СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторительно-обобщающий урок по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Повторительно-обобщающий урок по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности»»

Малахова Т.Е. –учитель истории и обществознания

Урок по истории России в 6 классе (дата проведения) _______________________________

Тема: Повторительно-обобщающий урок по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности»

Цели и задачи: 

1) обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности»;

2) развивать познавательную активность учеников;

3) определить степень усвоения изученного материала.



Планируемые результаты:

Предметные: актуализировать и обобщать знания по истории Древней Руси; соотносить события истории Древней Руси по хронологическому признаку; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников;

Метапредметные УУД: 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; самостоятельно определять цели обучения; осознавать уровень и качество усвоения учебного материала; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; 3) познавательные: осуществлять анализ объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков; находить и обрабатывать дополнительную информацию об изучаемом периоде истории;

Личностные УУД: формировать и развивать устойчивую мотивацию учения; расширять оценочную деятельность; овладевать способами обобщения и систематизации знаний.



Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы с учениками в классе, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок развивающего контроля.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Мы закончили изучать тему «Народы и государства на территории нашей страны в древности». Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Тема нашего урока «Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме “Народы и государства на территории нашей страны в древности”».

— Как вы думаете, какие задачи нам предстоит решить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

Предлагаю вам вспомнить интересные исторические факты, даты, решить различные задачи и тем самым выполнить ряд заданий.

III. Работа по теме урока

Тестовый контроль

1. Во II в. до н. э. балтославянские племена заселили значительную часть:

1) Западной Европы 2) Центральной и Восточной Европы

3) Северной Азии 4) Поволжья

2. Языковая группа, к которой относятся предки славян:

1) индоевропейская 2) финно-угорская

3) романо-германская 4) арамейская

3. Восточные славяне выделились в особую ветвь в:

1) III в. 2) V в.

3) VI в. 4) VIII в.

4. В VII—VIII вв. у славян происходил переход:

1) от соседской к родовой общине

2) от родовой к соседской общине

3) к государственному устройству

4) от племенной к кровнородственной общине

5. Важное место в религии восточных славян занимал:

1) культ вещей 2) культ предков

3) культ потомков 4) культ дождя

6. Главными государственными центрами восточных славян в VIII—IX вв. были:

1) Чернигов, Полоцк 2) Новгород, Киев

3) Смоленск, Псков 4) Итиль, Царьград

7. Основным занятием восточных славян в VI—VIII в. было:

1) собирательство 2) животноводство

3) земледелие 4) ремесло

8. Роль денег у восточных славян выполняли преимущественно шкурки:

1) куницы 2) бобра

3) норки 4) лисицы

9. Для общественной жизни и хозяйственной деятельности восточных славян в VII—VIII вв. было(а) характерно(а):

1) совместная загонная охота

2) массовое использование труда рабов на земле

3) преобладание роли религии и торговли

4) совместное владение сенокосом и лесными угодьями

10. Столица Хазарского каганата:

1) Итиль 2) Ольвия

3) Пантикапей 4) Булгар

11. Соседская (территориальная) община у восточных славян:

1) вече 2) посад

3) вервь 4) полюдье

12. Широкая крепкая доска с заостренными, раздвоенными снизу концами, на которые надевались наконечники, используемая для обработки земли у восточных славян:

1) сошник 2) борона

3) соха 4) серп

13. Религиозный культ восточных славян в VII—VIII вв.:

1) вера в единого Бога

2) массовые жертвоприношения в дни религиозных праздников

3) строительство больших каменных храмов-святилищ богам

4) поклонение деревянным изображениям богов — идолам

14. Бортничество — это:

1) охота на пушного зверя 2) рыболовство

3) собирательство меда 4) скотоводство

15. Восточно-славянские племена:

1) сарматы 2) дреговичи 3) черемисы

4) полочане 5) булгары

16. Божества, почитаемые восточными славянами:

1) Мокошь 2) Деметра 3) Тор

4) Велес 5) Арес

17. Первые государства на территории нашей страны:

1) Византия 2) Пантикапей 3) Болгарское царство

4) Тюркский каганат 5) Великая Булгария

Задания

1. Впишите понятие.

1) ____ (присваивающее хозяйство) — это хозяйство с преобладающей ролью охоты, собирательства и отчасти рыболовства, что соответствует самой древней стадии истории человечества.

2) ____ (вече) — это народное собрание у восточных славян, на котором выбирались старейшины для ведения общих дел и решались важные вопросы.

3) ____ (переложная) система земледелия — это система обработки земли, при которой в степных и лесостепных районах истощенные земли не распахивали в течение 20—30 лет, до тех пор, пока они не восстанавливали плодородие, а земледельцы переходили на другие участки земли.

2. Отметьте верные утверждения.

1) Крупнейшими политическими и хозяйственными центрами Скифского царства были Ольвия, Пантикапей, Фанагория, Херсонес Таврический.

2) Скифы населяли всю южную часть Причерноморья: от устья Дуная, Нижнего Буга и Днепра до Азовского моря и Дона.

3) Скифы жили в Западной Сибири, Северной и Восточной Европе.

4) Скифское поселение находилось у деревни Городище Кирилловского района Вологодской области.

5) Скифы торговали с греческими колониями в Причерноморье.

3. Отметьте верные утверждения.

1) Восточные славяне первыми заселили Восточную Европу.

2) Лесной край от Балтийского моря до Уральских гор заселяли финно-угорские племена.

3) Лесные жители научились добывать железо из болотных руд.

4) Обитатели лесов жили в каменных домах.

5) Главным божеством у балтов считался бог грома Перун.

4. Ответьте на вопросы.

1) В чем состоит преимущество переложной системы перед подсечно-огневой?

2) В чем состоит преимущество трехполья перед двупольем?

3) Почему главными богами язычников были покровители солнца, молний, ветра, скота и плодородия?

5. Заполните схему «Происхождение восточных славян».

6. Заполните сравнительную таблицу «Система управления у восточных славян и в древнегреческом полисе».

 

Управление в полисе

Управление у восточных славян

Общее

 

Различия

 

 



7. Работая с иллюстративным материалом, сравните родовую и соседскую общину.

(Проверка выполнения заданий.)

IV. Подведение итогов урока

Вот и закончилось наше исследование ранней истории восточных славян. Историк Н.М. Карамзин считал изучение древнейшего периода Руси «маловажным для разума».

— Согласны ли вы с высказыванием именитого историка?

Свое мнение аргументируйте.

(Ответы учеников.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 4, с. 36—39 учебника (ч. 1).

2. Написать эссе на тему «Мое знакомство с историей восточных славян».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!