Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №37
г. Кузнецк Пензенская область
ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
НА ТЕМУ «ВОДА - ИСТОЧНИК
ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»
ВОСПИТАТЕЛь: Кудашева М.Г.
г.Кузнецк, 2019г
Аннотация проекта
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
В нашем детском саду традиционно присутствуют занятия по ознакомлению с окружающим. Они строятся в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.
Мы сочли необходимым включить в данное направление метод проектов, т.к. он охватывает весь педагогический процесс, основанный на взаимодействии педагога – ребенка – родителя, способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Поэтому проектно-исследовательская деятельность в детском саду станет очень важной ступенькой при подготовке ребёнка к обучению в школе.
Проект «Вода – источник жизни» направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лёд).
Дошкольники узнают, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений).
Дети получают представление о некоторых видах водоёмов; узнают, что вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять!
Паспорт проекта.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный (7 октября 2019 г.– 25 октября 2019г.)
Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет), педагоги группы, родители.
Актуальность проекта:
Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека. К воде необходимо относиться очень бережно, ведь воды, пригодной для питья, на Земле не так уж много, несмотря на то, что водой покрыто 3/4 площади Земли. Исходя из этого, важно познакомить детей дошкольного возраста с важностью воды, с её свойствами в процессе образовательной и экспериментальной деятельности..
Цель проекта: расширить и углубить знания детей о воде, её свойствах, состояниях; о значимости воды в жизни человека и всего живого.
Задачи:
расширить знания детей о воде и её свойствах;
познакомить детей с круговоротом воды в природе;
дать представление об очистительных сооружениях и способах очистки воды;
развивать любознательность и познавательную активность детей;
воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Формы и методы реализации:
Формы:
беседы;
развлечение;
чтение художественной литературы;
рассматривание фотографий и иллюстраций, видеопрезентаций.
сюжетные, подвижные и музыкальные игры;
экспериментирование.
Методы:
Словесные: беседа, чтение художественной литературы, стихотворения, рассказ воспитателя, потешки, пословицы, загадки;
Наглядные: рассматривание фотографий и иллюстраций, картин, книг, показ видеофильмов о свойствах и роли воды в природе.
Практические: продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская;
Игровые: дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры, сюжетно - ролевые игры
План реализации проекта.
Этапы проекта:
Подготовительный этап:
определение направленности проекта, целей и задач;
подготовка и составление картотеки опытов и экспериментов с водой;
составление картотеки игр (подвижных, дидактических, речевых) по теме проекта;
подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта;
подборка видеороликов на тему «Роль воды в природе»
2.Основной этап:
1 неделя
Цель: познакомить детей со свойствами воды.
Задачи:
учить способам обследования материала;
развивать мелкую моторику рук, координацию движений;
воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности;
развивать активный словарь;
воспитывать положительное отношение к персонажу Капельке.
№ | Направления работы, образовательные области | Мероприятия | Дата проведения |
1 | речевое развитие | подбор художественной литературы (стихи, потешки, песни, загадки); - рассматривание видеоролика о воде. Беседы «Интересные факты о воде», «Загрязнение воды и как этого избежать. | 07.10.19 г. |
2 | познавательное развитие | - экспериментальная деятельность «В гости Капелька пришла», знакомство детей со свойствами воды. | 08.10.19 г. |
3 | социально-коммуникативное развитие | игры на тему «Вода» | 09.10.19 г. |
4 | физическое развитие | беседа о значении воды в жизни человека. | 09.10.19 г. |
5 | Работа с родителями | придумывание сказки «Путешествие капельки воды», «Маленькая капелька летит на землю» | 10.11.17 г. |
2 неделя
Цель: закрепить знания детей о свойствах воды, формировать у детей навык практического экспериментирования с предметами из разных материалов.
Задачи:
формировать умение узнавать и называть свойства воды;
развивать интерес к окружающему миру, к продуктивной деятельности
воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.
№ | Направления работы, образовательные области | Мероприятия | Примечание |
1 | художественно-эстетическое развитие | ООД «Берегите воду» ООД «Какой бывает вода» | 14.10.19 г. 15.10.19 г. |
2 | речевое развитие | «Что мы знаем о воде?» составление рассказов о воде используя мнемотехнику | 16.10.19 г. |
3 | социально-коммуникативное развитие | игры: «Какой бывает вода?», «Собери картинку», «Ручеёк», «Тучка по небу ходила». | 14.10.19 г.-18.10.19 г. |
4 | физическое развитие | подвижные игры: «Караси и щука» «Море волнуется», закаливающие процедуры: промывание носиков водой комнатной температуры, обтирание рук до локтей. | 16.10.19 г. |
5 | познавательное развитие | экспериментальная деятельность • «Круговорот воды в природе • «Куда спряталась вода» • «Плавает – тонет» • « Цветные льдинки» | 16.10.19 г.-17.10.19 г. |
6 | работа с родителями | консультация «Роль воды в природе» Изготовления лэпбук «Вода источник жизни» | 13.10.2019г 16.10.2019г. |
3неделя
Цель: довести до сведения детей, что вода, это необходимая часть нашей жизни, наша помощница, и кормилица
Задачи:
учить детей понимать значение воды, для каждого человека, значение реки, способной накормить очень много людей, предоставить им возможность для самых разных видов деятельности, для хозяйственных и бытовых нужд;
научить детей понимать, что сохранение водных ресурсов это необходимая часть жизни;
воспитывать патриотические чувства по отношению к родному краю, великой реке, умение любить и заботиться об их красоте и богатстве;
№ | Направления работы, образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | художественное-эстетическое развитие | «Рыбки в аквариуме» «Белая кувшинка» | 21.10.19 г. 25.10.19 г. |
2 | речевое развитие | ООД «Вода-источник жизни» | 21.10.19 г. |
3 | познавательное развитие | ООД «О связи живой и неживой природы» | 22.10.19г. |
4 | физическое развитие | подвижные игры «Море волнуется» «Тучка по небу ходила» «Лягушки и цапля» | 21.10.19г-25.10.19г. |
5 | социально-коммуникативное развитие | игры: Доскажи словечко», «Кто больше назовет», «Потому что…» «Кому нужна вода, а кому полянка», «Небо. Земля. Вода» | 21.10.19 г.-25.10.19 г. |
6 | Взаимодействие с родителями | выставка-вернисаж «Вода-источник жизни», «Берегите воду». | 20.10.19. г. |
3.Заключительный этап
Итоговое занятия по области «Речевое развитие» на тему «Вода - источник жизни»
Выставка детских работ по проекту;
Оформление уголка - выставки для детей и родителей «Волшебница вода»;
Фотоотчет о проделанной работе.
Список используемой литературы:
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: методическое пособие. – М.: МОЗАИКА – СИТНЕЗ, 2012
Шорыгина Т. А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М.: Книголюб, 2006.
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013.
Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: средняя группа – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014