Познавательно-творческий проект «Дикие животные наших лесов».
Старшая группа №12
Тип проекта: познавательно-творческий Классификация: кратко срочный с 4.11.2019 по 8.11.2019г.г.
Состав участников: групповой
Участники: дети, родители, воспитатели группы №12.
Используемые образовательные технологии:
Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы
Коммуникативные игры
Технология познавательного развития
Цели и задачи проекта:
Формировать и расширять представления детей о диких животных.
Закреплять знания детей о внешнем виде животных, их повадках, пище, жилищах ; упражнять в узнавании и назывании диких животных (волк, лиса, заяц, медведь, белка, еж), и их детенышей.
Отмечать характерные признаки представителей диких животных.
Продолжать обогащать представление детей об образе жизни диких животных.
Расширение представления детей о диких животных (внешнем виде, строении, поведенческих особенностях, повадках, издаваемых звуках, о способах добычи пищи, жилищах), о значении (роли) животных в природе
Учить узнавать, называть диких животных и их детенышей.
Научить их группировать по определенным признакам.(спячка, хищники, изменение цвета шерсти)
Уточнить знания детей о животных, как живых существах, объяснить причину зимней спячки изменения цвета шерсти в зависимости от сезона.
Развитие у детей познавательной активности;
Развивать психические процессы: внимание, восприятие, мышление (мини-викторина «Азбука животного мира, отгадывание загадок; игра «Четвертый лишний» .)
Активизировать, расширять, уточнять и обогащать словарь детей:
предметный словарь: Место обитания: берлога, нора, логово, дупло.
Части тела: туловище, голова, лапы, когти, морда, хвост, уши.
словарь прилагательных: прилагательные, характеризующие внешний вид: бурый, пушистый, рыжая, огромный, лохматый, толстопятый.
прилагательные, характеризующие повадки: сильный, трусливый, хитрая, неуклюжий, косолапый, сладкоежка.
глагольный словарь: прыгает, грызет, дрожит, скачет, бежит, словарь наречий: ловко, стремительно, быстро, резво.
Совершенствование грамматического строя речи:
Образование существительных единственного и множественного числа, обозначающих детенышей (лисенок- лисята, бельчонок- бельчата, ежонок- ежата)
Образование существительных единственного и множественного числа в разных падеж,;
родительный падеж множественного числа (В лесу много медведей, волков, зайцев.)
творительный падеж (Буду охотиться за зайцем (зайцами))
Согласование числительного с существительным в роде, числе, падеже (1 ежонок, 2 ежа, двое ежат)
Образование сравнительной степени прилагательных (У лисы мягкий мех, а у зайца еще мягче.)
Образование притяжательных прилагательных (морда- волчья, лисья, заячья, медвежья)
Развитие связной речи детей:
Составление загадок-описаний по предлагаемому плану:
Кто это?
Внешний вид?
Его повадки?
Чем питается?
Где живет?
Что делает?
Составление рассказов-сравнений о двух животных (чем похожи, чем отличаются?)
Театрализация сказок, инсценировки коротких текстов о диких животных.
Развитие общей моторики, мимики : демонстрация повадок животных (подвижные игр физминутки, использование психогимнастики, имитация повадок животных)
Формирование мелкой моторики (выкладывание мозаики, геометрических фигур; лото, лепка, аппликация, раскрашивание, штриховка, обведение контуров)
Воспитание любви, заботы и бережного отношения к животным.
Создать условия для совместной деятельности детей, их родителей и педагогов;
Актуальность проекта:
Суть проекта заключается в том, чтобы во время занятий, бесед, просмотра цикла телепередач в мире животных», чтения произведений, работе по сюжетным картинам дети могли больше узнать диких животных. Могли проследить взаимосвязь и взаимозависимость: в природе с изменение;» времени года происходят изменения в жизни диких животных. Главной задачей педагогов являете научить узнавать и определять животных по цвету их шерсти, по части тела, издаваемым звукам повадкам, характерной пище, передвижению.
Рассказать о питании, жилище, способе добывания и запасания пищи на зиму, размножении, детенышах и заботе взрослых животных о своем потомстве. Отображать свои впечатления в продуктивной деятельности (рисунках, аппликациях, лепке, подвижных играх, играх- драматизациях).Познакомить со стихами, песнями, загадками о диких животных. Развивать у до е познавательную активность, психические процессы. Активизировать и обогащать словарь по теме Воспитывать интерес к живой природе.
Пути решения поставленных задач:
Закрепить знание детей о диких животных наших лесов;
Развивать связную речь - использовать в ответах и рассказах сложноподчиненные предложений (потому что), сравнительные обороты речи.
Развивать фонематический слух - различать и воспроизводить.
Звуки диких животных, отличающиеся друг от друга по принципу глухости - звонкости Развивать наблюдательность, умение делать выводы. Находить взаимосвязь животных г природе.
Воспитывать в детях бережное отношение к животным.
Развивать артикуляционную моторику - подвижность губ, нижней челюсти при помощи проговаривания поговорок и скороговорок.
Учить соблюдать правила подвижной коллективной игры.
Развивать логическое мышление - учим детей отгадывать загадки, выстраивать логичен st- цепочки, играя в игру «Закончи предложение».
Учить создавать индивидуальные и коллективные рисунки, сюжетные композиции, используя различные материалы и способы создания изображений;
Животные в литературе. Познакомить детей с произведениями писателей и поэтов, которые пишут о животных.
Поэтапное развитие проекта «Дикие животные наших лесов».
№ | Этапы | Содержание |
1 | Выбор темы проекта | Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запр: родителей. Инициатор воспитатель. |
2 | Планирование | «Модель трёх вопросов» Составление «Системной паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проез базовые знания - дикие животные наших лесов, внешний вид, строение, поведенческие особенное повадки, издаваемые звуки, способы добычи пин жилище), значение (роли) животных в природе.) Планирование конечного продукта |
3 | Реализация проекта | Задача воспитателя: организация деятельности дет. центрах активности, оснащение центров оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта: Создание развивающей среды |
4 | Презентация | |
5 | Завершение проекта | Анализ, подведение итогов |
Содержание и этапы реализации проекта
Действия по реализации проекта |
Беседы с детьми и родителями; Оформление информации для родителей Художественно-эстетическое развитие; |
|
Системная паутинка проекта «Дикие животные наших лесов»
№ | Образовательная область | Непосредственно образовательная деятельность |
1 | Социально- коммуникативное развитие | Беседа «Какие звери водятся в наших лесах» Беседа «У кого какое жилище» Беседа «Как вести себя в лесу» (совместная деятельность ребёнка и родителей осенью: поездка н лес) Беседа «Кто как готовится к зиме» |
2 | Художественно эстетическое развитие | Рисование: « Животные в лесу», «Белка готовится к зиме», «Медвежата», «Зайцы» Лепка «Дикие животные» Аппликация «Лиса» ( из ладошек) Конструирование «Теремок для всех зверей», «Зоопарк для животных» Обводка и штриховка зверей |
3 | Речевое развитие | Заучивание: Е. Трутнева “Белкина кладовка”, В.Степанов “Как живете? Что жуете?”, И. Токмаковз “Медведь”, А. Блок “Зайчик”. Чтение детям русских народных сказок: “Лиса и во. к”.. “Заяц - хваста”, “Заюшкина избушка”, “Три медведя”, “Кот, петух и лиса”, “Лиса и журавль”; стихотворен /ей Н.Костарев “Бобер”, П. Воронько “Хитрый ежик”; рассказов В.Бианки и др. Чтение произведений: Я. Тайца «Белка», «Волк», «Лиса», М. Пришвина «Лисичкин хлеб» Работа по словообразованию: волк - волчица - волчонок (волчата); заяц - зайчиха - зайчонок (зайчата и т.д.; Работа по согласованию существительных множественного числа с числительными (один зайчонок, два зайчонка, десять зайчат т.д.). Составление рассказов по сюжетным картинам «Волки», « Лисица». Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат:-, |
4 | Познавательное развитие | Решение арифметических задач (до 4), счет фигур животных до 5-6(сочетание числительного с существительным), сравнение по высоте, величине, ориентировка в пространстве. Беседы об особенностях животных; Беседы: «Жизнь животных в лесу», «Кто где живет?», «Дикие животные и их детеныши». « В гостях у белочки», «Как лесные звери - медведь белка готовятся к зиме» Дидактические игры: «Чья мама?», «Кто, где живет?», «Кто, что любит?», «Исключение лишнего», «Чьи следы?» |
5 | Физическое развитие | Подвижные игры «Гуси и волк», «У медведя во бору; «Бездомный заяц», «Охотник и лиса» Пальчиковая гимнастика «Белочкин запас», «Сидит белка на тележке» Физкультминутки: «Дикие животные», «Звериная зарядка», « Заяц Егорка», «Зайка беленький сидит» Зарядка для животных |
Методическое обеспечение проектной деятельности.
Агеева С.И. Обучение с увлечением. Части 1 и 2. М.: Лайда, 1995.
Волина В. Праздник Букваря. М.: ACT - ПРЕСС, 1996.
Скорлупова О.А. Дикие животные. М.: Издательство Скрипторий, 2006.
Сладков Н. Разговоры о животных. М.: “Стрекоза - Пресс”, 2002.