Малахова Т.Е. –учитель истории и обществознания
Урок по истории России в 6 классе (дата проведения) _______________________________
Тема: Повторительно-обобщающий урок по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности»
Цели и задачи:
1) обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности»;
2) развивать познавательную активность учеников;
3) определить степень усвоения изученного материала.
Планируемые результаты:
Предметные: актуализировать и обобщать знания по истории Древней Руси; соотносить события истории Древней Руси по хронологическому признаку; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников;
Метапредметные УУД: 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; самостоятельно определять цели обучения; осознавать уровень и качество усвоения учебного материала; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; 3) познавательные: осуществлять анализ объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков; находить и обрабатывать дополнительную информацию об изучаемом периоде истории;
Личностные УУД: формировать и развивать устойчивую мотивацию учения; расширять оценочную деятельность; овладевать способами обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы с учениками в классе, мультимедийная презентация.
Тип урока: урок развивающего контроля.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Мы закончили изучать тему «Народы и государства на территории нашей страны в древности». Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.
Тема нашего урока «Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме “Народы и государства на территории нашей страны в древности”».
— Как вы думаете, какие задачи нам предстоит решить?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения.)
Предлагаю вам вспомнить интересные исторические факты, даты, решить различные задачи и тем самым выполнить ряд заданий.
III. Работа по теме урока
Тестовый контроль
1. Во II в. до н. э. балтославянские племена заселили значительную часть:
1) Западной Европы 2) Центральной и Восточной Европы
3) Северной Азии 4) Поволжья
2. Языковая группа, к которой относятся предки славян:
1) индоевропейская 2) финно-угорская
3) романо-германская 4) арамейская
3. Восточные славяне выделились в особую ветвь в:
1) III в. 2) V в.
3) VI в. 4) VIII в.
4. В VII—VIII вв. у славян происходил переход:
1) от соседской к родовой общине
2) от родовой к соседской общине
3) к государственному устройству
4) от племенной к кровнородственной общине
5. Важное место в религии восточных славян занимал:
1) культ вещей 2) культ предков
3) культ потомков 4) культ дождя
6. Главными государственными центрами восточных славян в VIII—IX вв. были:
1) Чернигов, Полоцк 2) Новгород, Киев
3) Смоленск, Псков 4) Итиль, Царьград
7. Основным занятием восточных славян в VI—VIII в. было:
1) собирательство 2) животноводство
3) земледелие 4) ремесло
8. Роль денег у восточных славян выполняли преимущественно шкурки:
1) куницы 2) бобра
3) норки 4) лисицы
9. Для общественной жизни и хозяйственной деятельности восточных славян в VII—VIII вв. было(а) характерно(а):
1) совместная загонная охота
2) массовое использование труда рабов на земле
3) преобладание роли религии и торговли
4) совместное владение сенокосом и лесными угодьями
10. Столица Хазарского каганата:
1) Итиль 2) Ольвия
3) Пантикапей 4) Булгар
11. Соседская (территориальная) община у восточных славян:
1) вече 2) посад
3) вервь 4) полюдье
12. Широкая крепкая доска с заостренными, раздвоенными снизу концами, на которые надевались наконечники, используемая для обработки земли у восточных славян:
1) сошник 2) борона
3) соха 4) серп
13. Религиозный культ восточных славян в VII—VIII вв.:
1) вера в единого Бога
2) массовые жертвоприношения в дни религиозных праздников
3) строительство больших каменных храмов-святилищ богам
4) поклонение деревянным изображениям богов — идолам
14. Бортничество — это:
1) охота на пушного зверя 2) рыболовство
3) собирательство меда 4) скотоводство
15. Восточно-славянские племена:
1) сарматы 2) дреговичи 3) черемисы
4) полочане 5) булгары
16. Божества, почитаемые восточными славянами:
1) Мокошь 2) Деметра 3) Тор
4) Велес 5) Арес
17. Первые государства на территории нашей страны:
1) Византия 2) Пантикапей 3) Болгарское царство
4) Тюркский каганат 5) Великая Булгария
Задания
1. Впишите понятие.
1) ____ (присваивающее хозяйство) — это хозяйство с преобладающей ролью охоты, собирательства и отчасти рыболовства, что соответствует самой древней стадии истории человечества.
2) ____ (вече) — это народное собрание у восточных славян, на котором выбирались старейшины для ведения общих дел и решались важные вопросы.
3) ____ (переложная) система земледелия — это система обработки земли, при которой в степных и лесостепных районах истощенные земли не распахивали в течение 20—30 лет, до тех пор, пока они не восстанавливали плодородие, а земледельцы переходили на другие участки земли.
2. Отметьте верные утверждения.
1) Крупнейшими политическими и хозяйственными центрами Скифского царства были Ольвия, Пантикапей, Фанагория, Херсонес Таврический.
2) Скифы населяли всю южную часть Причерноморья: от устья Дуная, Нижнего Буга и Днепра до Азовского моря и Дона.
3) Скифы жили в Западной Сибири, Северной и Восточной Европе.
4) Скифское поселение находилось у деревни Городище Кирилловского района Вологодской области.
5) Скифы торговали с греческими колониями в Причерноморье.
3. Отметьте верные утверждения.
1) Восточные славяне первыми заселили Восточную Европу.
2) Лесной край от Балтийского моря до Уральских гор заселяли финно-угорские племена.
3) Лесные жители научились добывать железо из болотных руд.
4) Обитатели лесов жили в каменных домах.
5) Главным божеством у балтов считался бог грома Перун.
4. Ответьте на вопросы.
1) В чем состоит преимущество переложной системы перед подсечно-огневой?
2) В чем состоит преимущество трехполья перед двупольем?
3) Почему главными богами язычников были покровители солнца, молний, ветра, скота и плодородия?
5. Заполните схему «Происхождение восточных славян».
6. Заполните сравнительную таблицу «Система управления у восточных славян и в древнегреческом полисе».
| Управление в полисе | Управление у восточных славян |
Общее | |
Различия | | |
7. Работая с иллюстративным материалом, сравните родовую и соседскую общину.
(Проверка выполнения заданий.)
IV. Подведение итогов урока
Вот и закончилось наше исследование ранней истории восточных славян. Историк Н.М. Карамзин считал изучение древнейшего периода Руси «маловажным для разума».
— Согласны ли вы с высказыванием именитого историка?
Свое мнение аргументируйте.
(Ответы учеников.)
Домашнее задание
1. Прочитать § 4, с. 36—39 учебника (ч. 1).
2. Написать эссе на тему «Мое знакомство с историей восточных славян».