СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Повышение уровня физической подготовки учащихся старшего школьного возраста посредством внеклассных занятий в секциях по баскетболу».

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы настоящей работы заключается в том, что современные условия жизни требуют от человека высокого уровня развития физических качеств и физической подготовки. На внеклассных занятиях  в секции баскетбола у учащихся формируются специфические способности ,имеющие непосредственное  жизненное  и профессиональное значение; особенное внимание принадлежит  повышению уровня физической подготовки у учащихся 16-17 лет.

Просмотр содержимого документа
«« Повышение уровня физической подготовки учащихся старшего школьного возраста посредством внеклассных занятий в секциях по баскетболу».»

11


Аннотация.

Актуальность темы настоящей работы заключается в том, что современные условия жизни требуют от человека высокого уровня развития физических качеств и физической подготовки. На внеклассных занятиях в секции баскетбола у учащихся формируются специфические способности ,имеющие непосредственное жизненное и профессиональное значение; особенное внимание принадлежит повышению уровня физической подготовки у учащихся 16-17 лет. Характерной особенностью учащихся данной возрастной группы является физиологическая предрасположенность к значительному приросту физической подготовленности. Исходя из актуальности темы, цель данного исследования : изучение изменения уровня физической подготовленности учащихся 16-17 лет на внеклассных занятиях в секции баскетбола.

Цель достигается путём решения следующих задач:

  • Выявить особенности физического состояния учащихся.

  • Доказать ,что занятия баскетболом повышает уровень физической подготовленности.

  • Выяснить, популярен ли баскетбол среди учащихся старшего школьного возраста

Объект исследования :учащиеся старшего школьного возраста (16-17 лет)

Предмет исследования – уровень физической подготовленности учащихся 16-17 лет ,занимающихся баскетболом.

Исследование проводилось с помощью следующих методов: анализ и обобщение научно-методической литературы; тестирование физической подготовленности; анкетирование; изучение текущей заболеваемости;педагогический эксперимент.

Гипотеза исследования –предполагалось, что баскетбол является эффективным средством развития физических качеств и физической подготовленности у юношей и девушек старшего школьного возраста  16-17 лет.

В результате наблюдений за экспериментальной группой, в которой применялся комплекс иных упражнений , чем в контрольной группе, нами сделан вывод :результативность бросков в кольцо повысилась ,наметилась положительная динамика физического развития учащихся, снизился порог заболеваемости ОРЗ в экспериментальной группе .Практическая значимость:проведённое исследование способствует популяризации здорового образа жизни в целом , и баскетбола в частностисреди учащихсястаршего школьного возраста , создаёт положительную мотивацию к занятиям спортом.



Содержание

Аннотация……………………………………………………………………………………..2

Глава 1.Литературный обзор…………………………………………………………………3

1.1 История возникновения игры……………………………………………………………3

1.2 Характеристика баскетбола, как средства физического воспитания…………………3

1.3 Анатомо-физиологические особенности учащихся старшего школьного возраста..5

1.4 Организация внеклассной оздоровительной работы в школе………………………….7

Глава 2.Методы и организация исследования……………………………………………….9

Глава 3. Анализ результатов исследования………………………………………………….15

3.1 Типичные ошибки, выявленные в процессе обучения………………………………………………………………………………………..15

3.2 Выводы……………………………………………………………………………………..17

Практические рекомендации…………………………………………………………………17

Список литературы…………………………………………………………………………….18





























Глава 1.

Литературный обзор

    1. История возникновения игры.

Баскетбо́л (англ. «basket» — корзина, «ball» — мяч) спортивная командная игра с мячом. Зимой 1891 года студенты колледжа Молодёжной Христианской Ассоциации из Спрингфилда, штат Массачусетс, просто изнывали от тоски на занятиях физического воспитания, вынужденные выполнять бесконечные гимнастические упражнения.Однообразию таких занятий необходимо было срочно положить конец.Выход из казавшегося тупиковым положения нашёл скромный преподаватель колледжа по имени Джеймс Нейсмит. 1 декабря 1891 года он привязал две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив восемнадцать студентов на две команды, предложил им игру, смысл которой сводился к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников. Начало было положено.Родиной отечественного баскетбола является Санкт - Петербург. Первое упоминание об этой игре в нашей стране принадлежит известному русскому пропагандисту физической культуры и спорта петербуржцу Георгию Дюпперону и относится оно к 1901 году.

1.2 Характеристика баскетбола, как средства физического воспитания.

Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формированию координации.

Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения, баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания.

В разделе программы « Спортивные игры» включены подвижные игры, изучение элементов спортивных игр, совершенствование в этих играх. Программы по физическому воспитанию решают задачи укрепления здоровья, закаливания, воспитания нравственных качеств, а занятия баскетболом как нельзя лучше способствуют развитию всех качеств. Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения страны благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Поэтому они служат эффективным средством физического воспитания в широком возрастном диапазоне.

Практически во всех образовательных учреждениях баскетбол включен в учебные программы. Он широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе, используется в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, в подготовке спортсменов. На основе баскетбола сформировались игровые виды спорта, занимающие достойное место среди других видов.

С пятого класса начинается систематическое обучение технико-тактическим действиям в баскетболе, но обучение сложной игре основывается на приобретенных в начальной школе умений обращаться с мячом. По своему воздействию баскетбол является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка.

Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных в целостные комбинации) и кондиционных способностей (силовых, выносливости, скоростных), а также всевозможных сочетаний этих групп способностей.

Одновременно материал по баскетболу оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что создается главным образом необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласование индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников.

Материал игр,подобранный педагогом,является прекрасным средством формирования потребностей, интересов и эмоций ученика. В этой связи обучение игровому материалу содействует самостоятельным занятиям баскетболом.

Особенности баскетбола определяются спецификой соревновательной деятельности, которая и отличает его от других видов спорта.

Соревновательное противоборство в игре происходит по установленным правилам с использованием присущих только этой игре соревновательных действий - приемов игры (техники). При этом обязательным является наличие соперника.

В баскетболе выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные спортсмены. Как бы хорошо ни играл отдельный спортсмен, если команда проиграла, то проиграл и он. И наоборот, как бы плохо спортсмен ни играл, если команда выиграла, то выиграл и он. Таким образом, спортивная команда является такой же целостной спортивной единицей, как и спортсмен в индивидуальных видах спорта.

Следовательно, воспитание коллективизма, способности жертвовать собственными интересами ради командной победы, желание видеть и понимать коллективный интерес в каждый данный момент состязания есть одна из важнейших задач процесса подго­товки в баскетболе. Практика показывает, что сами условия командной состязательной деятельности способствуют воспитанию данной установки через воздействие коллектива на участников игры. Часто такое воздействие бывает весьма жестким, сильным, действенным, что способствует развитию у человека соответствующих личностных качеств.

1.3Старший школьный возраст. Анатомо-физиологические осо­бенности.

Этот возраст характеризуется достижением самых вы­соких темпов развития физического потенциала в целом, это пе­риод полового созревания. Растет мышечная сила, развивается качество выносливости, развитие двигательной координации, в основном, заканчивается.

Рост и вес.

В начале среднего школьного возраста девочки в физическом развитии несколько опережают мальчиков, но потом тенденция сменяется на противоположную. В старшем школьном возрасте мальчики в физическом развитии уже уверенно преобладают над девочками. У девочек 16 лет рост в среднем равен 159,5 см, а вес 53 кг; у мальчиков в 16 лет соответствен­но- 167-168 см и 56-57 кг. У девочек в возрасте 17 лет рост и вес - 160-161 см, 55-56 кг, а у мальчиков этого возраста соответственно - 171-172 см, 60-61 кг. Стандарты физического развития юношей и девушек 18 лет уже практически не отличаются от стандартов физического развития взрослого человека.

Костная система.

Формируется осанка. При правильной осанке оси головы и туловища расположены по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры; тазобедренные и коленные суставы разогнуты, выражены шейный, грудной и поясничный изгибы позвоночника; надплечья умеренно развернуты и слегка опущены, лопатки симметричны и не выделяются. Окостенение тазовой кости заверша­ется к 17-18 годам. Рост скелета у девочек прекращается в 16-18 лет: у мальчиков он продолжается еще до 18-21 лет, а иногда и до 23 лет. Примерно в 19-20 лет завершается окостенение плечевой кости. Повышается прочность скелета, в том числе позвоночника и грудной кости.

Сердечно-сосудистая система.

Сердце увеличивает свой объем на 60—70 %. Частота пульса ребенка с возрастом постепенно уменьшается и приближается к стандарту взрослого человека; так пульс у ребенка13 лет по данным большинства авторов равняется 72-80 ударам в ми­нуту, в 14 лет пульс уже - 72-78 ударов в минуту, в 15 - 70-76 ударов в минуту, а у старших школьников он уже колеблется в пределах 60-70 ударов в минуту, что практически соответствует пульсу взрослого человека.

Артериальное давление с взрослением ребенка повышается. Для ребенка 13 лет нормой является артериальное давление 105/60 мм рт.ст., а для молодого человека 18 лет-120/70 мм рт.ст. (это уже норма взрослого человека).

Нервная система.

Завершается развитие ЦНС. В то же время процесс возбуждения в этом возрасте преобладает над силой процесса торможения. Происходят изменения в психиче­ской сфере, характерны стремления к неординарным поступкам, жажда состязания, тяга к творчеству. Складываются основные черты личности, заканчивается формирование характера. Более объективной становится самооценка, мотивы поступков приобре­тают выраженные социальные черты. Круг и характер интересов и потребностей молодого человека этого возраста стабилизируют­ся, выявляются и закрепляются индивидуальные особенности и черты личности. Характерен интенсивный рост силовых показа­телей, выносливости и совершенствование координационных спо­собностей. Процесс взросления и возмужания сопровождается из­менением структуры личностных установок и мотиваций, что требует особого внимания к формированию новых стимулов фи­зического совершенствования.Ребенок старшего школьного возраста обретает все но­вые навыки и совершенствует ранее приобретенные. Интенсивная нервно-психическая деятельность уже не является для него столь боль­шой нагрузкой, как прежде; однако он еше не может заниматься интел­лектуальным трудом с той активностью, на какую способен взрослый человек, - средний и старший школьник быстрее утомляется. В этом возрасте активно формируется личность.

Иммунная система

Иммунная система у детей среднего и старшего школьного воз­раста развита хорошо. Организм отличается высокой сопротивляе­мостью инфекционным и другим заболеваниям. При соблюдении правильного распорядка дня, выполнении необходимых гигиеничес­ких мероприятий, при следовании принципам рационального питания и при ведении достаточно подвижного образа жизни ребенок практи­чески не болеет.

Мышечная система

Мышечная система развита хорошо. Поскольку ребенок ведет весьма подвижный образ жизни, поскольку регулярно испытывает умеренную физическую нагрузку, его мышечная система совершен­ствуется - сокращения мышц становятся сильнее, мышцы обретают выносливость. Ребенок старшего школьного возраста в плане вынос­ливости уже может сравниться со взрослым человеком.

1.4. Организация внеклассной оздоровительной работы в школе.

С каждым годом увеличивается количество учащихся,страдающих хроническими заболеваниями,освобождённых от занятий физкультурой и спортом.Здоровый образ жизни обуславливается включённостью детей в систематические занятия физкультурой.Чтобы успешно решить задачу по внедрению здорового образа жизни в быт детей,необходимо обеспечить им необходимый минимум двигательной активности через систему внеклассных занятий физкультурой и спортом.Основными задачами внеклассной оздоровительной работы являются:

  • укрепление здоровья учащихся;

  • развитие возможностей организма на основе всесторонней физической подготовки;

  • развитие и совершенствование основных физических качеств и жизненно необходимых умений и навыков;

  • формирование у школьников сознательного отношения и потребности в систематических занятиях;

  • обучение основам техники и тактики баскетбола.

Основными формами внеклассной оздоровительной спортивно-массовой работы в нашей школе являются занятия в спортивных секциях по волейболу и баскетболу (для учащихся среднего и старшего школьного возраста),по пионерболу (для учащихся 4-х классов),в группах спортивного танца для девочек 12-13л.,в группах подвижных игр для детей 2-3х классов, в секции фитнеса для девушек ,в цирковой студии для детей 6-16лет.Спортивные секции по видам спорта создаются с учетом спортивной базы школы и специализации учителя физической культуры.К занятиям допускаются учащиеся основной медицинской группы.Формирование групп осуществляется по классам.Содержание занятий в секциях определено комплексной программой.Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут согласно расписанию..Внеклассная работа имеет специфические особенности:

  • внеклассная работа строится на добровольных началах;

  • содержание и формы организации занимающихся определяются с учётом интересов большинства учащихся и условий школы.

Таким образом,внеклассные оздоровительные занятия в режиме дня школьника являются необходимым условием для нормальной жизнедеятельности.В нашей школе интерес к баскетболу неизменно высок на протяжении нескольких лет .Учащиеся СОШ 23 принимают участие в товарищеских встречах по баскетболу со сборными школ п. Айхал и г.Удачного. Наградами за достижения в этих состязаниях отмечены Мурадов М.,Запорожченко И., Ерёмина Д.

Поэтому, я считаю, что баскетбол является наилучшим эффективным средством развития физических качеств и физической подготовленности у учащихся старшего школьного возраста  в силу своей эмоциональности: создание комфортных условий для успешного повышения анаэробной производительности организма на фоне  больших физических нагрузок.





Глава 2. Методы и организация исследования

2.1 Методы исследования.

Цель и задачи настоящего исследования решались с помощью применения общепринятых научных методов исследования:

2.1.Анализа и обобщение научно-методической литературы;

2.2.Тестирование физической подготовленности;

2.3.Анкетирование;

2.4.Изучение текущей заболеваемости;

2.5.Педагогический эксперимент.

2.1.1. Анализировалась литература, посвящённая изучению анатомо-физиологических особенностей детей 16-17 лет.Изучались также литературные источники, содержащие материалы об особенностях физического развития при занятиях спортом и влияния внеклассных занятий в секциях баскетбола на физическую подготовленность. Изучение литературы позволило создать представление о состоянии изучаемой проблемы. Проведённый анализ показал ,что влияние секционных занятий по баскетболу на физическую подготовленность учащихся старшего школьного возраста остаётся недостаточно изученным. И в то же время работа с литературными источниками подтвердила актуальность данной темы исследования и позволила сформировать цели и задачи исследования.

2.1.2. Тестирование физической подготовленности проводилось в ноябре 2011г. и в феврале 2012г..Применялись следующие тесты: наклон вперёд из положения сидя, челночный бег 3*10 м,прыжок в длину с места, бег 1000м, подтягивание.

*Для оценки гибкости- наклон вперёд из положения сидя.Методика проведения.Исходное положение:сидя на полу,ноги вытянуты,стопы вертикально,расстояние между пятками 20-30 см,руки вытянуты вперёд ладонями вниз.Партнёр прижимает одно колено к полу,не позволяя сгибать ноги во время наклона.Используют линейку ,протянутую между ступней вдоль внутренней поверхности ног.Отсчёт ведётся от нулевой отметки на уровне пяток испытуемого.Выполняются сначала 3 медленных наклона, а затем –четвёртый,основной.Это положение испытуемый должен фиксировать не менее 2 сек.Результат засчитывается по кончикам пальцев с точностью до 1 см.

.Он записывается со знаком «+»,если кончики пальцев оказались за нулевой отметкой,и со знаком «-» если пальцы достали до неё.

*Для оценки координационно-двигательных способностей- челночный бег.Методика проведения.Выполняется одновременно двумя тестируемыми.И.П.-по команде «На старт!» принять положение высокого старта у стартовой черты. По команде «Марш!» бегут с максимальной скоростью 3 раза по 10м.

*Для оценки скоростно-силовых способностей-прыжок с места в длину. :методика проведения.Встать носками к ограничительной черте,ступни ног –параллельно.Прыгнуть в длину с максимальной силой при одновременном взмахе руками.Выполнить 2-3 попыткинебольшим отдыхом между ними.

*Для оценки силовых способностей- подтягивание. Методика проведения.И.п.-вис хватом сверху(юноши).Тестируемый подтягивается до перехода подбородком перекладины,без пауз отдыха,раскачиваний, сгибания ног в коленях.Девушки выполняют тест на низкой перекладине из положения вис лёжа.Подтягиваются до касания грудью перекладины.

*Для оценки скоростных способностей–6-и минутный бег.Методика проведения. Упражнение выполняется не беговой дорожке спортивного зала. Время каждого тестируемого фиксируется в момент пересечения им воображаемой вертикальной плоскости финиша(до 1 сек.).Согласно требований безопасности, забегу должна предшествовать разминка.

По состоянию физической подготовленности на ноябрь:

Уч-ся

наклон

челночный бег

прыжок в длину

6-и мин.бег

подтягивание

1

Запорожченко Иван

7

6,8

2,46

1500

14

2

МурадовМурад

12

6,8

2,73

1500

17

3

Бургучёв Вячеслав

15

6,7

2,40

1500

17

4

Погорелов Дмитрий

8

6,9

2,40

1400

12

5

Бей Виталий

9

6,8

2,48

1500

9

6

Аликин Алексей

6

7,1

2,40

1450

9

7

Козлов Данил

5

7,2

2,48

1500

11

8

Новиков Сергей

10

7,5

2,33

1500

15

9

Подгорнов Виктор

11

7,1

2,46

1500

30

10

Пушина Вера

8

9,2

1,58

1300

9

11

Томашук Анастасия

15

8,0

2,03

1300

19

12

Марченко Ольга

14

8,2

1,83

1300

19

13

Баранова Екатерина

12

9,4

1,68

1200

14

14

Ерёмина Дарья

16

8,2

1,89

1250

13

15

Зубцова Анастасия

15

9,2

1,75

1200

19

16

Федченко Валерия

16

7,8

2,09

1300

12



По состоянию физической подготовленности на февраль:

Уч-ся

наклон

челночный бег

прыжок в длину

бег 1000м

подтягивание

1

Запорожченко Иван

8

6,6

2,47

1500

14

2

МурадовМурад

12

6,7

2,75

1500

18

3

Бургучёв Вячеслав

15,5

6,6

2,42

1500

19

4

Погорелов Дмитрий

9

6,8

2,43

1450

12

5

Бей Виталий

11

6,6

2,50

1500

10

6

Аликин Алексей

7

7,0

2,43

1500

10

7

Козлов Данил

6

7,1

2,50

1500

12

8

Новиков Сергей

10,5

7,4

2,34

1500

15

9

Подгорнов Виктор

11

7,0

2,47

1500

30

10

Пушина Вера

9

8,9

1,60

1300

10

11

Томашук Анастасия

16

7,8

2,05

1350

19

12

Марченко Ольга

16

8,0

1,85

1300

19

13

Баранова Екатерина

13

9,2

1,70

1200

14

14

Ерёмина Дарья

15,5

7,9

1,90

1300

14

15

Зубцова Анастасия

15

9,0

1,75

1200

20

16

Федченко Валерия

17

7,6

2,10

1300

13

Сопоставляя данные приведённых таблиц, очевидно, что показатели физической подготовки учащихся при проведении 2 -го теста изменились в лучшую сторону ( так, например, при тестировании наклона из положения сидя, из 16 испытуемых 13 улучшили свои результаты).

2.1.3.Как было сказано выше,внеклассная работа строится на добровольных началах.Высоких результатов дети достигают в тех областях жизни,где присутствует устойчивая мотивация,интерес.Для того,чтобы выяснить,насколько популярен баскетбол в настоящее время среди учащихся старшего школьного возраста мы провели анкетирование среди 100 юношей и девушек 16-17 л.

Анкета:1.В какие спортивные игры вы чаще играете в свободное время?2.Занимаетесь ли вы баскетболом в спортивной секции?3.Играете ли вы в баскетбол во дворе (в летнее время)?4. Хорошо ли вы знаете правила баскетбола?5.Почему вы любите играть в баскетбол?

Рисунок 1.Увлечение школьников различными видами спорта

Мы выяснили, что баскетбол достаточно популярная игра среди учащихся старшего школьного возраста:36 человек из 100 опрошенных предпочитают играть именно в баскетбол,32 человека отдали предпочтение футболу, 28 – волейболу, а 4 учащихся любят настольный теннис. Вместе с тем, остальные 64 опрошенных знают правила и периодически играют в баскетбол.

2.1.4. Изучение текущей заболеваемости;

По данным медицинского кабинета школы учащиеся 10-х классов в 3-й четверти болели реже, чем во 2-й.



Рис. 2. Уровень заболеваемости учащихся 16-17 л. простудными заболеваниями.

Из рисунка видно, что в 10 «А» классе количество заболевших с 9 человек снизилось до 5, в 10 «Б» - с 8 до 4, в 10 «В» - с 10 до 7.

2.1.5. Педагогический эксперимент.

Организация исследования.

Исследования проводились в течение 2 и 3 четверти 2011-2012 уч.г. на базе СОШ №23 п.Айхал.В исследовании принимали участие учащиеся 10-11x классов.В период с ноября по февраль 2012 года все испытуемые занимались по общему плану.В ноябре проведено первое тестирование, результаты которого стали отправной точкой нашего исследования. Учащихся 10-11 классов, не посещающих школьную секцию баскетбола, определим как «контрольная группа»,учащихся из секции- « экспериментальная группа».

После обработки результатов первого обследования, была внедрена методика проведения занятий и программы исправления ошибок, использовались методы: рассказа, показа и детальной отработки действий, на уроках физической культуры с экспериментальной группой.

В контрольной группе обучение проводилось по общепринятой методике обучения (рассказа, показа).

После педагогического эксперимента, который длился до февраля 2012 года, для оценки эффективности педагогических воздействий было проведено повторное обследование.

За время эксперимента в обеих группах улучшились показатели, характеризующие эффективность владения броском от плеча. Однако это улучшение в разных группах участников эксперимента носило разный характер.

В экспериментальной группе проводилась следующая методика обучения.

1.Объяснение техники броска и показ наглядных пособий.

2. В парах, без мяча. И.П. – стойка нападающего с выставленной вперед правой ногой. 1 – выполнить полуприседание, выпрямиться подняться на носки. Повторить 5-8 раз.

3. Тоже, с имитацией работы рук. Повторить 5-8 раз.

4. И.П.- рука прямая вытянутая вверх – вперед (работает бросковая рука) с мячом, скатить мяч назад. Повторить 5-8 раз.

6. И.П. – мяч у плеча в согнутой в локтевом суставе руке. 1 – согнуть ноги, 2 – выйти вверх на носки с выпрямлением руки вперед, оставаясь на носках, пока мяч не опустится вниз.

7.То же самое, выполнить выпуск мяча с высокой траекторией, чтобы он приземлился у ноги партнера. Высшая точка полёта мяча должна находиться между партнерами. Повторить 10-12 раз.

8.Тоже с броском в кольцо, вторая рука за спиной, Расстояние 1 м, с правой и левой стороны угол 45о.

Повторить по 10 раз с каждой стороны.

9.В парах. Один бросает, а второй подает мячи. Броски с отражение от щита. Выполнить 2 раза по 16 бросков каждому.

10.При условии 5 попаданий дистанцию увеличить на 1 метр. Выполнить по 10 бросков.





Также велась постоянная работа над ошибками, для их устранения, применялись подводящие упражнения.Последовательность обучения в контрольной группе.

1.Объяснение и показ техники выполнения.

2.Имитация приёма.

З. Выполнения броска в парах по навесной траектории.

4.Броски в корзину с близкого расстояния с начало справа и слева, а затем по центру.

5.Броски мяча в корзину с постоянным увеличением расстояния.

Глава 3 .Анализ результатов исследования.

3.1 Типичные ошибки, выявленные в процессе обучения.

На примере выполнения броска в кольцо, мы покажем пути исправления ошибок в технике броска одной рукой от плеча с места.

Ошибки у учащихся при выполнении броска в кольцо (в начале эксперимента).

Ошибки

Экспериментальная гр. (16чел.)

Контрольная гр.(54чел.)


Неправильное держание мяча(кисти)

20 %

25%

В подготовительной фазе вторая рука располагается на мяче неправильно

15 %

17%

Ноги во время броска не работают

10%

14%

Излишний наклон вперед, что приводит к потери равновесия

5%

9%

Не бросковая рука, при броске опускает резко вниз или бросок завершается 2-мя руками

19%

21%

Отсутствие сопровождающего движения бросковой руки.

12 %

15%

Непоследовательное включение звеньев тела в основной фазе

10%

14%

Бросок выполняется чисто в кольцо, без использования щита

20 %

27%

Асинхронная работа рук и ног


42%

54 %



Как следует из представленной таблицы, испытуемые имеют большое количество ошибок, которое колеблется от 5 до 54%. Во время проведения эксперимента велась целенаправленная работа над устранением ошибок в экспериментальной группе, применялся групповой и индивидуальный подход, при начальном обучении броску одной рукой от плеча с места. Многие учащиеся выполняли ошибку при броске, производя толчком пальцев выпуск мяча, эта ошибка исправлялась с помощью подводящего упражнения:мяч удерживается перед грудью, бросковая рука накидывается сверху на мяч, с широко расставленными пальцами, ладонь на мяче не лежит, вторая рука мяч поддерживает сбоку. Медленное сгибание сзахлёстом кисти, мяч постепенно отрывается от кистей пальцев, покидает руку.

Определенные ошибки, на наш взгляд, являются причинами возникновения других ошибок. Так, излишний наклон вперед, который приводит к потере равновесия, лишает учащегося возможности последовательно включать звенья тела в основной фазе и сопровождать мяч после броска (Матвеев Л.П.,1991г.).

Выявленная ошибка во время броска в экспериментальной группе является одной из основных при выполнении броска – это когда не бросковая рука, резко опускается вниз в основной фазе, из-за чего мяч теряет свою траекторию, для её устранения применялся тренажер предложенный Кузиным В.В., Полиовским С.А. (1999):К запястью кистей привязывалась лента (шнур) для фиксации руки вверху при броске, чтобы она не опускалась вниз, а сопровождала бросковую руку.

Также, при броске многие испытуемые завершали бросок 2– мя руками, для того чтобы работала одна рука во вторую ( небросковую) руку давался щит размером 0-25 см с рукой, игрок поддерживал им мяч и завершал движения одной рукой.

В результате предложенных тренажеров, эти две ошибки были полностью устранены в экспериментальной группе. В контрольной группе эти ошибки сохранились.

На возникновение многих ошибок повлияло ряд факторов, которые полностью не позволили устранить все ошибки. Асинхронная работа рук и ног возникла в результате координационной недостаточности и бедностинавыков, но в результате подводящих упражнений, предложенных в эксперименте, процент ошибки снизился в обеих группах.

В контрольной группе не велось детальное устранение ошибок, из-за чего они полностью не были ликвидированы, также на них могли повлиять дефекты обучения: ошибочное обучение технике выполнения, методические ошибки обучения, перенос неадекватного навыка, также неуверенность и страх (Платонов В.П., 1986).

В экспериментальной группе предложенная методика обучения и средства, предложенные для их устранения, показали себя с положительной стороны, всесторонне влияя на стороны обучения. Процентное соотношение ошибок снизилось в обеих группах. В процессе обучения движениям и совершенствования техники их выполнения постоянно возникают ошибки. Их своевременное выявление и устранение причин возникновения в значительной мере обуславливают эффективность процесса технического совершенствования. (Платнов В.П., 1986)

3.2.Выводы.

1. На этапе первого тестирования мы выявили уровень физической подготовки учащихся экспериментальной группы. После проведенного эксперимента результативность бросков в кольцо повысилась,наметилась положительная динамика физического развития учащихся, снизился порог заболеваемости ОРЗ в экспериментальной группе .

Таким образом, подтвердилась наша гипотеза о том, что баскетбол является эффективным средством развития физических качеств и физической подготовленности у юношей и девушек старшего школьного возраста  16-17 лет.

2. В результате эксперимента был выявлен ряд ошибок, влияющих на технику броска. Половина ошибок (например, неправильное держание мяча , отсутствие сопровождающего движения бросковой руки ),являлась результатом незнания техники, правил выполнения броска;и дефектами обучения.Также существенная ошибка, возникающая при броске, которая снижает процент попадания, это когда бросок выполняется чисто в кольцо, без использования щита. Экспериментальная методика положительно повлияла на технику обучения броску с использованием возникающих ошибок.

Практические рекомендации.

1.С целью снижения общей заболеваемости, а также повышения уровня физической подготовки физической работоспособности у учащихся 16-17 лет во внеурочное время следует использовать секционные занятия по баскетболу.

2.Проводить секционные занятия по баскетболу рекомендуется 3 раза в неделю.

3.Средняя продолжительность занятий должна составлять 60 минут.

4.При проведении секционных занятий по баскетболу включать в них различные игровые упражнения, а также эстафеты, которые способствуют эмоциональному состоянию детей.

5. Для контроля за физическим состоянием организма детей целесообразно применять показатели физической подготовки и физической работоспособности.

Список литературы.

1.Журнал «Спорт в школе» .Февраль,2002г.;

2. Матвеев Л.П. Программа по физической культуре.- М. : Изд. Просвещение, 1991г.

3.Журнал «Физическая культура в школе» .Август,.2004г.

4. Гурович Л.И. , Люкшинов Н.М. Спортивные и подвижные игры.-М.: Изд.АСТ. Астрель,1999г.

5.Журнал «Физическая культура в школе».Ноябрь ,1997г.

Другие источники:

http: //www.vikipedia/Статья : «История зарождения баскетбола»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!