Урок №13-14
Обществознание, 10
ПОЗНАНИЕ И ЗНАНИЕ
Д.З.: § 6, ?? (с.66), задания (с.66-67). Повторить § 1-5, понятия
© ред. А.И. Колмаков
Цели урока
Обучающие:
- сформировать представление о роли науки в современном мире;
- раскрыть особенности научного знания, отличие его от других видов знания;
- сформировать представление об основных формах и методах научного познания.
Развивающие:
- сформировать некоторые умения проводить научное исследование;
- формировать познавательные умения (формулировать проблему, выдвигать гипотезу, делать выводы, задавать вопросы, применять знания, планировать деятельность.)
- формировать коммуникативную, информационную, социокультурную компетенции.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес и положительное отношение к научной деятельности гордость за достижения отечественной и мировой науки;
- возбуждать готовность и интерес к самостоятельному решению поставленных задач.
Понятия, термины
- знание (житейское, научное, практическое, художественное, рациональное, иррациональное личностное);
- истина (абсолютная, относительная);
- субъект познания, объект познания;
- процесс познания (Ощущение → Восприятие → Представление → Понятие → Суждение → Умозаключение);
- агностицизм;
- скептицизм;
- виды познания (социальное, мифологическое, научное, обыденное; религиозное; художественное);
- уровни познания (чувственное, рациональное);
- формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное;
- критерии истины (соответствие законам логики, ранее открытым законам науки, фундаментальным законам, практика)
Знать и уметь
- Знать , что представляют собой знание и процесс познания
- Уметь :
-объяснять сущность чувственного и рационального познания;
- анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира;
- объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их решения
Изучение нового материала
- Познание и знание.
- Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
- Истина и её критерии.
- Многообразие форм человеческого знания.
- Социальное и гуманитарное знание.
Актуализация проблемы
- Наука – это теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны и основанные на данных научных исследований.
- Научное познание – это объективное, истинное знание, полученное в ходе проверки и перепроверки.
- Стремление к объективности.
- Имеет дело с особым набором объектов реальности.
- Наука имеет специальный язык.
- Специфика научных знаний .
- Взаимосвязь и системность научных знаний.
ЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ
результат
Знание — это результат познания.
Познание
- процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире
- процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром
Познанием называют процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.
процесс познания
субъект познания
объект познания
Познающий
человек,
наделенный
волей
и сознанием
или
коллектив
Все
общество
Познаваемый
предмет
Весь
окружающий
мир
Результат
Знание
Познаваем ли мир?
Соотнесите
название философского направления и содержание взглядов философов
Не отрицая принципиальной возможности
познания мира, выражает сомнение в том,
что все знания о мире носят достоверный
характер
Агностицизм
(агностики)
Утверждает принципиальную познаваемость
мира, принципиальную возможность
получения достоверных знаний о мире
Скептицизм
(скептики)
Отрицает полностью или частично
возможность познания мира, познание
не дает достоверных сведений о мире
Оптимизм
(оптимисты)
Ни один из видов познания не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны
Виды познания
Социальное
Обыденное
Художественное
Мифологическое
Научное
Религиозное
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное
Уровни познания
Чувственное
Рациональное
Формы
Формы
Понятие
Суждение
Умозаключение
Ощущение
Восприятие
Представление
Особенности познания
Чувственное
Рациональное
- Непосредственность (прямое воспроизведение объекта)
- Наглядность и предметность возникающих образов
- Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов
- Опора на результаты чувственного познания
- Абстрактность и обобщенность возникающих образов
- Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений
Сенсуализм - на первое место в процессе познания ставит чувственную
познавательную способность
Рационализм - признает основой познания и поведения людей разум
Истина- р езультат процесса познания,
Понятие -
Умозаключение
Суждения-
Высшая форма мышления, позволяющее получать из нескольких суждений новое.
мысль,
утверждающая
или отрицающая
нечто об
объектах
суждения
мысль в которой
фиксируются общие и существенные
признаки вещей
Индуктивное -
умозаключение от частного к общему
Дедуктивное -
Получаемое по
аналогии
умозаключение от общего к частному
Формы знания
Ненаучное – разрозненно, несистематизированное знание
Научное – объективное, истинное знание
Донаучное – прототип, предпосылочная база научного знания
Паранаучное – несовместимое с имеющимися научное знание
Лженаучное – знание, сознательно использующее домыслы и предрассудки
Антинаучное – знание утопично и сознательно искажающее представления о действительности
Обыденно-практическое – знание, доставляющее элементарные сведения об окружающей действительности
Личностное – знание. Являющееся достоянием отдельной личности
- Познавательная способность человека связана с мышлением
- Язык – это система специальных знаков, имеющих предписанное им значение.
- В качестве знаков могут выступать звуки, рисунки, чертежи, жесты и т.п.
В ходе познавательного процесса человек получает знания о предметах и отношениях. Эти знания могут быть как истинными, так и ложными.
Истина – это
- Соответствие знаний действительности
- То, что подтверждено опытом
- Некое соглашение, конвенция
- Полезность полученного знания для практики.
Понятие «истина»
является сложным и многосторонним.
Истина едина, но в ней выделяют объективный, абсолютный и относительный аспект
Объективная истина –
это такое содержание знания, которое
не зависит ни от человека, ни от человечества
Абсолютная истина
- это
Относительная истина
- это
Исчерпывающее
достоверное
знание о
природе
человеке и
обществе
Знания,
которые
никогда
не могут
быть
опровергнуты
Неполное,
неточное знание ,
соответствующее
определенному
уровню развития
общества
Знания,
зависящие от
определенных
условий,
места и
времени их
получения
Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полны отражения действительности.
- Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом , временем, обстоятельствами.
- Критерий истины – это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
- Возможные критерии истины :
соответствие законам логики, ранее открытым законам науки, фундаментальным законам
- Практика – главный критерий истины
Классификация знаний
- Житейское
- Научное
- Практическое
- Художественное
- Рациональное
- Иррациональное
- Личностное
Научное знание
Эмпирическое
знание
Теоретическое
знание
Отражает изучаемый объект со стороны, взаимодействуя с ним непосредственно или с помощью приборов
Имеет дело с логической моделью изучаемого объекта
Уровни научного познания
Эмпирический
Теоретический
Формы научного знания
Проблема
Научный факт
Гипотеза
Эмпирический
закон
Теория
Методы научного познания
Наблюдение, измерение, классификация, систематизация, описание сравнение
Единство исторического и логического, формализация
Универсальные:
Анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование
Социальное знание –
знание об относительно устойчивых и
систематически воспроизводимых
отношениях между народами, классами и т. д.
Гуманитарное знание – знание познающее человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.
- Постепенно, вместе с развитием науки, изменялся и сам человек.
- Очевидно, что развитие науки с каждым годом идёт всё быстрее. Такое ускорение научного прогресса несёт человеку не только радости, но и создает множество проблем, нередко очень серьёзных.
Контрольные вопросы
Рефлексия
Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я научился…
- Я смог…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…