СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение качества образования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ЗАПРОСЫ, ОЦЕНКИ, ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ посвящен проблемам современного образования. Может быть использована на педагогических советах, заседаниях методических объединений. 

Просмотр содержимого документа
«Повышение качества образования»

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ:
ЗАПРОСЫ, ОЦЕНКИ, ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ


Качество образования — это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы, остальных членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.

Качество образования — это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника.

Из чего складывается качество образования из следующих компонентов:

1.Качество управления. Процесс управления в образовательном учреждении организуется директором на основе нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения. Создание нормативных документов, программы развития школы, годового и ежедневного планирования – это все компетенция руководителя.

2. Качество педагога. Педагог не только передает знания, но и формирует личность обучаемого, его мировоззрение и духовность. Поэтому качество педагога – понятие комплексное, включающее в себя:

- уровень компетентности,

- потребность и способность заниматься педагогической деятельностью,

- способность устанавливать контакты с внешней и внутренней средой,

- известность,

- научно-исследовательскую активность.

Повышение профессионализма осуществляется через самообразование, курсовую подготовку, заочное обучение, семинары, педсоветы, работа в методических объединениях.

3. Качество организации УВП: учебной деятельности, внеклассной и воспитательной работой, средств обучения, применение педагогических технологий;

4. Качество условий для обучения и общения (современное учебное оборудование, организация питания, библиотека, спортивный зал и т.д.).

5. Обучающийся, который является результатом образования. Именно для него составляются программы, пишутся учебники, разрабатываются образовательные технологии. Поэтому правомерно говорить о качестве обучающегося, который является тем материалом, который должен превратиться в конечный результат образовательного процесса. Его качество можно определить с помощью следующих показателей:

- уровень образования,

- уровень воспитанности,

- состояние физического здоровья,

- уровень социального благополучия.

Таким образом, качество образования – это всеобъемлющая система, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга.

В книге «Управление качеством образования» Марк Матусович Поташник определяет «качество образования — соотношение цели и результата, меры достижения целей…». Т.е. результат образования определяется его целями, которые в свою очередь традиционно рассматриваются в качестве базовых общекультурных ценностей, а сегодня обязаны учитывать т.н. Цели в области устойчивого развития.

25 сентября 2015 года Генеральная Ассамблея ООН утвердила „Стратегию устойчивого развития на период до 2030 года“, которая включает в себя 17 Целей в области устойчивого развития. Принятое решение носит комплексный и неделимый характер для обеспечения сбалансированности трех компонентов устойчивого развития: экономического, социального и экологического

Перед вами те самые 17 Целей устойчивого развития включают в себя:

  • Цель 1. Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах

  • Цель 2. Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства

  • Цель 3. Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте

  • Цель 4. Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех

  • Цель 5. Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек

  • Цель 6. Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех

  • Цель 7. Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех

  • Цель 8. Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех

  • Цель 9. Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям

  • Цель 10. Сокращение неравенства внутри стран и между ними

  • Цель 11. Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов

  • Цель 12. Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства

  • Цель 13. Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями*

  • Цель 14. Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития

  • Цель 15. Защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное лесопользование, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биоразнообразия

  • Цель 16. Содействие построению миролюбивого и открытого общества в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях

  • Цель 17. Укрепление средств осуществления и активизация работы в рамках Глобального партнерства в интересах устойчивого развития

По данным прогнозов в нашем веке кризисные явления будут углубляться и расширяться по основным направлениям

1) всеобъемлющий энергетический кризис, что потребует активного поиска учеными новых источников энергии, а также расширения уже известных месторождений и способов получения энергии. Этот процесс не может не вызвать борьбы за передел мира, с одной стороны, и, с другой - потребует объединения усилий ученых всего мира для поиска новых источников энергии.

2) развитие экологического кризиса во всех и особенно индустриально развитых странах, обострение проблемы водных ресурсов и особенно питьевой воды.

3) глобальное изменение климата, усиление действия стрессовых факторов среды на человека и биоресурсы, что потребует больших резервов энергетических и материально-технических ресурсов во всех странах мира на преодоление отрицательных последствий этих явлений.

4) увеличением минимум в 2 раза численности населения на земном шаре. Это, в свою очередь, приведет к перенаселению ранее освоенных территорий, нехватке продовольствия. Отсюда обоснованным становится стремление к освоению новых территорий и наукоемких технологий производства.

Один из сложнейших факторов положения человека в сегодняшней цивилизации - взрыв потребления, который глубоко эгоизирует мир потребностей. Он превращает человека-созидателя в человека-потребителя. Особенно эта новая глобальная угроза опасна для молодого поколения, которое растет пленником  потребленческого культа.

Еще одна угроза таится в почти повальной невротизации. Крупная доля наших душевных сил уходит на защитные переживания, на повышенную заботу о себе. На заботу о других людях остается гораздо меньше душевных, сил.

Современный человек делается всё более «Я»-центричным, замкнутым на себе. Угрозу представляет и положение обучающегося в системе образования и ребенка в семье - положение одиночки. Успех соседа - не часть его успеха, его неудача - не часть общей неудачи. Т.е. чтобы быть хорошим учеником, совсем не надо быть хорошим человеком. Развитию такого положения способствует современная цифровая среда, которая во много заменят молодому человеку реальный мир. Во всемирной глобальной сети можно безопасно и безнаказанно удовлетворять все свои запросы: заводить друзей, и удалять их из своей жизни, строить свой мир в игровом пространстве, входить в различные сообщества, удовлетворяя тем самым потребность в социуме, получать информацию разнообразного характера, не задумываясь о ее необходимости и важности в реальном мире, а ориентируясь лишь на ее зрелищность.

Т.о. выход из сегодняшних глобальных кризисов должен носить глобальный характер. Современное образование в этой связи оказывается самым активным участником процесса выхода из кризисов.

Уместны в этой связи слова Э. Фромма: «Чтобы изменить общество, нужно воспитать другого человека. Чтобы воспитать другого человека, нужно изменить общество».

В связи с  этим возникает острая необходимость определить приоритеты в базовом образовании, разработать новые стратегии образования человека на протяжении всей жизни.

Главные задачи образования можно сформулировать так:

- максимально обеспечить развитие в каждом человеке его генетически детерминированных способностей (возможностей),

- развивать рациональное критическое мышление,

- вооружить  их точными знаниями современной науки, техники и технологии, которые бы позволили добиваться максимального эффекта от их использования в условиях изменяющейся природной ситуации.



Казалось бы данные задачи не являются чем-то новым, но сегодня они должны быть сориентированы на современные запросы.

С одной стороны, выпускники учебных заведений владеют более или менее хорошими специальными умениями и навыками, но с другой стороны, они не владеют самыми главным умением - умением жить в современном мире, ориентироваться в любой жизненной ситуации. Сегодняшние работодатели, потенциальные заказчики системы образования отмечают: «Многие молодые люди покидают учебные заведения, не имея ни малейшего представления о тех компетенциях, которые им будут крайне нужны в профессиональной жизни: способность работать в группе; командный дух и вкус риска; чувство ответственности и личная дисциплина; чувство инициативы, любознательности, творчества, дух профессионализма, стремление к совершенству, чувство соревновательности; чувство служения общему делу, патриотизм. Эти качества составляют основу духа профессионального пространства.

Наиболее перспективной в развитии образования являете концепция образования на протяжении всей жизни человека. Сущностными характеристиками этой концепции являются:

  • гибкость;

  • разнообразие;

  • доступность во времени и пространстве.

Перечисленные положения бесспорно актуальны, но изменяющийся мир вызывает обострение проблематики качества. И этому есть несколько причин:

  • несоответствие образования современным требованиям общества;

  • интенсивный рост самостоятельности образовательных учреждений и педагогов;

  • нормативно-правовая неопределенность, в которой находятся образовательные учреждения (часто меняющиеся законы и подзаконные акты не дают возможность отслеживать те изменения, которые происходят в образовании);

  • рост инновационных процессов в образовании;

  • участие России в мировых интеграционных процессах (присоединение к Болонскому соглашению о создании единого европейского пространства высшего образования (сентябрь 2003 г.).

С этой целью необходимо развивать образовательный процесс, опираясь на следующие основания:

·   научиться познавать;

·   научиться делать;

·   научиться жить вместе;

·   научиться жить в ладу с самим собою.

Чтобы помочь учащимся научиться познавать окружающий мир, нужно создавать условия для развития у учащихся вкуса к исследовательской деятельности и овладению исследовательскими умениями.

Таким образом, понятие «научиться учиться» включает в себя:

  • интеллектуальную культуру;

  • культуру самоорганизации;

  • информационную культуру;

  • исследовательскую культуру.

Сформированность интеллектуальной, информационной, исследовательской культур и культуры самоорганизации действительно позволят человеку учиться всю жизнь. Тем самым тезис «образование в течение жизни» становится реальностью.

Помочь учащимся научиться работать (действовать).

Это связано с необходимостью совершенствования в сфере своей профессиональной деятельности: приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными ситуациями (в том числе и непредвиденными).

Научиться использовать знания на практике, применять их к решению теоретических проблем. Для этого необходимо содействовать развитию системного, критического мышления.

Но этого тоже недостаточно. Чтобы жить, развиваться и быть удовлетворенным от своей основной деятельности, нужно стать профессионалом в избранной области. В условиях жесткой конкуренции рынка свое место может «удержать» только профессионал. А для этого каждый должен:

 - формировать у себя потребность к постоянному познанию;

- уметь эту потребность удовлетворять собственными силами;

- иметь широкую компетентность, связанную с умением решать проблемы;

-уметь работать в разных социальных и производственных условиях.


Особо следует отметить необходимость воспитания такого качества как лидерство. Оно может быть связано не только с наукой или управлением, но и с практической деятельностью. Основные черты лидера:

  1. Профессионализм в конкретной области.

  2. Умение увидеть проблему, а значит не обходимо обладать способностью к проблемно-ориентированному анализу, критическому анализу.

  3. Умение найти пути и средства решения найденной проблемы. Здесь требуются от человека широкие профессиональные знания и умения.

  4. Умение организовать вокруг себя людей для решения проблемы.

Лидер - это человек, который способен реализовать себя в любимом деле.

Таким образом, воспитание лидера сегодня становится одной из важных задач образования. При этом в виду имеется лидер, способный к сопереживанию другому человеку,  стремящийся к принятию другого и оказанию ему помощи.

Помочь учащимся научиться жить вместе - еще одна задача современного образования. Воспитывать  в себе принятие и понимание другого человека, отношение к нему как к ценности. В этой связи исключительно важным является разбудить и поддерживать чувство понимания взаимозависимости в мире, развивать коммуникативность, умения предупреждать и снимать конфликты.

Если мы принимаем другого, значит, в последующем и услышим его и поймем.

Четвертая важнейшая основа развития образовательного процесса состоит в том, чтобы научиться жить, обеспечивая расцвет собственной личности.

 Чтобы научиться познавать, нужно хотеть познавать, поэтому необходимо создавать условия для саморазвития у учащихся мотивации в познании, духовных потребностей, собственной индивидуальности: памяти, мышления, эстетических чувств, физических возможностей, развитие эмоционального интеллекта, который сегодня оказался в большем приоритете, чем познавательный интеллект.

Естественно, что выделенные задачи образования требуют определения основного пути развития всей системы образования. Один из них это Сквозные образовательные траектории.

«Сквозные образовательные траектории» для педагогов, руководителей и команд образовательных организаций – это механизм отбора, поддержки и комплексного сопровождения проектов, направленных на устойчивое развитие системы образования.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!