Презентация на тему: «Познавательно – исследовательская и экспериментальная деятельность в ДОУ».
Воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад «Марьино» : Банникова Елена Васильевна
2019 г.
Ребенок дошкольного возраста делает множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития детей. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с водой, снегом и т.д. Задача педагога – помочь дошкольнику в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для ребенка и его окружения. Поэтому исследовательская деятельность для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.
Основная особенность познавательной деятельности детей, это когда ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляет практические действия, выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Цель опытно – экспериментальной деятельности:
- Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию.
- Развитие словаря.
- Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира.
- Углубление представлений детей о живой и неживой природе
Задачи опытно – экспериментальной деятельности.
- Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
- Сочетать показ предмета с активным действием ребенка, его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.).
- Формировать умение детей сопоставлять факты и выводы рассуждений.
- Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью.
- Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
Выделяют следующие задачи по познавательно-исследовательской деятельности:
Образовательные задачи: 1. Знакомить детей со свойствами предмета исследования. 2 . Формировать умение делать открытия и выводы. 3 . Обучать плавному направленному выходу на предмет. Развивающие задачи: 1. Развивать экспериментальную деятельность. 2 . Развивать речь детей. 3 . Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику. 4. Развивать внимание, мышление, память. Воспитательные задачи: 1. Воспитывать самостоятельность и активность. 2. Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость. 3 . Воспитывать аккуратность в работе.
Классификация экспериментов.
- По характеру объектов, используемых в эксперименте: -- Опыты с растениями; -- Опыты с животными; -- Опыты с объектами неживой природы; -- Опыты, объектом которых является человек.
- По месту проведения опытов: -- В групповой комнате; -- На участке; -- В лесу, в поле и т.д.
- По количеству детей: -- Индивидуальные ( 1– 4 ребенка); -- Групповые (5 –16 детей); -- Фронтальные или коллективные ( вся группа).
- По причине их проведения: -- Случайные; -- Запланированные; -- Поставленные в ответ на вопрос ребенка.
Структура проведения экспериментирования . -- Постановка, формулирование проблемы; -- Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых деталей; -- Проверка гипотез; -- Подведение итогов, вывод; -- Фиксация результатов; -- Вопросы детей.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- доступность.
Оснащение мини-лаборатории : -- Приборы-помощники: лупы, песочные часы, компас, магниты. -- Разнообразные сосуды из различных материалов: пластмасса, стекло, металл. -- Природный материал: мелкие камни, песок, ракушки, шишки, перья, мох, пух, листья, семена и др. -- Разные виды бумаги: цветная, картон, наждачная, копировальная, гофрированная. -- Красители: гуашь, акварельные краски, природные и пищевые красители.
-- Медицинские приборы и материалы: пипетки, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, вата, марля, салфетки.
-- Прочие, разнообразные по назначению качествам и свойствам, материалы: зеркала, воздушные шарики, мука, соль, сахар, крупы, пенопласт, полиэтиленовая пленка, пуговицы, поролон, скрепки, фольга.
Правила техники безопасности при проведении опытов.
- Аккуратно пользоваться с емкостью для воды .
- Своевременно поддерживать порядок на рабочем столе.
- Работать нужно аккуратно, результат опыта зависит от чистоты проведения эксперимента.
- Не пробовать на вкус вещества.
Достоинства метода экспериментирования:
Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
Детское экспериментирование важно для формирования самостоятельности, способности преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.
Таким образом, экспериментальная работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!