписку рецептов (Приложение Ж), оформление рецептов.

Выполняют тестовые задания. Письменно работают в тетрадях. Совместно с преподавателем проводят анализ ошибок.


V. Подведение итогов занятия

7



Обобщение, подведение итогов занятия, оценка работы.

Рефлексия.

5

Дает аргументированную оценку работы каждого обучающегося, подводит результаты достижения целей занятия, выставляет оценки (Приложение К). Раздает вопросы по рефлексии (Приложение И)

Осуществляют самооценку:

соотносят результаты своей деятельности с целью занятия.

Внеаудиторная самостоятельная работа

2

Проводит инструктаж по выполнению самостоятельной внеаудиторной работе по теме: «Сестринское дело при фоновых и предраковых заболеваниях женских половых органов» (Приложение Л)

Слушают, записывают в задание, задают вопросы.

Итого

180













СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Ермакова, О.А. Женское и мужское бесплодие как проблема XXI века / О.А. Ермакова. - Текст: электронный // Молодой ученый: сайт. – 2019. - № 5 (243). – URL: https://moluch.ru/archive/243/56098/ (дата обращения: 23.11.2022).

Славянова, И.К. Акушерство и гинекология: учебник / И. К. Славянова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. - 573, [1] с.

Славянова, И.К. Сестринский уход в акушерстве и гинекологии: учебное пособие / И. К. Славянова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. - 395 с.

Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе: учебник / А.Л. Вёрткин [и др.]; под ред. А.Л. Вёрткина. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 544 с.

Женское бесплодие: Клинические рекомендации –– 2021-2022-2023 (24.06.2021) – Утверждены Минздравом РФ. – Текст: электронный // ЭПС «Система ГАРАНТ»: Интернет-версия. – URL: http://internet.garant.ru (дата обращения: 23.11.2022).

Акушерство: учебно-методическое пособие / Е. П. Шатунова, М. Е. Шляпников, О. Б. Неганова [и др.]. — Самара, 2021. — 260 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/193946 (дата обращения: 23.11.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Радзинский, В.Е. Акушерство: учеб. для акушер. отделений сред. специал. мед. учеб заведений / под ред. В.Е. Радзинского; рец.: д.м.н., проф. , засл. врач РФ И.Б. Манухина; д.м.н., проф., зас. врач РФ В.Г. Бреусенко ; 2-е изд. - ; М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 920 с.

Гинекология: учебник / под ред. В.Е. Радзинского. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 400 с. 



Приложение А

Тестовые задания


Критерии оценивания:


- оценка 5 «отлично» выставляется за правильные ответы на 91-100 процентов заданий (5 правильных ответов);

- оценка 4 «хорошо» за правильные ответы на 81-90 процента заданий (4 правильных ответов);

- оценка 3 «удовлетворительно» за правильные ответы на 70-80 процентов заданий (3 правильных ответов);

- оценка 2 «неудовлетворительно» за правильные ответы на 69 процентов заданий и менее (2 и менее правильных ответов).


Вариант I


Выберите один правильный ответ.

  1. Распространению инфекции в половых путях способствует все, кроме: а) внутриматочных манипуляций;

  1. очагов хронической инфекции;

  2. менструации;

  3. беременности;

  4. обменных и эндокринных нарушений.


  1. Осложнение хронического сальпингоофрита:

  1. тромбофлебит вен малого таза;

  2. эрозированный эктропион;

  3. эндоцервицит;

  4. спаечный процесс в малом тазу;

  5. гиперплазия эндометрия.

  1. Скопление гноя в маточной трубе — это...

  1. сальпингоофорит;

  2. пиосальпинкс;

  3. гидросальпинкс;

  4. пиовар;

  5. абсцесс яичника.


  1. Центральное место в лечении воспалительных заболеваний половых органов принадлежит:

  1. антибактериальной терапии;

  2. витаминотерапии;

  3. физиотерапии;

  4. инфузионной терапии;

  5. антимикотическим препаратам.


  1. Для лечения атрофического вагинита применяют:

  1. фарматекс;

  2. полижинакс;

  3. ваготил;

  4. тержинан;

  5. овестин.


Вариант II


Выберите один правильный ответ.

  1. Сальпингоофорит — это...

  1. воспаление брюшины малого таза;

  2. воспаление клетчатки, окружающей матку;

  3. воспаление наружных половых органов;

  4. воспаление слизистой оболочки влагалища;

  5. воспаление придатков матки.


  1. Укажите возможные осложнения острого сальпингоофорита:

  1. генерализация инфекции с развитием местного или разлитого перитонита;
    б) абсцедирование;

  1. формирование синдрома хронической тазовой боли;

  2. хронизация процесса с формированием гидросальпинксов;

  3. все перечисленное.


  1. Параметрит — это...

  1. воспаление брюшины малого таза;

  2. воспаление клетчатки, окружающей матку;

  3. воспаление наружных половых органов;

  4. воспаление слизистой оболочки влагалища;

  5. воспаление большой железы предверия влагалища.


  1. Характерными клиническими проявлениями неспецифического вульвовагинита следует считать все, кроме:

  1. ациклических кровянистых выделений;

  2. белей;

  3. зуда промежности;

  4. диспареунии;

  5. жжения при мочеиспускании.


  1. Пусковым моментом при септическом шоке является:

а) ангиоспазм; действие экзо- и эндотоксинов;

  1. гипоксия головного мозга;

  2. кровотечение;

  3. острая почечная недостаточность.


Эталоны ответов


Вариант I

Вариант II

1

Г

1

Д

2

Г

2

Д

3

Б

3

Б

4

А

4

А

5

Д

5

Б























Приложение Б


Вопросы для фронтального опроса



  1. Какой отдел мочеполовой системы, выстланные эпителием преимущественно поражают гонококки?

  2. Что является наиболее эффективным методом диагностики гонококковой инфекции?

  3. Назовите возбудитель урогенитального хламидиоза?

  4. Что не применяется для лечения хламидийной инфекции?

  5. Что применяют для лечения генитального герпеса?

  6. Где проводят лечение генитального туберкулеза?

  7. Какие условия возникновения вагинального кандидоза?

  8. Какой симптом можно обнаружить при расширенной кольпоскопии мелкоточечных вкраплений в виде «манной крупы»?

  9. Что применяется при лечении трихомониаза?

  10. Что включено в лечение бартолинита?

  11. Что поражает восходящую гонорею?

  12. Какую часть нижних отделов мочеполовой системы поражает гонорея?

  13. Последствия хламидийной инфекции?

  14. Что характерно для герпесвирусной инфекции половых органов?

  15. Первое место по частоте в структуре генитального туберкулеза занимает?

  16. Что относят к неспецифической профилактике туберкулеза половых органов?

  17. Что применяют при лечении вагинального кандидоза?

  18. Что характерно для трихомониаза?

  19. Основным клиническим симптомом бактериального вагиноза является?

  20. Каким путем передается гонорея?

  21. Что является показанием к проведению провокации с гоновакциной?

  22. Какие выделения, характерные для трихомониаза?

  23. Какие свечи не обладают противотрихомонадным действием?

  24. Как называется воспаление околоматочной клетчатки?

  25. О чем свидетельствует длительное вялотекущее воспаление гениталий, несмотря на проведенное лечений?

  26. Спринцевания не показаны при?

  27. Физиотерапевтические методы, отдых на юге. сауна – противопоказана?


Эталоны ответов:

  1. Цилиндрическим

  2. Культуральный

  3. Chlamiriatracomatis

  4. Амоксицилин

  5. Ацикловир

  6. В противотуберкулезном стационаре

  7. Снижение общей и местной резистентности, прием антибиотиков, прием глюкокртикоидов, сахарный диабет.

  8. Вагинального кандидоза

  9. Метронидазол

  10. Антибактериальных препаратов, аппликаций противовоспалительных мазей местно, физиолечения, прикладывания пузыря со льдом для уменьшения остроты воспаления

  11. Маточные трубы

  12. Слизистая оболочка цервикального канала

  13. Может быть причиной бесплодия

  14. Высокой контагиозности, полового пути инфицирования, рецидивирующего течения, наличия общей интоксикационной симптоматики

  15. Туберкулез маточных труб

  16. Улучшения условий труда, улучшения условий жизни, общеоздоровительных мероприятий, повышения резистентности организма.

  17. Сертаконазол, клотримазол, пимафуцин, флуконазол

  18. Трихомонада относится к условнопатогенным микроорганизмам

  19. Обильные бели с неприятным запахом

  20. Бытовым

  21. 4 степень чистоты влагалища

  22. Желтовато-зеленоватые обильные пенистые

  23. Овестин

  24. Параметрит

  25. Свидетельствует о снижении иммунитета

  26. Во время месячных

  27. Миома матки



Приложение В

Определение терминов


  1. Эндометрит;

  2. Эндометриоз;

  3. ДМК;

  4. Миома матки;

  5. Азооспермия;

  6. Аменорея;

  7. Андрогены;

  8. Анеуплоидия;

  9. Астенозооспермия;

  10. Аутосома;

  11. Криоконсервация;

  12. Лютеинизирующий гормон;

  13. Лютеиновая фаза;

  14. Моногенное заболевание;

  15. Олигозооспермия;

  16. Транслокация;

  17. Фолликул;

  18. Хетчинг;

  19. Хорионический гонадотропин человека(ХГЧ);

  20. Хромосомы;

  21. Антифосфолипидный синдром;

  22. Крипторхизм;

  23. Обтурационное бесплодие;

  24. Вульвит;

  25. Бартолинит;

  26. Миометрит;

  27. Аднекстумор;

  28. Аднексит (сальпингоофарит)-;

  29. Пельвиоперитонит;

  30. Дизурия;

  31. Поллакиурия;

  32. Странгурия;

  33. Ишурия;

  34. Стома;

  35. Конизация;

  36. Цитоцеле;

  37. Дилатация и выскабливания;

  38. Ректоцеле;

  39. Диспареуния;



Эталоны ответов:

  1. Эндометрит — это воспаление слизистой полости матки;

  2. Эндометриоз — это дисгормональное иммунозависимое и генетически детерминированное заболевание, характеризующееся присутствием эктопического эндометрия с признаками клеточной активности и его разрастанием.;

  3. ДМК - дисфункциональное маточное кровотечение. Подчеркивается то, что маточное кровотечение является результатом нарушения функции звеньев регуляции менструального цикла (надгипоталамические структуры ЦНС, гипоталамус, гипофиз, яичники, матка).;

  4. Миома матки — это моноклональный гормончувствительный пролиферат из фенотипмчески измененных гладкомышечных клеток миометрия

  5. Азооспермия - отсутствие сперматозоидов в эякуляте. Азооспермия бывает обструктивной и необструктивной. Азооспермия обструктивная связана с закупоркой семявыносящих путей и нарушением поступления сперматозоидов в сперму. Продукция сперматозоидов не нарушена или нарушена вторично. Азооспермия необструктивная связана с нарушением выработки сперматозоидов.;

  6. Аменорея - отсутствие месячных. Первичная аменорея - месячных не было никогда, вторичная аменорея - месячные были, но прекратились более 6 месяцев назад.

  7. Андрогены - мужские гормоны.;

  8. Анеуплоидия - измененный набор хромосом, в котором одна или несколько хромосом из обычного набора или отсутствуют, или представлены дополнительными копиями.;

  9. Астенозооспермия - снижение подвижности сперматозоидов.

  10. Аутосома - любая неполовая хромосома. У человека имеется 22 пары неполовых хромосом;

  11. Криоконсервация - от греческого слова: kryo = охлажденный, замороженный. С помощью криоконсервации можно сохранять оставшиеся после подсадки эмбрионы, которые могут быть использованы для дополнительных попыток. Криоконсервировать можно, также, сперматозоиды;

  12. Лютеинизирующий гормон (ЛГ) - гормон, который вызывает овуляцию.;

  13. Лютеиновая фаза — это время, в течение которого желтое тело (corpus luteum) продуцирует прогестерон. Поддержка лютеиновой фазы необходима тогда, когда имеется недостаток собственного прогестерона.;

  14. Моногенное заболевание - заболевание, обусловленное мутацией в одном гене.;

  15. Олигозооспермия - снижение количества сперматозоидов в сперме.;

  16. Транслокация - перенос части хромосомы, как правило, на негомологичную хромосому.;

  17. Фолликул - пузырек, наполненный жидкостью, в котором находится яйцеклетка. Фолликулы созревают в яичниках. ФСГ (фолликул-стимулирующий гормон) - гормон, который вырабатывается гипофизом и стимулирует созревание яйцеклеток.;

  18. Хетчинг- вскрытие наружной оболочки эмбриона, например, с помощью лазера, для того, чтобы облегчить имплантацию эмбриона.;

  19. Хорионический гонадотропин человека (ХГЧ). Словосочетание, составлено из латинских крней: chorion = плодная оболочка, gonad = половые железы, trop = влиять. Гормон беременности, который в качестве медикамента используется для вызова овуляции. ХГЧ получают из мочи беременных женщин или производят с помощью биотехнологий.;

  20. Хромосомы - нитевидные структуры клеточного ядра, состоящие из ДНК и специальных белков и содержащие наследственный материал. Хромосомы являются местом локализации генов.;

  21. Антифосфолипидный синдром — это патологическое состояние, относящееся к группе тромбофилий, для которых характерно повышенное тромбообразование. Это одна из самых актуальных проблем междисциплинарного характера. Истинная частота патологии неизвестна. Согласно данным разных авторов, ею страдает от 0 до 14% населения в мире, в зависимости от региона. Средний показатель составляет 2–4%.;

  22. Крипторхизм — это врожденный или приобретенный порок, при котором у лица мужского пола одно или оба яичка не опускаются в кожный мешочек (мошонку). Опускаться они должны на восьмом месяце внутриутробной жизни. Патология развивается у трети недоношенных младенцев и всего у 3% доношенных.;

  23. Обтурационное бесплодие обусловлено закупоркой (или, иначе, обтурацией) семявыносящих протоков, что препятствует передвижению сперматозоидов по семявыносящему тракту.;

  24. Вульвит-воспаление наружных половых органов;

  25. Бартолинит-воспаление большой железы преддверия влагалища;

  26. Миометрит-воспаления миометрия матки;

  27. Аднекстумор-Изолированное воспаление фаллопиевых труб;

  28. Аднексит (сальпингоофарит)-воспаление придатков матки-маточных труб, яичников, связок;

  29. Пельвиоперитонит-воспаление брюшины малого таза;

  30. Дизурия-расстройства мочеиспускания;

  31. Поллакиурия-учащение мочеиспускания;

  32. Странгурия-затруднение мочеиспускания;

  33. Ишурия-скопление мочи вследствие невозможности самостоятельного мочеиспускания;

  34. Стома-отверствие;

  35. Конизация-хирургическое удаление сердцевины или ткани шейки матки для биопсии;

  36. Цитоцеле-грыжа или выпячивание мочевого пузыря выступает во влагалище, может вызвать учащенное и срочное мочеиспускание и закупорить влагалище.;

  37. Дилатация и выскабливания-хирургическая процедура, состоящая из расширения шейки матки и выскапливания или отсасывания слизистой оболочки матки;

  38. Ректоцеле-выпячивание или грыжа прямой кишки во влагалище.;

  39. Диспареуния-выраженная болезненность при влагалищной интимной близости;




Приложение Г

Физкультминутка


Упражнение «Погончики».

И.п.: встаньте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите их к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, делая как бы отжим от него (при этом плечи должны быть напряжены, руки прямые, тянутся к полу). После этого кисти рук возвращаются


И.п. Плечи расслаблены – выдох «ушел». Выше пояса руки поднимать не следует. Сделайте подряд уже не 4 вдоха- движения, а 8. Затем пауза на 3-4 секунды и снова проделайте 8 вдохов- движений. Всего сделать 12 раз по 8 вдохов-движений. Данное упражнение можно выполнять стоя, сидя и лежа.



Приложение Д

Ситуационные задачи


Критерии оценивания:

- оценка «отлично»: ответ на вопрос задачи дан правильно. Объяснение хода ее решения подробное, последовательное, грамотное, с теоретическими обоснованиями (в т.ч. из лекционного курса), с необходимым схематическими изображениями и демонстрациями алгоритмов, с правильным и свободным владением медицинской терминологией; ответы на дополнительные вопросы верные, четкие.

- оценка «хорошо»: ответ на вопрос задачи дан правильно. Объяснение хода ее решения подробное, но недостаточно логичное, с единичными ошибками в деталях, некоторыми затруднениями в теоретическом обосновании (в т.ч. из лекционного материала), с необходимым схематическими изображениями и демонстрациями алгоритмов, с правильным и свободным владением медицинской терминологией; ответы на дополнительные вопросы верные, но недостаточно четкие.

- оценка «удовлетворительно»: ответ на вопрос задачи дан правильно. Объяснение хода ее решения недостаточно полное, непоследовательное, с ошибками, слабым теоретическим обоснованием (в т.ч. лекционным материалом), со значительными затруднениями и ошибками в схематических изображениях и алгоритмах, ответы на дополнительные вопросы недостаточно четкие, с ошибками в деталях.

- оценка «неудовлетворительно: ответ на вопрос дан неправильно. Объяснение хода ее решения дано неполное, непоследовательное, с грубыми ошибками, без теоретического обоснования, и демонстраций алгоритмов или с большим количеством ошибок, ответы на дополнительные вопросы неправильные (отсутствуют).



Задача № 1

Пациентка 40 лет, находится на стационарном лечении в гинекологическом отделении с диагнозом: хронический неспецифический сальпингит. Жалобы на зуд в области вульвы и влагалища, бели. Считает, что эти проявления возникли через несколько дней проведения курса антибиотикотерапии. Беспокойна, нервозна, жалуется на нарушение сна.

Объективно: при осмотре половых органов – гиперемия малых половых губ, слизистой влагалища, творожистые выделения. Следы расчёсов в области наружных половых органов.

Задания:

Выделить проблемы больной.

Выставить сестринский диагноз.


Задача № 2

Пациентка 25 лет, жалуется на обильные выделения из влагалища пенистого характера с гнилостным запахом, зуд во влагалище. Выделения появились после контакта с мужем, вернувшимся из командировки.

Объективно: при осмотре в зеркалах гиперемия влагалища, пенистые

выделения, раздражение в области половых губ, клитора.

Задания:

Выделите проблемы больной.

Выставьте сестринский диагноз.


Задача № 3

В приёмный покой гинекологического отделения доставили женщину с

предварительным диагнозом остро прервавшаяся внематочная беременность.

Жалуется на головокружение, слабость, потемнение в глазах, боли внизу живота. Внезапные острые боли внизу живота появились в момент обследования в женской консультации, по поводу задержки менструации.

Объективно: состояние тяжёлое, лицо бледное, холодный липкий пот, АД 80/50 мм.рт.ст., пульс – 100 ударов в минуту.

Задание:

Выделите проблемы больной.

Выставьте сестринский диагноз.


Задача № 4

Пациентка 45 лет доставлена машиной скорой помощи в приёмный покой гинекологического отделения с предварительным диагнозом: острый живот, перекрут ножки кисты. Больную беспокоят резкие, нарастающие боли в животе, которые иррадиируют в паховую область и бедро, тошнота и рвота.

Объективно: положение больной вынужденное, состояние средней тяжести, лицо бледное. АД 110/70 мм.рт.ст., пульс – 90 ударов в минуту, ритмичный. Живот вздут, напряжён, резко болезнен при пальпации.

Задания:

Выделить проблемы больной.

Сестринский диагноз.


Задача № 5

К медицинской сестре обратилась женщина с жалобами на схваткообразные боли живота, кровянистые выделения.

Анамнез: состоит на учёте в женской консультации по поводу беременности срок беременности 12 недель.

Объективно: состояние удовлетворительное, кожные покровы розовые. АД 120/80 мм.рт.ст, пульс – 72 уд/мин. Живот мягкий, участвует в акте дыхания, при пальпации безболезненный.

Задание:

Выделите проблемы больной.

Сестринский диагноз.


Задача № 6

Пациентка 28 лет поступает в гинекологическое отделение по направле­нию женской консультации. При сборе информации у пациентки медицинская сестра получила сле­дующие данные: жалобы на выделения из половых путей, чувство жжения, зуд, отек и боль в области наружных половых органов, плохой сон и раздражитель­ность. Считает себя больной в течение 7 дней после случайного полового кон­такта, когда на фоне появившихся обильных выделений из половых путей женщину стали беспокоить зуд и жжение наружных половых органов. Лечение не проводила.

В женскую консультацию обратилась, когда зуд и жжение стали нестерпимыми. Пациентка раздражительна, опасается развития осложнений, в том числе бесплодия.

Объективно: состояние удовлетворительное. При осмотре наружных по­ловых органов отмечается отек и резкая гиперемия наружных половых органов, боль при исследовании. Других патологических изменений не выявлено.

Задания.

1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, определите настоящие и потенциальные проблемы пациентки, установите приоритетную проблему.

2. Какие факторы способствовали развитию данного заболевания?

3. Поставьте цели и составьте план вмешательства с мотивацией.




Эталоны ответов

1

1. Проблемы настоящие: зуд в области вульвы и влагалища, творожистые бели, гиперемия малых половых губ, слизистой влагалища, творожистые выделения, беспокойство, нервозность, нарушение сна. Потенциальные: риск развития эрозии шейки матки, риск развития рецидива, риск инфицирования полового партнёра. Приоритетные: бели и зуд в области половых органов

2.СЕСТРИНСКИЙ ДИАГНОЗ: зуд, бели, гиперемия вульвы и влагалища, нервозность, бессонница.

2

1. Проблемы настоящие: пенистые выделения из влагалища с гнилостным запахом, зуд во влагалище, гиперемия влагалища, пенистые выделения, раздражение в области половых губ, клитора, беспокойство, нарушение сна. Потенциальные: риск развития эрозии шейки матки, риск развития рецидива, риск инфицирования полового партнёра. Приоритетные: бели и зуд в области половых органов.

2. СЕСТРИНСКИЙ ДИАГНОЗ

бели, зуд, гиперемия вульвы и влагалища, бессонница и беспокойство


3

1. Проблемы настоящие: боли внизу живота, головокружение, слабость, потемнение в глазах, АД – 80/50 мм.рт.ст, пульс – 100 уд/мин, бледность кожных покровов лица, холодный пот. Потенциальные: риск развития травматического и геморрагического шока, смерть больной от кровопотери и шока. Приоритетные

боль внизу живота.

2. СЕСТРИНСКИЙ ДИАГНОЗ

боль, головокружение, слабость, потемнение в глазах, гипотония,

тахикардия, бледность кожных покровов, холодный пот.

4

1. Проблемы настоящие: резкие нарастающие боли в животе с иррадиацией в паховую область и бедро, тошнота и рвота, вынужденное положение больной, живот вздут, напряжён, резко болезнен при пальпации. Потенциальные: риск развития травматического шока, риск разрыва кисты, риск развития перитонита, сепсис, летального исхода. Приоритетные: нарастающая боль с иррадиацией в паховую область и бедро.

2. СЕСТРИНСКИЙ ДИАГНОЗ

боль, интоксикация, положительный симптом раздражения брюшины.

5

1. Проблемы настоящие: схваткообразные боли внизу живота, кровянистые выделения. Потенциальные: гибель плода, прерывание беременности, кровотечение, геморрагический шок. Приоритетные

боль, кровотечение.

2. СЕСТРИНСКИЙ ДИАГНОЗ

боль, кровотечение

6

1. Нарушено удовлетворение потребностей: спать, отдыхать, работать, общать­ся, поддерживать свое состояние, сексуальная потребность. Проблемы пациентки настоящие: зуд и жжение в области наружных половых органов, отечность наружных половых органов, боли в области наружных половых органов, усиливающиеся при ходьбе, нарушение сна, дефицит знаний о своем заболевании, в том числе о факторах риска, повышенная раздражительность, страх развития осложнений, страх перед будущими половыми контактами Потенциальная: риск развития трещин, ссадин в области наружных половых органов, риск инфицирования приоритетная: зуд и жжение в области наружных половых органов.

2. Факторы, способствующие возникновению данного заболевания: несоблюдение правил личной гигиены, гигиены половой жизни.

3. Краткосрочная цель: у пациентки уменьшатся зуд и жжение через 2 дня. Долгосрочная цель: пациентка не будет испытывать зуд, жжение в области наружных половых органов, болезненность при ходьбе к моменту выписки.



3.План: Мотивация

1. Медсестра обеспечит психический и физический покой с целью уменьшения действия раз­дражителей на ЦНС и уменьшения болевого синдрома.

2. Медсестра обеспечит доступ свеже­го воздуха путем проветривания палаты по 20 минут 3 раза в день для обогащения воздуха кислородом, улучшения сна.

3. Медсестра обеспечит прогулки на свежем воздухе при улучшении са­мочувствия пациентки

С целью улучшения сна

4. Медсестра обучит пациентку правилам подготовки к исследованию крови и мочи с целью получения достоверных результатов анализов.

5. Медсестра обучит пациентку пра­вилам гигиенической обработки женских половых органов с целью уменьшения дополнительно­го раздражения кожи наружных поло­вых органов.

б. Медсестра обучит пациентку пра­вилам проведения сидячих ванн

с целью предотвращения дополни­тельного инфицирования воспали­тельных участков кожи.

7. Медсестра будет выполнять назна­чения врача для своевременного обследования и эффективного лечения

8. Медсестра проведет беседу с паци­енткой о необходимости регулярно­го приема лекарственных препаратов с целью уменьшения зуда и улучшения ночного сна.

9. Медсестра проведет беседу с паци­енткой о сути заболевания, его при­чинах и возможных последствиях с целью ликвидации дефицита ин­формации и устранения страха ос­ложнений






Приложение Е


Алгоритм взятия мазка на степень чистоты влагалища

Критерии оценки

«отлично» - правильно подобрано оснащение, четкое выполнение манипуляции, умение общаться с пациентом, четкое соблюдение санитарно-гигиенических норм, соблюдение инфекционного контроля;

«хорошо» - нечеткость в подборе оснащения, незначительные ошибки в проведение манипуляции, умение общаться с пациентом, четкое соблюдение санитарно-гигиенических норм, соблюдение инфекционного контроля;

«удовлетворительно» - оснащение подобрано не полностью, манипуляция выполнена с грубыми ошибками, неумелое общение с пациентом, недостаточно соблюдены санитарно-гигиенические нормы, недостаточно соблюдены нормы инфекционного контроля;

«неудовлетворительно» - оснащение подобрано неправильно, манипуляция не выполнена, студент не умеет общаться с пациентом, не соблюдены санитарно-гигиенические нормы, не соблюден инфекционный контроль.


Техника взятия мазка на степень чистоты влагалища

Цель вмешательства: определение состояния микрофлоры уретры, цервикального канала, влагалища, выявления специфической инфекции.

Показания: для выявления воспалительных процессов половых органов

Противопоказания: нет

Оснащение: гинекологическое кресло, влагалищное зеркало Куско, ложечка Фолькмана, предметное стекло, стерильные перчатки, стерильные ватные шарики. Контейнер для транспортировки мазков, папка для направлений.

Техника безопасности: стерильные перчатки

Информирование пациентки о предстоящем вмешательстве и ходе его выполнения: объяснить женщине с какой целью и как проводится данная манипуляция

Выявление возможных проблем связанных с данным вмешательством: снять эмоциональное и психическое напряжение

Последовательность действий при выполнении вмешательства и инфекционная безопасность медицинской сестры и пациента: врач, медицинская сестра работают в стерильных перчатках, все необходимые инструменты (перечисленные выше в «оснащении») должны быть стерильны

Техника выполнения:

  1. медицинская сестра, работающая в гинекологическом отделении должна предупредить пациентку о том, что накануне не должна делать спринцевания, а также не должна мочиться за 2 часа перед взятием мазков. Взятие мазков производится до гинекологического исследования пациентки.

  2. пациентку укладывают на гинекологическое кресло.

  3. сначала берут мазок из уретры. Для этого пальцем, введенным во влагалище, слегка массируют уретру.

  4. первую порцию выделений из уретры удаляется стерильным ватным шариком

  5. затем вводят в уретру на глубину 0,5 мм ложечку Фолькмана. Материал из уретры получают легким поскабливанием и наносят на предметное стекло в виде кружочка

  6. после взятия мазка из уретры во влагалище вводят стерильное зеркало Куско, обнажают шейку

  7. перед взятием мазка из цервикального канала необходимо тщательно удалить слизистую пробку (ватным тампоном с длинным пинцетом)

  8. другим концом ложечки Фолькмана берут соскоб из цервикального канала и нанося по длиннику предметного стекла

  9. этим же концом Ложечки Фолькмана берут соскоб из заднего свода влагалища и нанося поперек предметного стекла

  10. извлекают зеркало Куско из влагалища

  11. мазок высушивается и заворачивается в направление

  12. доставляется в лабораторию в закрытом контейнере или биксе



Приложение Ж

Оформление рецепта


Критерии оценивания:

- оценка 5 «отлично» выставляется за правильно оформленный рецепт на латинском языке;

- оценка 4 «хорошо» выставляется за одну допущенную ошибку в название препарата или дозировке;

- оценка 3 «удовлетворительно» выставляется за 2 ошибки при оформлении рецепта на латинском языке;

- оценка 2 «неудовлетворительно»выставляется за 3 ошибки допущенных при оформлении рецепта на латинском языке.


Задание на выписку рецепта


  1. Выпишите рецепт гентамицина сульфата для внутримышечного в/в

  2. Выпишите рецепт клотримазола в свечах на 10 дней

  3. Выпишите рецепт регулона в таблетках на 21 дня

  4. Выпишите рецепт метрогила для внутривенного введения


Эталон ответов


Rp: Gentamicini sulfatis 0,08

D. t. d № 10 in flaconis

S. Развести в 2 мл физ.раствора в/м 4р/д при остром сальпингите.


Rp: Tab. Clotrimazoli vaginalis 0.1

D.t.d № 10

S. По 1 вагинальной таб в течении 10 дней при вагинальном кандидозе.


Rp: Dragee «Reguloni» № 21

D.t. d № 21 in dragee

S. По 1 драже в день, внутрь в одно и тоже время, начиная с первого дня цикла в течение 21 дня с перерывом в 7 дней.


Rp: Sol Metrogyli 0,5%-100мл

D. t. d № 30 in tabulettis

S. Внутривенно капельно 2-3 раза в сутки 5 дней.

Приложение И


Рефлексия


Карточки с заданием «Продолжи предложение», каждый студент отвечает на 1 карточку


Продолжи одно любое предложение

Я получил(а) важные знания по………

или Я не узнал(а) для себя ничего нового…………., так как………

Для меня сегодня остался невыясненным вопрос по…………………………………..

(либо такового нет)


Самым трудным для меня сегодня было…………., поэтому я……………………


Продолжи одно любое предложение

Сегодня мне было интересно…………………………..

или Сегодня мне не понравилось …………………………и для этого мне нужно…


Я считаю, что данная тема в дальнейшей профессиональной деятельности необходима для ………………………………………..



Если бы я вела данный урок, то я бы …………………………..





Приложение К



Оценочный лист


п/п

Фамилия, имя студента

Входной контроль

Тестовые задания

Фронтальный опрос

Отработка манипуляций

Решение ситуационных задач

Оформление рецептов

Определение терминов

Итоговая оценка

1.









2.









3.









4.









5.









6.









7.









8.









9.









10.













Приложение Л



Самостоятельная внеаудиторная работа

1.Подготовить интеллект-карту по теме: «Сестринское дело при фоновых и предраковых заболеваниях женских половых органов».

2. Лекционный материал по теме занятия.

Славянова, И.К. Акушерство и гинекология: учебник / И. К. Славянова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. - 573, [1] с.

Славянова, И.К. Сестринский уход в акушерстве и гинекологии: учебное пособие / И. К. Славянова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. - 395 с.

Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе: учебник / А.Л. Вёрткин [и др.]; под ред. А.Л. Вёрткина. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 544 с.

Женское бесплодие: Клинические рекомендации –– 2021-2022-2023 (24.06.2021) – Утверждены Минздравом РФ. – Текст: электронный // ЭПС «Система ГАРАНТ»: Интернет-версия. – URL: http://internet.garant.ru (дата обращения: 23.11.2022).


3. Выписать рецепты на следующие лекарственные средства:

  • Нолицин;

  • Фурадонин;

  • Доксоциллин;

  • Утрожестан;




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!