СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение уровня мотивации к изучению учебного предмета «математика» (модуль «геометрия») посредством дидактических игр.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрен вопрос об использовании и творческом применении на уроках математики (блок «геометрия») дидактических игр, как метода и формы обучения и воспитания учащихся, способствующего повышению учебной мотивации и интереса к изучаемому предмету.В статье рассмотрен вопрос об использовании и творческом применении на уроках математики (блок «геометрия») дидактических игр, как метода и формы обучения и воспитания учащихся, способствующего повышению учебной мотивации и интереса к изучаемому предмету.В статье рассмотрен вопрос об использовании и творческом применении на уроках математики (блок «геометрия») дидактических игр, как метода и формы обучения и воспитания учащихся, способствующего повышению учебной мотивации и интереса к изучаемому предмету.В статье рассмотрен вопрос об использовании и творческом применении на уроках математики (блок «геометрия») дидактических игр, как метода и формы обучения и воспитания учащихся, способствующего повышению учебной мотивации и интереса к изучаемому предмету.В статье рассмотрен вопрос об использовании и творческом применении на уроках математики (блок «геометрия») дидактических игр, как метода и формы обучения и воспитания учащихся, способствующего повышению учебной мотивации и интереса к изучаемому предмету.В статье рассмотрен вопрос об использовании и творческом применении на уроках математики (блок «геометрия») дидактических игр, как метода и формы обучения и воспитания учащихся, способствующего повышению учебной мотивации и интереса к изучаемому предмету.В статье рассмотрен вопрос об использовании и творческом применении на уроках математики (блок «геометрия») дидактических игр, как метода и формы обучения и воспитания учащихся, способствующего повышению учебной мотивации и интереса к изучаемому предмету.

Просмотр содержимого документа
«Повышение уровня мотивации к изучению учебного предмета «математика» (модуль «геометрия») посредством дидактических игр.»

Фесенко Н. Н., учитель математики

МОУ «Корочанская СОШ им. Д.К. Кромского»


ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» (МОДУЛЬ «ГЕОМЕТРИЯ») ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос об использовании и творческом применении на уроках математики (блок «геометрия») дидактических игр, как метода и формы обучения и воспитания учащихся, способствующего повышению учебной мотивации и интереса к изучаемому предмету.

Ключевые слова: математика, учебный процесс, дидактические игры, познавательный интерес.

Умение заинтересовать математикой – дело непростое, и в этом смысле личного мастерства учителя или автора учебника нельзя недооценивать. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Как показывает педагогическая практика, и анализ педагогической литературы современная российская школа недостаточно обращает внимание на игровые формы обучения, отводя им место лишь в рамках математического кружка, так как возможности дидактической игры в учебном процессе в известной мере недооценивались. На вопрос «почему?» трудно ответить односложно, я отобрала следующие причины:

-На данный момент существует мало дидактических игр по математике. А те, что есть, в основном, однотипные. Но даже среди известных и распространенных – мало действительно интересных и увлекательных игр, или они оказываются слишком сложными в исполнении и требуют немалых затрат времени на их подготовку, а итог игры не дает должного эффекта;

-Недостаточно прописана методика организации и проведения игры как формы обучения;

-Широко распространено заблуждение по поводу того, что игра - это удел младших школьников, подростки же должны учиться, а не играть. Однако игра органично вписывается в деятельность ученика любого возраста.

-Сказывается отсутствие личного времени преподавателя для создания и режиссуры дидактических игр, требующих повышенного методического и профессионального мастерства.

Поэтому преподаватели математики не так уж часто допускают игру на уроке. Между тем я считаю, что просто необходимо привлекать в учебный процесс элементы игры. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у обучающихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы. В термине «дидактическая игра» подчеркивается ее педагогическая направленность, отражается многообразие применения. Дидактическую игру можно использовать на различных этапах урока и с разной целью. Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло.

Не секрет, что на ГИА по математике именно блок «геометрия» становится камнем преткновения, зачастую простые, устные задачи на готовых рисунках вызывают затруднения у учащихся. Это побудило меня подойти к изучению геометрии творчески, чтобы уже на начальном этапе заинтересовать всех учащихся, поддержать возникший интерес к занятиям геометрией, тем самым создать базу каждому для дальнейших личных успехов. Игровые и занимательные задания по геометрии (дидактические игры, кроссворды, ребусы, математические планшеты), разработанные мной, в основном, для учащихся 7 класса (но могут быть использованы и 8кл. и, особенно, в 9кл. для подготовки в ГИА), рассчитаны на закрепление и углубление знаний по основным темам программного материала. Они разнообразят виды деятельности учащихся на уроке, делают его более интересным, помогают лучше запомнить материал.

Дидактическая игра «Геометрическое домино». Правила игры: Все карточки домино, кроме первой раздаются ученикам класса. Первую карточку учитель крепит магнитом к доске (или ставит на подставку к доске). Ученики решают задачу данной карточки, а к доске выходит ученик, в левой части карточки которого содержится ответ к данной задаче и крепит (ставит) её рядом с первой карточкой. В правой части второй карточки новая задача, которую снова надо решить и продолжить цепочку домино до последней карточки. Все задания представлены рисунками.

Дидактическая игра «Телеграф». Правила игры: Учитель выдаёт ученикам, сидящим за первыми партами карточки, которые состоят из пяти задач, представленных чертежами. Идёт соревнование по вариантам. Ученики каждого варианта поочерёдно решают задачи и передают карточку ученикам, сидящим за ними. Начальными данными для каждой задачи является ответ предыдущей задачи. Ученики, сидящие за последними партами должны записать окончательные ответы и отдать карточку на проверку учителю. Побеждает та команда, которая правильно и раньше всех выполнит всю цепочку задач. Если учитель находит ошибку, то он возвращает карточку команде для повторного решения. Чтобы задачи для учеников не повторялись, решение начинает ученик, сидящий за второй партой. Можно играть парами.

Математический планшет - дидактическая игра в виде квадратного поля со столбцами, на которые натягиваются разноцветные резиночки. Темы и задачи учебного материала, которые можно решать с его помощью:

1)Координатная плоскость (один вариант определяет координаты синих точек, другой зелёных. Можно усложнить, взяв единичный отрезок, равный 2; 3 и т.п.)

2)Координатная плоскость. Игра «Шифровка» (одна пара выписывает координаты точек, по которым построен рисунок, снимает резинки и передаёт свой планшет с резинками и координатами другой паре, которая должна воспроизвести этот рисунок)

3)Тема «Углы» (острый, прямой, тупой, развёрнутый; точки, лежащие внутри угла, на сторонах угла, вне угла; деление угла лучом на два угла, вертикальные и смежные углы). Учитель говорит, что и каким цветом надо построить. В конце урока учитель называет цвета, а дети, соответствующие им фигуры, которые надо последовательно снять с планшета).

4)Симметрия (выполнить центральную симметрию фигуры или достроить фигуру, используя осевую симметрию)

5)Доказательство теоремы Пифагора.

6)Окружность и её элементы (сначала строим по цвету, потом учитель называет элемент окружности, а ученики цвет)

7)Четырехугольники. Трапеция. (построение: разносторонняя, прямоугольная, равнобедренная, средняя линия (определить длину), провести диагональ и найти площади треугольников, на которые она разделила трапецию)

8) Параллельные прямые пересечены секущими (определить градусные меры углов).







Список литературы

1. Блехер Ф.Н. Дидактические игры. М.,1964.

2. Варегина Ф.В., Смирнова С.В., Чеботарь З.П. Дидактические игры и логические задачи на уроках математики в начальных классах школы: Уч. пособие. Тула, 2000.

3. Гаврилова Т.Д. Занимательная математика.5 – 11кл. Волгоград: Учитель, 2004.

4. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя. М., 1990. 96 с.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!