Повторительно-обобщающий урок: Древний Восток Форма урока: командная развивающая игра. Цели урока: Обобщить, систематизировать и закрепить знания по теме. Задачи:
– находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;
схема, тезисы).
– излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;
– различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории.
– преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;
- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.
– аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
Тема «Древний Восток» - одна из важнейших тем раздела «Древнейшие цивилизации Азии». Учащиеся должны усвоить, особенности возникновения и развития стран Древнего Востока. Увидеть роль древних цивилизаций в развитии мировой цивилизации.
1. Оргмомент /мотивация на урок/.
2. Повторение и систематизация знаний по пройденному материалу.
Мы совсем недавно с вами побывали с вами в путешествии по странам древнего Востока. Узнали о них очень много интересного. И сегодня наше путешествие подошло к концу. На границе с Западом нас встречает богиня истории Клио. Она может пропустить нас через границу, только если мы покажем свой багаж, багаж знаний о странах Древнего Востока. А что будет в этом багаже знаний.
Знание местоположения, знание карты, умения ориентироваться по карте, достижений народов.
Итак, давайте покажем Клио, что мы имеем право пройти через границу. А теперь представьте, что к нам пришло письмо от неё самой. Давайте прочтем письмо.
Вещество, которое в Древнем Китае считалось лекарством, и его неохотно употребляли китайцы. Это лекарство имело целебные свойства: возвращало человеку силы, помогало встать на ноги. Настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. (Чай).
Зерно известного продукта, который вы не раз употребляли в пищу. А выращивали и выращивают его в Китае следующим образом: зерна намачивают, они прорастают. Затем на небольшом участке густо высеивают. Участок заполняют водой на 5 см. Когда рассада подрастет на 20-25 см в высоту, ее осторожно выдергивают и пучками по 5-6 ростков пересаживают на поле параллельными рядами. Поле должно быть покрыто водой на 5-10 см. (Рис).
То, без чего не обходится сегодня каждый из нас. А появилось это в Древнем Китае. Изготавливали это следующим образом: в котле варили массу из измельченных тряпок, бамбука и коры деревьев. Затем сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали. (Бумага)
Один путешественник, который побывал в Древней Индии, рассказывал о том, как индийцы выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. (Сахар)
Это изобретение появилось в Китае и в древние времена оно напоминало суповую ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. “Ложку” клали на гладкую деревянную подставку с делениями. Если бы древний египтянин увидел вращающуюся китайскую ложку, он закричал бы “Волшебство!”. О каком изобретении идет речь? (компас)
Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло уже пять тысяч лет. Об истории какого открытия повествует эта старинная легенда? (шелк)
Эту книгу евреи считали священной, а впоследствии эта книга стала священной у многих ныне живущих народов (Библия).
Смешав песок с содой, финикийцы плавили его, как медную руду, а потом из этой массы получали то, что держали в секрете от всех (стекло).
Это растение египтяне разрезали на мелкие полоски, укладывали один слой на другой, прессовали, сушили на солнце, а потом использовали в качестве материала для письма (папирус).
ВАРИАНТ 1
1. Сходными природно-климатическими условиями для Египта и Индии являются:
а) мягкие и плодородные почвы;
б) пустыни;
в) высокие горы;
г) труднопроходимые джунгли;
д) полноводные реки.
2. Жители Двуречья строили дома из:
а) обожженных глиняных кирпичей;
б) высокого тростника-папируса;
в) высушенных глиняных кирпичей;
г) ливанского кедра;
д) ивовых прутьев, обмазанных глиной.
3. В древнем мире появление неравенства и знати связано с:
а) изобретением лука и стрел;
б) развитием ремесла;
в) возникновением родовой общины;
г) ведением военных действий.
4. Вавилонские купцы привозили в Двуречье из разных стран мира:
а) строительный лес;
б) рогатый скот;
в) финики;
г) глиняные кирпичи;
д) пурпурные ткани;
е) зерно;
ж) металлы.
5. Вводя в Вавилонии законы, царь Хаммурапи хотел:
а) защитить своих подданных от обращения в
рабство;
б) защитить рабов от чрезмерного произвола хозяина;
в) узаконить разделение людей на богатых и бедных;
г) ограничить произвол властей и установить
правопорядок.
6. Около 600 года до н.э. египетский фараон, решив узнать, вся ли Африка омывается морем, дал поручение мореплавателям:
а) египтянам; г) грекам;
б) финикийцам; д) ассирийцам;
в) вавилонянам; е) персам.
7. Великая китайская стена строилась для того, чтобы:
а) удержать отвоеванные у гуннов земли;
б) защитить торговые пути от набегов разбойников;
в) помешать побегам рабов;
г) поддержать правопорядок в стране.
8. По верованиям древних индийцев, из стоп бога Брахмы появились:
а) брахманы;
б) знатные воины;
в) земледельцы;
г) ремесленники;
д) слуги.
9. Культурно-историческими достижениями древних индийцев являются:
а) шахматы; б) компас;
в) ткани из хлопка г) свод законов Хаммурапи;
д) поэма «Рамаяна»; е) цифры;
ж) бумага.
10. Система письма, используемая жителями Финикии, называется:
а) клинопись;
б) алфавит;
в) рисунчатое письмо;
г) иероглифическое письмо.
11. Укажите мифы и сказания, созданные в странах Древнего Востока:
а) о Гильгамеше;
б) о Прометее;
в) о всемирном потопе;
г)«Рамаяна»;
д) об Осирисе;
е) о Геракле;
ж) о троянском коне.
12. В разные периоды истории столицами древневосточных стран были:
а) Вавилон;
б) Мегиддо;
в) Асуан;
г) Ниневия;
д) Фивы;
е) Иерусалим; ,
ж) Мемфис.
13. Отметьте имя правителя, не являвшегося царем Палестины в 10-м веке до н.э.:
а) Соломон;
б) Саул;
в) Ашшурбанапал;
г) Давид.
14 Соотнесите исторические факты с именами исторических деятелей:
а) Тутмос Третий; 1) создание древнейших за-
конов;
б) Дарий Первый; 2) завоевание Палестины и
Сирии;
в) Цинь Шихуан. 3) строительство Великой
китайской стены;
4) создание в Персии почтовой службы;
5) строительство храма богу Яхве.
15. Соотнесите события с датами:
а) 3000 год до н.э.; 1) объединение Южного и
Северного царств Египта;
б) 6-й век до н.э.; 2) объединение индийских
царств под властью Ашо-ки;
в) 3-й век до н.э. 3) образование Ассирий-
ской державы;
4) строительство пирамиды Хеопса;
5) образование персидской державы «царя царей».
16. Установите последовательность событий, происшедших в истории Египетского государства:
а) завоевательные походы Тутмоса Третьего;
б) существование 42 небольших царств;
в) строительство пирамиды Хеопса;
г) завоевание Египта персами;
д) объединение Южного и Северного царств.
ВАРИАНТ 2
1. Сходными природно-климатическими условиями для Египта и Двуречья являются:
а) опасность наводнений;
б) плодородные почвы;
в) разливы рек;
г) заросли тростника;
д) жаркий климат.
2. Население древнего мира научилось делать первые металлические орудия труда из:
а) бронзы;
б) железа;
в) меди;
г) олова;
д) золота.
3. Военные успехи ассирийского войска во многом можно объяснить применением в сражениях:
а) конницы; б) пращи;
в) боевых колесниц; г) таранов.
4. Финикийские купцы привозили в разные страны мира:
а) оливковое масло;
б) пшеницу;
в) шерсть;
г) пурпурные ткани;
д) живой товар — рабов;
е) финики;
ж) строительный лес.
5. По законам царя Хаммурапи:
а) любого человека могли пожизненно обращать в рабство за долги;
б) людей строго наказывали за преступления по обычаю «око за око, зуб за зуб»;
в) было невозможно купить или продать рабов на рынках Вавилона;
г) свободные люди освобождались от уплаты налогов в царскую казну.
6. Древние индийцы поклонялись богу:
а) Ганешу с головой слона;
б) Гебу с головой змеи;
в) Тоту с головой птицы;
г) Амону-Ра в облике кота;
д) Апопу в облике змеи;
е) Сету в облике осла.
7. Финикийцы основывали свои поселения-колонии для:
а) ведения военных действий с местным населением;
б) оживления торговли с другими странами;
в) подготовки к новым, более далеким путешествиям;
г) распространения своего образа жизни среди местного населения.
8. По верованиям древних индийцев, цари происходили из касты:
а) брахманов;
б) знатных воинов;
в) земледельцев;
г) ремесленников;
д) слуг.
9. Культурно-историческими достижениями древних китайцев являются:
а) иероглифическое письмо;
б) шахматы;
в) ткани из хлопка;
г) бумага;
д) ткани из шелка;
е) компас; ж) чай.
10. Древнекитайская книга представляла собой связку:
а) пальмовых листьев;
б) расщепленного бамбука;
в) глиняных табличек;
г) листов папируса.
11. Древневосточными мудрецами были:
а) Конфуций;
б) Кир Великий;
в) Гаутама Будда;
г) Хаммурапи;
д) Цинь Шихуан;
е) Соломон;
ж) Тутанхамон.
12. По территории стран Древнего Востока протекали реки:
а) Нил;
б) Волга;
в) Хуанхэ;
г) Евфрат;
д) Ока;
е) Инд;
ж) Днепр.
13. Отметьте растение, которое не выращивали древние индийцы:
а) рис;
б) хлопчатник;
в) оливковые деревья;
г) сахарный тростник.
14. Соотнесите исторические факты с именами исторических деятелей:
а) Хаммурапи;
в) Соломон.
1) создание древнейших
законов;
б) Ашшурбанапал; 2) завоевание Египта и Китая;
3)организация первой библиотеки глиняных
книг;
4) строительство храма богу Яхве в Иерусалиме;
5) строительство Великой китайской стены.
15. Соотнесите события с датами:
а) 3-е тысячелетие до н.э.; 1) образование первых го-
сударств в Двуречье;
б) 8—7-й века до н.э.; 2) образование персидской
державы «царя царей»;
в) 221 год до н.э. 3) завоевание Египта пер-
сами;
4) объединение Китая под властью Цинь Шихуан;
5) образование ассирийской державы.
16. Установите последовательность событий, происшедших в период становления персидской державы «царя царей»:
а) завоевание Египта;
б) покорение Вавилонии;
в) правление Дария Первого;
г) объединение персидских племен;
д) смерть Кира Великого.