ГБУ ДО «ДШИ с. Александров-Гай» Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области
Презентация на тему:
Позиции ног и рук в классическом танце
3 класс
Подготовила преподаватель отделения хореографического искусства
Спалату О.В.
с. Александров Гай 2022
Позиции ног
- Пять исходных положений ног общеизвестны. Их пять, потому что при всём желании не найти шестого положения для выворотных ног, из которого было бы удобно и легко двигаться дальше. Есть les fausses positions (обратные позиции), с носком, обращенным внутрь, и есть полувыворотные положения — позиции ног, применяемые при изучении исторического танца. Но les bonnes positions (выворотные) являются основными для классического танца.
Первая позиция
- Ступни развёрнуты в стороны по прямой линии, выворотно, пятки соединены.
- Мышцы ног напряжены, колени вытянуты. Корпус поставлен вертикально, желудок подтянут, ягодичные мышцы подобраны и напряжены. Центр тяжести распределяется равномерно на обеих ногах.
- Первоначальное изучение происходит лицом к палке.
Вторая позиция
- Ступни развёрнуты по одной прямой, пятки отстоят одна от другой на расстоянии длины ступни.
- Мышцы ног напряжены, колени вытянуты, ягодичные мышцы подобраны и напряжены, корпус держится вертикально, тяжесть корпуса распределена равномерно на обе ноги.
- Первоначально изучается лицом к палке в течение примерно двух недель.
Третья позиция
- Ступни стоят одна перед другой, пятка одной ноги плотно прилегает к середине ступни другой.
- Мышцы ног напряжены, колени вытянуты. Корпус поставлен вертикально, желудок подтянут, ягодичные мышцы подобраны и напряжены. Центр тяжести распределяется равномерно на обеих ногах.
- Первоначальное изучение происходит лицом к палке.
Пятая позиция
- Ступни стоят выворотно, одна перед другой, плотно примыкая друг к другу. Носок одной ноги должен находиться у пятки другой ноги.
- V позиция изучается лицом к палке после усвоения III позиции.
- Мышцы напряжены, колени вытянуты, ягодичные мышцы подобраны, тяжесть корпуса распределена равномерно на обе ноги.
- Ступни ног стоят параллельно одна против другой на расстоянии длины ступни. Носок одной ноги находится против пятки другой.
- Мышцы напряжены, колени вытянуты, ягодичные мышцы подобраны, тяжесть корпуса распределена равномерно на обе ноги.
- IV позиция – самая трудная, изучается в последнюю очередь, когда усвоены I, II, III и V позиции лицом к палке, и учащиеся продолжают их изучение, держась одной рукой за палку.
Четвёртая позиция
Общие замечания
- Ступни ног, поставленные в позицию, не должны опираться на большой палец или мизинец.
- При перемене ног и в позициях необходимо сохранять правильное положение корпуса, рук и головы. Ступню с выворотной пяткой необходимо вести, не отделяя носка от пола, при выворотном положении всей ноги.
- Отводя работающую ногу в требуемое положение, пятку не следует сразу отделять от пола. Сначала скользит вся ступня, затем вытягиваются подъём и пальцы.
- При возвращении работающей ноги к опорной носок скользит, не отрываясь от пола, затем мягко сгибается подъём, опускается пятка, и вся ступня, коснувшись пола, завершает скользящее движение.
Позиции рук
- В классическом танце огромная роль принадлежит рукам. Руки являются одним из основных выразительных средств в балете. Они оказывают активную помощь корпусу и ногам. В классическом танце общеизвестны три позиции рук и подготовительное положение к ним.
- Остальные положения рук являются их разновидностью.
Подготовительное положение
- Постановка рук начинается с подготовительного положения.
- Руки опущены вниз перед корпусом, не соприкасаясь с ним. Локти направлены в стороны, немного согнуты, образуют овал. Кисти рук закруглены и почти соприкасаются (расстояние между ними равно примерно двум пальцам). Ладони направлены вверх.
- Плечи опущены вниз, нельзя их выдвигать, отводить назад или поднимать вверх.
Первая позиция
- Первая позиция даёт направление рукам.
- Руки подняты перед корпусом на уровне диафрагмы, чуть согнуты в локтях, образуя овал. Ладони обращены к себе. Локти и пальцы на одном уровне. Плечи опущены, кисти рук приближены друг к другу, но не соприкасаются.
- Принятая высота уровня рук даёт возможность не закрывать область груди, руки могут поддерживать корпус за счёт напряжения мышц верхней части руки (от плеча до локтя).
Вторая позиция
- Руки раскрыты в стороны на высоте плеч. Плечи, локти и кисти находятся на одном уровне. Локти обращены назад, линия рук дугообразная, ладони повёрнуты к зрителю. Положение пальцев такое же, что в подготовительном положении и I позиции.
- Следует хорошо поддерживать локоть напряжением мускулов верхней части руки.
- Следить за тем, чтобы руки не уходили назад, а находились немного впереди плеч.
Третья позиция
- Руки подняты вверх с округлыми локтями, кисти (ладонями вниз) сближены , как в подготовительном положении и в I позиции, но не соприкасаются и должны быть видимы глазами без поднимания головы.
- Недопустимо, чтобы руки находились над головой или заходили за голову.
- Следить за тем, чтобы локти не шли вперёд, а кисти рук не опускались.
Изучение позиций рук
- Позиции рук изучаются на середине зала в следующем порядке : из подготовительного положения руки поднимаются в I позицию, далее переходят в III позицию, а затем раскрываются во II позицию.
- Изучение первоначально происходит в медленном темпе с фиксацией положения рук в каждой позиции.
- После усвоения трёх позиций рук начинают изучать положение рук во время экзерсиса у палки (держась одной рукой за палку).
Контрольные вопросы по теме «Позиции ног и рук в классическом танце»
- Сколько основных позиций ног в классическом танце?
3. Какие позиции ног являются основными для классического танца?
а) выворотные
б) полувыворотные
в) с носком, обращённым внутрь
г) обратные
4. В какой последовательности следует изучать позиции ног?
а) I. II. III. IV. V
б) не имеет значения
в) V. IV. III. II. I
г) I. II. III. V. IV
а) две г) пять
б) три д) семь
в) четыре
- Позиции ног первоначально изучаются…
а) на середине зала
б) лицом к преподавателю
в) лицом к концертмейстеру
г) одной рукой за палку
д) лицом к палке
- Какой позиции ног подходит описание: « Ступни ног стоят параллельно одна против другой на расстоянии длины ступни. Носок одной ноги находится против пятки другой»?
а) II г) V
б) I д ) III
в) IV
- Какой позиции ног подходит описание: « Ступни развёрнуты в стороны по прямой линии, выворотно, пятки соединены »?
а) V г) IV
б) I д) II
в) III
- Какой позиции ног подходит описание: « Ступни стоят одна перед другой, пятка одной ноги плотно прилегает к середине ступни другой»?
а) I г) IV
б) V д) III
в) II
8. Какой позиции ног подходит описание: « Ступни развёрнуты по одной прямой , пятки отстоят одна от другой на расстоянии длины ступни »?
а) V г) IV
б) I д) II
в) III
9. Какой позиции ног подходит описание: « Ступни стоят выворотно, одна перед другой, плотно примыкая друг к другу. Носок одной ноги должен находиться у пятки другой ноги »?
а) III г) II
б) V д) IV
в) I
10 . Какая из позиций самая трудная ?
а) I г) IV
б) II д) V
в) III
11. Основные позиции рук в классическом танце. Сколько их?
а) одна в) четыре
б) три г) семь
12 . Позиции рук первоначально изучаются…
а) на середине зала
б) лицом к преподавателю
в) одной рукой за палку
г) лицом к палке
13. Какой позиции рук подходит описание: « Руки подняты перед корпусом на уровне диафрагмы, чуть согнуты в локтях, образуя овал. Ладони обращены к себе. Локти и пальцы на одном уровне»?
а) II г) подготовительное положение
б) I д ) III
14. С чего начинается постановка рук?
а) с подготовительного положения
б) с III позиции
в) с II позиции
г) с I позиции
д) с прыжка
15. Какой позиции рук подходит описание: « Руки опущены вниз перед корпусом, не соприкасаясь с ним. Локти направлены в стороны, немного согнуты, образуют овал. Кисти рук закруглены и почти соприкасаются. Ладони направлены вверх »?
а) I в) III
б) II г) подготовительное положение
16. Какой позиции рук подходит описание: « Руки подняты вверх с округлыми локтями, кисти (ладонями вниз) сближены , но не соприкасаются и должны быть видимы глазами без поднимания головы »?
а) I в) III
б) II г) подготовительное положение
17. С чего начинается движение при поднимании и опускании рук, при их переходе на позиции?
а) с выдоха
б) с кисти руки
в) с плеча
г) с поворота головы
18. Какой позиции рук подходит описание: « Руки раскрыты в стороны на высоте плеч. Плечи, локти и кисти находятся на одном уровне. Локти обращены назад, линия рук дугообразная, ладони повёрнуты к зрителю »?
а) III
б) I
в) II
г) подготовительное положение
19. Какая роль в классическом танце принадлежит рукам?
а) огромная
б) маленькая
в) никакой
г) средняя
20. В каком темпе первоначально происходит изучение позиций рук?
а) в быстром
б) в медленном
в) не имеет значения
г) в весёлом
Список литературы
1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. - СПб: Планета музыки, 2010 .
2. Ваганова А. Я. Основы классического танца. - СПб: Лань, 2007.
3. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. – Л.: Искусство, 1976.
https://need4dance.ru/?page_id=560
http://mirtancev.ru/pozicii-ruk-v-klassicheskom-tance.html
https://alfiakhabirova.ru/pozitsii-ruk-klassicheskij-tanets-urok-19