МКДОУ «Детский сад №2 «Солнышко»
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КВЕСТ - ИГРА
«ПО СКАЗАМ БАЖОВА»
Старшая группа «Забавушка»
Воспитатель 1к.к.: Тутарова Е.В.
г. Талица, 2019 год
Цель: Приобщение детей к истокам культуры родного края.
Задачи:
*закреплять у детей знания сказов П.П.Бажова;
* прививать любовь и интерес к богатой природе Урала, гордость за свою малую Родину;
* расширить представления детей о «живой» природе; воспитывать бережное отношение к природе, к животным, рептилиям;
* развивать умения детей отвечать на вопросы, применять знания, полученные при чтении художественной литературы;
* формировать творческие способности детей;
* развивать зрительно - двигательную и мелкую моторику рук.
Организация развивающей среды:
Оформление группы под уральскую гостиную: драпировка (зеленые шторы), на шторах портрет П.П.Бажова, картинки - ящерицы, Хозяйка медной горы, рисунки детей и родителей;
выставка рисунков и ДПИ по сказам П.П.Бажова в раздевалке;
выставка книг П.П.Бажова и его портрет в речевом центре;
Мини музей: выставка камней и изделий из самоцветов;
Предварительная работа:
Чтение сказов П.П.Бажова, рассказывание детьми отрывков;
знакомство с биографией П.П.Бажова;
просмотр презентации на тему: «Творчество П.П. Бажова»;
просмотр презентации на тему: «Прогулка по Уралу»;
просмотр мультфильма: «Серебряное копытце»; «Огневушка - поскакушка» и др.;
рассматривание иллюстраций, коллекций уральских камней и изделий из них;
беседы, занятия по сказам П.П.Бажова;
интерактивная игра по сказам П.П.Бажова;
занятие по окружающему миру на тему: «Все про ящериц»;
лепка козлика - Серебряное копытце;
аппликация по сказу П.П.Бажова «Серебряное копытце»;
пластилинография по сказу «Каменный цветок», и украшение бисером;
лепка ящериц из полимерной глины, раскрашивание гуашевыми красками и украшение стразами.
Работа с родителями: рисунки и поделки по сказам П.П.Бажова;
участие в выставке ДПИ и рисунков на тему: «Малахитовые сказы» МКДОУ №2 «Солнышко»; (участие родителей и детей всех возрастных групп), благодарности за участие всем детям;
разработка проекта;
участие групп в районном конкурсе: «Малахитовые сказы»; отв. отдел образования;
участие в районном конкурсе: «Чудный мир уральских сказов», отв. Талицкая библиотека им. Поклевских Козел; рисунки, ДПИ. (2е место) - Серебрякова Василиса 5 лет, гр. «Забавушка»
Оборудование, материалы и декорации, костюмы: ноутбук, проектор, интерактивная доска, музыкальный центр,
столы для самостоятельной деятельности детей, пюпитр,
флеш карта с презентацией, благодарности родителям и воспитателям, пластиковый планшет, коробочка или корзинка (в коробочке закладки) эмблемы, платок - шаль, фишки, скамья, костюм для дедушки Слышко, костюм для Коковани: штаны, рубаха, пояс - кушак, борода, шапка, полушубок, валенки, костюм - серебряное копытце, рожки, мешочек с самоцветами, костюм для Мурки: ушки, юбка - пачка, купальник, хвост, костюм для Даренки, костюм для Хозяйки Медной горы, малахитовая шкатулка, угощение для детей, разнос с самоцветами, (кольцо, ожерелье, камни...), скамья и, т. д.
Материал для продуктивной деятельности
Бисер (крупный, мелкий разного цвета), бусинки, стразы;
Пластиковые дощечки, ящерицы из полимерной глины;
Ход:
Дети старшей группы хороводом входят в групп. комнату оформленную под уральскую гостиную, и встают на полукруг
Муз.1(Хороводная)
Выход детей
Стих приветствие
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!
Презентация про Урал
Вед: «Гордое имя Урал»
Найдёшь ли прекрасней уральского края?
Здесь горные реки в ущельях играют,
Здесь горы в зелёных, лохматых уборах,
Прозрачные воды шумят на озёрах,
Здесь золотом, хлебом богата земля,
Кругом самоцветы, железо, руда,
Живут здесь умельцы мастеровые,
Из камня цветы вырезают живые.
Слова здесь не ценят, а ценят дела,
Чтоб дружбою крепла уральцев семья.
Здесь сказы Бажова все помнят и знают,
Рябинка листвою тихонько качает.
Любимый Урал!
Не даром, ты гордостью Родины стал!
Сл. 1.
Вед: История нашего уральского края неразрывно связана с именем великого русского писателя Павла Петровича Бажова, сочинившего много сказов о родной земле.
В этом году 27 января П.П. Бажову исполнилось ... 140 лет со дня его рождения
Дети рассказывают стихи:
Сл.2.
1. Катя Т.: На дворе пурга в окно стучится
В комнате уютно и тепло,
Мне сегодня что-то вдруг не спится.
Ночь уж на дворе стоит давно.
2. Алиса Н.: Расказывает мама тихо сказы
О хозяйке, что живёт в горе.
Вижу я Данилушку и сразу
Ящерки мелькнули на заре.
3. Савелий Н.: Вижу я, как девочка Татьяна
На шкатулку новую глядит,
Как горы Хозяйка Северьяна
Заковала в древний малахит…
4. Данил З.: И от этих сказов стало снова
На душе так чисто и светло
В царство сказов дедушки Бажова
На Урал, как птицу, занесло…
Вед: ну, что ж друзья, а теперь пора пройти и места свои найти
Муз. 2 (посадка детей)
дети рассаживаются на стульчики
Вед: Наша Уральская земля богата ценными камнями, самоцветами.
И Павел Петрович Бажов брал свои сюжеты для своих сказов на нашей уральской земле.
Сл. 3.
Вед: Ребята, а скажите, какие сказы Бажова, вы знаете?
Дети: Малахитовая шкатулка, Серебряное копытце…
Вед: А всего П.П.Бажов написал 56 сказов.
Вед: Ребята, скажите, что такое сказ? (ответы детей)
Вед: Сказ - это литературное произведение, в котором рассказчиком является не сам писатель, а другой человек.
Ну, например, у Бажова во многих сказках в роли рассказчика выступает дедушка Слышко.
Сл. 4.
Лиза Мол: Особенно памятной для писателя была встреча со старым рабочим Василием Алексеевичем Хмелининым. Дедушка Василий, а ему было тогда 80 лет, знал великое множество сказок и побывальщин. (Быва́льщина (быль) — в русском народном творчестве краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности,
Муз. 3
Выход дедушки Слышко
Вед: Да, вот он и сам к нам пожаловал.
(выходит дедушка Слышко в руках несёт коробку ...)
Слышко: Здравствуйте ребята, ув. Воспитатели и родители! Меня зовут дедушка - Слышко! Я услышал, что в вашем дет. саду дети очень любят сказы П.П.Бажова, и пришел к вам на мероприятие по сказам П.П.Бажова
Сл. 5.
Дети: здравствуй, дедушка!
Вед: Здравствуй дедушка! Проходи, пож. И оставайся у нас в гостях! (скамеечка для дедушки Слышко около интерактивной доски, садится) Василий Алексеевич Хмелинин очень похож на героя бажовских сказов деда - Слышко, от лица которого писатель неизменно ведет рассказ. Свое имя дед - Слышко получил за любовь к словечку «слышь», «слышь - ко»
Лиза М.: Дедушка, расскажи нам про сказы Бажова.
1. Загадки по картинкам
Слайд: 6.
Слышко: Хорошо! Ребята, сейчас внимательно посмотрите на экран, и назовёте предметы, и скажите из какого они сказа?
1.Малахитовая шкатулка Танюшка.
Дети: Сказ «Малахитовая шкатулка»
2.Оранжевый платочек «Огневушка – поскакушка»
Дети: «Огнвушка - поскакушка»
3. Ящерка
Дети: «Медной горы хозяйка»
Сл. 7. 4.Кошка Мурёнка, Дарёнка из сказа
Дети: «Серебряное копытце»
Слышко: Молодцы - то, какие, вы ребятушки!
А ещё я, вам загадочки приготовил.
Сл. 8.
Загадки про героев из сказов
1. Небольшого росту девка.
И сама вся статная.
И коса её чернява, да такая ладная.
Платье цвета малахита, в косе ленты красные,
Глаза, словно изумруды, волшебные да ясные.
Дети: (Медной горы хозяйка)
Сл. 9
2. Сироткой рос мальчишечка: голубеньки глазёнки.
Волосики кудрявеньки, а сам наверно, в маменьку.
У мастера Прокопьича малахитову делу обучался
И с самой хозяйкой Медной, говорят в народе, знался
Дети: (Данило - мастер)
Сл. 10
Слышко: Молодцы, какие!
Вед: Ребята, а какой камень воспел Павел Петрович Бажов в своих сказах?
Дети: Малахит!
Вед: верно!
Сл. 10
Вед: А как называется произведение, где воспевается малахит?
Дети: Малахитовая шкатулка! Хозяйка медной горы.
Каменный цветок!
Вед: Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие на поиски малахитовой шкатулки?
Дети: Да!
Вед: В силу того, что месторождения малахита порой находили в самых различных местах, а также его необычной магнетической красоте, этому камню приписывалась масса свойств. Так, считается, что энергия малахита восстанавливает гармонию и любовь. Малахит используют, как детский талисман - предупреждающий многие болезни: испуг, судорогу и зубную боль.
Вед: И в нашем путешествии поможет дедушка Слышко.
Сл...
Муз. 4. Присказка
Слышко: Давным - давно известно было -
В подножии Уральских гор
Мастерового люда жило
Довольно много с давних пор.
Вед: Собрались как-то все ребята
В воскресный день в поход идти
Играли в салки, догонялки
Им было весело в пути.
Сл. 11
Муз. 5 Эй - ка, эй - ка, Голубая змейка!
П/игра: Змейка
Вед: Эй - ка, эй - ка, Голубая змейка! Объявись, покажись, Колесом покрутись!
Воспитатель предлагает всем детям изобразить змейку. Дети кладут руки друг другу на плечи и медленно «змейкой» двигаются вперёд за педагогом. Перед
детьми могут ставиться преграды (кубы, дуги и т.д.), которые змейка должна обогнуть, не опрокинув.
Вед: Но тут услышали – за речкой
Запел вдруг звонко петушок
Муз. 6 Петух
Все приутихли… все дети сели
И тут заметили все в раз
Кто же спрятался у нас?
Сл. 12
Муз. 7. «Русская народная»
Игра: «Найди, кого не хватает»
Воспитатель даёт задание рассмотреть всех друзей, запомнить их, дети танцуют под музыку, с окончанием присаживаются, потом дети закрывают глаза, воспитатель одного из детей закрывает платком, а дети, открыв глаза, должны быстро сказать, кого не хватает.
Играют 2 раза
Садятся на стульчики
Вед: А по сказу Бажова кого ребята потеряли?
Кто ушёл в лес?
Сл. 13
Дети: Данилка.
Слышко: Меж тем, Данилка на пригорке
Хозяйку ждал на Чусовой.
Смотрел вокруг он очень зорко,
Желая встречи всей душой.
И увела Данилу в гору,
И показала свой цветок.
И поплатился так собою
За это славный паренёк.
Зачем ушёл Данила?
Дети: чтоб цветок посмотреть.
Слышко: Ребята, давайте выложим цветок на доске.
Сл. 14
Задание 3.
«Выложи цветок на интерактивной доске
Работа с доской
Слышко: молодцы, то какие, справились и с этим заданием!
Вед: Среди друзей была девчушка,
Могла идею подсказать,
Скажите как зовут девчушку
Имён здесь ровно пять!
Сл. 15
Задание 4.
Вед: Как правильно звали девочку:
Танюшка, Машенька, Дашенька, Дарёнка, Подарёнка?
Дети: Даренка
Вед: Из какого сказа у нас девочка?
Дети: Серебряное копытце!
Сл. 16
Вед: А вот ребята еще загадка:
-Козёл тот особенный был. Правой ножкой о камешки бил. Издалека-то его не разглядишь и не разберёшь.
А близко к нему, как ни старайся, не подойдёшь.
Дети: Серебряное копытце
Сл. 17
Задание 5. «Виртуально»
(мы переходим с вами по берегу реки, подходим к горе, а вот и пещера, выходит из пещеры Х.М.горы)
Слышко: Тут появилась и Хозяйка
И очень грустною была:
Муз. 8. Выход Хозяйки М.г
Хозяйка М.г: Здравствуйте мои друзья!
Давно, вас в гости я ждала!
«И вам, скажу я без утайки
Здесь грустно, одиноко мне
Нет ящериц не на горе и не в горе,
Всех слуг моих, поймали, и чуть не истребили в дендрарий посадили,
Прошу я помощи у вас, что б сделали мне в тот же час
Красивых ящериц!
Для вас, камней не пожалею, берите, делайте скорее!
Сл. 18 ящерица
(На экране поделочные камни, которые добывают на Урале)
Хозяйка вручает детям ларец с поделочными камнями бисером, бусинами
Сл. 19 камни
Муз. 9 Спокойная музыка
Дети украшают ящериц камнями и делают глазки (заранее приготовлены ящерицы) из пластики или из пластилина или из глины
Хозяйка М.г: Спасибо, дети говорю и шкатулочку дарю!
Подает шкатулку ведущей
Слышко: Ну, вот спасибо тебе хозяюшка, за малахитовую шкатулку.
Дети: спасибо, Х.М.г!
Хозяйка М. Г: Я по лесу гуляла
Друзья мои, я нашим встречам рада,
Но в гору медную пора мне уходить.
Я к самоцветным камням возвращаюсь,
Уральские богатства сторожить.
Вед: ребята давайте посмотрим, что лежит в шкатулке, которую нам подарила хозяйка.
Вед: Да это же драгоценные камушки
Вед: Ой, посмотрите, они превратились в конфеты
Вот спасибо, тебе хозяйка медной горы за угощение.
Хозяйка М. Г: До свидания ребята!
Сл. 20
Муз. 10
(М.г. з. уходит)
Вед: мы на ножки встаем и разминку проведем
Сл. 21 Разминка «Сказка даст нам отдохнуть»
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем - и снова в путь!
Нам советует Татьяна:
- Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево - вправо по пять раз.
Плечи выше поднимаем.
И пять раз их опускаем
- Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите - ка опять:
Огневушка - поскакушка
будет вам, совет давать:
- Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь, ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите - ка опять:
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!
Вед: а сейчас, мои друзья со сказкой встретиться пора! Артисты выходите и сказку нам покажите!
Артисты: Кокованя - Платон, Мурёнка - Алена, Дарёнка - Маша И., Серебряное копытце - Лера Г.
Сл. 22
Муз. 11. Выход артистов
Сказка - инсценировка:
«Серебряное копытце»
Идёт Кокованя, к нему подходит Дарёнка
Кокованя - Платон: Ну что, Дарёнушка, пойдём!
Веселее жить вдвоём.
Мурку мы с собой возьмём,
В наш домишко отведём.
Будет в нашем доме жить,
Да мышей себе ловить!
Мурёнка - Алена: Мур – мур – мур,
Скорее в дом,
Веселее жить втроём!
Идут в дом. скамья, табурет, поднос с камушками.
Дарёнка - Лиза М.: берёт поднос, садится на табурет, ставит на стол поднос с камушками (рассматривает)
Какие камушки лежат,
Они словно жар горят.
Кокованя - Платон: Драгоценные они,
Что угодно сотвори:
Хочешь брошь, али кольцо,
Ожерелье хорошо.
Украшенья всем на диво,
Так нарядны и красивы.
Дарёнка - Лиза М.: берёт кольцо:
Ой, красивое какое!
Только чуточку большое!
Кокованя - Платон: Не горюй, Дарёнка,
Другой камушек найду,
Тебе колечко смастерю.
Мурёнка - Алена: Правильно дед говорит,
Правильно, мур – мур!
Кокованя - Платон: Ненадолго в лес пойду.
Ещё камушки найду.
А, вы дома посидите,
Из избы не выходите.
Метель по лесу гуляет,
Все следы заметает.
Трудно отыскать дорожку
Муз. 12 Кокованя идет в лес
К нашему порожку.
Дед уходит. Раздаётся стук.
Муз. 13 Стук копыт
Дарёнка - Лиза М.: Ой, я боюсь, кто же это?
Может ветер, он избушку заприметил
И стучит, стучит в окно,
А на улице темно!
Мурёнка - Алена: Я с крылечка сойду, мур – мур!
Кто там стучится, посмотрю, мур – мур!
Идёт вперёд, осматривается.
Мурёнка - Алена: Это козлик прискакал
Своей ножкой постучал
Муз. 14 Появление козлика
Появляется Серебряное копытце. Танцует.
Дарёнка с Мурёнкой подходят к козлику.
Муз. 15 Козлик скачет
Даренка - Лиза М.: Мурка, мурка, посмотри
Козлик скачет впереди
И на крышу заскочил
Своей ножкой славно бил
Камни всюду рассыпал
Красотою одарял
Муз. 16
«Танец серебряное копытце»
Серебряное копытце - Лера Г.:
Ударяет копытцем. Разбрасывает из сумочки камешки.
Мурка - Алена: Ну, что стоишь, не зевай,
Скорее камни собирай!
Серебряное копытце убегает. Мурёнка убегает с ним.
Муз. 17 Козлик уходит вместе с кошкой
Дарёнка собирает камни
Идёт Кокованя
Кокованя - Платон: Ну, что Дарёнушка, скучаешь,
О чём так тяжко вздыхаешь?
Дарёнка - Лиза М.: Серебряное копытце прибегало,
Свои камни разбросало.
Погляди, что за камни лежат.
Как алмазы все горят:
Красные, голубые, желтые, золотые!
А пока я камни собирала,
Мурёнка куда – то убежала.
Кокованя - Платон: Обнимает Дарёнку. Медленно идут.
Ты, Даренка, не грусти!
Муренка, друга здесь нашла и к нему сейчас ушла!
А, Серебряное копытце только к добрым
в гости приходит.
Кто послушен, не шалит,
Всегда всем помогает
И конечно одаряет.
Артисты делают поклон и садятся на места
Сл.23
Слышко: спасибо, вам ребятки я говорю и за сказку благодарю.
Вед: и тебе спасибо, дедушка за такое интересное путешествие, и мы приготовили тебе подарочек (книгу для твоих новых сказов)
Вед. Дарит подарок деду
Муз. 18
Д. Слышко говорит спасибо, дарит коробочку с закладками, прощается и уходит
Вед: Почему всё-таки “чудо” произошло именно с Дарёнкой и Кокованей?
Дети: Герои были вознаграждены за любовь и доброту, за душевность и ласку.
Вед: И нам, ребята надо быть добрыми и ласковыми!
Сл. 24
Итог: очень славно мы играли, на вопросы отвечали, даже в сказке побывали, ящериц украшали, а сейчас пришла пора вернуться в садик детвора! 1,2,3, повернись и в дет. саду окажись!
Вед: ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
Любите свою родину, этот удивительный край голубых озер и синих гор…
Берегите и охраняйте природу Урала…
Продолжайте читать книги об Урале, сказы П.П. Бажова, узнавайте много нового…
Любовь к природе и ближним делает человека Человеком!
всем гостям спасибо говорим, нас не забывайте и в гости снова прибегайте!
Муз.19
Лирическая «Сказы Бажова»
Звучит музыка, ведущая приглашает сфотографироваться на общее фото.
23