СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста «ОТКУДА ЗВУК БЕРЕТСЯ?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: знакомство детей с физической стороной появления звуков (в доступной форме)

Задачи:

  • образовательная: формировать представления детей о том, что такое звук и каким образом он образуется
  • развивающая: развить способность детей старшего дошкольного возраста узнавать неречевые звуки
  • воспитательная: прививать формы вежливого обращения к сверстникам, воспитывать дружеские отношения.

Предметно-практическая среда:  «Волшебный сундучок», внутри которого находятся предметы, способные издавать различные звуки, например железная кружка, стакан, железные крышки от кастрюли, деревянные кубики, погремушки

Среда взаимодействия: ребенок-ребенок, ребенок-взрослый

Просмотр содержимого документа
«Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста «ОТКУДА ЗВУК БЕРЕТСЯ?»»

Тема познавательного занятия:

«Откуда звук берется?»

Цель: знакомство детей с физической стороной появления звуков (в доступной форме)

Задачи:

  • образовательная: формировать представления детей о том, что такое звук и каким образом он образуется

  • развивающая: развить способность детей старшего дошкольного возраста узнавать неречевые звуки

  • воспитательная: прививать формы вежливого обращения к сверстникам, воспитывать дружеские отношения.

Предметно-практическая среда: «Волшебный сундучок», внутри которого находятся предметы, способные издавать различные звуки, например железная кружка, стакан, железные крышки от кастрюли, деревянные кубики, погремушки

Среда взаимодействия: ребенок-ребенок, ребенок-взрослый

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас отличный день! Когда сегодня шла утром, я обратила внимание, что вокруг много звуков! Вы когда-нибудь задумывались о том, что мир вокруг нас наполнен звуками? Какие звуки вы можете назвать?

Воспитатель: Да! Звуков вокруг нас очень много и они все разные! Они живут, пожалуй, в каждом предмете! Давайте посмотрим что вокруг нас издает звук!?

Игра: «найди звук» (часы, шаги, шелест бумажного листа, разговор детей и т.д)

Воспитатель: Вы отлично справились с заданием! С помощью звуков мы можем эффективно работать, жить, без звуков жить было бы очень трудно! Давайте попробуем сыграть в игру «тихо все вокруг», возьмите музыкальные инструменты

Игра «Тихо вокруг» (педагог читает стишок, дети играют на муз. инструментах, соответственно тексту)

Воспитатель: Тихо, тихо все вокруг, Слышен где-то слабый звук. Колокольчик прозвенел, ложки застучали, Бубен песенку пропел – тихо все играли.

Тихо, тихо все вокруг, Слышен где-то слабый звук. Колокольчик прозвенел, ложки застучали, Бубен песенку пропел – громко все играли.

Воспитатель:

Вы отлично справились с заданием! Если звуки складываются в цепочку, то у нас получаются слова, у поэта - стихи, у композитора - мелодии. Давайте послушаем что звучит

Игра: «Что звучит, прислушайся»

Дети сидят на стульчиках, поставленных в ряд. Воспитатель показывает инструменты по одному, просит назвать их, напоминает как они звучат. Затем предлагает детям отгадать, какой инструмент звучит. Воспитатель играет на инструментах за ширмой, а дети отгадывают. После того, как прозвучал ответ, воспитатель показывает инструмент и ещё раз играет на нём. Затем музыкальные загадки дети загадывают по очереди, подходя к воспитателю и играя на понравившемся инструменте, остальные дети отгадывают.

Примечание: Для игры берутся инструменты одной группы: деревянные, духовые, струнные, металлические и пр.

Воспитатель: Отлично ребята! Давайте немного разомнемся и послушаем песенку заинька, выполним движения, которые делает зайка.

 Музыка «Заинька» в обработке Н. Римского-Корсакова (Дети поют и выполняют разные движения за педагогом.)

Заинька, повернись,

Серенький, повернись,

Вот так, эдак повернись.

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так, эдак топни ножкой.

Заинька, попляши,

Серенький, попляши,

Вот так, эдак попляши.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Скажите, откуда же берется звук? Да, вы правы.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что находится внутри этой шуршащей погремушки! Что вы здесь видите? Конечно, все верно! Там находится крупа, от ударов частиц крупы друг об друга возникает шум, он очень тихий, но крупиц очень много и все вместе крупицы шелестят и, складываясь, получается более насыщенный звук.

Воспитатель: давайте возьмем такие контейнеры с крупой и вместе прошуршим! Отлично! Скажите, у всех ли звук получился одинаковым? Нет! Давайте снова откроем свои контейнеры, что вы видите? Да, вы правы, в каждом контейнере величина частиц разная. В контейнерах гречка, рис, песок, фасоль и горох. Чем меньше частица, тем тише звук!

Воспитатель: Ребята, а скажите, вы слышали пение птиц? Как вы думаете, как образуется звук у животных и птиц? Голосовой  аппарат  у животных и птиц, это можно сказать духовой  инструмент,  звук  в  котором  образуется  за  счёт движения  воздуха,  выдыхаемого  из лёгких. Давайте все вздохнем глубоко…еще раз. А теперь скажем звук «а» на выдохе…., еще раз!  При  выдыхании  воздушная  струя  создаёт  колебания  упругих  перепонок в горлышке,  которые  и  рождают  звуковые  волны.

Воспитатель: Давайте представим птиц и маленько поиграем.

Пальчиковая гимнастика «Перелетные птицы»

Тили- тели, тили- тели-  Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка-  Поочередно сгибать пальцы на обеих руках,

Серенькое перышко. начиная с мизинца левой руки.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж-         Снова, скрестив большие пальцы, помахать

Все вернулись, прилетели, ладошками. 

Песни звонкие запели!                 Указательным и большим пальцами сделать

                                                        « клюв» - « птицы поют».

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь давайте посмотрим на балалайку! Что здесь является источником звука? Верно, струна! Вот эта тоненькая леска называется струной. Давайте попробуем натянуть резиночку. А теперь давайте щипнем её! Слышите? Здесь тоже есть звук, его издает натянутая резинка.

Рефлексия. Воспитатель: Отлично, ребята! Скажите что вы сегодня запомнили по итогу занятия? Какие предметы могут издавать звуки? Как издает звук птица? А человек? Верно, точно также как птица. Вам понравилось сегодняшнее занятие? Хорошо.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!