СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательный классный час «Тайна моего имени…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная мысль данного проекта: «Какие бы имена вы не носили, что бы не предопределяли вам ваши имена, вы всегда остаетесь хозяевами своей судьбы. Только от вас зависит, какой след оставит ваше имя на земле!»

Просмотр содержимого документа
«Познавательный классный час «Тайна моего имени…»»

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА ШАХТЁРСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШАХТЁРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ПОСЁЛКА САДОВОЕ»











Познавательный классный час

«Тайна моего имени…»

для обучающихся 5 класса











Подготовила

кл.руководитель 5 класса

Сытникова Г.А.
















Цели:

  • пробудить интерес к прошлому нашей Родины;

  • через эмоциональное восприятие дать понять детям, что имя – это великий дар;

  • помочь осознать высокий нравственный смысл имени;

  • формировать чувства ответственности и гордости за свое имя, желание прославлять свое имя, оставить о нем добрую славу;

  • развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность.


Ход занятия

Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет;
Никто ни у кого его не видел,
А у каждого оно есть (Имя)

Имена раздали с детства вам родители,

Их истории узнать вы не хотите ли?


Что самое ценное, что у нас есть? Это наше имя! Как хорошо, когда оно тебе нравится, когда оно звучное и передает всю твою сущность. 

Рождение ребенка всегда считалось на Руси великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные благопожелания. Новорожденному мальчику желали: «Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож, пахать, сеять, топор в руках держать и лошадью управлять». Девочке: «Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать».Под стать этим пожеланиям должно быть и имя.


  • Из истории имён

В далекие времена, когда люди жили племенами, они, чтобы отличаться друг от друга, стали придумывать себе и другим имена-клички. Как правило, такие имена отражали какое-то достоинство человека: «Зоркий глаз», «Храбрый», «Доброе сердце» и т.д. Называя так человека, люди как бы сразу давали ему характеристику, которую он должен подтверждать всю свою жизнь. Поэтому имя давалось человеку не сразу после рождения, а у отдельных народов через полгода, а то и более.

Были в древности имена в честь зверей: Волк, Медведь, Орёл, Лиса, Кот. Люди стремились быть похожими на то или иное животное, хотели перенять у зверя или птицы силу, выносливость, быстроту.

Затем появились имена, чтобы выделить, назвать конкретного человека. Это были скорей не имена, а прозвища. Они давались как приметы, по которым можно было отличить одного человека от другого: Хромой, Лапоть, Воропай.

Древние семьи были многочисленные, и имена были как своеобразные характеристики каждого. Были числовые имена, которые давались детям в порядке их появления на свет: родился в семье сын-первенец – называли его Первуша, третий сын – Третьяк, девочка – Четвертунья…; если родилась девочка весной, давали ей имя Веснянка, если мальчик родился зимой, в морозы – называли Морозом или Шубой; другие отражали отношения к родившемуся ребёнку: Ждан, Неждан, Милуша. Иногда человеку давали имена по внешним признакам: Мал, Бел, Косой, Кудряш, Черныш, Крепыш, Любава, Забава, Добрыня, Умник, Несмеяна, Чернавка, Светлана. Считалось, что некоторые имена - обереги могли отвести от детей беды и болезни, от дурного сглаза например: Ончутка (чёрт), Гнилозуб, Горе, Захворай. Позднее эти прозвища – имена превратились в фамилии. Также имена указывали на время и место появления ребёнка: Суббота, Неделя, Зима, Дорога. Имя говорило и о профессии родителей – Сом, Муковоз.

С появлением христианства на Руси имя наречение стало привилегией церкви, то есть новорожденные получали имя по святцам при крещении малыша. Чаще всего крещение происходило на восьмой день, но иногда в сороковой день. Имя нарекали чаще всего случайно, по названию святого, которого память случалась в день крещения.

При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался всю жизнь.

Духовное рождение считалось значительнее телесного, и оттого день рождения оставался незаметным, а день ангела, или именины, праздновался каждым, кому позволяло состояние.


  • Узнай свое имя (учитель зачитывает краткую характеристику, а ребята должны угадать свое имя в описании)

Большинство самых обычных наших имён, к которым мы привыкли и считаем своими, русскими, на самом деле являются иностранными. В классе у нас есть греческие, латинские, римские имена.


  • Тайна моего имени

Рассказ ребят о своем имени по плану:

- Меня зовут…

- Моё имя означает…

- Меня так назвали…

- Кого из знаменитых людей с таким же именем вы знаете?

Современные имена такие разнообразные! Кроме полных имен, есть краткие, а есть уменьшительные, ласковые имена, которыми людей называют друзья и близкие.

- Попробуйте сосчитать сколько имён у моей подружки Оли?

Как бы, друзья, не запутаться тут –
Ольга зовут эту девочку в школе,
Олечкой папа имама зовут.
Олюшкой тётя её называет,
«Олька!» – кричит озорник во дворе.
Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,
Сколько имён у подруги моей?

Задание 1. Придумайте к своему имени разные формы, например, Лена, Елена, Ленок, Ленуся, Ленчик и так далее. Кто сможет составить больше всего форм своего имени за 1 мин?


Задание 2.   Кто это или что это?

Василек – имя мальчика – цветок

Сережка – имя мальчика – украшение

Лев – имя мальчика – животное

Роман – имя мальчика – жанр книги


Задание 3.«Имена играют в прятки».

В каждом предложении прячется имя. Постарайтесь найти эти имена.

 
Образец: Наш шеф имеет большое влияние. (Ефим) 


1. Пеле на футбольном матче забил великолепный гол. (Лена)

2. Мы наловили ведро лягушек. (Оля)

3. Снова рядом мы идём, песню весело поём. (Варя)

4.А фон я нарисовал в картине голубым. (Афоня)

5. Мой папа велосипедист. (Павел) 

6. Я готовился дома к симфонии. (Максим)

7. Бабушкины вареники такие вкусные. (Никита)

8. Только после смены снимет сталевар тёмные очки. (Артём)

9. Труден и слишком опасен подъём на вершину горы. (Денис)


Современные имена такие разнообразные! Кроме полных имен, есть краткие, а

есть уменьшительные, ласковые имена, которыми людей называют друзья и

близкие.

Попробуйте сосчитать сколько имён у подружки у Оли?

Как бы друзья не запутаться тут

Ольга зовут эту девочку в школе,

Олечкой папа имама зовут.

Олюшкой тётя её называет,

“Олька!” –кричит озорник во дворе.

Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,

Сколько имён у подруги моей

Современные имена такие разнообразные! Кроме полных имен, есть краткие, а

есть уменьшительные, ласковые имена, которыми людей называют друзья и

близкие.

Попробуйте сосчитать сколько имён у подружки у Оли?

Как бы друзья не запутаться тут

Ольга зовут эту девочку в школе,

Олечкой папа имама зовут.

Олюшкой тётя её называет,

“Олька!” –кричит озорник во дворе.

Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,

Сколько имён у подруги моей

Послушайте поучительное стихотворение Юрия Благова «Выбор имени»

Дед, стараясь для внучонка,

Нахватал из разных мест

Ряд имён, звучащих звонко:

Товий… Муций… Свен… Орест…

Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

- Назовём посовременней -

Гелий… Атом… Космодром…

Дочь, захваченная спором,

Шумно лезет на рожон

С целым импортным набором:

Эдвин… Мельвин… Сельвин… Джон…

Бабка с нехристями знаться

Не желает, и сама

Вносит лепту, глядя в святцы:

Псой… Сысой… Кузьма… Фома…

Сочинительством премудрым

Занимаясь вчетвером,

Ночь проспорили, а утром

Мальчик назван был Петром.


  • Подведение итогов

Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: «Не имя красит человека, а человек имя».

- Что нового вы узнали сегодня?

- О чем задумались?


Карточка 1: 1. Пеленафутбольном матче забил великолепный гол. (Лена) 2. Мы

наловили ведролягушек. (Оля) 3. Сноварядом мы идём, песню весело поём.

(Варя) 4.А фон янарисовал в картине голубым.(Афоня) 5. Мой папавелосипедист.

(Павел)

Карточка 2: 1.Я готовился домаксимфонии. (Максим) 2. Бабушкины вареники

(Артём) 4. Слони наарене цирка мечтает о еде. (Нина) 5. Трудени слишком

опасен подъём на вершину горы. (Денис

Современные имена такие разнообразные! Кроме полных имен, есть краткие, а

есть уменьшительные, ласковые имена, которыми людей называют друзья и

близкие.

Попробуйте сосчитать сколько имён у подружки у Оли?

Как бы друзья не запутаться тут

Ольга зовут эту девочку в школе,

Олечкой папа имама зовут.

Олюшкой тётя её называет,

“Олька!” –кричит озорник во дворе.

Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,

Сколько имён у подруги моей?

Ленок, Ленуся, Ленчик и так далее. Кто сможет составить больше всего форм

своего имени? Как бы вы хотели, чтобы обращались к вам? (обсуждение)

Ребята,адома вас называют какими-нибудь ласковыми именами?

Современные имена такие разнообразные! Кроме полных имен, есть краткие, а

есть уменьшительные, ласковые имена, которыми людей называют друзья и

близкие.

Попробуйте сосчитать сколько имён у подружки у Оли?

Как бы друзья не запутаться тут

Ольга зовут эту девочку в школе,

Олечкой папа имама зовут.

Олюшкой тётя её называет,

“Олька!” –кричит озорник во дворе.

Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,

Сколько имён у подруги моей?

Ленок, Ленуся, Ленчик и так далее. Кто сможет составить больше всего форм

своего имени? Как бы вы хотели, чтобы обращались к вам? (обсуждение)

Ребята,адома вас называют какими-нибудь ласковыми именам

Какие бы имена вы не носили, что бы непредопределяли вам ваши имена, вы всегда остаетесь хозяевами своей судьбы. Только от вас зависит, какой след оставит ваше имя на земле! Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги.

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!