СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КВЕСТ - ИГРА «ПО СКАЗАМ БАЖОВА» Старшая группа «Забавушка», разработала воспитатель 1к.к.: Тутарова Е.В.

Нажмите, чтобы узнать подробности

История нашего уральского края неразрывно связана с именем великого русского писателя П.П.Бажова, сочинившего  много сказов о родной земле. В это году  27 января Павлу Петровичу Бажову исполнилось 140 лет... со дня его рождения.....

Просмотр содержимого документа
«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КВЕСТ - ИГРА «ПО СКАЗАМ БАЖОВА» Старшая группа «Забавушка», разработала воспитатель 1к.к.: Тутарова Е.В.»



МКДОУ «Детский сад №2 «Солнышко»





ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КВЕСТ - ИГРА

«ПО СКАЗАМ БАЖОВА»

Старшая группа «Забавушка»

Воспитатель 1к.к.: Тутарова Е.В.







г. Талица, 2019 год



Цель: Приобщение детей к истокам культуры родного края.

Задачи:

*закреплять у детей знания сказов П.П.Бажова;

* прививать любовь и интерес к богатой природе Урала, гордость за свою малую Родину;

* расширить представления детей о «живой» природе; воспитывать бережное отношение к природе, к животным, рептилиям;

* развивать умения детей отвечать на вопросы, применять знания, полученные при чтении художественной литературы;

* формировать творческие способности детей;

* развивать зрительно - двигательную и мелкую моторику рук.


Организация развивающей среды:

Оформление группы под уральскую гостиную: драпировка (зеленые шторы), на шторах портрет П.П.Бажова, картинки - ящерицы, Хозяйка медной горы, рисунки детей и родителей;

выставка рисунков и ДПИ по сказам П.П.Бажова в раздевалке;

выставка книг П.П.Бажова и его портрет в речевом центре;

Мини музей: выставка камней и изделий из самоцветов;

Предварительная работа:

Чтение сказов П.П.Бажова, рассказывание детьми отрывков;

знакомство с биографией П.П.Бажова;

просмотр презентации на тему: «Творчество П.П. Бажова»;

просмотр презентации на тему: «Прогулка по Уралу»;

просмотр мультфильма: «Серебряное копытце»; «Огневушка - поскакушка» и др.;

рассматривание иллюстраций, коллекций уральских камней и изделий из них;

беседы, занятия по сказам П.П.Бажова;

интерактивная игра по сказам П.П.Бажова;

занятие по окружающему миру на тему: «Все про ящериц»;

лепка козлика - Серебряное копытце;

аппликация по сказу П.П.Бажова «Серебряное копытце»;

пластилинография по сказу «Каменный цветок», и украшение бисером;

лепка ящериц из полимерной глины, раскрашивание гуашевыми красками и украшение стразами.




Работа с родителями: рисунки и поделки по сказам П.П.Бажова;

участие в выставке ДПИ и рисунков на тему: «Малахитовые сказы» МКДОУ №2 «Солнышко»; (участие родителей и детей всех возрастных групп), благодарности за участие всем детям;

разработка проекта;

участие групп в районном конкурсе: «Малахитовые сказы»; отв. отдел образования;

участие в районном конкурсе: «Чудный мир уральских сказов», отв. Талицкая библиотека им. Поклевских Козел; рисунки, ДПИ. (2е место) - Серебрякова Василиса 5 лет, гр. «Забавушка»

Оборудование, материалы и декорации, костюмы: ноутбук, проектор, интерактивная доска, музыкальный центр,

столы для самостоятельной деятельности детей, пюпитр,

флеш карта с презентацией, благодарности родителям и воспитателям, пластиковый планшет, коробочка или корзинка (в коробочке закладки) эмблемы, платок - шаль, фишки, скамья, костюм для дедушки Слышко, костюм для Коковани: штаны, рубаха, пояс - кушак, борода, шапка, полушубок, валенки, костюм - серебряное копытце, рожки, мешочек с самоцветами, костюм для Мурки: ушки, юбка - пачка, купальник, хвост, костюм для Даренки, костюм для Хозяйки Медной горы, малахитовая шкатулка, угощение для детей, разнос с самоцветами, (кольцо, ожерелье, камни...), скамья и, т. д.


Материал для продуктивной деятельности

Бисер (крупный, мелкий разного цвета), бусинки, стразы;

Пластиковые дощечки, ящерицы из полимерной глины;





Ход:

Дети старшей группы хороводом входят в групп. комнату оформленную под уральскую гостиную, и встают на полукруг

Муз.1(Хороводная)

Выход детей

Стих приветствие

Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!

Презентация про Урал

Вед: «Гордое имя Урал»

Найдёшь ли прекрасней уральского края?

Здесь горные реки в ущельях играют,

Здесь горы в зелёных, лохматых уборах,

Прозрачные воды шумят на озёрах,

Здесь золотом, хлебом богата земля,

Кругом самоцветы, железо, руда,

Живут здесь умельцы мастеровые,

Из камня цветы вырезают живые.

Слова здесь не ценят, а ценят дела,

Чтоб дружбою крепла уральцев семья.

Здесь сказы Бажова все помнят и знают,

Рябинка листвою тихонько качает.

Любимый Урал!

Не даром, ты гордостью Родины стал!

Сл. 1.

Вед: История нашего уральского края неразрывно связана с именем великого русского писателя Павла Петровича Бажова, сочинившего много сказов о родной земле.

В этом году 27 января П.П. Бажову исполнилось ... 140 лет со дня его рождения

Дети рассказывают стихи:

Сл.2.

1. Катя Т.: На дворе пурга в окно стучится

В комнате уютно и тепло,

Мне сегодня что-то вдруг не спится.

Ночь уж на дворе стоит давно.

2. Алиса Н.: Расказывает мама тихо сказы

О хозяйке, что живёт в горе.

Вижу я Данилушку и сразу

Ящерки мелькнули на заре.

3. Савелий Н.: Вижу я, как девочка Татьяна

На шкатулку новую глядит,

Как горы Хозяйка Северьяна

Заковала в древний малахит…

4. Данил З.: И от этих сказов стало снова

На душе так чисто и светло

В царство сказов дедушки Бажова

На Урал, как птицу, занесло…

Вед: ну, что ж друзья, а теперь пора пройти и места свои найти

Муз. 2 (посадка детей)

дети рассаживаются на стульчики

Вед: Наша Уральская земля богата ценными камнями, самоцветами.

И Павел Петрович Бажов брал свои сюжеты для своих сказов на нашей уральской земле.

Сл. 3.

Вед: Ребята, а скажите, какие сказы Бажова, вы знаете?

Дети: Малахитовая шкатулка, Серебряное копытце…

Вед: А всего П.П.Бажов написал 56 сказов.

Вед: Ребята, скажите, что такое сказ? (ответы детей)

Вед: Сказ - это литературное произведение, в котором рассказчиком является не сам писатель, а другой человек.

Ну, например, у Бажова во многих сказках в роли рассказчика выступает дедушка Слышко.

Сл. 4.

Лиза Мол: Особенно памятной для писателя была встреча со старым рабочим Василием Алексеевичем Хмелининым. Дедушка Василий, а ему было тогда 80 лет, знал великое множество сказок и побывальщин. (Быва́льщина (быль) — в русском народном творчестве краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности,

Муз. 3

Выход дедушки Слышко

Вед: Да, вот он и сам к нам пожаловал.

(выходит дедушка Слышко в руках несёт коробку ...)

Слышко: Здравствуйте ребята, ув. Воспитатели и родители! Меня зовут дедушка - Слышко! Я услышал, что в вашем дет. саду дети очень любят сказы П.П.Бажова, и пришел к вам на мероприятие по сказам П.П.Бажова

Сл. 5.

Дети: здравствуй, дедушка!

Вед: Здравствуй дедушка! Проходи, пож. И оставайся у нас в гостях! (скамеечка для дедушки Слышко около интерактивной доски, садится) Василий Алексеевич Хмелинин  очень похож на героя бажовских сказов деда - Слышко, от лица которого писатель неизменно ведет рассказ. Свое имя дед - Слышко получил за любовь к словечку «слышь», «слышь - ко»

Лиза М.: Дедушка, расскажи нам про сказы Бажова.

1. Загадки по картинкам

Слайд: 6.

Слышко: Хорошо! Ребята, сейчас внимательно посмотрите на экран, и назовёте предметы, и скажите из какого они сказа?

1.Малахитовая шкатулка Танюшка.

Дети: Сказ «Малахитовая шкатулка»

2.Оранжевый платочек «Огневушка – поскакушка»

Дети: «Огнвушка - поскакушка»

3. Ящерка

Дети: «Медной горы хозяйка»

Сл. 7. 4.Кошка Мурёнка, Дарёнка из сказа

Дети: «Серебряное копытце»

Слышко: Молодцы - то, какие, вы ребятушки!

А ещё я, вам загадочки приготовил.

Сл. 8.

Загадки про героев из сказов

1. Небольшого росту девка.

И сама вся статная.

И коса её чернява, да такая ладная.

Платье цвета малахита, в косе ленты красные,

Глаза, словно изумруды, волшебные да ясные.

Дети: (Медной горы хозяйка)

Сл. 9

2. Сироткой рос мальчишечка: голубеньки глазёнки.

Волосики кудрявеньки, а сам наверно, в маменьку.

У мастера Прокопьича малахитову делу обучался

И с самой хозяйкой Медной, говорят в народе, знался

Дети: (Данило - мастер)

Сл. 10

Слышко: Молодцы, какие!

Вед: Ребята, а какой камень воспел Павел Петрович Бажов в своих сказах?

Дети: Малахит!

Вед: верно!

Сл. 10

Вед: А как называется произведение, где воспевается малахит?

Дети: Малахитовая шкатулка! Хозяйка медной горы.

Каменный цветок!

Вед: Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие на поиски малахитовой шкатулки?

Дети: Да!

Вед: В силу того, что месторождения малахита порой находили в самых различных местах, а также его необычной магнетической красоте, этому камню приписывалась масса свойств. Так, считается, что энергия малахита восстанавливает гармонию и любовь. Малахит используют, как детский талисман - предупреждающий многие болезни: испуг, судорогу и зубную боль.

Вед: И в нашем путешествии поможет дедушка Слышко.

Сл...

Муз. 4. Присказка

Слышко: Давным - давно известно было -

В подножии Уральских гор

Мастерового люда жило

Довольно много с давних пор.

Вед: Собрались как-то все ребята

В воскресный день в поход идти

Играли в салки, догонялки

Им было весело в пути.

Сл. 11

Муз. 5 Эй - ка, эй - ка, Голубая змейка!

П/игра: Змейка

Вед: Эй - ка, эй - ка, Голубая змейка! Объявись, покажись, Колесом покрутись!

Воспитатель предлагает всем детям изобразить змейку. Дети кладут руки друг другу на плечи и медленно «змейкой» двигаются вперёд за педагогом. Перед

детьми могут ставиться преграды (кубы, дуги и т.д.), которые змейка должна обогнуть, не опрокинув.


Вед: Но тут услышали – за речкой

Запел вдруг звонко петушок

Муз. 6 Петух

Все приутихли… все дети сели

И тут заметили все в раз

Кто же спрятался у нас?

Сл. 12

Муз. 7. «Русская народная»

Игра: «Найди, кого не хватает»

 Воспитатель даёт задание рассмотреть всех друзей, запомнить их, дети танцуют под музыку, с окончанием присаживаются, потом дети закрывают глаза, воспитатель одного из детей закрывает платком, а дети, открыв глаза, должны быстро сказать, кого не хватает.

Играют 2 раза

Садятся на стульчики

Вед: А по сказу Бажова кого ребята потеряли?

Кто ушёл в лес?

Сл. 13

Дети: Данилка.

Слышко: Меж тем, Данилка на пригорке

Хозяйку ждал на Чусовой.

Смотрел вокруг он очень зорко,

Желая встречи всей душой.

И увела Данилу в гору,

И показала свой цветок.

И поплатился так собою

За это славный паренёк.

Зачем ушёл Данила?

Дети: чтоб цветок посмотреть.

Слышко: Ребята, давайте выложим цветок на доске.

Сл. 14

Задание 3.

«Выложи цветок на интерактивной доске

Работа с доской

Слышко: молодцы, то какие, справились и с этим заданием!

Вед: Среди друзей была девчушка,

Могла идею подсказать,

Скажите как зовут девчушку
Имён здесь ровно пять!

Сл. 15

Задание 4.

Вед: Как правильно звали девочку:

Танюшка, Машенька, Дашенька, Дарёнка, Подарёнка?

Дети: Даренка

Вед: Из какого сказа у нас девочка?

Дети: Серебряное копытце!

Сл. 16

Вед: А вот ребята еще загадка:

-Козёл тот особенный был. Правой ножкой о камешки бил. Издалека-то его не разглядишь и не разберёшь.

А близко к нему, как ни старайся, не подойдёшь.

Дети: Серебряное копытце

Сл. 17

Задание 5. «Виртуально»

(мы переходим с вами по берегу реки, подходим к горе, а вот и пещера, выходит из пещеры Х.М.горы)

Слышко: Тут появилась и Хозяйка

И очень грустною была:

Муз. 8. Выход Хозяйки М.г

Хозяйка М.г: Здравствуйте мои друзья!

Давно, вас в гости я ждала!

«И вам, скажу я без утайки

Здесь грустно, одиноко мне

Нет ящериц не на горе и не в горе,

Всех слуг моих, поймали, и чуть не истребили в дендрарий посадили,

Прошу я помощи у вас, что б сделали мне в тот же час

Красивых ящериц!

Для вас, камней не пожалею, берите, делайте скорее!

Сл. 18 ящерица

(На экране поделочные камни, которые добывают на Урале)

Хозяйка вручает детям ларец с поделочными камнями бисером, бусинами

Сл. 19 камни

Муз. 9 Спокойная музыка

Дети украшают ящериц камнями и делают глазки (заранее приготовлены ящерицы) из пластики или из пластилина или из глины

Хозяйка М.г: Спасибо, дети говорю и шкатулочку дарю!

Подает шкатулку ведущей

Слышко: Ну, вот спасибо тебе хозяюшка, за малахитовую шкатулку.

Дети: спасибо, Х.М.г!

Хозяйка М. Г: Я по лесу гуляла

Друзья мои, я нашим встречам рада,

Но в гору медную пора мне уходить.

Я к самоцветным камням возвращаюсь,

Уральские богатства сторожить.

Вед: ребята давайте посмотрим, что лежит в шкатулке, которую нам подарила хозяйка.

Вед: Да это же драгоценные камушки

Вед: Ой, посмотрите, они превратились в конфеты

Вот спасибо, тебе хозяйка медной горы за угощение.

Хозяйка М. Г: До свидания ребята!

Сл. 20

Муз. 10

(М.г. з. уходит)

Вед: мы на ножки встаем и разминку проведем

Сл. 21 Разминка «Сказка даст нам отдохнуть»

Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем - и снова в путь!
Нам советует Татьяна:
- Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево - вправо по пять раз.

Плечи выше поднимаем.

И пять раз их опускаем
- Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите - ка опять:
Огневушка - поскакушка

будет вам, совет давать:
- Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь, ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите - ка опять:
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!

Вед: а сейчас, мои друзья со сказкой встретиться пора! Артисты выходите и сказку нам покажите!

Артисты: Кокованя - Платон, Мурёнка - Алена, Дарёнка - Маша И., Серебряное копытце - Лера Г.

Сл. 22

Муз. 11. Выход артистов

Сказка - инсценировка:

«Серебряное копытце»

Идёт Кокованя, к нему подходит Дарёнка

Кокованя - Платон: Ну что, Дарёнушка, пойдём!

Веселее жить вдвоём.

Мурку мы с собой возьмём,

В наш домишко отведём.

Будет в нашем доме жить,

Да мышей себе ловить!

Мурёнка - Алена: Мур – мур – мур,

Скорее в дом,

Веселее жить втроём!

Идут в дом. скамья, табурет, поднос с камушками.

Дарёнка - Лиза М.: берёт поднос, садится на табурет, ставит на стол поднос с камушками (рассматривает)

Какие камушки лежат,

Они словно жар горят.

Кокованя - Платон: Драгоценные они,

Что угодно сотвори:

Хочешь брошь, али кольцо,

Ожерелье хорошо.

Украшенья всем на диво,

Так нарядны и красивы.

Дарёнка - Лиза М.: берёт кольцо:

Ой, красивое какое!

Только чуточку большое!

Кокованя - Платон: Не горюй, Дарёнка,

Другой камушек найду,

Тебе колечко смастерю.

Мурёнка - Алена: Правильно дед говорит,

Правильно, мур – мур!

Кокованя - Платон: Ненадолго в лес пойду.

Ещё камушки найду.

А, вы дома посидите,

Из избы не выходите.

Метель по лесу гуляет,

Все следы заметает.

Трудно отыскать дорожку

Муз. 12 Кокованя идет в лес

К нашему порожку.

Дед уходит. Раздаётся стук.

Муз. 13 Стук копыт

Дарёнка - Лиза М.: Ой, я боюсь, кто же это?

Может ветер, он избушку заприметил

И стучит, стучит в окно,

А на улице темно!

Мурёнка - Алена: Я с крылечка сойду, мур – мур!

Кто там стучится, посмотрю, мур – мур!

Идёт вперёд, осматривается.

Мурёнка - Алена: Это козлик прискакал

Своей ножкой постучал

Муз. 14 Появление козлика

Появляется Серебряное копытце. Танцует.

Дарёнка с Мурёнкой подходят к козлику.

Муз. 15 Козлик скачет

Даренка - Лиза М.: Мурка, мурка, посмотри

Козлик скачет впереди

И на крышу заскочил

Своей ножкой славно бил

Камни всюду рассыпал

Красотою одарял

Муз. 16

«Танец серебряное копытце»

Серебряное копытце - Лера Г.:

Ударяет копытцем. Разбрасывает из сумочки камешки.

Мурка - Алена: Ну, что стоишь, не зевай,

Скорее камни собирай!

Серебряное копытце убегает. Мурёнка убегает с ним.

Муз. 17 Козлик уходит вместе с кошкой

Дарёнка собирает камни

Идёт Кокованя

Кокованя - Платон: Ну, что Дарёнушка, скучаешь,

О чём так тяжко вздыхаешь?

Дарёнка - Лиза М.: Серебряное копытце прибегало,

Свои камни разбросало.

Погляди, что за камни лежат.

Как алмазы все горят:

Красные, голубые, желтые, золотые!

А пока я камни собирала,

Мурёнка куда – то убежала.

Кокованя - Платон: Обнимает Дарёнку. Медленно идут.

Ты, Даренка, не грусти!

Муренка, друга здесь нашла и к нему сейчас ушла!

А, Серебряное копытце только к добрым

в гости приходит.

Кто послушен, не шалит,

Всегда всем помогает

И конечно одаряет.

Артисты делают поклон и садятся на места

Сл.23

Слышко: спасибо, вам ребятки я говорю и за сказку благодарю.

Вед: и тебе спасибо, дедушка за такое интересное путешествие, и мы приготовили тебе подарочек (книгу для твоих новых сказов)

Вед. Дарит подарок деду

Муз. 18

Д. Слышко говорит спасибо, дарит коробочку с закладками, прощается и уходит

Вед: Почему всё-таки “чудо” произошло именно с Дарёнкой и Кокованей?

Дети: Герои были вознаграждены за любовь и доброту, за душевность и ласку.

Вед: И нам, ребята надо быть добрыми и ласковыми!

Сл. 24

Итог: очень славно мы играли, на вопросы отвечали, даже в сказке побывали, ящериц украшали, а сейчас пришла пора вернуться в садик детвора! 1,2,3, повернись и в дет. саду окажись!

Вед: ДОРОГИЕ РЕБЯТА!

Любите свою родину, этот удивительный край голубых озер и синих гор…

Берегите и охраняйте природу Урала…

Продолжайте читать книги об Урале, сказы П.П. Бажова, узнавайте много нового…

Любовь к природе и ближним делает человека Человеком!

всем гостям спасибо говорим, нас не забывайте и в гости снова прибегайте!

Муз.19

Лирическая «Сказы Бажова»

Звучит музыка, ведущая приглашает сфотографироваться на общее фото.



































































23






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!