СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Повышение эффективности уроков физической культуры»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение эффективности преподования физической культуры в средней школе происходит путем совершенствования средств, методов и методик проведения уроков. Включение в учебный процессспециального теоритического урока также существенная новинка в проведении физкультуры в школе.

Просмотр содержимого документа
««Повышение эффективности уроков физической культуры»»

«Повышение эффективности уроков физической культуры»



Как повысить эффективность уроков физической культуры?

Повышение эффективности преподавания физической культуры в средней школе происходит такими путями: совершенствованием средств, методов и методик проведения уроков, поиском новых нетрадиционных форм организаций занятий.

Проведение занятий с мальчиками и девочками позволяет мне более целенаправленно подбирать учебный материал, развивать умения и навыки с учетом пола, уровня физического развития и двигательной подготовленности учащихся, индивидуализировать и более четко дозировать нагрузку, повышать методические качество и моторную плотность уроков.

Включение в учебный процесс специального теоретического урока также существенная новинка в преподавание физкультуры в нашей школе. Этот урок воспитывает у учащихся интерес, самостоятельность и сознательное отношение к занятиям физической культурой и спортом, повышает их общую культуру. При этом содержание теоретических сведений должно соответствовать возрастным и половым особенностям учащихся. Такая форма занятий по физической культуре оказывает большое влияние на общее физическое развитие и двигательную подготовленность учащихся.

Некоторые рекомендации по учету возрастных особенностей учащихся старшего школьного возраста.

Подростковый возраст имеет широкие возможности для физического развития и воспитания всех физических качеств. Однако учитель физкультуры при проведении уроков должен знать и учитывать возрастно-половые особенности учащихся. Организация занятий (отдельно с мальчиками и девочками) такой учет в значительной степени облегчается.

В период полового созревания возникает необходимость в дифференцированном подходе при определении величин физической нагрузки в зависимости от половой зрелости. В этом возрасте продолжается формирование позвоночника, происходит интенсивный рост всех его отделов, сохраняется опасность нарушения осанки и прогрессирование сколиоза. Нередко возникает нарушение пропорциональности в развитии отдельных органов и систем организма, в частности несоответствие между увеличением размеров тела, ростом миокарда и объемом сердца. Темп увеличения объема сердца не успевает за темпом физического развития.

Рационально построенная система физического воспитания, систематические физические упражнения способствуют укреплению миокарда, повышает работоспособность сердца.

Однако биологические перестройки организма, связанные с половым созреванием, требуют от педагога исключительного внимания при дозировании нагрузок. Перегрузка детей может вызвать нарушение роста, развития и здоровья, задержку полового созревания. В этом возрасте у детей улучшается нервная регуляция мышечного аппарата, что создает хорошие условия для овладения сложными движениями, увеличение мышечной массы несколько отстает от увеличения длины скелета, что обуславливает повышенный тонус мышц и утомляемость подростков при физических нагрузках, а также некоторое временное снижение точности движений.

В этом возрасте у девочек наблюдается замедленное развитие сил, особенно плечевого пояса. Поскольку вес тела увеличивается, это приводит к тому, что девочкам становится трудно выполнять упражнения в подтягивании, лазании, висах и упорах. Во время выполнения упражнений в висах и упорах девочкам нужна помощь, надежная страховка.

В этом возрастной период интенсивно увеличиваются размеры сердца, возрастает сила сердечных сокращений и объемов кровотока. В то же время развитие кровеносных сосудов происходит медленнее. Это создает излишнее сопротивление для тока крови. Поэтому выполнение длительной работы у старшего звена связано с большим напряжением. Они не редко жалуются на появление одышки, давления в области сердца.  

Для юношей этого возраста сокращаются упражнения связанные с длительной статической нагрузкой, при которой нарушается нормальная регуляция крови. Во время выполнения упражнений, вызывающих усиленную сердечную деятельность, следует чаще давать отдых с так называемыми дыхательными упражнениями.

По моему опыту дыхание у юношей еще недостаточно развито. Повышенный запрос организма в кислороде удовлетворяется у них преимущественно за счет увеличения частоты дыхания. На уроке физической культуры следует постоянно внимание уделять правильному и глубокому дыханию, укреплению дыхательных мышц, сохранению правильной осанки, создающей хорошие условия для работы органов дыхания.

В 10- 11 классах увеличивается еще больше индивидуальные  различия школьников. В связи с этим для группы школьников или отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темы освоения программного материала, оценку их достижений. Дифференцированный или индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих и низкий, и высокий уровень физической подготовленности.

При выборе содержания и методов проведения уроков необходимо в большей мере, чем в младшем возрасте, учитывать половые особенности. При соответствующих условиях целесообразно проводить объединение параллельных классов для раздельного обучения мальчиков и девочек.

Немного продуктивнее могут проводиться, например, уроки по гимнастике при раздельном обучении:

Я при подготовке к уроку готовлю в два раза меньший объем учебного материала

В два раза меньше ставится гимнастических снарядов для урока, меньше скученности, что очень важно в наших условиях при занятиях в малогабаритных залах для предотвращения травматизма учащихся

Меньше тратиться времени на постановку и уборку снарядов

При раздельном обучении я обеспечиваю более надежную страховку на самом опасном виде, например на прыжке, а в условиях совместного обучения я должен обращать больше внимания страховке девочек, так как они более боязливые, чувствительные к страху.

При совместном обучении мне все равно приходиться применять приемы раздельного обучения, что создает дополнительные трудности в проведении урока и в других видах спорта: при игре в баскетбол, волейбол, проведении некоторых подвижных игр, эстафет, в лыжных гонках.

Приведенные выше некоторые примеры говорят об эффективности и преимуществе раздельного обучения в старших классах.

        




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!