Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кстовская школа-интернат»
ЧИПЫРИНА ЕЛЕНА ПАВЛОВНА
УЧИТЕЛЬ физической культуры
Профессиональное кредо
"Цель физического воспитания ребенка – развитие и укрепление его физических сил и возможностей. Основа физического воспитания детей — естественное стремление ребенка к движению, которое заставляет его играть, быть непоседливым, за все хвататься, всегда действовать. В основе физического воспитания детей лежит их естественное стремление к движениям. Эти движения развиваются в играх, во всех разнообразных проявлениях физических сил ребенка".
Иоганн Генрих Песталоцци
ТЕМА
«ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ), ТМНР
СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-исследовательские: изучение трудов Павлова П.П., Лесгафта П.Ф., Ториневского В.В., Запорожца Л.В. в области эффективности физических упражнений для коррекции нарушений моторики и недостатков физического развития; изучение методик Шапковой Л.В. в области многостороннего подхода со стороны профессионалов, работающих с инвалидами; изучение работ Байкиной Н.Г., Хода Л.Д., Крет Я.В., Смекалова А.Я. в области проблематики физической активности для людей с ограниченными возможностями; изучение методики адаптивной физкультуры при ДЦП Потапчука А.А.; изучение работ педагога Евсеева Л.П, где адаптивная физическая культура рассматривается с точки зрения практической реализации.
Методические условия: разработка адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с тяжелыми и множественными интеллектуальными нарушениями, ее апробация; адаптация методов и приемов адаптивной физической культуры на занятиях с обучающимися в условиях школы; разработка диагностического инструментария по адаптивной физической культуре.
Организационно-педагогические условия: выступления на педагогических советах, выступления на РМО и ШМО по теме опыта.
АКТУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Противоречия
- Не разработанность данного вопроса в современной коррекционной педагогике.
- Признание физической культуры и спорта как части культуры общества и недостаточное проникновение обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в эту среду.
- В настоящее время созрели предпосылки для разработки новых подходов коррекции и совершенствования двигательных способностей обучающихся коррекционных школ.
- Содержание основной образовательной программы по адаптивной физической культуре, ее научно-методическое наполнение находятся в стадии развития, поиска, эксперимента.
- Недостаточное количество специалистов по адаптивной физкультуре. Встает проблема повышения квалификации и переподготовка кадров по адаптивной физической культуре.
1. Развитие восприятия собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.
2. Освоение доступных способов передвижения (в том числе с использованием технических средств).
3. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
4. Формирование двигательных навыков, координации движений, физических качеств.
5. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности.
4
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
4
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- коррекция основных движений в ходьбе, беге, метании, прыжках, лазании, упражнениях с предметами;
- коррекция и развитие координационных способностей ;
- коррекция и развитие физической подготовленности;
- коррекция и профилактика соматических нарушений;
- коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей;
- совершенствование функциональных возможностей организма;
- развитие познавательной деятельности.
- изучить психолого-педагогическую литературу по применению методов и приемов адаптивной физической культуры;
- изучить работы педагогов-практиков в Интернет сообществах по использованию адаптивной физической культуры в развитии двигательной активности;
- провести входную диагностику;
- обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребёнка через оптимальные физические нагрузки;
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков;
- содействие воспитанию нравственно-волевых качеств, развитию коммуникативной и познавательной деятельности;
- воспитание бережного отношения к своему здоровью, формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, устойчивой мотивации к здоровому образу жизни;
- провести выходную диагностику результатов применения адаптивной физической культуры;
- обобщить опыт и представить его на педсоветах и ШМО.
4
ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
Целенаправленные и дозированные физические упражнения, с четким подбором средств и методов являются мощным фактором коррекции и компенсации недостатков в физическом и психическим развитием детей с ограниченными возможностями здоровья.
4
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ АСПЕКТ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Дидактические правила, применяемые в работе по АФК:
АФК включает в себя следующие разделы программы:
4
ДИАПАЗОН ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И СТЕПЕНЬ ЕГО НОВИЗНЫ
ДИАПАЗОН
Новизна
Использование методов и приемов АФК позволяет достигнуть определённых результатов:
- повышается двигательная активность обучающихся;
- повышается реабилитационный потенциал через коррекцию физического развития;
- развивается и поддерживается интерес к занятиям адаптивной физкультурой как образу жизни.
Новизна опыта заключается в оптимальном комбинировании различных методов и приемов, направленных на коррекцию нарушений физического развития и двигательных способностей обучающихся средствами адаптивной физкультуры, системно организованной учебной деятельности, осуществляющей создание психолого-педагогических условий для их реализации.
4
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Мониторинг оценки уровня физического развития и двигательных возможностей обучающихся 1 класса (с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 2017-2018 учебном году
Оценка критерия: Коррекционные подвижные игры
4
Оценка критерия: Подвижные игры
4
Оценка критерия: Общеразвивающие и корригирующие упражнения
4
Оценка критерия: Прыжки
4
Оценка критерия: Ползание, подлезание, лазание, перелезание
4
Оценка критерия: Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза
4
Оценка критерия: Лыжная подготовка
4
ТРАНСЛИРУЕМОСТЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА
4
ЛИТЕРАТУРА
1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие. / Сост. Белкина Л.В. – Воронеж: Учитель, 2004.- 151 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
3. Гончарова М.Н., Гринина А.В., Мирзоева И.И. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата. - Л.: «Медицина», 1974.
4. Дмитриев А. А. Адаптивная физическая культура в специальном образовании М.; Академия; 2002.-176
5. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / Под редакцией С. П. Евсеева.- М. : Советский спорт.-Том 1; 2005.
6. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / Под редакцией С. П. Евсеева.- М. : Советский спорт.-Том 1; 2005.,
7. Загуменнов, Ю.Л. «Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся» - Минская школа сегодня. - 2008. - № 6.
8. Кантор С. «Развивающие игры от 1 до 3 лет» - Москва: Айрис-пресс, 2011.
9. Лаутеслагер Е.М. «Двигательное развитие детей раннего возраста» - Москва: «Монолит» 2003-134 с.
10. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Учебное пособие. Издательство «ACADEMA», М., 2001.
11. Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. Проф. В.А.Епифанова. М.: Медицина, 2004.
12. Литош Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие. - М.: СпортАкадемПресс, 2002.
13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1991. 22. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М., 2002.
14. Овечкина, А.Н. Школа АБВГДейка: программа предшкольной подготовки детей 6 лет. - Москва: Школьная пресса. 2008.- 118 с.
15. Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д. Лечебная физическая культура в детском возрасте. Учебно-методическое пособие. – СПб: «Речь» 2007.
4
4