СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение грамотности через систему комментированного письма

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Повышение грамотности через систему комментированного письма»

Применение технологии комментированного управления

на уроках русского языка в начальной школе

Проблема формирования грамотного письма в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка, основы которого закладываются у детей еще в период обучения грамоте. Исследования психологов и педагогов показали, что оптимальным путем обучения орфографии является такой, при котором орфографический навык формируется первоначально как система осознанных действий: умение выделять орфограммы, относить каждую к определенному правилу и, наконец, писать в соответствии с правилом.

Хорошо известно, что орфографическая грамотность человека – это одна из составляющих его общей культуры. Всем известна истина: дети любят не просто учиться, а хорошо учиться. Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. Такой способ я нашла в технологии комментированного управления – это открытый и управляемый процесс правилосообразных действий учеников.

Успех комментирования зависит от проделанной предварительной работы, которая включает в себя следующие педагогические средства.

I. Система пропедевтической работы:

(работа, направленная на отработку необходимых для реализации комментированного управления навыков: 1-звуковой анализ: (цель: создание условий для наглядной демонстрации орфографического и орфоэпического вариантов слов. Эта работа начинается с букварного периода. Важно показать детям неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причем наблюдения необходимо вести, двигаясь от звука к букве)

На это этапе используются игры, занимательные упражнения, что помогает сделать труд первоклассника мотивированным.

Вторым компонентом пропедевтической работы является:

2 - соотнесение сильной и слабой позиций слова:

(цель: уметь ставить ударение, выделять безударные части слова)

Практическое знакомство с ударением происходит на 4-ом уроке обучения грамоте. Ребятам предлагаются задания, основанные на наблюдении, сравнении, обобщении за ударной и безударной частями слова, что помогает им сделать выводы о сильной и слабой позиции в слове.

3. Третий компонент - морфемный анализ:

(это практическое знакомство с однокоренными словами, выделение их общей части в гнезде однокоренных слов) Необходимо: выделять среди группы однокоренных слов – проверяющие и проверочные слова и объяснить свою точку зрения

II. Выделение способов объяснения орфограмм основных видов:

(это работа по выработке у ребят умений видеть в словах орфограммы, т. е. уметь ставить орфографическую задачу и решать ее; важно построить алгоритм мыслительных операций, необходимых для грамотного написания слов).

Важно: вооружить учащихся знаниями опознавательных признаков орфограмм; построить алгоритм мыслительных операций, необходимых для грамотного письма.

III. Обогащение словаря: (работа направлена на обогащение словарного запаса учеников)

IV. Установление зависимости правописания слов от их формы:

(важно у ребят правильно сформировать понятия «однокоренные слова» и «корень слова»; предупредить ложные аналогии, основанные на звуковом сходстве корней, поэтому необходимо большое значение придавать словообразованию, например: примерять и примирять, с мечом и с мячом.

V. Моделирование содержания: (представление содержания в обобщенном виде; цель: создание условий для избавления от механического зазубривания правил, формулировок, помочь ученикам усваивать все понятия осмысленно). Опорные схемы – это краткая запись правила. Схемы помогают ученикам строить свои суждения, т. к. они являются опорами мысли. Алгоритм - совокупность операций, выполняемых по порядку, для решения определенной задачи. Он является опорой рассуждений.

VI. Диагностика сформированности орфографического навыка: (позволяет учителю организовать целенаправленную дифференцированную, индивидуальную работу учеников). На этом этапе можно использовать: контрольные карточки (дифференцированные, разноуровневые), картинные карточки (в период обучения грамоте), тесты - предметные, интегрированные, сигнальные карточки, программированный опрос).

Все эти средства важны для обучения комментированию, так как принцип комментированного управления подчиняется законам мышления (анализ, синтез) и объединяет три этапа действия:

I – мыслю – это прежде, чем написать и объяснить орфограмму, ученик должен проделать мысленно следующие операции:

1. Увидеть и определить вид орфограммы;

2. В зависимости от вида орфограммы составить алгоритм решения орфографической задачи;

3. Выполнить последовательно действия - решить орфографическую задачу.

II – говорю – это процесс устного комментирования, включение обоснований в процесс записи слов, предложений.

III – записываю - процесс записи слов, предложений ведущим учеником, который объясняет, доказывает и одновременно записывает содержание. Ученики класса в это время слушают объяснение, оценивают услышанное, в случае ошибочного мнения, исправляют, дополняют объяснение и записывают под управлением ведущего ученика. Учитель не принимает активного участия в этой работе, он следит за процессом управления. Так вырабатывается навык первичного самоконтроля.



Сам термин «комментирование» предполагает одновременность письма и комментирования. По замыслу, перерыва в письме с комментированием быть не должно. Поэтому нужно достичь такого темпа комментирования, чтобы обходиться без паузы.

Требования к комментированному письму:

1.  Не пропускать ни одной орфограммы, пунктограммы.

2.  Комментировать кратко и точно.

3. Комментировать в темпе письма, не отставая.

Для успешной реализации принципа комментированного управления следует помнить:

1)  не следует отходить от цели проведения комментирования;

2)  задания для комментирования должны усложняться;

3)  систематичность и последовательность в работе.

В своей практике использую следующие виды комментирования:

- устное (комментирование проводится на основе читаемого текста); - письменное; - выборочное (тематическое); - полное (сплошное);- кратковременное (комментирование коротких фраз, в которых есть рифма или похожие, часто встречающиеся звуки: например: Носит Сеня сено в сени. У Алеши новые калоши.

Итак, комментированное управление обеспечивает осмысление письма, способствует переходу изученного материала из кратковременной памяти в долговременную, обеспечивает устойчивое внимание, вырабатывает правилосообразные ассоциации. По мере продвижения от 1 к 4 классу комментированное письмо переходит в доказательное комментирование – рассуждение при выполнении сложных грамматических заданий, при решении задач, уравнений. Посредством комментированного письма ученики достигают высокой произвольности и качества при работе над связным текстом. Ведь комментируя, младшие школьники учатся усваивать не только смысл формулировок и правил, но и строить мыслительную речь, удерживать ход основной мысли, что в свою очередь способствует формированию универсальных учебных действий. Мои ученики активно пользуются приобретёнными навыками и на других уроках, не только в начальной школе, но и на следующих ступенях получения образования, так как эта технология позволяет наиболее полно отразить все особенности комплексного подхода к формированию: личностных, метапредметных и предметных результатов.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!