Внеклассное мероприятие по русскому языку для 4-5 класса
«ПОЛЕ ЧУДЕС»
ТЕМА : Слова-пришельцы (словарные слова)
ЦЕЛЬ: привитие интереса к предмету, развитие творческих способностей учащихся.
ЗАДАЧИ :
- активизация познавательной деятельности учащихся в 4-5 классах;
- организация досуга учащихся;
- воспитание культуры общения, коллективизма среди одноклассников;
- формирование эмоционального положительного отношения к знаниям.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Ведущий. Нашу встречу хочется начать с пословиц (текст пословиц на доске).
Он и поит и кормит. Он и до Киева доводит. О чем эти пословицы?
Дети. О языке.
Ведущий. Конечно, это язык. Ну, а сегодня он не до Киева доведет, а до победы Главный гость сегодня – его величество Русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские и зарубежные писатели.
- Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению «русский язык- это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях кчужим языкам». Ему свойственны величавая плавность, яркость, простота и гармоничность.
- Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: « Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого»
- Иван Сергеевич Тургенев предупреждал: « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние передано нам нашими предшественниками»
- Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нем раздолье. В нем клекоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья.
ОТБОРОЧНЫЙ ТУР ( для 1 тура) для уч-ся 4класса
Условия отборочного тура: правильно ответивший на вопрос ученик становится участником первого тура.
Вопросы.
1.Сколько букв в русском алфавите? 33
2.Часть слова, стоящая перед корнем? Приставка
3. Сколько всегда мягких согласных в русском языке?3
4. Как называются слова разные по звучанию и имеющие противоположное значение?(антонимы)
ПЕРВЫЙ ТУР.
Это слово пришло очень давно из греческого языка и означает оно «четыре», «сложенный вчетверо»
ТЕТРАДЬ.
Информационная минутка.
Древнеегипетские писцы разрезали стебли папируса на узенькие продольные полоски, смачивали, сушили на солнце, а потом склеивали кусок за куском в длинные и широкие ленты. Ленты сворачивали в свитки и писали на них черное и красной краской – «чернилами». Эти желтоватые свитки для письма так и назывались «папирусы». При раскопках ученые – археологи отыскали в земле свитки учеников древнеегипетских писцов – с помарками, кляксами. Некоторые значки вовсе расплылись, возможно, от слез: ведь за ошибки больно наказывали.
ОТБОРОЧНЫЙ ТУР( для 2 тура) для уч-ся 5класса
Вопросы.
1.Существительное в именительном падеже в предложении является? (подлежащим)
2.Пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную перед буквами е, е, я, ю. (разделительный ъ знак)
3.Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении?( окончание)
4. В русском языке существуют не только одинаковые по звучанию слова, обозначающие разные предметы и явления, но и разные по звучанию слова, которые служат для обозначения одного и того же предмета (лошадь – конь), признака (старый - дряхлый), действия (строить – сооружать). Как называются эти слова? (синонимы)
ВТОРОЙ ТУР.
Если перевести это слово с латыни на русский язык, то получится словосочетание «собачьи дни» или «маленькая собачка».
Еще древние римляне пользовались этим словом, а мы сейчас с чувством радости произносим это слово, с большим нетерпением ждём это событие.
КАНИКУЛЫ.
Физминутка.
Сгруппируйтесь по количеству падежей в русском языке, по количеству склонений, букв не обозначающих звуков .
ОТБОРОЧНЫЙ ТУР(для 3 тура) для уч-ся 4-5- классов.
Вопросы.
1.Какой знак препинания используется чаще всего в конце предложения? (точка) 2.Значок- обозначение звуков на письме? (буква)
3.Два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу? (текст)
4.Сколько основных гласных звуков в русском языке? 6
ТРЕТИЙ ТУР.
Это латинское слово буквально означает «выбегание».
ЭКСКУРСИЯ
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ.
Это слово и предмет, который оно называет, мы считаем исконно русским, хотя оно знакомо большинству индоевропейских народов. История этого слова уходит в глубокую древность и означает «блеск», «белизна».
БЕРЁЗА.
Информационная минутка.
Ученым удалось отыскать немало таких берестяных грамот. Одна из самых любопытных – берестяной черновик мальчика Онфима. Жил Онфим в древнем Новгороде примерно 800 лет назад. Однажды он переписывал буквы с вырезанной на доске азбуки, отвлекся и стал рисовать. Нарисовал диковинное чудовище, написал: «я – зверь» и на всякий случай пронзил его стрелой.
Хороша береста, но для книг не годилась. Их по-прежнему писали на дорогом пергаменте.
ФИНАЛ.
Это слово состоит из очень древних составных частей. К нам оно пришло в начале 60-х годов. Первую часть составляет греческое слово, одно из значений которого «вселенная», «мир».
Вторая часть слова означает «моряк», «плаватель».
КОСМОНАВТ.
Физминутка
Повтори за лидером.
СУПЕР ИГРА.
Это слово заимствовано из латинского языка и переводится как «голова».
КАПУСТА.