Тема урока: "Познание Земли в древности"
1.Ф.И.О. Большая Елена Николаевна
2.Место работы: г. Керчь, Республика Крым МБОУ школа №11 им. Серго Орджоникидзе
3.Должность: учитель географии
4.Предмет: география
5.Класс: 5
6.Тема урока: «Познание Земли в древности», раздел I: «Накопление знаний о Земле», урок № 2 (1)
Учебник «География. Землеведение 5-6 классы». Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е., М., «Дрофа», 2012.
7.Цель: Сформировать знания учащихся об истории познания Земли и развитии географии в периоды Древнего мира и Средние века.
8.Задачи:
- обучающие: познакомить учеников с изменением знаний людей о форме и природе Земли, познакомить учащихся с известнейшими открытиями и путешественниками с древнейшего времени до средневековья;
- развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта;
- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.
9.Планируемые результаты:
- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
- метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;
- предметные: находить информацию (в интернете, других источниках) и подготавливать сообщения или презентации на тему "Путешественник Древнего мира (Средневековья)". Сравнивать карту мира, составленную Эратосфеном с современной картой мира. Изучать по картам маршруты путешествий арабских мореплавателей, М.Поло, А.Никитина.
10.Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
- познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата
- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
11.Тип урока: комбинированный.
12.Формы работы учащихся: коллективная, групповая.
13.Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация
14. Структура и ход урока
№ п/п
|
Деятельность
|
учителя
|
ученика
|
Этап 1. Актуализация опорных знаний
|
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.
Предлагает материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала
Вспомните:
Какие науки изучают Землю?
Какие древние цивилизации вы знаете?
Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует
|
Приветствие учителя, готовность к уроку.
Вспоминают изученный ранее материал (П).
Дают ответ на вопрос (П).
Определяют, каких знаний им не хватает (Р)
Формулируют название темы урока (Р)
|
Этап 2. Создание проблемной ситуации
|
Создает для учеников проблемную ситуацию.
Задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их.
Определить: Почему от знания природы своей местности зависело существование людей в древности?
|
Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К)
|
Этап 3. Целеполагания:
|
Предоставляет "конфликтный" материал, создает готовность к предстоящей деятельности
Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.
-Как менялись знания человека о Земле в Древности и в Средние века?
|
Осознают возникшее интеллектуальное затруднение, противоречие, дефицит знаний
Осознают цели предстоящей деятельности (П , Р, К)
Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К)
|
Этап 4. Планирование
|
Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного материала.
Предлагает учащимся самим составить план
|
Работа в группах. Обобщают результаты исследований, составляют план предстоящей деятельности, выбирают средства, необходимые для открытия "нового" знания (книга, атлас)
|
Этап 5. «Открытие» нового знания
|
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы:
- Что по вашему мнению побудило людей изучать Землю? (Ответы пишутся на интерактивной доске)
Подводит к выводу: что сначала, чтобы выжить – люди искали лучшее место, питание, а затем для налаживания торговых связей и получения сведений о планете.
|
Работают с текстом учебника, обсуждают в группах варианты решения поставленной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других (П)
Предлагают свои варианты: любопытство, голод, (К, Р)
Просматривают (П), сравнивают представления древних людей о форме Земли (Р).
|
Этап 6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.
|
Формулирует задания для учеников, корректирует их работу.
-Выберите период, в каком вам бы интересно было жить.
- Заполните с помощью учебника таблицу (слайд)
Демонстрирует слайды об известных людях эпохи, внёсших вклад в географию.
1.Формулирует вопросы и корректирует ответы:
-Что заставило людей приобретать географические знания? А нам для чего необходимо изучать свою планету?
2.Вставьте пропущенные слова: Географическая _______(наука) зародилась в _________(Древней Греции). Её основоположником считают _________ (Гомера)
|
Вступают в диалог.
Выполняют практикум при помощи учебника, одни - Древняя география, другие – Средние века, анализируя текст (П)
Озвучивают результаты, сравнивая с таблицей на доске (П), поясняя своё отношение к эпохе (Л). Обмениваются полученной информацией (П)
Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей (Р).
Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р)
|
Этап 7. Рефлексия
(итог урока)
|
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.
-Какие направления развития географии сложились в Древней Греции?
-В каких странах география развивалась наиболее успешно в Средние века?
Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке
|
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока. Записывают выводы.
Определяют степень продвижения к цели (Р,Л,П)
|
Этап 8. Домашнее задание
|
Объясняет д/з п.2, Вопросы с.11 №5,6.
|
Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике. (К)
|
Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД.
Просмотр содержимого документа
«Познание Земли в древности»
Тема урока: "Познание Земли в древности"
1.Ф.И.О. Большая Елена Николаевна
2.Место работы: г. Керчь, Республика Крым МБОУ школа №11 им. Серго Орджоникидзе
3.Должность: учитель географии
4.Предмет: география
5.Класс: 5
6.Тема урока: «Познание Земли в древности», раздел I: «Накопление знаний о Земле», урок № 2 (1)
Учебник «География. Землеведение 5-6 классы». Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е., М., «Дрофа», 2012.
7.Цель: Сформировать знания учащихся об истории познания Земли и развитии географии в периоды Древнего мира и Средние века.
8.Задачи:
- обучающие: познакомить учеников с изменением знаний людей о форме и природе Земли, познакомить учащихся с известнейшими открытиями и путешественниками с древнейшего времени до средневековья;
- развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта;
- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.
9.Планируемые результаты:
- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
- метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;
- предметные: находить информацию (в интернете, других источниках) и подготавливать сообщения или презентации на тему "Путешественник Древнего мира (Средневековья)". Сравнивать карту мира, составленную Эратосфеном с современной картой мира. Изучать по картам маршруты путешествий арабских мореплавателей, М.Поло, А.Никитина.
10.Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
- познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата
- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
11.Тип урока: комбинированный.
12.Формы работы учащихся: коллективная, групповая.
13.Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация
14. Структура и ход урока
№ п/п | Деятельность |
учителя | ученика |
Этап 1. Актуализация опорных знаний | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Предлагает материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала Вспомните: Какие науки изучают Землю? Какие древние цивилизации вы знаете? Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует | Приветствие учителя, готовность к уроку. Вспоминают изученный ранее материал (П). Дают ответ на вопрос (П). Определяют, каких знаний им не хватает (Р) Формулируют название темы урока (Р) |
Этап 2. Создание проблемной ситуации | Создает для учеников проблемную ситуацию. Задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их. Определить: Почему от знания природы своей местности зависело существование людей в древности? | Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К) |
Этап 3. Целеполагания: | Предоставляет "конфликтный" материал, создает готовность к предстоящей деятельности Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока. -Как менялись знания человека о Земле в Древности и в Средние века? | Осознают возникшее интеллектуальное затруднение, противоречие, дефицит знаний Осознают цели предстоящей деятельности (П , Р, К) Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К) |
Этап 4. Планирование | Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного материала. Предлагает учащимся самим составить план | Работа в группах. Обобщают результаты исследований, составляют план предстоящей деятельности, выбирают средства, необходимые для открытия "нового" знания (книга, атлас) |
Этап 5. «Открытие» нового знания | Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы: - Что по вашему мнению побудило людей изучать Землю? (Ответы пишутся на интерактивной доске) Подводит к выводу: что сначала, чтобы выжить – люди искали лучшее место, питание, а затем для налаживания торговых связей и получения сведений о планете. | Работают с текстом учебника, обсуждают в группах варианты решения поставленной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других (П) Предлагают свои варианты: любопытство, голод, (К, Р) Просматривают (П), сравнивают представления древних людей о форме Земли (Р). |
Этап 6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. | Формулирует задания для учеников, корректирует их работу. -Выберите период, в каком вам бы интересно было жить. - Заполните с помощью учебника таблицу (слайд) Демонстрирует слайды об известных людях эпохи, внёсших вклад в географию. 1.Формулирует вопросы и корректирует ответы: -Что заставило людей приобретать географические знания? А нам для чего необходимо изучать свою планету? 2.Вставьте пропущенные слова: Географическая _______(наука) зародилась в _________(Древней Греции). Её основоположником считают _________ (Гомера) | Вступают в диалог. Выполняют практикум при помощи учебника, одни - Древняя география, другие – Средние века, анализируя текст (П) Озвучивают результаты, сравнивая с таблицей на доске (П), поясняя своё отношение к эпохе (Л). Обмениваются полученной информацией (П) Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей (Р). Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р) |
Этап 7. Рефлексия (итог урока) | Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. -Какие направления развития географии сложились в Древней Греции? -В каких странах география развивалась наиболее успешно в Средние века? Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока. Записывают выводы. Определяют степень продвижения к цели (Р,Л,П) |
Этап 8. Домашнее задание | Объясняет д/з п.2, Вопросы с.11 №5,6. | Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике. (К) |
Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД.