СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для  повышения эффективности учебного процесса перед учителем стоит задача по формированию и развитию желательной мотивации. Статья о некоторых способах сохранения и развития мотивации.

Просмотр содержимого документа
««Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности»»

«Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности»


«Ребёнок должен жить в мире творчества. Без этого он засушенный цветок».

В.А.Сухомлинский


Каждый учитель желает и ждет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. И конечно же этом заинтересованы были и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”.

Давно известно, что ученика нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям пассивно, безучастно и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка желательной мотивации к учебной деятельности для повышения эффективности учебного процесса.

Можно усадить детей за парты, добиться безупречной дисциплины, но 

без появления рвения, без внутренней мотивации освоения знаний этого не произойдёт, это будет лишь иллюзия учебной деятельности.

Что же сделать для того, чтобы вызвать у обучающихся порыв "напиться" из   источника знаний?  В чем же суть потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какими педагогическими приемами можно воспользоваться для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?

   Повышение эффективности учебной мотивации — это процесс продолжительный, кропотливый и целеустремленный. Стабильный интерес к учебной деятельности у учащихся младших классов формируется через проведение уроков-экскурсий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных героев, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Последовательное чередование и применение на разных стадиях урока разнообразных форм, приёмов и методов формирования мотивации усиливает желание детей овладевать знаниями.

Школьники младшего возраста любят воображать и веселиться, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однообразный и длительный процесс быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однотипных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание непрерывного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи информации.

Практика подсказывает, что больший интерес обучающиеся проявляют к той информации, которая облегчает им решать проблемы, встречающиеся в каждодневной жизни. Поэтому обучение непременно нужно связывать с практическими возможностями ученика. Введение в теорию воплощают через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.

Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты собственного труда. Для этого используются задания творческого характера: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок.

Свою работу я стараюсь строить так, чтобы каждый урок содействовал развитию познавательной активности и самостоятельности, открытию новых знаний. Стараюсь проводить уроки на позитивном эмоциональном настрое, использую одобрение, похвалу, юмор, контактирование с учащимися «Давай пожму твою руку». Для повышения мотивации учащихся часто использую информационные и коммуникационные технологии. Провожу уроки с использованием презентаций и видеофрагментов, которые вызывают наиболее огромный интерес, использую в работе разноуровневые и не похожие друг на друга задания, плодотворно влияющие на процесс урока.

Стараюсь, чтобы и проверка домашнего задания имела мотивационный настрой. Проверка подготовки домашнего задания часто и не всем учащимся нравится и приятна. Как же сделать так, чтобы ребёнок не опасался этого процесса? В основном я начинаю проверку домашнего задания с самооценки учеников. Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

Одним из эффективных способов организации и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Для того, чтобы появился интерес к изучаемым предметам, необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы:

«Оратор» - убедить своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

«Автор» - если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

Успех надо постоянно поддерживать. Чтобы каждый ученик почувствовал успех, надо не зацикливаться только на основных предметах. Если не получается достичь больших результатов, например, по математике, можно увидеть успех, например, в искусстве или чтении.

Иногда я могу поставить оценку «в кредит», потому что это возможность для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Важно довести до сознания ребенка, что я верю в него, что есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше. Вместе работаем над поиском причины неудач. Например, невнимательно прочитал задание, не обратил внимание на что-то, применил не то правило и т.д. Акцентирую внимание на этом, а не на том, что ученик глупый, плохо себя ведет и т.д. В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие затруднения в учебе. Я использую разнообразные приемы, которые помогают таким ученикам, приободряю его, вселяю веру в собственные силы, содействую изменению низкой самооценки. Подбираю такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений. Для таких учеников у меня заготовлены сначала индивидуальные задания более легкие, например, на карточках. Справился, дальше усложнить и не забывать постоянно, хвалить за любую мелочь.

   Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать качественно. Цель, которую поставил учитель перед обучающимися, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед.

На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то зачастую мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, то есть внутренней.

Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками.

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут стать девизом тех, кто берется за работу такого рода.

Метод проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора учебно-познавательной деятельности своих учеников.

Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо видеть и подчеркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

Все перечисленные приёмы активно используются учителями начальных классов. Всё чаще в последнее время в образовательных учреждениях используются информационно- коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ также способствуют развитию мотивации учебной деятельности.

Развить у детей творческий интеллект – задача не из простых. На что же изначально обратить внимание? Конечно же, с интереса к языку художественного произведения. Довольно огромная свобода действий распахивается перед учеником при выполнении заданий, требующих сформировать и преобразовать рассказ, вкратце передать содержание текста, изменить слова в тексте, написать изложение, сменить в изложении лицо, от которого идёт изложение.

Немалую важность представляют загадки. Они обучают детей говорить эффектно, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии сознания, сообразительности, воображения. Загадки обогащают кругозор и память детей. Уроки с применением загадок проходят очень увлекательно и не выматывают учащихся, доставляя им полезные упражнения для развития интеллекта. Загадка – это аллегорическое образное описание какого-либо предмета или явления.

Особую роль в структуре творческого развития занимает сочинение. Сочинение – это высшая форма проявления всесторонних способностей обучающихся. Одними из благоприятных материалов для творческих сочинений являются наблюдения за природой и окружающей жизнью. Учащиеся очень пронзительно чувствуют и осознают язык природы. Для того чтобы научиться различать, сравнивать их, выделять важные признаки изменения в природе, наблюдать красоту любого времени года, посещаем с детьми одно и то же место для наблюдений.

Новые федеральные государственные образовательные нормы за исключением учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность. Она предполагает занятость учащихся по интересам во второй половине дня.  Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворенности интереса учеников в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

       Внеурочная деятельность для обучающихся – это способ, где можно обучиться тому, чему не может научить общепринятый урок, это тенденция в реальном мире, проба и поиск себя. Разнообразная форма организации внеклассной деятельности гораздо повышает работоспособность и активность детей, способствует психологической разрядке, снятию напряженной ситуаций, гармоничному включению в среду человеческих отношений, и, следовательно, эффективности обучения.

На своих занятиях внеурочной работы по вокальному и хоровому исполнению, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, т.к. кружок посещают обучающиеся 1-8 классов, зная, что смена видов деятельности - это самый лучший отдых, провожу игровые распевания, музыкально-дидактические игры, упражнения на релаксацию, чтобы от усталости обучающиеся не потерял интерес. Также своих занятиях я стараюсь обращать внимание и реагировать на любое продвижение ученика, пусть даже самое незначительное, подбадривать, заботиться, хвалить за правильное исполнение. Провожу викторины «Угадай мелодию» на знание песен по тематикам: времена года, песни военных лет, про маму, про животных. Ежегодно мы участвовали в смотрах художественной самодеятельности районного масштаба и занимали призовые места. В 2018 году мы приняли участие в конкурсе городского масштаба «Весенняя капель», заняли 3место, а также в конкурсе сольного и коллективного исполнения песен о добрых делах регионального этапа 26 Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета 2018». Ведь любое участие является мощнейшим стимулом совершенствования своего мастерства.

Несомненно, такие межличностные качества, как развитие музыкально-певческих способностей, достижение поставленной цели через волю и труд, старания – самые надежные мотиваторы. Сформирование мотивационного пространства – одна из важнейших задач для системного дополнения образования, оказывающая воздействие на формы и методы творческого труда, позволяющая реализовывать по наивысшим способностям каждой личности.



ЛИТЕРАТУРА

1. Агафонова И.Н. Программа «Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы». СПб, 2003.

1. .Бабинцева И.Н. Прогнозирование как фактор стимулирования творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения // Начальная школа. 2010. №2.

2. Калинина Н. В. Диагностика результативности образовательного процесса в начальной школе: проблемы и опыт // Завуч начальной школ. – 2003.-№6.- С.19-21.

3. .Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Академия развития, 2008.

4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31с. – (Стандарты второго поколения).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!