1.5Познание
Общие сведения
Виды познания
Истина
Мировоззрение
Общие сведения
Ученые выделяют множество видов человеческих знаний, каждый из которых вносит свой вклад в постижение истины, например, житейское (обыденное), которое формируется у людей в ходе повседневной жизни и деятельности; научное — понимание действительности на основании достижений современной науки, достоверном анализе фактов; практическое, формируемое на основании полученного опыта; художественное, которое строится на художественном образе, иногда отличном от действительности; рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях; иррациональное, не связанное с рациональным мышлением и даже противоречащее ему, и др.
Познание — усвоение переживаемого с целью нахождения истины.
В познании содержится оценка, которая опирается на опыт. Результатом процесса познания становится получение знания.
Понятия «знание» и «информация» часто отождествляются. На деле знание всегда представляет информацию, но не всякая информация есть знание. Информация становится знанием, когда она переработана субъектом. В основе превращения информации в знание лежит целый ряд закономерностей, регулирующих деятельность мозга и различных психических процессов, а также разнообразных правил, включающих знание в систему общественных связей, в культурный контекст определенной эпохи. Благодаря этому знание становится достоянием общества, а не только отдельных индивидов. Таким образом, знание — это высший уровень информации.
Виды познания
Выделяют два вида познания:
чувственное;
рациональное.
В процессе познания мы используем органы чувств, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов. Такая форма деятельности называется чувственной деятельностью или чувственным познанием. Исходным элементом чувственного познания выступает ощущение — реакция человеческого организма на раздражение.
Как известно, у человека есть пять органов чувств: зрение, осязание, слух, вкус, обоняние. Они воспринимают информацию в виде ощущений, которые затем перерабатываются нервной системой и мозгом человека. При этом совершается качественное изменение: ощущение переходит в сознание. Этот процесс называется чувственным восприятием.
Образ предмета означает возникновение его идеального отражения в сознании. Ощущение, следовательно, представляет субъективный, идеальный образ предмета, поскольку отражает воздействие предмета через призму человеческого сознания. Так, болевые ощущения обязательно порождаются каким-либо объективно существующим раздражителем. Мы ощущаем боль от ожога прежде всего потому, что на кожу подействовал раскаленный предмет. Но в самом горячем предмете, разумеется, нет боли. Боль — это реакция нашего организма на раздражение.
Боль — это реакция нашего организма на раздражение
В ощущении отражается объективная связь ощущающего субъекта с теми вполне определенными явлениями, с которыми взаимодействует данный субъект. Мы ощущаем форму, цвет, близость предмета, его расположение в пространстве и даем ему оценку.
Материализм и идеализм по-разному истолковывают понятие ощущения. Материализм подчеркивает объективность источника ощущений, объективность мира, отражаемого в ощущениях. Идеализм абсолютизирует субъективность образа, который дается ощущением. Он истолковывает субъективность как одностороннюю зависимость ощущения от внутреннего состояния психики субъекта. Субъективный идеалист игнорирует объективность, материальность тех предметов и отношений, которые отражаются в ощущениях.
Концепция, утверждающая чувственное происхождение нашего познания, получила в философии наименование сенсуализм (от лат. sensus — чувства). Действительно, сознание человека опирается на непосредственный контакт органов чувств и материальных объектов. Материалисты утверждают, что мы не могли бы ничего знать о данном предмете, если бы никто и никогда его не видел. Идеалисты же говорят, что человек может создавать представления о совершенно фантастических объектах. Материалисты на это отвечают, что какими бы нереальными ни были фантазии, они выступают причудливым сочетанием образов реальных объектов.
Ощущения дают нам самую первую форму образного отражения предмета.
Образ — идеальная форма отображения предмета или явления в их непосредственно наблюдаемой целостной форме.
Если мы видим только часть предмета, например стену дома, то все равно воспринимаем дом как единое целое.
Восприятие — целостный образ материального предмета, полученный посредством наблюдения.
Восприятие не есть простая сумма ощущений. Оно существует как совокупность разнообразных проявлений предмета, связанных с познавательной и практической деятельностью. Таким образом, восприятие — процесс активный, творческий. Многократно воспринимая предметы, человек закрепляет восприятие в памяти. Он может вспоминать восприятие и образ при отсутствии предмета — так возникает представление о предметах.
Представление — восприятие человеком предмета в целостности даже в случае, когда он его целиком не ощущает.
Представление
В настоящее время благодаря развитию образования существует возможность пользоваться чувственным опытом других людей, познавать то, что в данный момент нами не ощущается. Большую роль в этом играет язык, и не только как средство передачи информации, но и как средство передачи знаний. В языке сформулированы конкретные понятия, которые изначально создают идеальный образ предмета. Следовательно, чувственное восприятие зависит и от языка, и от понятийного аппарата, используемого человеком в его практической и познавательной деятельности. В то же время понятие есть результат исторического опыта человечества и отдельных социальных групп. Значимость понятий проявляется тогда, когда они соединяются с осознанием возможности их практического использования. При этом понятия, приобретенные людьми в процессе обучения, постоянно сопоставляются с реальной практикой, проверяются и уточняются.
Понятия — воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют общие существенные свойства предметов и явлений и одновременно суммируют важнейшие знания о них.
Без понятий человеческое познание было бы невозможно. Если бы в ходе исторического процесса развития человеческого познания понятия не выработались и не закрепились, то каждый человек в каждом поколении вынужден был бы вновь выражать отдельным словом каждое конкретное явление. Пользуясь понятиями, мы используем итоги многовекового практического опыта человечества.
Рациональное познание — необходимый этап познавательной деятельности, следующий за чувственным восприятием предмета.
Человек осмысливает полученные ощущения, стремится проникнуть в суть вещей. На этапе рационального познания в познавательный процесс включаются не только чувства, но и разум, мышление. В ходе рационального познания приобретаются разнообразные знания.
В обыденной жизни мы сталкиваемся с реальными предметами, воспринимаемыми с помощью органов чувств. Но в то же время мы соотносим эти предметы с подобными им по виду, выделяем отличительные, характерные черты, отношения между объектами. При этом знание приобретает обобщенную форму и понятийное выражение. Все несущественное, второстепенное для данного отношения или предмета должно быть отброшено в сторону. Знания должны быть свободны и от чисто личных, индивидуальных моментов, они должны иметь объективное значение для множества людей.
Абстрагирование — отвлечение, сравнение и сопоставление предметов, выделение общего свойства, которое им присуще.
Абстракции — результаты познания, получаемые в итоге абстрагирования.
При абстрагировании человек исходит из объективных, действительных свойств объектов и явлений и из их реальных соотношений, фиксирует их действительное, независимое от своего сознания, существующее единство.
В процессе познания наряду с рациональными операциями осуществляются и нерациональные. Это не означает, что они несовместимы с рациональностью. Нерациональные операции не зависят от воли и сознания человека. Такими нерациональными операциями выступают творчество и интуиция.
Творчество — процесс принятия нестандартных решений.
Платон называл творчество божественной способностью, родственной особому виду безумия. В христианстве творчество считалось высшим проявлением божественного в человеке. Кант видел в творчестве отличительную черту гения и противопоставлял творческую деятельность рациональной. С точки зрения Канта, рациональная деятельность, например научная, — удел в лучшем случае таланта, но подлинное творчество, доступное великим пророкам, философам или художникам, — всегда удел гения. Некоторые философы относили творчество к сфере бессознательного, признавали его несовместимость с рациональным познанием.
Механизмы творчества до сих пор изучены еще недостаточно. Тем не менее можно с определенностью сказать, что творчество представляет собой продукт биосоциальной эволюции человека. Способность к творчеству представляет собой систему взаимосвязанных операций, осуществляемых различными участками мозга. С их помощью вырабатываются чувственные образы и абстракции, осуществляются переработка информации, ее хранение в системе памяти, вызов хранимой информации из памяти, группировка и комбинирование различных образов и абстрактных знаний и т.д.
Особую роль в переработке информации играет память.
Память — хранение ранее полученной информации.
Она включает:
оперативную память, постоянно используемую в познавательной и предметно-практической деятельности;
краткосрочную память, которая через небольшие интервалы времени может быть задействована для решения часто повторяющихся однотипных задач;
долгосрочную память, хранящую информацию, которая может понадобиться через большие интервалы времени для решения относительно редко возникающих проблем.
Деятельность людей целесообразна. Для достижения определенной цели приходится решать ряд задач. Одни из них могут быть решены с помощью известных приемов, другие требуют принятия нестандартных решений. В ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом, и необходимо творчество. Оно представляет собой механизм приспособления человека к изменчивому окружающему миру. Поэтому творчество не противоположно рациональности, а выступает ее естественным и необходимым дополнением.
Любой человек в той или иной мере обладает творческими способностями, т.е. способностями к выработке новых приемов деятельности, овладению новыми знаниями, формулировке проблем. Каждый ребенок, познавая окружающий мир, овладевая языком, нормами поведения и культурой, по существу, занимается творчеством. Но с точки зрения взрослых, он овладевает уже известным, обучается уже открытому, проверенному. Поэтому новое для индивида не всегда есть новое для общества. Подлинное же творчество в культуре, политике, науке и производстве определяется принципиальной новизной полученных результатов в исторических масштабах.
Важнейшим компонентом творчества является интуиция. Древние мыслители рассматривали ее как внутреннее зрение, особую, высшую способность ума. Но механизм интуиции никто из них не пояснял.
Современная наука определила, что интуиция включает следующие этапы:
накопление и бессознательное распределение образов и абстракций в памяти;
неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций, образов и правил в целях решения определенной задачи;
четкое осознание задачи;
неожиданное для человека нахождение решения задачи.
Часто решение приходит тогда, когда человек занят совершенно другим делом или даже спит. Известно, что Менделеев увидел свою Периодическую систему элементов в виде таблицы во сне. Но этому предшествовала долгая упорная работа.
Процесс познания напрямую связан с так называемой право-левой асимметрией мозга: правое и левое полушарие выполняют разные функции.
Правое — в основном перерабатывает и хранит информацию, вызывающую чувственные образы, левое же — осуществляет абстрагирование, вырабатывает понятия, суждения, придает информации смысл и значение, формулирует и хранит рациональные правила.
Процесс познания осуществляется в результате взаимодействия операций, выполняемых этими полушариями. Если в случае болезни или травмы связь между ними нарушается, то процесс познания становится неполным, неэффективным или вообще невозможным.
Право-левая асимметрия мозга возникает в процессе воспитания и обучения и связана с практической деятельностью. Механизм интуиции связан с тем, что разрозненная деятельность по оперированию абстрактными и чувственными знаниями, осуществляемая отдельно левым и правым полушариями, объединяется, что приводит к получению искомого результата, который воспринимается как открытие.
Важнейшие элементы процесса познания — это объяснение и понимание. Они не могут существовать обособленно и должны дополнять друг друга.
Познание
Объяснение — переход от общих знаний к более конкретным.
Объяснение устанавливает более глубокие и прочные связи между различными системами знаний, что позволяет включать в них новые знания о явлениях природы. Оно рассматривает факты, события, процессы, существовавшие в прошлом, позволяет осуществлять предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов.
Теория познания различает следующие виды объяснения:
структурное — отвечающее на вопрос: как устроен объект?
функциональное — отвечающее на вопрос: как действует и функционирует объект?
причинное — отвечающее на вопрос: почему возникло данное явление?
Причем одно и то же явление может объясняться с разных позиций в зависимости от теоретических взглядов.
Для понимания какого-либо явления его нужно объяснить. Но объяснение бывает понятным или непонятным.
Существует особая наука о понимании — герменевтика. В ней сформулированы основные положения процесса понимания. Чтобы понять письменный или устный текст, надо понимать смысл и значение каждого слова, каждого понятия, каждого предложения или текстового отрывка. Но, с другой стороны, чтобы понять эти элементы текста, необходимо понимать смысл и значение содержащего их контекста, так как смысл и значение частей зависят от смысла и значения целого. Эта сложная зависимость получила название герменевтический круг.
Понимание — это длительный и сложный процесс. Мы постоянно переходим от одного уровня понимания к другому, проходя пять определенных этапов:
интерпретация — первоначальное приписывание информации смысла и значения;
реинтерпретация — уточнение и изменение смысла и значения;
конвергенция — объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и значений;
дивергенция — разъединение прежде единого смысла на отдельные части;
конверсия — качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование.
Процесс понимания состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но и в конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее. В таких случаях понимание носит творческий характер и представляет собой переход от интуитивного мышления к рациональному познанию.
Истина
Знания, полученные в процессе познания, должны соответствовать окружающей действительности. Только в этом случае эти знания будут полезны человеку.
Истина — знания, соответствующие действительности.
Чтобы сравнить два предмета, иногда достаточно просто расположить их рядом. Часто это сделать сложно из-за величины, неподъемности предметов или потому, что они находятся на весьма удаленном расстоянии друг от друга. В этом случае мы сравниваем их образы, сохраненные в памяти, или используем их изображения — фотографии, рисунки, макеты и т.д.
Сложнее установить соответствие действительности знаний, выраженных в знаковой форме, например в виде математической формулы. В этом случае надо произвести вычисления или провести опыт.
В окружающем мире определенные процессы происходят независимо от воли человека и человечества в целом. Знание о таких процессах получило название объективная истина. Действительно, человечество долгое время не знало законов физики, химии, астрономии, но они тем не менее существовали и действовали. С другой стороны, истине присуща и субъективность — в том смысле, что полученные знания становятся достоянием конкретного человека и общества в целом.
Несомненно, чувственное познание и воспринятые в его результате образы субъективны. Они зависят от индивида, состояния его нервной системы, условий наблюдения, степени подготовки и т.д. Но истинность знания должна быть осознана человеком. Кроме того, истина конкретна, так как полученное в результате познания знание отражает определенный объект действительности. Абстрактных истин, не привязанных к предмету познания, не бывает.
Критерием истины выступает практика, которую рассматривают как основу формирования знаний и одновременно как средство проверки их истинности, т.е. выявления меры соответствия знаний объективной действительности.
В широком понимании практика включает все виды деятельности человека. Практика подвижна, изменчива и находится в постоянном развитии. Меняются виды деятельности, оставшиеся наполняются новым содержанием.
В то же время практика неоднозначна и внутренне противоречива. Противопоставляя одни факторы практики другим, можно сделать односторонние, неверные выводы. Ежедневные наблюдения за небесными светилами приводят к выводу о том, что Солнце и Луна вращаются вокруг Земли, что, как известно, неверно. Для доказательства обратного нужно совершить более сложные практические действия и провести расчеты.
Практика выступает основой сознания и вместе с тем включает сознательную деятельность. Осознав ограниченность практики данного периода времени и ее несоответствие интересам большинства народа и целям исторического прогресса, люди в состоянии изменить ее, перейти к практике позитивной, прогрессивной. Только в этом случае изменяющаяся практика может быть основой и критерием развивающегося истинного знания.
Объективная истина не представляет собой нечто застывшее, а выступает как объективное содержание наших знаний, соответствие которых объективному миру проверяется и устанавливается на базе практической деятельности.
Философская теория познания выдвигает следующие тезисы:
1) объективный мир, отражаемый в знании, постоянно изменяется и развивается;
2) практика, на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней познавательные средства изменяются и развиваются;
3) знания, полученные на основе практики и проверяемые ею, постоянно изменяются и развиваются, и, следовательно, в процессе постоянных изменений и развития находится и объективная истина.
Таким образом, задача теории познания состоит в изучении того, как развивающееся познание отражает развивающийся мир, соответствует ему и воздействует на него.
Истинное знание, как и сам объективный мир, имеет свойство развиваться. В древности люди считали, что Солнце и другие планеты вращаются вокруг Земли. Это утверждение не было истинным знанием, но объективной истиной в этом утверждении было то, что светила движутся. С течением времени астрономические знания расширялись, и на сегодняшний день ученые с максимальной точностью вычислили траектории движения планет. Таким образом, каждое новое открытие пополняет объективную истину.
В зависимости от полноты истинных знаний различают относительную и абсолютную истинs.
Относительная истина — это неполное, неточное знание. Она зависит от конкретных исторических условий, уровня развития науки. В процессе познания относительная истина может меняться и дополняться. На разных этапах развития человечества одна относительная истина может сменяться другой, которая более полно выражает объективную истину. Таким образом, исторический процесс познания представляет собой все более полное и точное познание объективной истины.
Абсолютной истиной называется совершенно полное, точное, (всестороннее, исчерпывающее) знание о каком-либо явлении. Она практически недостижима. Вопрос о возможности достижения абсолютной истины с давних времен был предметом философского спора. Ряд философов отрицательно отвечает на этот вопрос. В доказательство эти философы ссылаются на то, что в процессе познания мы имеем дело лишь с относительными истинами. Каждая из них оказывается со временем не вполне точной и полной. Следовательно, полное, исчерпывающее знание недостижимо. И чем сложнее то или иное явление, тем труднее достичь абсолютной истины, т.е. полного, исчерпывающего знания о нем. И тем не менее абсолютная истина существует. Ее надо понимать как цель, к которой стремится человеческое познание. Каждая относительная истина — это ступенька, шаг, приближающий нас к этой цели.
Абсолютная истина служит движущей силой познания.
Таким образом, относительная и абсолютная истина — это лишь разные уровни, или формы, объективной истины. Наше знание всегда относительно, так как зависит от уровня развития общества, техники, состояния науки и т.д. Чем выше уровень нашего познания, тем больше мы приближаемся к абсолютной истине. Но процесс этот может длиться бесконечно, ибо на каждом этапе исторического развития мы открываем новые стороны и свойства окружающего нас мира и создаем о нем все более полные и точные знания. Это постоянный процесс перехода от одних относительных форм объективной истины к другим. Следовательно, каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот, абсолютная истина — это предел бесконечной последовательности относительных истин.
Противоположность истины представляет заблуждение.
Заблуждение — несоответствие знания объективной реальности.
Источниками заблуждения могут быть низкие познавательные способности индивида, плохое знание предмета познания, отсутствие специальной подготовки и, как следствие, скоропалительные выводы, отсутствие специальных средств познания, а также предубеждения, стереотипы и др. Заблуждения могут возникать по объективным причинам. Так, до момента создания мощного микроскопа невозможно было провести анализ мельчайших частиц.
В то же время ошибочные выводы могут стать следствием и субъективных факторов. Так, неверное истолкование процесса, неправильное практическое действие приводят к ошибкам, т.е. к неистинным выводам. Но субъект познания может по какой-либо причине намеренно искажать действительность, делать заведомо неверные выводы. В этом случае имеет место ложь.
Истина, с одной стороны, и заблуждения, ошибки, ложь, с другой — это те оценки, с помощью которых мы отделяем знания, соответствующие объективной реальности, от знаний, противоречащих ей.
Но эти критерии не являются единственными. Можно выделить знания полезные и бесполезные. Причем не всегда полезность и истинность совпадают. Например, если человек знает, что избыточная радиация опасна для здоровья и он оказался в зоне радиоактивного заражения, ему не нужны знания о свойствах радиации, достаточно знания о том, что она несет вред. Истинные знания о поломке прибора не будут нужны, если отсутствуют запасные части.
Таким образом, достижение истины — процесс сложный, но интересный и необходимый. Стремясь к истине, человечество познает новое, и это способствует его движению по пути социального прогресса.
Мировоззрение
В процессе познания немалую роль играет мировоззрение.
Чувство страха или гармонии по отношению к окружающему миру, удовлетворенность действительностью или стремление ее изменить — все это определяется мировоззрением.
Мировоззрение — совокупность взглядов, представлений, оценок, норм, определяющих отношение человека к окружающему миру и выступающих в качестве регуляторов его поведения.
Мировоззрение носит исторический характер. В каждую эпоху человечество имело определенный уровень знаний, специфические проблемы, особые способы их решения, определенную систему духовных ценностей. Каждый человек обладает только ему присущими особенностями. Но есть масса объединяющих людей факторов, которые влияют на формирование их общего мировоззрения. Это общность родины, языка, культуры, истории своего народа, имущественного положения, образования, уровня знаний и т.д. Поэтому неудивительно, что у многих людей могут быть сходные позиции в оценке окружающего мира. Следовательно, мировоззрение выступает объединяющим фактором, обеспечивающим целостность общества. Посредством мировоззрения общественное сознание воздействует на сознание человека, заставляя его занять осмысленную жизненную позицию.
В науке существует множество подходов к проблеме классификации мировоззрения. Выделяют пять типов мировоззрения (схема 5):
обыденное;
мифологическое;
религиозное;
философское;
научное.
Схема 5.Типы мировоззрения
Но независимо от типа, мировоззрение решает три основных вопроса:
1) отношение человека к миру в целом;
2) место и назначение человека в окружающем мире;
3) познание и преобразование мира.
Обыденное мировоззрение формируется в процессе личной практической деятельности человека. Если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в образовательном учреждении, не изучал философию или религиозные учения, то его мировоззрение складывается стихийно, основываясь на непосредственном жизненном опыте. Недостаток такого мировоззрения состоит в том, что оно мало соприкасается с опытом других людей, достижениями науки и культуры, религией. Тем не менее обыденное мировоззрение широко распространено в настоящее время.
Мифологическое мировоззрение существовало у многих народов на заре развития человечества.
Миф — сказание, которое символически выражает некоторые события, имевшие место в прошлом народа, в свете религиозных верований.
Миф представляет собой причудливый синтез рационального и иррационального, правды и вымысла, истины и заблуждения в сознании людей. Первобытные люди, не имея возможности объяснить многие явления природы, изображали мир населенным фантастическими существами, способными творить чудеса. В мифах отражались результаты наблюдений за природными объектами и явлениями, содержались предания о давних событиях и рассказы о дальних землях. Все это тесно переплеталось между собой и, передаваясь из поколения в поколение, обрастало новыми подробностями, как вымышленными, так и реальными. Миф выступает наиболее ранней формой духовной культуры человечества, объединяющей в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, устного творчества. Лишь значительно позже эти элементы обособились и получили самостоятельное существование.
Мифологическое мировоззрение отрицает возможность постижения и объяснения мира. Оно призывает человека к покорности и упованию на помощь высших сил, олицетворенных в идолах, талисманах, добрых духах. В современном мире мифологическое мировоззрение не имеет широкого распространения. Пережитками его могут быть названы различного рода суеверия.
Религиозное мировоззрение — это мировоззрение, основанное на догмах религий, существовавших и существующих в мире в настоящее время. Основы религиозных учений содержатся в обычаях и традициях язычников и священных книгах мировых религий: Библии в христианстве, Коране в исламе и т.д. В религиозных постулатах уже содержатся взгляды на мир, его происхождение, предназначение человека; определяются богоугодный образ жизни, правила поведения (заповеди), с выполнением которых связывается спасение души. В соответствии с религиозными нормами человек должен принимать религиозные догмы на веру без каких-либо сомнений и размышлений. Сомневающийся отступает от Бога, впадает в ересь и осуждается Церковью.
Религиозное мировоззрение нацеливает человека на совершение нравственных поступков, дает ему веру в возможность достижения поставленных целей. Тем не менее слабые стороны религиозного мировоззрения составляют непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас их игнорирование.
В отличие от мифологического и религиозного философское мировоззрение дает объяснение действительности с позиции разума. Наблюдение, обобщение, выводы, доказательства стали вытеснять вымысел и сюжеты мифологии, оставляя их искусству. Мифы подвергались пересмотру, и им придавалось новое, рациональное толкование. Таким образом, философское мировоззрение не только отмежевалось от мифологии, но и преодолело ограниченность обыденного сознания.
Появление философского мировоззрения означало зарождение теоретической мысли, способной не только накопить массу объективной информации, но и объяснить ее и вместе с тем создать представление о целостном и едином в своей основе мире. Кроме познания мира философское мировоззрение включает взгляды на природу человека, его судьбу и смысл человеческой жизни. Различные проблемы рассматриваются через постоянное осмысление отношений человека и мира.
Современное научное мировоззрение — это продолжение того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии опиралось на достижения науки. Оно включает научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания.
Преимущества научного мировоззрения состоят в его опоре на достижения науки, тесной связи с практической деятельностью людей. Достижения научно-технического прогресса подтверждают многие выводы, сделанные учеными на основе научно-мировоззренческой позиции. Тем не менее проблемой остаются гуманизация научного мировоззрения, оценка окружающего мира с точки зрения укрепления общечеловеческих ценностей: добра, свободы и справедливости. Все же научное мировоззрение наиболее перспективно для деятельности современных людей в развивающемся обществе по пути научно-технического, социального и экологического прогресса.
Независимо от типа, мировоззрение играет большую роль в жизни людей. Оно помогает человеку ориентироваться в окружающей действительности, ставить цели и определять средства их достижения. На основе своих мировоззренческих позиций человек решает, что для него имеет истинный смысл, а что ложно и незначительно.