СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение эмоциональной насыщенности урока математики.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы живём в мире постоянно меняющейся информации. И хорошо, если эту информацию ученики будут добывать в психологически комфортных условиях. Для этого уроки необходимо насытить эмоционально окрашенными фактами, экспериментами, задачами.

Просмотр содержимого документа
«Повышение эмоциональной насыщенности урока математики.»

30



«Перекопская средняя общеобразовательная школа №7» г.Армянск








Повышение эмоциональной насыщенности урока математики


Ведмедь О.В.,

учитель математики

и информатики




2018 г.























Незнающие пусть научатся, а
знающие вспомнят еще раз.
Афоризм

Мы живём в мире постоянно меняющейся информации. И хорошо, если эту информацию ученики будут добывать в психологически комфортных условиях. Для этого уроки необходимо насытить эмоционально окрашенными фактами, экспериментами, задачами. Эмоциональное насыщение является важной врождённой и постоянно развивающейся потребностью, а эмоциональное голодание столь же реальное явление, как и голодание мускульное. Оно переживается в форме скуки и тоски. Если у ребёнка постепенно формируются ценные для него устойчивые эмоциональные переживания, то он в своём поведении начинает ориентироваться не только на реально испытываемую эмоцию, но и на предвкушаемую. При этом положительные эмоции сами становятся побуждающей силой. Эмоции умеренной и высокой степени интенсивности благоприятны для познавательных процессов. Например, одной из фундаментальных является эмоция интереса-волнения – положительная, мотивирующая обучение, развитие умений и навыков, творческое стремление. В состоянии интереса у человека повышаются внимание, любознательность и увлечённость объектом интереса. Эмоция удивления способствует направлению всех познавательных процессов на объект, вызвавший удивление, а максимально желаемая эмоция – радость. Она является скорее побочным продуктом событий, чем результатом прямого стремления получить её.

Уроки математики проходят более эмоционально насыщенными, благодаря использованию стихотворений, сказок, инс­ценировок. Эти лирические отступления не занимают много времени, но выполняют важную роль: художественный текст создает картинно-образный облик мира; поэтическая речь воз­действует на воображение, обуслав­ливает внутреннюю активность, а то, что вызывает эмоции у учащихся, запоминается и осмысливается ими луч­ше.

Лирические минутки позволяют проникнуть эмоциям на урок математики, становятся тем эмоциональным аккомпанементом к уроку, который позволяет сделать его красочным и ярким. В стихотворной форме можно сообщать цель урока, преподносить правила, понятия, решать задачи в стихотворной форме, формулы.

Для создания и поддержания эмоционального настроя учащихся на уроках можно применять комплекс нетрадиционных методических приёмов, который позволяет создать у обучающихся устойчивый познавательный интерес на базе их ситуативной заинтересованности.


1. Эпиграф к уроку

Ещё один эффективный приём – начинать урок с эпиграфа. В качестве эпиграфа можно использовать яркие высказывания писателей, учёных, народные пословицы и поговорки, крылатые выражения, афоризмы. Важно, чтобы эти слова запоминались, задавали тон всему уроку. Эти маленькие тексты расширяют кругозор учащихся, развивают сообразительность, показывают связь физической теории и окружающей нас жизни. Эпиграф служит как бы ключом к теме, стержнем урока. Ученик имеет возможность и прочитать, и подумать, и высказать доказательное суждение, старается говорить правильно, красиво.

Работу с эпиграфом можно начать с прочтения. Читаем выразительно, акцентируя внимание на тех словах, которые помогут нам раскрыть смысл этого высказывания. Затем задумываемся над вопросами: как связан эпиграф с темой урока, почему именно эти слова являются главными сегодня на уроке? Окончательные ответы формулируем в конце урока. Эпиграф может стать условием задачи для обсуждения и решения в классе или дома. Слайд с эпиграфом может появляться несколько раз за урок, чтобы дети раз за разом возвращались к нему, а после урока записали в тетрадь понравившиеся строки. Тогда воспита­тельная цель достигнута.


II. «Несерьёзные» задачи

Среди эффективных педагогических приёмов законное место занимают «несерьёзные» задачи с увлекательными сюжетами. В таких задачах, несмотря на их весёлые и, как кажется, легкомысленные тексты, отражается многогранный мир математики, а глубина и точность решения зависит от уровня освоения конкретной темы. Кроме того, метод «несерьёзных» задач направлен на формирование компетентности в разрешении проблем, развитие способности анализировать нестандартные ситуации, разработку алгоритма решения, планирование результата, а также развитие умения взаимодействовать с окружающими.


III. Стихи на уроках

Художественный и естественнонаучный способы познания, по мнению английского писателя Ч.Сноу, настолько различны, что сторонники каждого не понимают друг друга. С другой стороны, великий русский писатель Л.Н.Толстой заметил, что наука и искусство тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце. А в наше время о комплексном познании объективной и субъективной реальности, в котором сливаются художественное и научное мышление, говорят всё чаще и чаще. Благодаря особенностям стихотворной речи: 1) выделение главного и лёгкое сохранение в памяти; 2) глубокое воздействие на эмоции учеников, – рекомендуется использовать стихотворения на уроках.

Методически оправданное переформулирование правил, определений своими словами. В этом помогает один из приемов развития математической памяти – прием реконструкции. Реконструкция – это специальная замена необходимого для запоминания материала. Чаще это происходит в стихотворной форме. Например:

«Играем в игры разные,

играет с нами песик Рекс.

Ордината - это игрек,

А абсцисса – это икс.»

Правило – ориентир для использования формулы Герона:

«Вычислить извольте – ка

Площадь треугольника,

Если нам известны в нем

Длины каждой из сторон.

Нужно действовать, бесспорно,

Здесь по формуле … (Герона)»

Некоторым учащимся трудно запоминается правило раскрытия скобок. Это же правило, но в стихотворной форме, и его запоминают все:

Перед скобкой вижу плюс – ошибиться не боюсь,

Знаки все я сохраняю, значит, правило я знаю.

Минус повстречается – будьте осторожные:

Знаки заменяете на противоположные.


Использование стихотворений на уроках математики облегчает запоминание материала. Работа с такими стихотворениями может быть организована по – разному, в зависимости от цели их использования. Учитель может читать стих полностью на уроке изучения нового материала или сделать паузу в местах, где учащиеся должны дать ответ на этапе закрепления нового материала или актуализации знаний. Также можно после прослушивания стиха предложить определить, о каких математических фактах идет речь, классифицировать эти факты.

Стихотворной может быть подсказка идеи доказательства или выбора необходимой формулы для решения задач. Например, идея доказательства теоремы о сумме углов треугольника:


«Угла развернутого градусную меру

И сумму в треугольнике углов

Сравни. Получишь непременно

Одно и тоже чудное число».

IV. Математика в рисунках

По теме: «Параллельное проектирование», учащиеся 10 класса спроектировали дома и создали «Город мечты»








V. Математика в ребусах и кроссвордах


При повторении пройденного материала на уроках можно использовать математические кроссворды.


Тема: «Четырехугольники»

По горизонтали:

1. Фигура, которая имеет свойства прямоугольника и ромба? (квадрат)

2. Древнегреческий ученый? (Евклид)

3. Параллелограмм, у которого диагонали равные? (прямоугольник)

4. Четырехугольник, у которого только две стороны параллельные? (трапеция)

5. Фигура, которая состоит из четырех точек, четырех отрезков, которые последовательно их соединяют? (четырехугольник)

6. Сколько осей симметрии имеет квадрат? (четыре)

8. Стороны четырехугольника, которые выходят из одной вершины называются…? (соседние)

По вертикали:

3. Четырехугольник, у которого противолежащие стороны попарно параллельны? (параллелограмм)

7. Параллелограмм, у которого все стороны равны? (ромб)

9. Отрезок, соединяющий противолежащие вершины четырехугольника? (диагональ)

10. Параллелограмм, у которого диагонали перпендикулярны? (ромб)

11. Ромб, у которого все углы прямые? (квадрат)


VI. Использование фольклора на занятиях по математике оказывается эффективным, если придерживаться определенных методических требований. Пословицы, поговорки, загадки с математическим содержанием представляют собой полезный дидактический материал, а их краткость и разнообразие позволяют привлекать к изучению математики.

Особенную роль выполняют загадки. Они вырабатывают умение сопоставлять и сравнивать предметы, тренируют память, развивают наблюдательность. Например:

«Если перед скобкой плюс,

Ничего я не боюсь!

Просто скобки опускаю,

Ну, а знаки … (сохраняю)

Если перед скобкой минус,

То мозгами пораскину.

Скобки тоже опускаю,

Ну, а знаки … (поменяю) »


***

«Есть у нас прямая.

На ней поставим точку.

Точка разделяет

Ее на два кусочка.

Два кусочка вместе с точкой

Образуют два луча.

Вместе их соединяем –

Вновь прямую получаем.

Вот такие два луча удивительные.

Называются они … (дополнительные)»




VII. Сказки

Сказки - ценный материал, поскольку их персонажи живут и действуют на Земле, где происходят разнообразные явления и „работают" закономерности. И это создает положительный эмоциональный фон. Их можно использовать на разных этапах урока, даже в старших классах иногда используют сказки, например, изучив таблицу производных, предложить школьникам проанализировать их математическое содержание и жизненную мудрость. А также попробовать составить свою сказку.

Вот пример одной из сказки:

«На балу у функции»

В некотором царстве, в математическом государстве жили – были король Интеграл и королева Производная. Подрос у них сын Дифференциал. Решили они найти ему невесту и устроили при дворе бал, на который были приглашены все молоденькие функции. Одна из них очень понравилась принцу Дифференциалу, но он не успел спросить ее имя, она так быстро исчезла. Расстроились король и королева. Как же найти эту прекрасную незнакомку? «Хоть, что – то ты о ней знаешь?» - спрашивали они у сына. «Я знаю только то, что она очень смелая девушка. Если все другие менялись прямо на глазах, стоило Интегралу и Производной посмотреть на них, и готовы были, как угодно измениться, только угодить им, только моя таинственная незнакомка оставалась совсем без изменений».

Интеграл и Производная сели в карету и отправились по всему королевству в поисках нужной функции. Но каждая из них не оставалась без изменений после интегрирования и дифференцирования. Совсем потеряв надежду, семья остановилась возле дома Показательных функций ах , королевская семья собралась уже уезжать, как вдруг из дома вышла падчерица ех и предложила им попить воды. «Мама! Папа! – закричал королевич. – Кажется, я узнал ее!». «Не может быть!» - обрадовался Интеграл и проинтегрировал функцию. Функция осталась без изменений. «Теперь я» - подошла королева, и волнуясь продифференцировала функцию. Функция не изменилась ни капельки! Это, действительно, была она, таинственная незнакомка, которую они разыскивали. Радостные родители устроили пир на весь мир!

С того времени эта функция стала жить при дворе и получила специальное название – экспонента.


Слушая сказки, предложенные учителем, дети почти всегда пробуют свои силы в этом жанре. Их работу учитель должен поощрять и целенаправленно координировать. Умение составлять математические сказки приходит не сразу. Составляя математическую сказку, следует придерживаться таких рекомендаций: сказка должна иметь не только математических героев, а и отображать какие – то существенные свойства объектов, сюжет должен быть интересным, сказка содержит жизненную мудрость, добро побеждает зло.


VIII. Игры на уроках математики

Виды интеллектуальных игр, игровых упражнений, используемых на разных этапах урока.


1. Цепочка

Эта игра напоминает игру в города, когда игрок должен сказать название города, которое начинается с последней буквы названия города предложенного предыдущим игроком. Таким образом, игроки должны выполнять по очереди действия соответствующие определенному правилу (формально – логическому определению). Эта игра может использоваться на любом этапе урока: актуализации знаний, закреплению знаний, на этапе мотивации и т.д.


2. ДА или НЕТ?

Учитель загадывает определенный объект (число, понятие, теорему и т.д.). Игроки пытаются найти ответ, задают вопросы учителю, на которые можно ответить «да», «нет», «и да, и нет». Эта игра учит складывать разные факты в единую систему, внимательно слушать, также слышать своих товарищей. После проведения игры обязательно нужно проанализировать сами вопросы, потому что цель этой игры – не просто отгадать объект (число, понятие, теорему и т.д.) списком вопросов, а научить детей вырабатывать стратегию поиска рациональным путем.


3. КВН (клуб веселых и находчивых).

Конкурс можно проводить между учащимися одного класса, между классами одной параллели.

Традиционные конкурсы КВН:

1) приветствие команд («Визитка»);

2) разминка (ответы игроков каждой команды на вопросы соперника (или зрителей) за определенное время);

3) конкурс – проверка знаний, умений, быстроты реакции и т.д.

(«Отгадай загадку», «Литературная математика»(стихотворения, поговорки, песни и т.д.), «Быстрый счет» и т.д.);

4) конкурс капитанов;

5) домашнее задание (это может быть сценка про жизнь и ли деятельность великих математиков), но учитель может не проводить данный конкурс;

6)конкурс болельщиков.

Жюри оценивает каждый конкурс отдельно, в конце подбиваются итоги, объявляют результаты (в баллах).


4. Игра «Математическое лото»

Учитель раздает на парту карточки. Учащиеся решают примеры, записывая их в тетрадь, когда будет найден ответ, то задание накрывают соответствующей картинкой с ответом.


5. Использование кодовых заданий – такие задания используются при проверке домашних заданий, актуализации опорных знаний и т.д.

Смысл игры заключается в следующем – при правильном выполнении задания учащиеся получают некоторую фразу.

ПРИМЕР:

При выполнении 1, 2, 3 заданий получите фразу, какую?


1.Выписать неправильные дроби и их соответствующие буквы.


л

н

с

ч

к

в

я

т

о

ю

й


2

___11



11

___

23



4

_____

4



21

_____

36



4

_____

9



22

_____

15



2

_____

5



4

_____

41



14

_____

4



4

_____

13



4

_____

1



2. Выписать правильные дроби и их соответствующие буквы.


р

п

б

о

з

в

у

о

м

ж


45

___

4



11

___

4


17

__

10


51

_____

15



11

___

8



21

___

4



4

__

7



16

___

15



11

___

15



3

___

2



3. Выписать смешанные числа и их соответствующие буквы.


М

н

а

и

р

е

д

з

й


1

1 __

7



17

___

23


9

___

10


10

4 __

42


7

___

19


1

9 ___

56


31

___

10


1

___

67


1

8 _

2


В итоге получится фраза «Свой ум имей».


6. «Прогулка в лес»

Во время решения такого упражнения учащимся предлагают прогуляться в лес и собрать грибы, ягоды и т.п. Заранее подготовить грибы, ягоды и т.п., на обратной стороне которых написано задание. Если задание выполнено правильно, то ягоду, гриб кладут в корзину; если задание выполнено неправильно, то ягода, гриб остаются на месте ( т.е. дается попытка собрать повторно).

Такие упражнения могут быть разнообразными – это не только «Прогулка в лес», но и может быть «Прогулка в сад», « Прогулка в огород», «Собираемся в путешествие» и т.д.


7. «Картинный аукцион»

Суть проведения игры «Картинный аукцион» заключается в следующем: картины выставляются на аукцион, покупатель – ученик выбирает одну из картин, на обратной стороне которой написано задание. Если он справится с заданием, то картина продана, если нет то переходит к другому покупателю.

Задания учитель может подбирать в зависимости от класса, индивидуальных способностей детей.


8. «Эстафета»

Учитель заготавливает 6 карточек, на каждой из которой написан пример в

5 – 6 действиях (сколько учащихся в варианте). В первом варианте действия начинают выполнять учащийся на первой парте, на втором варианте – с последней парты и т.д.

Ученик записывает пример в тетрадь, а первое действие выполняет на листке бумаги, далее передает листок с карточкой соседу впереди или сзади, а сам решает пример в тетради. И так далее. Когда пример решен, то учащиеся могут поменяться карточками, и игра будет продолжаться.

9. « Найди ошибку»

На доске записываются задания, или вывешиваются на отдельных листах. Ученики должны найти ошибку и исправить её. Упражнения могут выполняться как устно, так и письменно. Такое упражнение рассчитано на 5 – 8 минут, и за короткое время подготавливает класс к работе.


10. «Верю – не верю»

Учащимся (группам) раздаются карточки с заданием. За несколько минут учащиеся решают задания в тетрадях, а в карточках напротив задания рисуют кружочек – правильно, треугольник – неправильно. Можно предложить учащимся прокомментировать ответы.

Данные задания также можно выполнять и устно.


IX. Творческие задания


  1. Расшифруйте название комнатного растения, которое растет медленно, но со временем ствол достигает 2 м и более в высоту. Вздутое, похожее на луковицу основание сохраняет воду, так что временный недостаток влаги у корней не причинит растению ни-какого вреда. Из-за этого основания растение получило народное английское название «слоновья нога», а из-за кроны из длинных ремнеобразных листьев – «лошадиный хвост».

Для этого сократите дроби:



И


О


А


Н


Л

  1. Расшифруйте название птичек, вес которых не превышает 2г и размером с крупного шмеля. Для этого выполните вычисления, запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам


Б 0,02 – 0, 015 =

Р 24,2 + 0, 86 =

О 1,25 + 7,41 =

И 83 – 82,877 =

К 5,8 + 22,91 =

Л 4,25 – 2, 647 =



28,71


8,66


1,603


0,123


0,005


25,06


0,123











X. Физкультминутки

«Для глаз»

Проведем небольшую зарядку.

Чтоб глаза твои зоркие были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотри и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся, что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно,

Ну, а дальше будь здоров!



* * *

(Ученики за учителем повторяют движения)

Из - за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

* * *

Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок. 
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! 
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем. 
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд. 
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт. 
(Дети садятся за парты.)


* * *

Мы при встрече улыбнемся,

подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся

И кивнем, затем по кругу

Все идеи победили -

Вверх взметнулись наши руки.

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки.


«Ванька-встанька»
описание :
  Исходное положение: все сидят; учитель, закрыв глаза (лучше отвернувшись), задает классу число - и выбрасывает над головой соответствующее количество пальцев.
Затем он произносит: «Раз-два-три! Замри! »- Открывает глаза (возвращается к ученикам). В классе должно стоять ровно столько учеников, сколько пальцев им было предъявлено. При выполнении игрового задания каждому из учеников приходится быстро сориентироваться: если количество меньше заданной - схватиться самому, если же больше - то мгновенно сесть.
Изюминка этого упражнения - в своеобразной мобилизации всех участников.


«Кто меня слышит ...»
описание:
  В классе стоит шум, в этом случае неважно какой это шум - рабочей или нерабочей, но учителю нужно внимание. Не пытаясь перекричать шум, а наоборот, очень тихо, себе «под нос» учитель говорит почти шепотом: «Кто меня слышит ... поднимите левую руку ». Некоторые начнут прислушиваться.
Учитель продолжает: «Кто меня слышит ... погладьте себя по плечу ». Несколько рук мелькают в воздухе, появляются улыбки.
«Кто меня слышит ... - так же тихо, постучите по столу три раза». Звучит рикошет легких постукиваний, которые настораживают даже тех, кого и громким голосом не дозовешься.
«Кто меня слышит ... встаньте ». Все единодушно встают. В классе идеальная тишина.
«Кто меня слышит ... сядьте. Внимание на меня »Все садятся, класс собран и готов к работе.
Этот прием апробирован в работе со всеми возрастными группами и постоянно доказывает свою эффективность. Но на уроках со старшеклассниками имеет особенную популярность, при неожиданных и разнообразных задач-движений (послать воздушный поцелуй, погладить себя по голове и т.д..).


«Эстафета»
описание:
  Простейшая эстафета: ученики по цепочке встают и садятся в едином ритме - так, чтобы, как только сел предыдущий, встал следующий. Условия элементарные, эффект стабильный!
Порядок вставания можно менять - по рядам, от парты к парте; змейкой, через двух человек; одновременно одному с каждого ряда (двойная эстафета), по алфавиту. Главное в задании - не подталкивать следующего локтем, не выкрикивать его имя, одним словом, не вмешиваться в работу другого человека. Если же это произошло, ведущему ничего не остается как тут же остановить эстафету (договоренность дороже денег) и начать ее заново.


«Эстафета с вариациями»
описание:
  Вставания можно заменить эстафетой с мелом у доски. Написать формулу, слово или короткую фразу (каждому по одной букве) - который ряд быстрее. При этом придерживаться того же порядка - первый ученик сел на место, только тогда встал другой.
В эстафетах тренируется самостоятельность в определении момента своего вступления в общее дело, чувство зависимости друг от друга. Это коллективное упражнение, в котором у каждого есть свой ​​долг, который должен быть выполнен вовремя. Это «вовремя» и является основной сложностью, ведь от каждого из участников требуется верно определить момент, когда ему самому надо встать или сесть, а от других - не вмешиваться в работу каждого.


Виды уроков повышающих эмоциональность учащихся


Также для создания и поддержания эмоционального настроя учащихся на уроках существует несколько разновидностей нетрадиционных форм урока, каждая из которых повышает эмоциональную насыщенность урока и решает свои образовательные задачи. Все они преследуют общую цель: поднять интерес учащихся к учебе и к математике и, тем самым, повысить эффективность обучения.


1.Бипарный урок.


Такой урок часто называют интегрированным. Главное преимущество бипарного урока заключается в возможности создать у учащихся систему знаний, помочь представить взаимосвязь предметов. Бипарные уроки требуют активности каждого учащегося, поэтому класс нужно готовить к их проведению: предложить литературу по теме урока, посоветовать обобщить практический опыт, присмотреться к конкретному явлению.

Удачно сочетаются с бипарным уроком теоретическое и производственное обучение.


2.Бит-урок.


Урок включает три элемента: беседа, игра, творчество. Преимущество бит-урока в его любопытности. Учащиеся не успевают устать, их внимание всё время поддерживается и развивается. Такой урок благодаря своему эмоциональному накалу, элементам соревновательности имеет глубокий воспитательный эффект. Ребята на практике видят те возможности, которые представляет творческая коллективная работа.


3.Урок-аукцион.


До начала «аукциона» экспертами определяется «продажная стоимость» идеи. Затем идеи «продаются», автор идеи, получивший большую цену, признаётся победителем. Идея переходит к разработчикам, обосновывающим свои варианты. Аукцион может быть проведён в два тура. Идеи, прошедшие на второй тур, могут быть опробованы в практических задачах.


4. «Мозговая атака».


Урок имеет сходство с «аукционом». Группа делится на «генераторов» и «экспертов». Генераторам предлагается ситуация (творческого характера). За определённое время учащиеся предлагают различные варианты решения предложенной задачи, фиксируемые на доске. По окончании отведённого времени «в бой» вступают «эксперты». В ходе дискуссии принимаются лучшие предложения и команды

меняются ролями. Предоставление возможности учащимся на уроке предлагать, дискутировать, обмениваться идеями не только развивает их творческое мышление и повышает доверие к преподавателю, но и делает обучение «комфортным».


5. «Урок-спектакль»


Эффективной и продуктивной формой является урок спектакль. Использование художественных произведений о великих математиках дает представление о том времени, заставляет задуматься о причинах, которые привели к тому, или иному открытию, или просто-напросто познакомиться с характером великих людей и их великими открытиями. Такой вид урока активизирует мыслительную, речевую деятельность, включает в работу образную память, а также углубляет знания по предмету. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы. Можно проводить не целиком урок-спектакль, а включать в свои уроки небольшие инсценировки, особенно в пятом классе, это позволяет заинтересовать учащихся данной темой, сделать так, чтобы они после урока обратились к книгам и почитали о великих математиках, или о событиях, или вообще познакомились с историей того времени.


6. Интегрированный урок.


В современных условиях обучения математике в средней школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных обще дидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных программ. Одним из путей решения этих задач является интеграция учебных дисциплин в процессе обучения математике. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания по смежным учебным предметам. Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции.

Уроки такого типа проводятся сразу 2-3 преподавателями, например:

а) математики, физики и информатики;

б) математики, историки, литературы.

Составляется определённая схема урока, где каждый предмет вписывается, подчиняясь общим целям и задачам урока.


7. Метод проектов на уроке математике.


Метод проектов приобретает все больше сторонников. В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию и как нетрадиционный метод проведения учебных занятий, которые нацелены на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно – ориентированного учебного поиска. Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащиеся самым непосредственным образом включены в активный познавательный процесс; они самостоятельно формулируют учебную проблему, осуществляют сбор необходимой информации, планируют варианты решения проблемы, делают выводы, анализируют свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям всех без исключения учебных дисциплин и в этом он универсален.


Примеры некоторых форм продуктов проектной деятельности: web – сайт, видеофильм, выставка, газета, журнал, законопроект, игра, карта, коллекция, модель, мультимедийный продукт, оформление кабинета, пакет рекомендаций, праздник, сказка, справочник, учебное пособие и т.д. Также необходимо выбрать форму презентации проекта. Это может быть, например, деловая игра, демонстрация видеофильма, диалог исторических персонажей, игра с залом, научный доклад, реклама, соревнование, спектакль, экскурсия и т.д. и т.п..


8. Урок типа «Что? где? когда?»


Группа учащихся заранее разделена на три группы, розданы домашние задания, подготовлены номера команд, листы учета с фамилиями игроков для капитанов. Игра состоит из 6 этапов:

вступительное слово учителя;

разминка – повторение всех ключевых вопросов темы;

устанавливается время на обдумывание вопроса и количество баллов за ответ. Выбираются арбитры;

игра «Что? Где? когда?»;

подведение итогов;

заключительное слово преподавателя.


9. Урок- экскурсия.


Или заочное путешествие (может очное).

План проведения:

сообщение темы;

вступительное слово ведущего;

объяснение нового материала путем имитируемой экскурсии – проводит экскурсовод ученик, учитель, родитель, гость, и др..

ответы на вопросы, которые возникли в ходе экскурсии.

Подарки и сувениры на память (готовить заранее).


10. Урок в виде КВН.


Приветствие команд (домашнее задание);

Разминка. Команды задают друг другу вопросы;

Домашние задачи (проверка на компьютере, на кодоскопе…);

Выполнение по 3-4 задания членами команд у доски;

Задания капитанам команд по карточкам;

Подведение итогов.



11. Урок семинар.


Уроки такой формы проводятся после завершения темы, разделов.

Заранее даются вопросы семинарского занятия, отражающие материал данного раздела и межпредметную связь. После заслушивания исчерпывающих ответов на поставленные вопросы семинара, учитель подводит итог урока и нацеливает учащегося на подготовку к урок-зачёту по данной теме.


12. Урок-лекция.


Практика показывает, что темп лекции должен быть посильным для учащихся, повторы лекции не желательны. Их можно избежать путём варьирования основной мысли. При демонстрации средств наглядности

не должно быть монологично изложения, нужно привлекать к разговору учащихся. Лекция ориентирует учащихся в сложном материале, развивает их умственную активность, учит мыслить. Лекция носит поисковый характер, вопросы привлекают учащихся.


Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!