СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательный проект на тему: «Великие ученые».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема заинтересовала Чемасова  Александра не случайно. 26 января 2018 года исполнилось 75 лет со дня смерти выдающегося русского биолога Николая Ивановича Вавилова - одного из крупнейших деятелей науки нашей страны, прославившего  Россию своей активной, необычайно яркой и плодотворной деятельностью. 

Просмотр содержимого документа
«Познавательный проект на тему: «Великие ученые».»















Познавательный проект на тему:

«Великие ученые»















Автор проекта: Чемасов Александр, обучающийся 7 класса

МОУ «СОШ № 138 г. Челябинска». Центрального район города Челябинска

Наставник проекта: Любовь Ивановна Иванова,

учитель биологии.





Содержание



Аннотация наставника

Ведение

Теоретическая часть

1. Николай Иванович Вавилов - автобиография

2. Достижения Николая Вавилова в области биологии

Заключение

Список литературы

Приложение



































Аннотация наставника.

Данная тема заинтересовала Чемасова Александра не случайно. 26 января 2018года исполнилось 75 лет со дня смерти выдающегося русского биолога Николая Ивановича Вавилова - одного из крупнейших деятелей науки нашей страны, прославившего Россию своей активной, необычайно яркой и плодотворной деятельностью. Систематика, биогеография, эволюционное учение, ботаника, генетика, селекция – таковы главные истоки научных интересов Николая Вавилова, и очень трудно отдать предпочтение одному из них.  Поэтому целью данной работы является попытка выяснить, каким образом жизненные устремления Николая Ивановича слились с основными направлениями биологической науки,  познакомиться с работами талантливого учёного, узнать интересные факты из его жизни. Расширить кругозор обучающихся о жизни и деятельности известного ученого.

 Н.И. Вавилов сыграл огромную роль в развитии биологии и сельскохозяйственных наук. Его открытия актуальны и сегодня, они облегчают поиски необходимого растительного материала для селекции и экспериментальной ботаники, позволяют выводить новые сорта высокопродуктивных растений, одновременно устойчивых к нескольким заболеваниям и устойчивых против вредителей.

Работа над проектом позволило Саши проявить два навыка. Умение работать с книгой в настоящие время не менее значимо умения работать с интернетом.

Оригинальность проекта в доступности результата работы для всех учащихся.

Александр овладел умением составлять конспект материала, его оформлением, навыком работать с дополнительными источниками информации.

В ходе проекта были использованы материалы научно-публицистической литературы,

материалы интернета, программы для создания буклета и фотографий.

Использование проекта предусмотрено для применения на уроках биологии.

Продуктом проекта стал разработанный буклет, который будет интересен учащимся и. родителям и окажет помощь педагогам при проведении классных часов, индивидуальных консультаций по ЕГЭ. Проект носит познавательный характер.



Введение



Николай Иванович Вавилов родился в 1887 году в семье московского купца второй гильдии Ивана Ильича Вавилова, самородка из крестьян. Вавилов управлял обувной мануфактурой, а в 1909 году Ивана Ильича избрали членом собрания городской думы. Семья промышленника жила в собственном доме на Средней Пресне. Мама – Александра Михайловна Постникова – из зажиточной московской семьи служащего мануфактуры. Отец мечтал, чтобы сыновья пошли по его стопам и продолжили семейное дело. Но старший, обложившись гербариями и географическими картами, штудировал учебники по биологии, младший увлекся физикой и математикой. Отец пытался «переубедить» отпрысков с помощью ремня, бранил их, но сыновья унаследовали от главы семьи твердый характер.

Окончив гимназию, Николай и Сергей уступили отцу и поступили в коммерческое училище на Остоженке, но мечты о научной карьере победили. Николай, не желая тратить год на изучение латинского языка, необходимого при поступлении в Императорский Московский университет, в 1906 году стал студентом сельскохозяйственного института, выбрав агрономию. Сергей поступил на физико-математический факультет столичного университета. Учителями Вавилова в сельскохозяйственном вузе были магистр ботаники Николай Худяков и основоположник агрономической химии Дмитрий Прянишников, светило советской аграрной науки. Под их началом Николай сформировался как ученый.

Цель: выяснить, какой путь проделал Вавилов, чтобы достичь успехов в науке: биологии.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.  Изучение биографии Николая.

2.  Какой вклад он внёс в науку?

3.  Проанализировать полученные данные и сделать выводы.

4. Сделать проект так чтобы слушателям было интересно.

5. Разработать буклет «Вавилов – великий учёный»

Теоретическая часть

Вавилов, путь к науке.

Как многие выдающиеся ученые Н. И. Вавилов рано стал заниматься самостоятельной работой. По окончании училища Вавилов поступил в Московский Сельскохозяйственный Институт, где и началась его активная научная деятельность (ныне Сельскохозяйственная Академия имени К. А. Тимирязева), который он окончил в 1911 году. Его дипломная работа "Голые слизни (улитки), повреждающие поля и огороды в Московской губернии", опубликованная в 1910 году, сразу же была оценена по достоинству и даже удостоена премии Московского политехнического музея.

В 1909 году, будучи еще студентом 2-го курса, он выступает на торжественном заседании студенческого кружка - кружка любителей естествознания, - посвященном 100-летию со дня рождения Дарвина, с докладом "Дарвинизм и экспериментальная морфология". Таким образом, еще на студенческой скамье определился круг научных интересов Вавилова - от прикладных вопросов сельского хозяйства до самых широких теоретических вопросов эволюционной биологии. Уже тогда многим из его окружения было ясно, что его как ученого ждет большое будущее. Позднее, один из его учителей, выдающийся агрохимик Д. Н. Прянишников скажет о Вавилове: "Мы не говорим, что он гений только потому, что он наш современник".

Работая у Д. Н. Прянишникова, по окончанию института, Вавилов одновременно стал учеником и сотрудником основоположника отечественной селекции сельскохозяйственных растений профессора Д. Л. Рудзинского, основавшего Селекционную станцию при Московском сельскохозяйственном институте. Николаю Ивановичу везло на корифеев! Это всегда было проявление взаимного тяготения. Помимо Д. Н. Прянишникова и Д. Л. Рудзинского, Николай Иванович в первые годы своего научного развития сблизился с такими высокоталантливыми деятелями селекции и микологии, как С. И. Жигалов и А. А. Ячевский. Николай Иванович попал в плеяду крупнейших исследователей начала века.

Более того, в 1911 и в 1912 годах он, вероятно, под впечатлением работ И. И. Мечникова начинает свои исследования по иммунитету растений и грибковых заболеваний, которые он проводит в сверхурочное время, в руководимой профессором А. А. Ячевским лаборатории в бюро микологии и фитопатологии. Поражала работоспособность Вавилова. По свидетельству очевидцев, он мог работать по 18 часов в сутки. Он обладал удивительным умением концентрировать волю и энергию, работать с азартной неистовостью. Его бешеный ритм невольно увлекал всех, кто с ним работать. "Жизнь коротка - надо спешить", - говорил он, словно предчувствую, что судьба отпустила ему не много времени.

Уже в том же 1911 году Вавилову поручают вести занятия со студентами Высших Голицинских сельскохозяйственных курсов. Он впервые вводит элементы генетики и делает занятия столь интересными, что увлекает за собой молодежь, будит в ней любознательность и подлинный интерес к науке. В 1912 году директор Голицинских курсов, Д. Н. Прянишников, предлагает Вавилову выступить с актовой речью. Не без волнения Вавилов произносит речь под названием "Генетика и ее отношение к агрохимии", которая была издана отдельной брошюрой. В этой речи он убедительно показывает практическое значение генетики. Без генетики селекция была еще несовершенна, гибридизация и искусственный отбор еще применялись в значительной степени в слепую, без обоснования законами наследственности и изменчивости. Но он говорит не только о селекции. Его интересуют вопросы происхождения и эволюции культурных растений - тема, которая станет одной из главных в его дальнейших исследованиях.

Большое значение для научной биографии Вавилова имела командировка "для завершения образования" в Англию в 1913 году, к самому Уильяму Бэтсону - одному из создателей генетики. "Основные камни огромного значения, размеры которого мы еще не в состоянии охватить, заложены Бэтсоном", - напишет Вавилов в 1926 году. Вавилов считает Бэтсона крупнейшим биологом, личность которого "поражала своей универсальностью, энциклопедичностью". Но таков был и сам Вавилов, ученый - энциклопедист, одинаково интересовавшийся как сугубо прикладными вопросами сельскохозяйственной науки, так и величайшими проблемами эволюционной биологии. Это были во многом родственные души. Их объединяла универсальная широта интересов, как в науке, так и искусстве, умение сочетать науку с жизнью, терпимость в критике. Оба они были апостолами свободы науки и верили в то, что она делает мир лучше.

В 1914 году Вавилов переезжает из Англии во Францию, где его заинтересовала крупнейшая семеноводческая фирма Вильморенов. Будучи скорее коммерческим предприятием, она также вела большую селекционную и семеноводческую работу и, в частности, исследовала хлебопекарные качества пшеницы. Из Франции Вавилов отправляется в Германию, работать у знаменитого биолога - эволюциониста Эрнста Геккеля. Здесь его застает начавшаяся мировая война, и он не без труда добирается до России, лишившись части багажа с ценными книгами.

По возвращении из заграничной командировки, Вавилов в 1914 году был избран преподавателем Голицинских курсов и одновременно вел летние курсы по частному земледелию в Петроградской сельскохозяйственной академии. Но преподавательская деятельность в Москве не дает ему полного удовлетворения и почти не оставляет времени для научной работы. Поэтому в1917 году Вавилов решает переехать в Саратов - центр изучения сельского хозяйства юго-востока России, где работает на Высших сельскохозяйственных курсах Саратовского общества сельского хозяйства.

В июле 1918 года Вавилов назначается на должность профессора, заведующего кафедрой частного земледелия, вновь организованного Саратовского сельскохозяйственного института.

В саратовский период, хотя он и был коротким, взошла звезда Н. И. Вавилова - ученого. Там он отобрал коллектив молодых последователей его идей, студентов университета, и вместе с ними произвел экспедиционное обследование полевых культур Юго - Востока европейской части России. Результатом экспедиции явилось опубликование первой советской региональной монографии по видовому и сортовому составу полевых возделываемых растений. Книга называлась "Полевые культуры Юго - Востока". Издать ее удалось лишь в 1922 году.

В 1918 году Вавилов наступает с инициативой организации в Саратове филиала отдела прикладной ботаники. Несмотря на понятные для тех лет исключительные трудности, Вавилов не только продолжает начатые исследования, но и непрерывно расширяет масштабы работ по прикладной ботанике. Прежде всего, он продолжает опыты, начатые в Петровской сельскохозяйственной академии. Это, по его собственным словам, "иммунитет, гибриды и некоторые ботанико-географические работы". Вавилова, конечно же, особенно интересует проблемы иммунитета, особенно иммунитета пшеницы. В течение многих веков болезни пшеницы были одной из самых важных помех хорошего урожая.

Вавилов – основоположник учения об иммунитете растений к инфекционным заболеваниям, продолжившего общее учение об иммунитете, развитое И.И.Мечниковым. В 1920 ученый сформулировал закон гомологических рядов в наследственной изменчивости, согласно которому «виды и роды, генетически близкие между собой, характеризуются тождественными рядами наследственной изменчивости с такой правильностью, что, зная ряд форм для одного вида, можно предвидеть нахождение тождественных форм других видов и родов.

Осенью 1918 года Вавилов закончил свою работу по иммунитету растений к инфекционным заболеваниям, и в начале 1919 года по инициативе Д. Н. Прянишникова она публикуется в "Известиях Петровской сельскохозяйственной академии". Статья выходит с надписью: "посвящаю памяти великого исследователя иммунитета И. И. Мечникова". Проблема иммунитета волнует Вавилова в течение всей жизни.

Иммунитет растений, невосприимчивость растений к возбудителям болезней и вредителям, а также к продуктам их жизнедеятельности. Частные проявления иммунитет растений — устойчивость (резистентность) и выносливость. Устойчивость заключается в том, что растения какого-либо сорта (иногда вида) не поражаются болезнью или вредителями либо поражаются менее интенсивно, чем другие сорта (или виды). Выносливостью называется способность больных или поврежденных растений сохранять свою продуктивность (количество и качество урожая). Применение устойчивых сортов наиболее надёжный метод борьбы со многими болезнями растений (ржавчиной хлебных злаков, головнёй и ржавчиной кукурузы и др.).

Возделывание сортов подсолнечника, устойчивых против заразихи и моли, привело к почти полной ликвидации поражения его этими вредителями. Вавилов установил, что к заболеваниям контролируется сравнительно небольшим числом генов, поддающихся учёту при гибридологическом анализе. Например, у разных видов пшеницы обнаружено около 20 генов устойчивости к стеблевой ржавчине, которые локализованы на 9 хромосомах, находящихся в разных хромосомных наборах (геномах). Устойчивость или восприимчивость растений — результат взаимодействия двух геномов (растения и паразита), что и объясняет многообразие как генов устойчивости растений к одному и тому же виду возбудителя, так и физиологических рас паразита, способных преодолевать действие этих генов. Такое многообразие — следствие параллельной эволюции паразита и растения-хозяина (Н. И. Вавилов, П. М. Жуковский). Американский генетик и фитопатолог Х. Г. Флор выдвинул гипотезу «ген на ген». По этой теории, все гены резистентного растения (R-гены) рано или поздно должны быть преодолены генами вирулентности паразита, так как темп его размножения намного выше, чем у растения.

Тем не менее, в природе всегда можно найти растения, устойчивые ко всем известным расам паразитов. Одна из важнейших причин этой стойкости растений — наличие у них так называемой полевой устойчивости (типы устойчивости, при которых паразит может развиваться, но вследствие недостатка пищи в растении, из-за наличия механических преград, неблагоприятного строения устьиц и т. п. развивается медленно, и потери урожая в связи с этим невелики). Полевая устойчивость контролируется полимерными генами, каждый из которых не даёт видимого эффекта устойчивости, но их различные сочетания определяют ту или иную её степень.

Постепенно на творческом пути Вавилова возникает все больше помех, а затем и открытой вражды, которая скоро переходит в организованную травлю. Но трагедия Вавилова не была только личной, она была частью трагедии эпохи. Уже во второй половине 20-х годов начинается полное подавление гласности и переход к командно-административным методам управления. Начинаются репрессии, например по вымышленному делу, так называемой "трудовой крестьянской партии". В 1929 году подвергается гонениям и аресту создатель эволюционной генетики, один из выдающихся биологов мира С. С. Четвериков. Начинаются нападки и на других биологов, в том числе на Н. К. Кольцова. Тучи начинают сгущаться и над Вавиловым.

Вавилов уже чувствовал надвигающийся арест. Но человек он был мужественный, держался бодро, говорил горячо о науке. И вот 6-го августа 1940 года, во время экспедиции в Западную Украину, Вавилова арестовали. Во время этой поездки, которую он совершал вместе со своим учеником Ф. Х. Бахтеевым, Вавилов получил интересные результаты, но свои новые находки ему уже не удалось опубликовать. История гибели Вавилова - одна из самых трагических историй нашего века.

Допрос Вавилова начался утром 12 августа 1940 года в Москве во внутренней тюрьме НКВД. В первые дни допроса Вавилов держался очень твердо и решительно отрицал, выдвинутые против него абсурдные обвинения. Но следователь - инквизитор бериевской выучки - умел "раскалывать" и таких мужественных, твердых и волевых людей как Вавилов, и 24-го августа добивается "признания".

После того как Вавилов "признал" себя "вредителем и врагом народа", до марта 1941 года его больше не вызывают на допросы, и, сидя в одиночной камере он мог отдаться своим мыслям. Но Вавилов все еще оставался Вавиловым. Он не мог бездействовать: пишет давно задуманную книгу об истории мирового земледелия. Под рукой он не имел ничего, кроме карандаша и бумаги, но зато обладал поистине безграничными знаниями. Это был последний подвиг великого ученого.

На закрытом заседании военной коллегии Верховного суда СССР, которое, происходило 9-го июля 1941 года и продолжалось лишь несколько минут, Вавилову выносят приговор - высшая мера наказания, расстрел. В помиловании Вавилову было отказано, и он был переведен в бутырскую тюрьму для приведения приговора в исполнение.

Но Вавилова не расстреляли в Бутырской тюрьме. Расстрел был отсрочен на полтора года. Фактически мгновенная смерть была заменена медленной мучительной смертью.

К весне 1942 года состояние Вавилова ухудшилось, и он тяжело заболел цингой. 25-го апреля 1942 года Вавилов пишет душераздирающее письмо Берии, в котором мольба о возвращении к труду. "Прошу и умоляю Вас о смягчении моей участи, о выяснении моей дальнейшей судьбы, о предоставлении работы по моей специальности, хотя бы в скромнейшем виде…". Вавилов просит также разрешения повидаться с семьей или хотя бы что-нибудь узнать о ней. Но весной 1942 года в тюрьме разыгралась эпидемия дизентерии. Заболел и Вавилов. В это время в Саратове жила, поселившаяся у своей сестры - учительницы, жена Вавилова, доктор биологических наук Е. И. Барулина. Но о том, что муж ее в Саратове, она не знала. Вавилов тоже ничего не знал о жене. Как не знал и о том, что в мае 1942 года, был избран членом Лондонского королевского общества.

Между тем 13-го июня 1942 года заместитель народного комиссара внутренних дел В. Н. Меркулов пишет председателю военной коллегии Верховного суда СССР Ульриху о Вавилове и Лупполе: "Ввиду того, что указанные осужденные могут быть использованы на работах, имеющих оборонное значение, НКВД СССР ходатайствует о замене им высшей меры наказания заключением в исправительно-трудовом лагере НКВД сроком на 20 лет каждому". Президиум Верховного Совета СССР быстро принял постановление. Легко себе представить, с какой радостью Вавилов писал: "Настоящее постановление мне объявлено 4-го июля 1942 года". Казалось, все будет хорошо. Вавилова и Луппола из подвала перевели в общую камеру на 1-ом этаже. Вскоре отправили в лагерь Луппола.

Но Вавилов так и не дождался этого желанного для него теперь лагеря. Он заболел дизентерией и 24-го января 1943 года попадает в тюремную больницу, а через 2 дня его не стало. Перестало биться сердце одного из величайших ученых мира.

Заключение

В числе заслуг Вавилова - “Труды по географии растений”. За исследования происхождения культурных растений и иммунитета растений, ему в числе первых ученых в 1926 году была присуждена Ленинская премия. За географический подвиг его экспедиции по Афганистану, он был награжден Географическим обществом СССР золотой медалью имени Н. М. Пржевальского.

Долго перечислять обязанности и признание заслуг Н. И. Вавилова. Он состоял директором Государственного института опытной агрономии (1923-1929 гг.), основателем и директором Института генетики Академии наук СССР (1930-1940 гг.), первым президентом Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина (1929-1935 гг.), президентом Географического общества СССР. Он был членом многих зарубежных академий.

Не раз отмечалось, что Николай Иванович был избран членом Королевского общества в Лондоне (Английская академия наук), членом Королевского общества в Эдинбурге (Шотландская академия наук), членом-корреспондентом Академии наук в Галле, почетным членом Всеиндийской академии наук, членом-корреспондентом Чехословатской академии сельскохозяйственных наук, почетным членом Американского ботанического общества, Садоводческого общества в Лондоне, членом Нью-Йоркского географического общества, почетным членом Британской ассоциации биологов, членом многих других научных обществ. Ему было присвоено звание профессора Университета в Брно и Софийского университета. Имя Вавилова помещено на первой странице крупнейшего международного журнала "Heredity" ("Наследственность") наряду с именами Дарвина, Линнея, Менделя. Эти имена обрамлены рамкой почета. Н. И. Вавилов избирался президентом и вице-президентом международных научных конгрессов.

Вавилов отдал всю свою энергию для поднятия сельского хозяйства на новый уровень, получив от страны "по заслугам" - умирая в ГУЛАГе от голода, он думал о своей Родине, обо всем человечестве. Стремясь доказать необходимость генетики - науки, способной создать новые сорта растений, которые спасут человечество от голода и удовлетворят растущие потребности населения в продуктах питания. Забвение трудов Вавилова отбросило сельское хозяйство страны на несколько десятков лет назад. Псевдоучение Лысенко нанесло непоправимый ущерб Российскому сельскому хозяйству. В сталинских застенках ГУЛАГа погиб в самое нужное и тяжелое для страны время ученый с мировым именем, цвет нашей нации – Н. И. Вавилов.

…Когда открыли памятник Николаю Вавилову, люди ахнули. Закрывавшая его материя слетела на землю, и обнаружилось, что в мастерскую скульптора не зря наведалась высокая партийная комиссия. Его заставили убрать и морщины, и горькую складку у губ — теперь Вавилов улыбался. Родственники и ученики негодовали, но причины улыбаться у Николая Ивановича и в самом деле были. Он победил, его трудам предстояла долгая жизнь, а те, кто его убил, заживо превратились в скверный анекдот...



















Список литературы

1. 24smi.org

2. http://samzan.ru

3. yandex.ru

4. Listbiology.ru

5. Liveinternet.ru

6. Bibliofond.ru

7. tonnel.run









































Приложение


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!