Просмотр содержимого документа
«Повторительно-обобщающий урок "Россия во второй половине XVIII века"»
Россия во второй половине XVIII века. Повторение изученного материала.
8 класс
Турнир знатоков истории начинается!
Ответьте на вопросы:
- Какие важные события были в истории России во 2-ой половине XVIII в.?
2. Почему в этот период произошло крупнейшее восстание под предводительством Е. Пугачева?
3. Какие территории вошли в состав России во 2- ой половине XVIII века?
Объясните понятия
- «Наказ»;
- секуляризация,
- Уложенная комиссия,
- «Жалованная грамота дворянству».
Установите последовательность событий:
- губернская реформа;
- поражение восставших под предводительством Е. И. Пугачёва под Царицыном;
- «Жалованная грамота дворянству»;
- осада Казани восставшими под предводительством Е. И. Пугачёва;
- поход восставших под предводительством Е. И. Пугачёва к Оренбургу.
По какому принципу образован каждый ряд?
1) Салават Юлаев, А. Овчинников, И. Зарубин-Чика.
2) Австрия, Россия, Пруссия.
3) А.В. Суворов, П.А. Румянцев, Г. А.Потемкин.
4) Ф.Ф. Ушаков, Г.А. Спиридов, А.Г. Орлов.
Кто лишний?
- В подавлении крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачёва принимали участие А. И. Бибиков, И. И. Михельсон, Г. А. Потёмкин, А. В. Суворов.
- Художники-портретисты: А. П. Антропов, Н. И. Аргунов, Ф. И. Шубин, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский.
О ком идет речь?
- Одна из самых ярких личностей из ближайшего окружения Екатерины II. Как губернатор Новороссии успешно руководил освоением и заселением этого края, много сделал для создания торгового и военного флота на Чёрном море. За эти заслуги получил титул светлейшего князя Таврического.
Установите последовательность событий:
- предъявление России ультиматума от турецкого султана о возвращении Крыма;
- сражение у реки Ларги;
- сражение при Рымнике;
- поездка Екатерины II по Крыму;
- разгром турецкой эскадры в Керченском проливе.
О каком сражении говорится в рапорте адмирала Г. А. Спиридова?
- «Турецкий флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили и оставили на том месте страшное позорище, а сами стали быть во всём архипелаге господствующими».
В честь этой победы была выбита медаль с лаконичной надписью «Был».
Укажите характерные черты развития промышленности во второй половине XVIII в.
- рост числа мануфактур;
- начало промышленного переворота;
- развитие ремесленного производства;
- увеличение числа мануфактур, использующих наёмный труд;
- возникновение новой отрасли – хлопчатобумажного производства;
- сокращение роли уральских заводов;
- появление крестьянского предпринимательства.
Политика Павла I в отношении крестьянства включала в себя:
- отмену правила, запрещающего крестьянам жаловаться на своих хозяев;
- установление права помещика ссылать крестьян в Сибирь и на каторгу;
- отмену права помещика применять к крестьянам любые карательные меры;
- замену хлебной подати денежным сбором;
- массовую раздачу государственных крестьян в частные руки;
- установление права помещика по своему усмотрению увеличивать барщину;
- ограничение барщины тремя днями в неделю;
- запрет привлекать крестьян к работе в праздничные и выходные дни;
- запрет на продажу дворовых людей и крестьян без земли.
Кто и о чем(о ком) говорил?
- Неприступная крепость взята. Противник повержен. Россия -Черноморская держава.
- У меня тот вельможа, на кого я гляжу и до тех пор вельможа, пока я на него гляжу - говорил царь... .
- Тяжело в учении - легко в бою.
- Бунтовщик хуже Пугачева.
О КОМ ИЛИ О ЧЁМ ИДЕТ РЕЧЬ?
1. Предводитель крупнейшего восстания казаков, крестьян и работных людей.
2. Крепость на реке Дунай, считавшаяся турками неприступной и захваченная русскими войсками под командованием Суворова.
3. Предприятие, основанное на ручном труде наемных рабочих и разделении труда.
4. Все работы крестьян в хозяйстве помещика.
5. Адмирал, выигравший сражение с турецким флотом у о. Корфу .
6. Автор комедий «Бригадир» и «Недоросль».
Кому А. С. Пушкин посвятил эти слова?
- Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятий обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник…
Назовите произведение, которое Екатерина II характеризовала так:
«вредно умствование… разрушающее покой общественный, умаляющее должное ко власти уважение».
Укажите верные утверждения:
- Академия наук в России была не только научным, но и учебным центром.
- Основной формой обучения низших слоёв были профессиональные училища.
- Принадлежность к определённому сословию не мешала получению любого образования в России.
- Основоположником сентиментализма в русской литературе был Н. М. Карамзин.
- Западноевропейская одежда во второй половине XVIII в. внедрялась в высших слоях общества насильно.
- В обязательном порядке мужчины и женщины из высших слоёв общества носили напудренные парики.
- Широкое распространение во второй половине XVIII в. получили ассамблеи.
- Досуг крестьян и простых горожан к концу XVIII в. был очень разнообразным.
- Одним из самых популярных занятий знати стало коллекционирование .
Подведем итоги!