СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательно-творческий проект в средней группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект разработан для дошкольников средней группы.

Просмотр содержимого документа
«Познавательно-творческий проект в средней группе»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет

им. И.Н.Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова»)



Факультет педагогики и психологии



Кафедра дошкольного и начального общего образования



Познавательно-творческий проект

в средней группе на тему:

«Времена года»





Выполнила:

Магистрант группы МСПДз-15

Пайдутова Елена Николаевна



Проверила:

И.О. Кузнецова,

ассистент кафедры дошкольного и

начального общего образования





Ульяновск, 2017

Актуальность проекта:

Природа своим многообразием, яркостью, динамичностью воздействует на чувства ребенка, затрагивает его душу. Ребенок испытывает радость, видя вокруг себя прекрасное – переливающиеся капли росы на зеленой траве, искрящийся иней на деревьях, легкие облака, голубом небе. Звуки и запахи природы тоже воздействуют на органы чувств ребенка.

Первые впечатления важны и неожиданны для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольников возникают вопросы, с которыми они обращаются к взрослым. Будет ли развиваться любознательность малыша, будет ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого.

Данный проект предназначен для детей средней группы д/с «Рябинушка» и ориентирован на изучение вопросов, связанных с бережным отношением к природе. Работа над проектом направлена на систематизировании и расширении знаний детей о природе, о временах года; ребенок должен чувствовать ответственности за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить окружающий мир для своих потомков. И мы – взрослые, воспитатели, родители, должны дать необходимые знания, научить беречь и любить природу с малых лет. Проект объединяет воспитателей, родителей и детей в общей познавательно-творческой работе.

Вид проекта:

  • познавательно-творческий,

  • игровой.

Продолжительность проекта:

  • долгосрочный.

Участники проекта:

  • дети,

  • воспитатели,

  • родители.

Цель: формировать элементарные представления о времени года, его периодичности, последовательности месяцев и времен года.



Задачи проекта:

  • расширить словарь дошкольников;

  • познакомить детей с сезонными изменениями природы, присущей каждому времени года;

  • формировать представление о правильных способах взаимодействия с объектами природы;

  • формировать элементарное представление о времени: его периодичности, последовательности месяцев и времени года;

  • продолжать развивать интерес к художественной и познавательной литературе. Пополнить литературный багаж детей: стихотворениями о временах года, поговорками, приметами, загадками, рассказами, сказками. Продолжать знакомство с иллюстрациями известных художников.

  • формировать у воспитанников интереса к играм в разные времена года;

  • формировать у воспитанников познавательный интерес к окружающему миру, родной природе.

  • воспитывать у воспитанников эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.

Предполагаемый результат:

В ходе реализации проекта дети и родители получат необходимый опыт в изобразительном искусстве и художественной деятельности. У детей самостоятельно проявится бережное и эстетическое отношение к окружающему миру и природе.

Средства, материал: игровой материал, художественное слово, книги, альбомы, иллюстрации, фотографии, репродукции картин известных художников, мультимедийные презентации – по временам года.

Методическая работа по проекту:

  • Повышать профессиональную компетенцию используя интеграции образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

  • Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.

  • Внедрять новые формы организации детской деятельности в соответствии с ФГОС.

Взаимодействие с детьми:

в непосредственно образовательной деятельности, в том числе с использованием ИКТ, в играх, в праздниках.

Взаимодействие с родителями:

  • Изготовление макетов на каждое время года,

  • Просмотр сказки «Двенадцать месяцев»

  • Сбор информации о временах года для создания страничек «Приметы», «Поговорки и пословицы», «Стихи», «Загадки».

  • Пополнение центров бросовым материалом для детского творчества.

Продукт деятельности:

  • наглядные пособия,

  • альбомы,

  • рисунки,

  • презентации,

  • картотеки стихов, загадок,

  • дидактические игры по временам года.

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный.

- Составление паспорта проекта.

- Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

- Проведение непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с каждым времени года.

- Изготовление дидактических игр.

- Подбор сюжетных картинок, иллюстраций.

- Подбор информации через интернет, познавательная информация, картинки, пейзажи о временах года.

- Подготовка изобразительного материала для выставки «Мое любимое время года».

2 этап. Реализация (выполнение) проекта.

Формы организации образовательного процесса

Дидактическое обеспечение

Проведение с детьми бесед на данную тему; наблюдение на прогулке.

Наглядно-дидактическое пособие «Времена года».

Рассматривание иллюстраций с изображением времен года.

Альбомы по временам года: "Осень", "Зима", "Весна", "Лето"

Проведение пальчиковых, подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр:

Пальчиковые игры: «Листопад", "Зимние забавы", "Перелетные птицы", "Насекомые", "Пальчики в лесу".

Подвижные игр: "Совушка","Зайцы и волк", "У медведя во бору", "Гуси -гуси", "Пчелы и медведи".

Дидактические игры : "Выбери и объясни!", "Что ни так?", "Чья? Чей? Чьё? Чьи?", "Ассоциации по темам", "Мешок с подарками", "Когда это бывает", "Доскажи словечко", "Природа и человек", "Я знаю", лото "Времена года" "Знай и выполняй".

Игровые упражнения: "Весенняя прогулка", "Лужи", "Весна идёт", "Дождик", "Прыгаем через лужи","Летний луг", "Деревья","Осень", "Мороз","Вьюга".

Чтение художественной литературы:


Осенняя песенка. А. Плещеев, А. С.Пушкина "Осень", р.н.с."Морозко","Заюшкина избушка", "Три медведя"

Слушание и заучивание потешек

"Весна, весна красивая!", "Весна-красна, на чём пришла? ", "Как на тоненький ледок", "Мороз, мороз", "Жаворонки, жаворонки".

Загадывание и отгадывание загадок

Загадки о временах года.

Физкультминутка:

" Ветер дует на в лицо"

Изобразительная деятельность:

Рисование – «Времена года».

Художественно-продуктивная деятельность:

выставка рисунков: "Осень", "Зима", "Весна", "Лето красное"

Совместная деятельность детей и родителей:

Праздники:

  • Новогодний утренник;

  • Осенний бал,

  • Масленица,

  • Праздник цветов.

Кукольный спектакль : «Теремок», Настольный театр: "Заюшкина избушка"

Деятельность родителей.

  • Презентация:

"Времена года", поделки

3 этап. Заключительный (обобщающий).

Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, составление рекомендаций и памяток, праздники.

Рефлексия.

Дети рассказывают о том, что нового и интересного узнали о временах года, какие занятия им больше понравились, что понравилось в совместном творчестве со своими родителями.

Список литературы

  1. Багрова Л.А. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Москва: ТКО “АСТ”, 1996.

  2. Волина В. Загадки от А до Я. Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.

  3. Волина В. Поговорки от Егорки. Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.

  4. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стихи о временах года. М., 2004.

  5. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Ярославль: Академия развития, Академия, К. 1999.

  6. Энциклопедия. Живой мир. Москва: “РОСМЕН”, 1996.

  7. Копцева Т.А. «Природа и художник», М., «Сфера», 2001 г.

  8. Алябьева Е.А. «Природа. Сказки и игры для детей», М., «Сфера», 2012 г.

  9. Григорьева О.А., Фесюкова Л.Б. «Весна. Лето. Демонстрационный материал», М., «Сфера», 2007 г.

  10. Ёлкина Н.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль, «Акад. Развития», 1996 г.

  11. Иванова А.И. «Мир растений», М., «Сфера», 2010 г.

  12. Молодова Л.П. «Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников», Минск, «Асар», 2001 г.

  13. Скребицкий Т.А. «На лесной полянке. Зима», М., «Детская литература», 1952 г.

  14. Тамбиев А.Х. «Кто где живёт», М., «Дрофа», 2007 г.

  15. Лыкова И.А. «Цветные ладошки», М., ИД «Цветной мир», 2011 г.

  16. Шорыгина Т.А. «Беседы о природных явлениях и объектах», М., «Сфера», 2010 г.

  17. С.Ю.Афонькин «Оригами и аппликация» Санкт – Петербург, Кристалл 1998 г.

  18. Т.А. Шорыгина «Беседы о воде в природе», Москва, «Сфера»2008 год.

  19. Т.А. Шорыгина «Беседы о русском лесе», Москва, «Сфера» 2008 год.

  20. Т.А. Шорыгина «Зеленые сказки», «Красивые сказки» Москва, Прометей Книголюб», 2002 год.

  21. О. Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль, Академия развития, 1998 год.

  22. Г.И. Долженко «100 поделок из бумаги» Ярославль, Академия развития, Академия и К, Академия Холдинг, 2000.

  23. Е. Данкевич, Д. Жаркова «Пластилиновый мир» Санкт – Петербург, Кристалл, 1998 год.



Приложение

Материал к проекту «Времена года»

«Осень»

Восприятие музыки

А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года».

П. Чайковский «Осенняя песня», «Октябрь».

А. Вивальди «Осень».

П. Чайковский «Осень», «Охота», «На тройке».

Мультимедийные презентации

Презентация «Как птицы и звери готовятся к зиме».

«Осенние корабли» ЭКРАН, 1982 г.

«Синичкин календарь. Осень» TO «ЭКРАН», 1983-1984 г. «Осень» Союзмультфильм, 1982 г.

«Сказка про чужие краски» Союзмультфильм,1962 г.

Репродукции картин известных художников

И. Левитан, «Золотая осень», «Осенний день Сокольники», «Осень. Дорога в деревне».

В. Поленов «Золотая осень».

А. М. Герасимов «Дары осени».

Художественное слово

Ф. И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь ...».

К. К. Случевский. «Осенний мотив».

К. Д. Бальмонт «Осень».

И. А. Бунин «Листопад».

А. А. Блок «...Осенний день высок и тих...».

Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...».

А. Н. Майков «Осень».

А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!..».

А. К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...».

Н. А. Некрасов «Перед дождем».

И. С. Никитин «Дождь каплет...».

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало...».

И. А. Бунин «Первый снег».

А. А. Блок «Зайчик».

С. Д. Дрожжин «Жёлтый лист за листом...».

С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...».

И. А. Бунин «Осень. Чащи леса...».

Н. А. Некрасов «Славная осень!».

С. Д. Дрожжин «Миновало лето…».

И.С. Тургенев «Утро туманное»

Художественное творчество

«Волшебные краски осени».

«Дары осени».

«Я шагаю по ковру из осенних листьев».

«Портрет осени».

«Золотая осень».

«Осеннее дерево».

«Осенние листочки».

«Аппетитные, ароматные, сладкие…».

«Веточка рябины».

«Портрет гриба».

«Золотые яблоки».

«Унылая пора, очей очарованье…».

«Белкина кладовая»

«Запасливый ежик»

«Поздняя осень»

(Бумагопластика, пластилинография, живопись, аппликация, мокрым по мокрому.)

«Зима»

Восприятие музыки

П.Чайковский «Декабрь – Святки», «Времена года».

В.Шаинский «Снежинки».

А. Внукова «Если снег идет».

А.Вивальди «Зима».

П.Чайковский «Зима».

«У камелька» «Масленица».

Н. Зацепин «Три белых коня»

Мультимедийные презентации

Презентация «Зимние сказки».

«Лисичка сестричка и серый волк» Союзмультфильм, 1958 г.

«Синичкин календарь. Зима» TO «ЭКРАН», 1983-1984 г.

«Первая зима» Киевнаучфильм, 1978 г.

Репродукции картин известных художников

Н. П. Крымов «Зимний вечер».

И. Левитан «Зимой в лесу».

Г. Г. Нисский «Февраль. Подмосковье».

А. А. Пластов «Первый снег».

И. Э. Грабарь «Февральская лазурь».

К. Ф. Юон «Конец зимы. Полдень», «Волшебница-Зима».

И. И. Шишкин «Зима».

Б. Кустодиев «Масленица».

Художественное слово

А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...».

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка».

А. Н. Апухтин «Ризой белою, пушистой».

Л. А. Мей «Двойным зеленым строем...».

С. А. Есенин «Пороша».

А. С. Пушкин «Зимняя дорога».

С. А. Есенин «Поет зима – аукает».

И. А. Бунин «Метель».

С. Д. Дрожжин «Снег летает и сверкает...».

С. А. Есенин «Берёза».

Н. А. Некрасов «Мороз-воевода».

А. С. Пушкин «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...».

Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок».

А. С. Пушкин «Встаёт заря во мгле холодной...».

А. А. Блок «Ветхая избушка».

И.С. Никитин «Вот моя деревня. Белый снег пушистый….»

Художественное творчество

«Мои волшебные снежинки».

«Первый снег».

«Мое любимое дерево зимой».

«Птички на ветке».

«Зимние забавы»

«Зимняя сказка».

«Я в волшебном лесу».

«Белая береза».

«Следы на снегу».

«Как розовые яблоки на ветках снегири…».

«Царство снежной королевы».

«В лесу родилась елочка».

«Зимний вальс».

«Дед Мороз и Снегурочка»

«Букет для снегурочки».

«Замок Деда Мороза»

(Бумагопластика, оригами, пластилинография, живопись, аппликация, мокрым по мокрому.)

«Весна»

Восприятие музыки

Н. Любарский «Дождик».

П. Чайковский «Времена года».

В. Моцарт «Весенняя».

А. Вивальди «Весна».

П.И. Чайковский «Весна», «Песня жаворонка», «Подснежник», «Белые ночи».

Мультимедийные презентации

«Синичкин календарь. Весна» TO «ЭКРАН», 1983-1984 г.

«Как мы весну делали» Союзмультфильм,1962 г.

«Оранжевое горлышко» Союзмультфильм,1954 г.

Репродукции картин известных художников

А. Саврасов «Грачи прилетели».

П. Кончаловский «Сирень в корзине».

И. Левитан «Весна. Большая вода».

И. Левитан «Март».

К. Ф. Юон «Мартовское солнце».

С. А. Виноградов «Весна идет».

Художественное слово

Ф. И. Тютчев. "Еще земли печален вид...".

Ф. И. Тютчев. Весенние воды.

Ф. И. Тютчев. "Зима недаром злится ...".

Е. А. Баратынский. "Весна, весна! Как воздух чист!..".

А. С. Пушкин. "Гонимы вешними лучами...".

Ф. И. Тютчев. Первый лист.

Ф. И. Тютчев. Весенняя гроза.

А. А. Фет. Весенний дождь.

Н. А. Некрасов. Зеленый шум.

С. Д. Дрожжин "Пройдет зима холодная...".

А. А. Блок "Ворона".

С. А. Есенин "Черёмуха".

А. А. Блок "На лугу".

С. А. Дрожжин "Весеннее царство".

И. С. Никитин "Полюбуйся: весна наступает".

С. Д. Дрожжин "Распустились почки, лес зашевелился...".

И. А. Бунин "Крупный дождь в лесу зеленом...".

Художественное творчество

«Масленица – проводы зимы….».

«Пасхальная верба».

«Ветка с первыми листочками».

«Первые проталины».

«Весенний букет».

«Подарок маме».

«Березы весной».

«Цветущая верба».

«Подснежники в ладошке».

«Цветущий сад».

«Грачи прилетели».

«Сапог в луже».

«Сороки».

«Первые цветы».

«Одуванчик – толстые щеки».

«Лебеди на озере»

(Бумагопластика, оригами, пластилинография, живопись, аппликация, мокрым по мокрому.)

«Лето»

Восприятие музыки

А. Вивальди «Времена года».

Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля».

С. Прокофьев «Полет шмеля».

Г. Свиридов «Дождик».

А. Вивальди «Лето».

П.И. Чайковский «Лето», «Баркарола», «Песнь косаря», «Жатва».

Мультимедийные презентации

Фотопроект «Летние забавы».

«Дед мороз и лето» Союзмультфильм,1969 г.

«Каникулы в Простоквашино» Союзмультфильм,1980 г.

«Паровозик из Ромашково» Союзмультфильм,1967 г.

«Лето кота Леопольда» TO «ЭКРАН», 1981 г.

«В гостях у лета» Союзмультфильм,1972г.

«Синичкин календарь. Лето» TO «ЭКРАН», 1983-1984 г.

«Трям! Здравствуйте!» TO «ЭКРАН», 1980 г.

Репродукции картин известных художников

И. Левитан «Березовая роща».

А. А. Пластов «Летом».

А. А. Пластов «Сенокос».

И. И. Шишкин «Дубовая роща».

В. Поленов «Московский дворик».

К. С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт».

И. И. Шишкин «Рожь»

В. Поленов «Заросший пруд».

Ф. Васильев «Мокрый луг».

А. М. Герасимов «После дождя».

Художественное слово

С. А. Есенин «С добрым утром».

И. А. Бунин «На пруде».

Л. А. Мей «Лето красное, росы студёные ...».

А. К. Толстой «Клонит к лени полдень жгучий».

И. А. Бунин «Детство».

А. А. Блок «Есть в дикой роще, у оврага...».

Ф. И. Тютчев «В небе тают облака ...».

Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело ...».

А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой».

А. А. Блок «Летний вечер».

С. Я. Надсон «Заря лениво догорает...».

С. Д. Дрожжин «Всё зазеленело...».

А. Н. Майков «Летний дождь».

А. А. Фет «Я пришел к тебе с приветом...».

С. А. Есенин «Колокол дремавший...».

И. А. Бунин «Ещё от дома на дворе...».

С. А. Есенин «По лесу леший кричит...».

И. С. Никитин «Ярко звёзд мерцанье...».

И. А. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет...».

С. А. Есенин «Топи да болота...».

И. А. Бунин «Из окна».

Н. А. Некрасов «Конец лета».

Художественное творчество

«Семья на природе».

«Летний лес».

«Летнее настроение».

«На реке».

«Бабочки и стрекозы».

«Божья коровка на ладошке».

«Пчелка».

«Гроза».

«Звери в лесу».

«Ромашки».

«Утренняя роса».

«Я рисую букет».

«Золотая нива».

«Паук на паутинке».

«Радуга-дуга».

«Дары лета»

(Бумагопластика, оригами, пластилинография, живопись, аппликация, мокрым по мокрому.)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!