СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторительно – обобщающий урок по теме: «После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Повторительно – обобщающий урок по теме: «После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов»»

Урок истории России в 8 классе дата проведения _______________

Тема: Повторительно – обобщающий урок по теме: «После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов»

Вид урока: Урок - игра

Цель: Развитие общеинтеллектуальных умений на материале, дополняющем школьную программу, с формированием навыков саморазвития.
Задачи:
1. Научить владеть полученной суммой знаний, применяя их в нестандартных ситуациях.
2. Развивать межпредметные связи.
3. Привить навыки саморазвития, акцентируя речевую культуру, аналитическую потребность, логическое мышление.
4. Развить навыки самоконтроля своей психофизической деятельности.
5. Привить интерес к учебному предмету через познавательную деятельность, показать, что через знание прошлого можно лучше понять настоящее, предвидеть будущее.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями.


Эпиграф: «Тут кротко или строго царило много лиц.

Царей не очень много, а более цариц ».


Ход урока.

1.Орг. момент. «Здравствуйте ребята! Присаживайтесь по своим местам. Настрой на работу:

Наш дружный коллектив излучает позитив! Улыбнулись!

Вступительное слово. Каждый человек повторяет весь путь, пройденный человечеством за многие миллионы лет. И пусть мы проходим дорогу в считанные годы, все равно начинать приходится с самого начала – подниматься на ноги, осваивать первые робкие шаги. Человека во многом создали труд и стремление к прекрасному.

Торопись, ведь дни проходят,

Ты у времени в гостях.

Не рассчитывай на помощь,

Помни: все в твоих руках.

(Юстас Палецкис)

1. На протяжении урока каждый из вас будет получать свои вопросы, на которые он должен будет ответить. За правильный ответ - смайлик. Смайлики можно получить и другим путём. К примеру, если ваш противник, то есть другой ученик, будет затрудняться с ответом, а вы знаете ответ на его вопрос, то можете попытаться ответить на этот вопрос. Так же, смайлик можно получить, дополнив ответ на заданный вопрос, как ваш, так и другого ученика. Учащиеся, набравшие больше смайликов, выходят в финал.

2. Ученики - победители будут состязаться между собой на звание «Самый умный».

Итак, все поняли условия сегодняшнего урока? Тогда продолжим урок.

1. Формулировка темы. (Слайды с изображением монархов эпохи дворцовых переворотов).

2. Целеполагание.

-Как Вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

-Как будет звучать тема нашего урока?

Учитель: Верно, сегодня у нас пройдёт повторительно – обобщающий урок по теме «После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов».

Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по пройденной теме.


3.1.Урок хотелось бы начать с эпиграфа:

«Тут кротко или строго

Царило много лиц.

Царей не очень много

А более цариц»

Согласны ли вы с эпиграфом? Почему?

Учитель: «Действительно, и вправду: Царей не очень много, а более цариц.

Прежде чем мы приступим к повторению темы, давайте вспомним происходившие события незадолго до дворцовых переворотов.

3.2. А именно, тему: «Россия при Петре I».

Первый этап повторения будет называться «Атака учителя на учеников»

Каждый из вас будет получать свои вопросы, на которые он должен будет ответить.

1. Выбор словесных ассоциаций, связанных с родом деятельности людей:

- Василий Васильевич Голицын – правитель России в период регентства царевны Софьи.
- Петр 1 – император России.
- Генерал Лефорт – руководитель Великого посольства. 
- Карл 12 – шведский король.
- Меншиков А.Д. – полководец русской армии.
- Кондратий Афанасьевич Булавин – казак, руководитель восстания.

2. Найти один общий признак в парах следующих понятий:

- Полтавская битва – “Нарвская конфузия” - Северная война.
- Протекционизм - Меркантилизм - Экономическая политика Петра 
- Дания – Речь Посполитая - Союзники России в Северной войне

- О. Гренгам – м. Гангут - Морские сражения

3. Назвать даты:

- Северная война (1700-1721).
- Восстание под предводительством К.А. Булавина (1707-1708).
- Полтавская битва (1709, 27 июня).

- Азовские походы (1695, 1696).


3.2. Вступительное слово учителя.

Я не случайно начала урок с материала по эпохе Петра 1. Вы уже знаете, что отчасти, сам того не желая, Петр явился катализатором эпохи дворцовых переворотов.

Предлагается проблемное задание: — За 37 лет – с 1725 г. по 1762 г. – на российском престоле сменились 6 правителей. Все они восходили на престол в результате дворцовых переворотов.

-Кто из правителей принёс больше пользы государству?

-А кто из правителей нанёс ущерб государству или ничего хорошего не сделал для страны?

На эти вопросы, вы ответите в конце урока.


Прежде чем, мы продолжим наш урок, давайте вспомним, что такое дворцовые перевороты и основные причины дворцовых переворотов. Сейчас вы и попытаетесь ответить на этот вопросы.

-Кто быстрее и полнее даст ответ:

1). Эпоха дворцовых переворотов — (период в русской истории после смерти Петра I и до правления Екатерины II, характеризовавшийся сменой правителей путем дворцовых переворотов).

2). Причины дворцовых переворотов:

(Отмена старого порядка престолонаследия; Петр I не назначил наследника; противоречия между старой и новой знатью; усиление влияния гвардии при дворе).

Учитель: Верно, вы назвали все основные причины:

- Отмена старого порядка престолонаследия.
- Петр I не назначил наследника.
- Противоречия между старой и новой знатью.
- Усиление влияния гвардии при дворе.

3. что такое гвардия?

(Гвардия — отборные привилегированные воинские части)


2 этап. А теперь перейдём к практической части нашего урока.

Задание№1: Расположите в хронологической последовательности правителей России, которые пришли к власти в результате дворцовых переворотов. Не забывайте, что вы работаете в группах. Поэтому, прежде чем выполнить это и последующие задания, советуйтесь друг с другом. На выполнение данного задания у вас полторы – две минуты.

Имена:

- Петр II

- Екатерина I

- Анна Ивановна

- Петр III

- Иван Антонович

- Елизавета Петровна


Задание№2Кем российские правители приходились Петру I (взяв листочки со стола, приклеить на доску таблички со степенью родства к Петру I). На выполнение данного задания у вас полторы – две минуты. Затем, от каждой группы, выходит представитель и презентует работу своей группы.

Петр II – (внук Петра I, сын царевича Алексея)

Анна Иоанновна – (племянница, дочь Ивана V, брата Петра I)

Елизавета Петровна – (дочь Петра и Екатерины)

Петр III – (внук, сын второй дочери Петра Екатерины)

Екатерина I – (вторая жена Петра I)


Задание №3:

1. Отчет о правлении Екатерины I. И каково ваше отношение к этой правительнице?

2. Отчет о правлении Анны Иоанновны. И каково ваше отношение к этой правительнице?

3. Отчет о правлении Елизаветы Петровны. И каково ваше отношение к этой правительнице?

4. Отчет о правлении Петр III. Ваше отношение к этому правителю?


В начале урока Вам были заданы проблемные вопросы. Выскажите свою точку зрения.

-Кто из правителей принёс больше пользы государству?

-А кто из правителей нанёс ущерб государству или ничего хорошего не сделал для страны?

Подведение итога работы групп. Выявление группы победительницы

3 этап. Блиц - турнир (членов команды - победительницы между собой)

Борьба за звание «Самый умный»


Вопросы:

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Рефлексия. Закончить предложения:


1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение

Домашнее задание: повторить термины и даты по изученной теме


Дополнительный материал по теме:

1. Рассказ о Екатерине I (1725-1727гг. правления)

После смерти Петра I одни хотели сделать императором его внука Петра II, другие стояли за императрицу - Екатерину I. В этой борьбе за власть победила Екатерина I и её сторонники. На стороне Екатерины I был и ближайший друг Петра I Александр Меншиков. Управляла страной Екатерина I всего два года с 1725 года по 1727 год.

Императрица не то, что управлять государством, даже писать не умела. После 3-х месяцев упражнений научилась писать только подпись на гос.бумагах. Всё своё недолгое правление она провела в празднике, пила вино, танцевала на балах ночи напролёт.

Распорядок дня Екатерины I:

16.00 вставала с постели

20.00 обедала

Ночью прогуливалась в саду до утра

В 10.00 утра ложилась спать

Главным человеком при дворе был Александр Меньшиков, благодаря которому Екатерина пришла на престол. Теперь он фактически управлял страной. Екатерина создала Верховный тайный совет для правления страной, сама она не правила, на заседания не являлась. Беспорядочный образ жизни подорвал здоровье императрицы, она сильно располнела, получила целый букет заболеваний. Всем стало ясно, что Екатерина долго не протянет. Меньшиков добился завещания, по которому наследником становился царевич Пётр Алексеевич (внук Петра I) при условии, если он женится на дочери Меншикова. В ночь на 6 мая 1727 года Екатерина скончалась. В народной памяти она осталась, как добрая весёлая царица, боевая подруга Петра Великого.

2. Рассказ об Анне Иоанновне (1730-1740 гг. правления)

Верховный тайный совет решил поставить на трон женщину. Решено было позвать на царство племянницу Петра I - Анну Иоанновну. Ей было 37 лет. Особым умом она не отличалась. Анна Иоанновна никогда бы не смогла стать императрицей, потому что не являлась прямой наследницей Петра I. Поэтому «Верховники» думали, что при ней они сохранят свою власть. Они предложили Анне грамоту, в которой ограничивалась её власть. Она не должна была вступать в брак, назначать наследника, вести войны, вводить новые налоги, присваивать воинские звания и т.д. Анна, чтобы стать императрицей, сначала подписала эти условия (кондиции). А когда вступила на престол, то разорвала грамоту, отказалась выполнять их. Она вызвала из Курляндии своего фаворита Эрнста Бирона. В эпоху дворцовых переворотов модно было при себе иметь фаворитов - любимцев императора или императрицы. Фактически он управлял Россией. Он ненавидел всё русское и назначал на все государственные должности немцев. Посылал по сёлам и деревням отряды, которые отнимали у крестьян последнее. За неуплату подати крестьян били, сажали в темницы, ссылали в Сибирь. Многие люди бежали к казаками. Хозяйство страны стало приходить в упадок.

Распорядок дня Анны Иоанновны:

8.00 пила утренний кофе

10.00 работала, принимала министров, подписывала указы.

Затем верховая езда с Бироном.

Около полудня обедала с семьёй Бирона.

Послеобенный сон занимал около часа.

Всё остальное время она развлекалась.

Анна часами глазела в окно, играла в карты, около каждого окна было приготовлено ружьё, чтобы императрица могла в любой момент выстрелить в пролетающую ворону, ездила часто на охоту, убивала рогатиной медведей. Развлечениям при дворе уделялось особое внимание. Начали ставить итальянские спектакли, оперы, комедии, возникла первая в России балетная школа. Но в тоже время Анна любила наблюдать за драками шутов и карликов. Её шутами были 10 лилипутов, 1 калмычка, несколько инвалидов, разжалованные в шуты графы, аристократы, князья. Она закатывала целые праздники при дворе, не терпела только пьянство.

Анна Иоанновна назначила своим наследником сына племянницы, младенца Ивана Антоновича (1740-1741 гг.), а регентом (опекуном) назначила своего фаворита Бирона (Герцог Курляндский). Таким образом, Анна Иоанновна она хотела отблагодарить своего фаворита и обеспечить его будущее. Он не устраивал никого. В дело вмешалась гвардия. 9 ноября 1740 года ночью Бирона свергли, то есть совершили ещё один дворцовый переворот. Малолетнего Ивана Антоновича с его материю отправили в тюрьму, где он прожил до 24 лет и умер. (Заполнение таблицы.)

3. Рассказ о Елизавете Петровне (1741-1761гг. правления)

Елизавета Петровна - дочь Петра I, продержалась на троне 20 лет. Прежде всего, она начала возвращать из ссылки тысячи русских. Со всех государственных постов изгонялись немцы. Её фаворит - граф Разумовский приучил её к украинской кухне: борщ с чесноком и галушками готовили ей почти каждый день. Вообще императрица любила хорошо поесть и имела свои привычки. Например, могла выпить чарку водки с редькой, есть жирное на ночь, пила много кофе. Особенно она обожала сладкое. Специально выписанные их Франции и Италии кондитеры возводили из конфет и пирожных, мармеладов огромные сооружения, от которых ломились столы на пирах. Не слишком здоровым был и режим дня императрицы. Так же, как когда-то её мать Екатерина I, она вела преимущественно ночной образ жизни, ей трудно было уснуть после балов, а ещё она боялась возможности дворцового переворота. Поэтому она никогда дважды не ложилась спать в одной комнате, в её апартаментах не заканчивался ремонт, вырубались новые двери и окна, всё было рассчитано на то, чтобы предполагаемые заговорщики запутались.

Елизавета обожала балы и маскарады. Императрица была очень красива. Все обязаны были ей восхищаться. При дворе существовал диктат моды. Императрица издавала особые установления, в чём нужно было приходить на бал, с указанием цветов, бантов и отделки. Все торговцы, привозившие из-за границы дорогие ткани, обязаны их показывать Елизавете, чтобы она могла отобрать самые лучшие. Платье она никогда не надевала дважды и часто меняла наряды по несколько раз за вечер. Гардероб Елизаветы составляли около 15 тысяч платье, несколько тысяч туфель и два сундука шёлковых чулок.

В первый год своего правления Елизавета назначила своим наследником племянника, немецкого принца Петра Ульриха. Ему было 14 лет. Он жил и воспитывался за границей в немецких традициях. Не любил русских. В 1761 году Елизавета умерла.

4. Рассказ о Пётре III Фёдоровиче (1761-1762гг. правления).

В 1761 году на троне оказался 34-летний Пётр III. Мать его Анна Петровна - дочь Петра I. В 11 лет полностью осиротел, в 14 лет его забрала в Россию тётка Елизавета Петровна, в 17 лет его женили на 16-летней немецкой принцессе – Софье Фредерике Августе Ангальт-Цербстской. Оба они приняли православие. После крещения его назвали Петром III, а принцессу - Екатерина II. Петру невеста не приглянулась, красивая, но чужая.

Пётр Фёдорович своими выходками весь двор приводил в замешательство. Мог обзывать иностранных министров, отличался взбалмошным характером, некоторыми странностями в поведении, его считали умственно отсталым. Но при этом хорошо разбирался в географии, владел немецким, французским даже латинским языком, только русский знал плохо. Перспектива быть Российским императором его раздражала.

Едва, начав править, Пётр начал возрождать немецкие порядки в России. Дворяне не захотели этого терпеть. Екатерина же в совершенстве выучила русский язык, разговаривала на нём без акцента. Изучала культуру, традиции, обычаи России. Во время богослужения Пётр III смеялся, разговаривал, и вообще, вёл себя вызывающе. А его жена Екатерина II наоборот соблюдала все посты, молилась и вела себя благопристойно. На её фоне он выглядел дико. Со временем они совсем перестали общаться. Находясь в одном дворце, они даже не виделись друг с другом. Каждый из них жил своей жизнью. Пётр III даже год не побыл у власти. Екатерина, жена Петра III, с помощью гвардии свергла его с престола. Пётр III был убит, а Екатерина II стала императрицей



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!