Применение технологии комментированного управления
на уроках русского языка в начальной школе
Проблема формирования грамотного письма в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка, основы которого закладываются у детей еще в период обучения грамоте. Исследования психологов и педагогов показали, что оптимальным путем обучения орфографии является такой, при котором орфографический навык формируется первоначально как система осознанных действий: умение выделять орфограммы, относить каждую к определенному правилу и, наконец, писать в соответствии с правилом.
Хорошо известно, что орфографическая грамотность человека – это одна из составляющих его общей культуры. Всем известна истина: дети любят не просто учиться, а хорошо учиться. Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. Такой способ я нашла в технологии комментированного управления – это открытый и управляемый процесс правилосообразных действий учеников.
Успех комментирования зависит от проделанной предварительной работы, которая включает в себя следующие педагогические средства.
I. Система пропедевтической работы:
(работа, направленная на отработку необходимых для реализации комментированного управления навыков: 1-звуковой анализ: (цель: создание условий для наглядной демонстрации орфографического и орфоэпического вариантов слов. Эта работа начинается с букварного периода. Важно показать детям неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причем наблюдения необходимо вести, двигаясь от звука к букве)
На это этапе используются игры, занимательные упражнения, что помогает сделать труд первоклассника мотивированным.
Вторым компонентом пропедевтической работы является:
2 - соотнесение сильной и слабой позиций слова:
(цель: уметь ставить ударение, выделять безударные части слова)
Практическое знакомство с ударением происходит на 4-ом уроке обучения грамоте. Ребятам предлагаются задания, основанные на наблюдении, сравнении, обобщении за ударной и безударной частями слова, что помогает им сделать выводы о сильной и слабой позиции в слове.
3. Третий компонент - морфемный анализ:
(это практическое знакомство с однокоренными словами, выделение их общей части в гнезде однокоренных слов) Необходимо: выделять среди группы однокоренных слов – проверяющие и проверочные слова и объяснить свою точку зрения
II. Выделение способов объяснения орфограмм основных видов:
(это работа по выработке у ребят умений видеть в словах орфограммы, т. е. уметь ставить орфографическую задачу и решать ее; важно построить алгоритм мыслительных операций, необходимых для грамотного написания слов).
Важно: вооружить учащихся знаниями опознавательных признаков орфограмм; построить алгоритм мыслительных операций, необходимых для грамотного письма.
III. Обогащение словаря: (работа направлена на обогащение словарного запаса учеников)
IV. Установление зависимости правописания слов от их формы:
(важно у ребят правильно сформировать понятия «однокоренные слова» и «корень слова»; предупредить ложные аналогии, основанные на звуковом сходстве корней, поэтому необходимо большое значение придавать словообразованию, например: примерять и примирять, с мечом и с мячом.
V. Моделирование содержания: (представление содержания в обобщенном виде; цель: создание условий для избавления от механического зазубривания правил, формулировок, помочь ученикам усваивать все понятия осмысленно). Опорные схемы – это краткая запись правила. Схемы помогают ученикам строить свои суждения, т. к. они являются опорами мысли. Алгоритм - совокупность операций, выполняемых по порядку, для решения определенной задачи. Он является опорой рассуждений.
VI. Диагностика сформированности орфографического навыка: (позволяет учителю организовать целенаправленную дифференцированную, индивидуальную работу учеников). На этом этапе можно использовать: контрольные карточки (дифференцированные, разноуровневые), картинные карточки (в период обучения грамоте), тесты - предметные, интегрированные, сигнальные карточки, программированный опрос).
Все эти средства важны для обучения комментированию, так как принцип комментированного управления подчиняется законам мышления (анализ, синтез) и объединяет три этапа действия:
I – мыслю – это прежде, чем написать и объяснить орфограмму, ученик должен проделать мысленно следующие операции:
1. Увидеть и определить вид орфограммы;
2. В зависимости от вида орфограммы составить алгоритм решения орфографической задачи;
3. Выполнить последовательно действия - решить орфографическую задачу.
II – говорю – это процесс устного комментирования, включение обоснований в процесс записи слов, предложений.
III – записываю - процесс записи слов, предложений ведущим учеником, который объясняет, доказывает и одновременно записывает содержание. Ученики класса в это время слушают объяснение, оценивают услышанное, в случае ошибочного мнения, исправляют, дополняют объяснение и записывают под управлением ведущего ученика. Учитель не принимает активного участия в этой работе, он следит за процессом управления. Так вырабатывается навык первичного самоконтроля.
Сам термин «комментирование» предполагает одновременность письма и комментирования. По замыслу, перерыва в письме с комментированием быть не должно. Поэтому нужно достичь такого темпа комментирования, чтобы обходиться без паузы.
Требования к комментированному письму:
1. Не пропускать ни одной орфограммы, пунктограммы.
2. Комментировать кратко и точно.
3. Комментировать в темпе письма, не отставая.
Для успешной реализации принципа комментированного управления следует помнить:
1) не следует отходить от цели проведения комментирования;
2) задания для комментирования должны усложняться;
3) систематичность и последовательность в работе.
В своей практике использую следующие виды комментирования:
- устное (комментирование проводится на основе читаемого текста); - письменное; - выборочное (тематическое); - полное (сплошное);- кратковременное (комментирование коротких фраз, в которых есть рифма или похожие, часто встречающиеся звуки: например: Носит Сеня сено в сени. У Алеши новые калоши.
Итак, комментированное управление обеспечивает осмысление письма, способствует переходу изученного материала из кратковременной памяти в долговременную, обеспечивает устойчивое внимание, вырабатывает правилосообразные ассоциации. По мере продвижения от 1 к 4 классу комментированное письмо переходит в доказательное комментирование – рассуждение при выполнении сложных грамматических заданий, при решении задач, уравнений. Посредством комментированного письма ученики достигают высокой произвольности и качества при работе над связным текстом. Ведь комментируя, младшие школьники учатся усваивать не только смысл формулировок и правил, но и строить мыслительную речь, удерживать ход основной мысли, что в свою очередь способствует формированию универсальных учебных действий. Мои ученики активно пользуются приобретёнными навыками и на других уроках, не только в начальной школе, но и на следующих ступенях получения образования, так как эта технология позволяет наиболее полно отразить все особенности комплексного подхода к формированию: личностных, метапредметных и предметных результатов.