СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познание и знание. Урок-презентация по обществознанию, 10 класс (базовый уровень)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-презентация "Познание и знание" ориентирована на 10 класс; структурирована следующим образом: титульный слайд анонсирует тему урока, домашнее задание; далее: определены цели урока, формируемых знания, умения и навыки, выделен необходимый для усвоения понятийный ряд, план урока. Содержание основной части урока может быть использовано как путь дальнейших действий, как иллюстративный материал, как вариант для закрепления. Представлены вопросы для контроля за качеством усвоения учебного материала. Обществознание, 10. УМК Л.Н. Боголюбова. Академический учебник.

Просмотр содержимого документа
«Познание и знание. Урок-презентация по обществознанию, 10 класс (базовый уровень)»

Урок №13-14 Обществознание, 10 ПОЗНАНИЕ И ЗНАНИЕ Д.З.: § 6, ?? (с.66), задания (с.66-67). Повторить § 1-5, понятия  ©  ред. А.И. Колмаков

Урок №13-14

Обществознание, 10

ПОЗНАНИЕ И ЗНАНИЕ

Д.З.: § 6, ?? (с.66), задания (с.66-67). Повторить § 1-5, понятия

© ред. А.И. Колмаков

Цели урока Обучающие: сформировать представление о роли науки в современном мире; раскрыть особенности научного знания, отличие его от других видов знания; сформировать представление об основных формах и методах научного познания. Развивающие: сформировать некоторые умения проводить научное исследование; формировать познавательные умения (формулировать проблему, выдвигать гипотезу, делать выводы, задавать вопросы, применять знания, планировать деятельность.) формировать коммуникативную, информационную, социокультурную компетенции. Воспитывающие: воспитывать интерес и положительное отношение к научной деятельности гордость за достижения отечественной и мировой науки; возбуждать готовность и интерес к самостоятельному решению поставленных задач.

Цели урока

Обучающие:

  • сформировать представление о роли науки в современном мире;
  • раскрыть особенности научного знания, отличие его от других видов знания;
  • сформировать представление об основных формах и методах научного познания.

Развивающие:

  • сформировать некоторые умения проводить научное исследование;
  • формировать познавательные умения (формулировать проблему, выдвигать гипотезу, делать выводы, задавать вопросы, применять знания, планировать деятельность.)
  • формировать коммуникативную, информационную, социокультурную компетенции.

Воспитывающие:

  • воспитывать интерес и положительное отношение к научной деятельности гордость за достижения отечественной и мировой науки;
  • возбуждать готовность и интерес к самостоятельному решению поставленных задач.
Понятия, термины знание (житейское, научное, практическое, художественное, рациональное, иррациональное личностное); истина (абсолютная, относительная); субъект познания, объект познания; процесс познания (Ощущение → Восприятие → Представление → Понятие → Суждение → Умозаключение); агностицизм; скептицизм; виды познания  (социальное, мифологическое, научное, обыденное; религиозное; художественное); уровни познания  (чувственное, рациональное);  формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное; критерии истины (соответствие законам логики, ранее открытым законам науки, фундаментальным законам, практика)

Понятия, термины

  • знание (житейское, научное, практическое, художественное, рациональное, иррациональное личностное);
  • истина (абсолютная, относительная);
  • субъект познания, объект познания;
  • процесс познания (Ощущение Восприятие Представление Понятие Суждение Умозаключение);
  • агностицизм;
  • скептицизм;
  • виды познания  (социальное, мифологическое, научное, обыденное; религиозное; художественное);
  • уровни познания  (чувственное, рациональное); 
  • формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное;
  • критерии истины (соответствие законам логики, ранее открытым законам науки, фундаментальным законам, практика)
Знать и уметь Знать , что представляют собой знание и процесс познания Уметь : -объяснять сущность чувственного и рационального познания; - анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира; - объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их решения

Знать и уметь

  • Знать , что представляют собой знание и процесс познания
  • Уметь :

-объяснять сущность чувственного и рационального познания;

- анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира;

- объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их решения

Изучение нового материала Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и её критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

Изучение нового материала

  • Познание и знание.
  • Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
  • Истина и её критерии.
  • Многообразие форм человеческого знания.
  • Социальное и гуманитарное знание.
Актуализация проблемы

Актуализация проблемы

Наука – это теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны и основанные на данных научных исследований. Научное познание  – это объективное, истинное знание, полученное в ходе проверки и перепроверки.
  • Наука – это теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны и основанные на данных научных исследований.
  • Научное познаниеэто объективное, истинное знание, полученное в ходе проверки и перепроверки.

Стремление к объективности. Имеет дело с особым набором объектов реальности. Наука имеет специальный язык. Специфика научных знаний . Взаимосвязь и системность научных знаний.
  • Стремление к объективности.
  • Имеет дело с особым набором объектов реальности.
  • Наука имеет специальный язык.
  • Специфика научных знаний .
  • Взаимосвязь и системность научных знаний.

ЗНАНИЕ  ПОЗНАНИЕ  результат Знание — это результат познания. Познание процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром Познанием называют процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.

ЗНАНИЕ

ПОЗНАНИЕ

результат

Знание — это результат познания.

Познание

  • процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире
  • процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром

Познанием называют процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.

процесс познания субъект познания объект познания Познающий  человек, наделенный волей и сознанием или коллектив Все общество Познаваемый предмет Весь окружающий мир Результат  Знание

процесс познания

субъект познания

объект познания

Познающий

человек,

наделенный

волей

и сознанием

или

коллектив

Все

общество

Познаваемый

предмет

Весь

окружающий

мир

Результат

Знание

Познаваем ли мир? Соотнесите  название философского направления и содержание взглядов философов Не отрицая принципиальной возможности познания мира, выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер Агностицизм  (агностики) Утверждает принципиальную познаваемость мира, принципиальную возможность получения достоверных знаний о мире Скептицизм  (скептики) Отрицает полностью или частично возможность познания мира, познание не дает достоверных сведений о мире Оптимизм  (оптимисты)

Познаваем ли мир?

Соотнесите

название философского направления и содержание взглядов философов

Не отрицая принципиальной возможности

познания мира, выражает сомнение в том,

что все знания о мире носят достоверный

характер

Агностицизм

(агностики)

Утверждает принципиальную познаваемость

мира, принципиальную возможность

получения достоверных знаний о мире

Скептицизм

(скептики)

Отрицает полностью или частично

возможность познания мира, познание

не дает достоверных сведений о мире

Оптимизм

(оптимисты)

Ни один из видов познания не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны Виды познания Социальное  Обыденное Художественное Мифологическое Научное Религиозное

Ни один из видов познания не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны

Виды познания

Социальное

Обыденное

Художественное

Мифологическое

Научное

Религиозное

Формы познания:   чувственное и рациональное, истинное и ложное Уровни познания Чувственное Рациональное  Формы Формы Понятие  Суждение  Умозаключение Ощущение  Восприятие  Представление

Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное

Уровни познания

Чувственное

Рациональное

Формы

Формы

Понятие

Суждение

Умозаключение

Ощущение

Восприятие

Представление

Особенности познания Чувственное  Рациональное  Непосредственность (прямое воспроизведение объекта) Наглядность и предметность возникающих образов Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов Опора на результаты чувственного познания Абстрактность и обобщенность возникающих образов Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений Сенсуализм - на первое место в процессе познания ставит чувственную познавательную способность Рационализм - признает основой познания и поведения людей разум

Особенности познания

Чувственное

Рациональное

  • Непосредственность (прямое воспроизведение объекта)
  • Наглядность и предметность возникающих образов
  • Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов
  • Опора на результаты чувственного познания
  • Абстрактность и обобщенность возникающих образов
  • Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений

Сенсуализм - на первое место в процессе познания ставит чувственную

познавательную способность

Рационализм - признает основой познания и поведения людей разум

Истина- р езультат процесса познания, Понятие - Умозаключение Суждения-  Высшая форма мышления, позволяющее получать из нескольких суждений новое. мысль, утверждающая  или отрицающая нечто об объектах суждения мысль в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей Индуктивное - умозаключение от частного к общему Дедуктивное - Получаемое по аналогии умозаключение от общего к частному

Истина- р езультат процесса познания,

Понятие -

Умозаключение

Суждения-

Высшая форма мышления, позволяющее получать из нескольких суждений новое.

мысль,

утверждающая

или отрицающая

нечто об

объектах

суждения

мысль в которой

фиксируются общие и существенные

признаки вещей

Индуктивное -

умозаключение от частного к общему

Дедуктивное -

Получаемое по

аналогии

умозаключение от общего к частному

Формы знания Ненаучное – разрозненно, несистематизированное знание Научное – объективное, истинное знание Донаучное – прототип, предпосылочная база научного знания Паранаучное – несовместимое с имеющимися научное знание Лженаучное – знание, сознательно использующее домыслы и предрассудки Антинаучное – знание утопично и сознательно искажающее представления о действительности Обыденно-практическое – знание, доставляющее элементарные сведения об окружающей действительности Личностное  – знание. Являющееся достоянием отдельной личности

Формы знания

Ненаучное – разрозненно, несистематизированное знание

Научное – объективное, истинное знание

Донаучное – прототип, предпосылочная база научного знания

Паранаучное – несовместимое с имеющимися научное знание

Лженаучное – знание, сознательно использующее домыслы и предрассудки

Антинаучное – знание утопично и сознательно искажающее представления о действительности

Обыденно-практическое – знание, доставляющее элементарные сведения об окружающей действительности

Личностное – знание. Являющееся достоянием отдельной личности

Познавательная способность человека связана с мышлением Мышление - с речью Речь – с языком Язык – это система специальных знаков, имеющих предписанное им значение. В качестве знаков могут выступать звуки, рисунки, чертежи, жесты и т.п.
  • Познавательная способность человека связана с мышлением
  • Мышление - с речью
  • Речь – с языком
  • Язык – это система специальных знаков, имеющих предписанное им значение.
  • В качестве знаков могут выступать звуки, рисунки, чертежи, жесты и т.п.
В ходе познавательного процесса человек получает знания о предметах и отношениях.  Эти знания могут быть как истинными, так и ложными. Истина – это Соответствие знаний действительности То, что подтверждено опытом Некое соглашение, конвенция Полезность полученного знания для практики.  Понятие «истина»  является сложным и многосторонним.

В ходе познавательного процесса человек получает знания о предметах и отношениях. Эти знания могут быть как истинными, так и ложными.

Истина – это

  • Соответствие знаний действительности
  • То, что подтверждено опытом
  • Некое соглашение, конвенция
  • Полезность полученного знания для практики.

Понятие «истина»

является сложным и многосторонним.

Истина едина, но в ней выделяют объективный, абсолютный и относительный аспект Объективная истина –  это такое содержание знания, которое  не зависит ни от человека, ни от человечества Абсолютная истина - это Относительная истина - это Исчерпывающее достоверное знание о  природе человеке и обществе Знания,  которые никогда  не могут быть опровергнуты Неполное, неточное знание , соответствующее определенному уровню развития  общества Знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения

Истина едина, но в ней выделяют объективный, абсолютный и относительный аспект

Объективная истина

это такое содержание знания, которое

не зависит ни от человека, ни от человечества

Абсолютная истина

- это

Относительная истина

- это

Исчерпывающее

достоверное

знание о

природе

человеке и

обществе

Знания,

которые

никогда

не могут

быть

опровергнуты

Неполное,

неточное знание ,

соответствующее

определенному

уровню развития

общества

Знания,

зависящие от

определенных

условий,

места и

времени их

получения

Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полны отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом , временем, обстоятельствами. Критерий истины – это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения. Возможные критерии истины :  соответствие законам логики, ранее открытым законам науки, фундаментальным законам Практика – главный критерий истины

Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полны отражения действительности.

  • Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом , временем, обстоятельствами.
  • Критерий истины – это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
  • Возможные критерии истины :

соответствие законам логики, ранее открытым законам науки, фундаментальным законам

  • Практика – главный критерий истины
Классификация знаний Житейское Научное Практическое Художественное Рациональное Иррациональное Личностное

Классификация знаний

  • Житейское
  • Научное
  • Практическое
  • Художественное
  • Рациональное
  • Иррациональное
  • Личностное
Научное знание Эмпирическое знание Теоретическое знание Отражает изучаемый объект со стороны, взаимодействуя с ним непосредственно или с помощью приборов Имеет дело с логической моделью изучаемого объекта

Научное знание

Эмпирическое

знание

Теоретическое

знание

Отражает изучаемый объект со стороны, взаимодействуя с ним непосредственно или с помощью приборов

Имеет дело с логической моделью изучаемого объекта

Уровни научного познания Эмпирический Теоретический Формы научного знания Проблема Научный факт Гипотеза Эмпирический закон Теория Методы научного познания Наблюдение, измерение, классификация, систематизация, описание сравнение Единство исторического и логического, формализация Универсальные: Анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование

Уровни научного познания

Эмпирический

Теоретический

Формы научного знания

Проблема

Научный факт

Гипотеза

Эмпирический

закон

Теория

Методы научного познания

Наблюдение, измерение, классификация, систематизация, описание сравнение

Единство исторического и логического, формализация

Универсальные:

Анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование

Социальное знание – знание об относительно устойчивых и  систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами и т. д. Гуманитарное знание  – знание познающее человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.

Социальное знание

знание об относительно устойчивых и

систематически воспроизводимых

отношениях между народами, классами и т. д.

Гуманитарное знаниезнание познающее человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.

Постепенно, вместе с развитием науки, изменялся и сам человек. Очевидно, что развитие науки с каждым годом идёт всё быстрее. Такое ускорение научного прогресса несёт человеку не только радости, но и создает множество проблем, нередко очень серьёзных.
  • Постепенно, вместе с развитием науки, изменялся и сам человек.
  • Очевидно, что развитие науки с каждым годом идёт всё быстрее. Такое ускорение научного прогресса несёт человеку не только радости, но и создает множество проблем, нередко очень серьёзных.
Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

Рефлексия Оцените свою работу на уроке, закончите предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!