СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторительно-обобщающий урок по теме "Глагол", 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторительно-обобщающий урок по теме "Глагол", 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Повторительно-обобщающий урок по теме "Глагол", 5 класс»

Ресурсный центр обучения детей

с использованием дистанционных образовательных технологий


План-конспект

дистанционного урока по курсу

Русский язык”, 5 класс.

Учитель Козлова Людмила Петровна.

Ученик Карпов Даниил, 5 класс.

Тема урока: Итоговый урок по теме «Глагол».

Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

Метод: исследовательский, решение нетипичных ситуаций.

Использование проблемных методов обучения при изучении глагола, совершенствование умения самостоятельно анализировать данные языковых явлений.

Дидактическая цель: организовать деятельность ученика по изучению глагола и закреплению знаний по теме.

Задачи урока:

Обучающие:

    обобщить и систематизировать имеющиеся знания о глаголе как части речи;

    формировать умения употреблять глаголы в речи;

    совершенствовать умение находить в тексте глагол;

    формировать и развивать познавательные компетенции;

    Развивающие:

    развивать орфографическую зоркость;

    развивать речь ученика, усвоить термины: «инфинитив», «возвратность», «вид совершенный и несовершенный», «спряжение»;

    активизировать мыслительные операции, познавательную активность;

    развивать коммуникативные и информационные компетенции; раскрывать творческий потенциал учащегося.

Воспитательные:

создать положительную мотивацию к уроку русского языка;

    воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку; воспитывать внимание, доброжелательное отношение друг к другу; развивать чувство ответственности за результат своего труда;

Межпредметные связи:

дистанционный курс « Русский язык» 5 класс в I-School является курсом дополнительного образования и опирается на связь предметов: русский языка, литература и информатика. В процессе изучения темы ученик используют модули курса (лекции, тесты).

Краткий план интерактивного урока в I-School:

  • Как распознать глагол.

  • Морфологические признаки глагола.

  • Синтаксическая роль глагола.

  • Найди глагол и его формы.

Методы, формы, приемы обучения: на уроке используются

  • словесные методы (беседа, объяснение, ответы на вопросы в диалоговом режиме);

  • практические методы (выполнение упражнений, тестовых заданий);

  • наглядные методы (скриншот, таблицы, файлы);

Форма организации занятия — индивидуальная в дистанционном режиме с использованием информационных технологий.

Оборудование и наглядные пособия: серверное программное обеспечение (специальная среда обучения, позволяющая создавать учебные материалы, осуществлять оперативное взаимодействие «учитель-ученик»); электронно-образовательные ресурсы, авторские дидактические материалы, программное обеспечение LibreOffice.

Структура урока:

1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

(3 мин.)

2. Актуализация опорных знаний. Отработка действий через тренировочные упражнения. (34 мин.)

4. Физкультминутка. (2 мин.)

4. Итог урока. (4 мин.)

5. Рефлексия. (2 мин.)



    1. Организационный момент:

    установление видеосвязи в Skype;

    приветствие;

      Цель:

      подготовить ученика к работе на уроке.

      Задачи:

      - проверить готовность ученика к уроку;

      - организовать внимание;

      - создать благоприятную психологическую атмосферу.

      Методы: словесный (слово учителя).

      Оборудование: компьютер.

    Ход урока.

      1. Вступительное слово учителя:

    Глаголы в русском языке не сравнимы ни с какой другой частью речи. Они «оживляют» предметы. Давно замечено, что глаголы придают языку образность, глубину, яркость, вызывают интерес со стороны читателя или слушателя.«Движение и его выражение — глагол - являются основой языка». (А. Н. Толстой) Недаром слово «глаголить» в русском языке означает «разговаривать».

    Но глаголы не так просты, как кажутся на первый взгляд. Ими надо уметь пользоваться.



Деятельность учителя

Деятельность ученика

Чтение отрывка из стихотворения:

Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит
Все расскажет нам …….. .

Тайны надо нам раскрыть,
Все познать и изучить —

Вот задача!

Ученик отвечает на вопросы учителя:

- Какое слово пропущено?

глагол.


2. Актуализация и закрепление знаний по теме:


Цель:

повторить и закрепить знания ученика по теме: «Глагол».

Задачи:

- поставить перед учеником эвристические вопросы, требующие активной мыслительной деятельности;

- выявить в ходе беседы пробелы в знаниях и устранить их;

- совершенствовать умения и навыки ученика с помощью заданий.

Методы: словесный (эвристическая беседа), наглядные (выполнение заданий).

Оборудование: компьютер, дидактические материалы.

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Что такое глагол?

Ответы:

Глагол — это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие или состояние.

Что такое инфинитив?

На какие вопросы отвечает?




Какие особенности есть у инфинитива?

Инфинитив — это начальная форма глагола.

Отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Инфинитив — неизменяемая форма глагола:

не указывает на время, на число, на лицо. Инфинитив только называет действия.

1. Задание для ученика: Сайт «Школьный помощник».

Задачи на тему "Неопределённая форма глагола".

1,2,4. Поставьте глаголы в неопределённую форму.


https://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=neopredelennaja_forma_glagola_5class

Как изменяются глаголы?

Глаголы изменяются:

  • по числам

  • временам (если есть)

  • по лицам (если есть)

  • по родам (если есть)

Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?

В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам.

2. Задание для ученика.

Заполни таблицу. Ответь на вопрос:

Как изменится глагол «читать»

в настоящем и будущем времени?

Лицо

Настоящее время

Будущее время

я



мы



ты



вы



он (она)



они



Вывод делает ученик:


Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

В прошедшем времени глагол изменяется по родам в ед.ч. и числам.

3. Задание для ученика.

Заполни таблицу. Ответь на вопрос:

Как изменяются глаголы в прошедшем времени?


Глагол

М.Р.

Ж.Р.

Множествен-

ное число

светить




мечтать




ворчать




пищать




Вывод делает ученик:


Каким членом предложения бывает чаще всего глагол?

В предложении глагол обычно бывает сказуемым.

4. Задание для ученика.

Вставь буквы в словах, найди и выдели грамматическую основу, назови сказуемое в предложениях:


    1) Берёзы ж...лтою ре...ьбой блестят в лазури голубой. 
    2) Песня замира...т далеко в п...лях. 

    3) Скво...ь в...лнистые туманы пробира...т...ся луна. 

На какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида?

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?

5. Задание для ученика.

Сайт «Школьный помощник».

Задачи на тему "Правописание -тся и -ться в глаголах".

3. Кликая на символ _ или на соседнюю букву, выберите правильное написание слова.


https://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=pravopisanie_tsia_v_glagolax

Как пишутся глаголы с частицей «НЕ»?

Глаголы с частицей «НЕ» пишутся раздельно, кроме тех, которые без «НЕ» не употребляются.

    6. Задание для ученика.

    Напиши правильно:


(не) уметь

    (не) домогать

    (не) навидеть

    (не) желать

    (не) здоровится

    (не) любить

Что такое спряжение глагола?

Спряже́ние — изменение глаголов по временам, числам, лицам и родам.

Как определить спряжение глагола?



Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?








Какие глаголы относятся к 1 спряжению?

Спряжение глагола можно определить по личным окончаниям глаголов.

Все глаголы, что на -ить, кроме слов «стелить» и «брить».

Четыре глагола на -ать: гнать, держать, слышать, дышать.

Семь глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, зависеть, вертеть, обидеть.

Все остальные глаголы относятся к 1 спряжению.

    7. Задание для ученика.

    Заполни таблицу, ответив на вопрос:

    к какому спряжению относится глагол?

глагол

1 спряжение

2 спряжение

терпеть



брить



любить



дышать



смотреть



стеречь



водить



ездить



наблюдать




Физкультминутка.

Упражнение для глаз при работе с компьютером.

3. Итог урока

Контрольный тест по теме: «Глагол»


Цель: проконтролировать уровень знаний ученика по теме урока.

Задачи:

- выявить уровень сформированности практических навыков по теме;

- выявить пробелы ученика по изучаемой теме;

- оценить уровень знаний ученика;

Метод: контрольное тестировние.



Как определить безударные окончания глаголов?

Безударные окончания глаголов надо определять по спряжениям.

А спряжения можно определить по окончаниям.







8. Задание для ученика.

Как правильно определить безударное окончание глагола?


https://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=sprjazenie_glagolov_5

Игровое задание:

СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ И ВСТАВЬ БУКВЫ:


Не спеши языком –

Сам пропадай,

С кем повед...шься,

Труд человека корм...т,

Глаза страшат...ся,

Хоч...шь... много знать –

Ученье – свет,

По одежке встреча...т,

Грамоте учит...ся –


от того и набер...ш...ся.

а товарища выручай.

а по уму провожа...т.

надо мало спать.

а лень порти...т.

а руки дела…т.

всегда пригодит...ся.

а неученье тьма.

торопис... делом.





4. Рефлексия.

1. Особенности какой части речи мы сегодня повторили и закрепили?

2. Как ты думаешь, почему так важно знать правописание глагола?

3. Как ты думаешь, сегодняшний урок полезен для тебя? Почему?

Ученик отвечает на вопросы.








Оценка деятельности ученика на уроке.




Приложение.

Упражнения для глаз при работе с компьютером - 3 мин.

Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10 - 15.

Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами посмотреть направо на счет 1 - 4, затем налево на счет 1 - 4 и прямо на счет 1 - 6.

Поднять глаза вверх на счет 1 - 4, опустить вниз на счет 1 - 4 и перевести взгляд прямо на счет 1 - 6. Повторить 4 -5 раз.

Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25 - 30 см, на счет 1 - 4, потом перевести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!