01.12.21
Повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий в условиях перехода на ФГОС
Абдурагимова С.М-Д.
Каковы цели современного
образования?
Что изменилось?
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Традиционный взгляд:
Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ
Новый ФГОС:
« развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий … составляет цель и основной результат компетентностного образования»
Какой требовался результат?
В чем принципиальные изменения?
Требования к личности в современном мире
- грамотность
- коммуникативность
- гибкость, мобильность
- креативность
- умение перестраиваться
- быстрое принятие решений
Умения и качества, необходимые человеку
XXI века:
- ответственность и адаптивность;
- коммуникативные умения;
- творчество и любознательность;
- критическое и системное мышление;
- умения работать с информацией и медиасредствами;
- межличностное взаимодействие и сотрудничество;
- умения ставить и решать проблемы;
- направленность на саморазвитие;
- социальная ответственность
Портрет выпускника:
начальная школа – основная школа
выбору
- любознательный , проявляющий
исследовательский интерес
интересов
- познающий себя, утверждающий
себя как взрослый
умеющий слушать
и слышать партнера
- готовый нести ответственность
перед самим собой, другими
- уважительное отношение к окружающим,
к иной точке зрения
- умеет действовать с ориентацией на другую позицию
- умеющий учиться, способный к самоорганизации
- готовый самостоятельно действовать и
отвечать перед семьёй и школой
- умеет работать в группе и индивидуально
- осознанно выполняет правила здорового
и безопасного образа жизни
- навыки самоорганизации и здорового образа жизни
Новые социальные запросы
определяют новые цели образования и стратегию его развития
ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ:
общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее ключевую компетенцию образования –
«научить учиться»
Новые требования к кадрам
- Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (приказ МЗиСР РФ от 14 августа 2009 г. №593)
- РАЗДЕЛ «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Профессиональная компетентность
- Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, методическими средствами и постоянное их совершенствование;
- Использование новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с детьми, осуществление оценочно-ценностной рефлексии;
Информационная компетентность
- Качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, квалификационную работу с различными информационными ресурсами…, позволяющими проектировать решение пед. проблем и практических задач ;
- Самостоятельная познавательная деятельность
КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?
Технология
- это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве ;
- это совокупность форм, методов, приёмов, средств, позволяющих достичь запланированного результата;
Технология
- это система предписаний, последовательность процедур, действий, операций, которая может быть воспроизведена при заданных условиях и средствах любым педагогом и гарантировать результат.
Педагогическая технология
- это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько);
- это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков);
- совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев);
- это продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя
(Монахов В. М.);
Педагогическая технология
- это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО);
- это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Селевко Г. К.)
Критерии педагогической технологии
- концептуальность;
- системность;
- управляемость;
- эффективность;
- воспроизводимость
Структура педагогической технологии
- концептуальная основа;
- cодержательный компонент обучения;
- процессуальная часть - технологический процесс
Педагогическая технология =
цели + задачи + содержание + методы (приемы,средства) + формы обучения
ВЫВОД: педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное воздействие на обучаемого
Преимущества технологии
- Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.
- Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
- Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.
Классификация методов обучения
- по внешним признакам деятельности преподавателя и обучающихся:
- лекция; беседа; рассказ; инструктаж; демонстрация; упражнение; решение задач; работа с книгой;
- лекция;
- беседа;
- рассказ;
- инструктаж;
- демонстрация;
- упражнение;
- решение задач;
- работа с книгой;
Классификация методов обучения
- по источнику получения знаний:
- словесные; наглядные:
- словесные;
- наглядные:
- демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей; использование технических средств; просмотр кино- и телепрограмм;
- демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей; использование технических средств; просмотр кино- и телепрограмм;
- демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;
- использование технических средств;
- просмотр кино- и телепрограмм;
- практические:
- практические:
- практические задания; тренинги; деловые игры; анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;
- практические задания; тренинги; деловые игры; анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;
- практические задания;
- тренинги;
- деловые игры;
- анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;
Классификация методов обучения
- Классификация методов обучения
- по степени активности познавательной деятельности обучающихся:
- по степени активности познавательной деятельности обучающихся:
- иллюстративный; проблемный; частично поисковый; исследовательский;
- иллюстративный; проблемный; частично поисковый; исследовательский;
- иллюстративный;
- проблемный;
- частично поисковый;
- исследовательский;
- по логичности подхода:
- по логичности подхода:
- дедуктивный; аналитический; синтетический.
- дедуктивный; аналитический; синтетический.
- дедуктивный;
- аналитический;
- синтетический.
Приемы и средства обучения
Прием обучения - элемент, составная часть метода обучения.
Средства обучения (педагогические средства) - все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс).
К педагогическим средствам относятся:
- учебно-лабораторное оборудование;
- учебно-производственное оборудование;
- дидактическая техника;
- учебно-наглядные пособия;
- технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;
- компьютерные классы;
- организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.).
Форма обучения
- урок; беседа; экскурсия; викторина; зачет; экзамен; лекция; консультация; диспут; культпоход; "бой эрудитов"; шахматный турнир; концерт и т.п.
- урок;
- беседа;
- экскурсия;
- викторина;
- зачет;
- экзамен;
- лекция;
- консультация;
- диспут;
- культпоход;
- "бой эрудитов";
- шахматный турнир;
- концерт и т.п.
Личностно ориентированные технологии обучения
- Технология обучения как учебного исследования
- Технология коллективной мыслительной деятельности
- Технология эвристического обучения
- Проектная деятельность
- Развивающее обучение (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин)
Предметно-ориентированные технологии обучения
- Технология постановки цели
- Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)
- Технология педагогического процесса (С. Д. Шевченко )
- Технология концентрированного обучения
- Модульное обучение
Информационные технологии
- ИКТ
- Технологии дистанционного обучения
Технологии оценивания
достижений обучающихся
- Технология «Портфолио»
- Безотметочное обучение
- Рейтинговые технологии
- Технология «Лестница достижений»
- Технология уровневой дифференциации
Интерактивные технологии
- Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
- Технология проведения дискуссий
- Технология «Дебаты»
- Тренинговые технологии
01.12.21
Преимущество использования современных технологий
Традиционное обучение:
- преподаются готовые знания;
- роль учителя: носитель информации;
- роль ученика: пассивный слушатель;
- атмосфера авторитарного превосходства учителя.
Преимущество использования современных технологий
- вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс;
- учитель координирует деятельность обучающихся, формирует навыки добывания знаний ;
- атмосфера сотрудничества .
Традиционное обучение
Инновационное обучение
- Репродуктивная деятельность обучающихся;
- стандартные методы и приемы;
- ограничение речевой деятельности обучающихся на каждом уроке;
- тишина на уроках, подавляющая инициативу обучающихся;
- контролирует и оценивает только учитель;
- мотивы познавательного интереса:
- учение ради высокой оценки .
- Поисковая, исследовательская деятельность обучающихся;
- методы: проблемный, модульный, модульно-блочный, проектный и др.;
- при работе в парах, группах ученик имеет возможность высказать свое мнение на каждом уроке;
- взаимоконтоль, взаимооценка, самооценка, тематическое оценивание, оценка деятельности учителем;
- осознает учение как общественный долг, у него рационально сочетается мотивы интересы и долга
Как учить?
До семи лет детей учат ходить и говорить, а в школе их учат…
сидеть и молчать.
Кто на уроке больше говорит, тот…
больше учится.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать (русская пословица).
Китайская пословица:
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и, может быть,
я запомню.
Сделай меня соучастником,
и я пойму».
Спасибо за внимание!
Успехов в работе!