СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторим орфограммы-гласные в корне слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный   урок - это   урок - повторения, систематизации и обобщения знаний, коррекция умений и навыков. Цель урока :сформировать устойчивый навык правописания    гласных в корнях слов, закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами,формировать адекватную самооценку;  устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес  к познавательной деятельности; развивать  интерес учащихся к изучению мира профессий; воспитание уважительного отношения к труду.

 

Просмотр содержимого документа
«Повторим орфограммы-гласные в корне слова»

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс 7

Тема

Повторение орфографии

Тип урока

Урок - повторения, систематизации и обобщения знаний, коррекция умений и навыков.


Цель урока:

сформировать устойчивый навык правописания гласных в корнях слов, закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами


Планируемые результаты (УУД)

Предметные:

  • уметь безошибочно писать орфограммы корня;

  • знать способ определения написания каждого вида орфограммы;

  • научиться различать условия написания гласных;

  • овладеть умением объяснять написание безударных гласных в корне слова;

  • овладеть умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях;

  • развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические навыки и  умения

Метапредметные:

1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.


Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности; развивать интерес учащихся к изучению мира профессий; воспитание уважительного отношения к труду.


Основные понятия

Орфограмма, безударная гласная, проверяемая ударением; непроверяемая безударная гласная, чередующаяся

Формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, групповая.


Методы обучения

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.


Приемы обучения

Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания.

Эмоционально-ценностный компонент урока

Использование текста художественной литературы.

Оборудование

ЭОР: презентация, компьютер, проектор.

Бумажные: карточки с заданиями, учебник.





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия (УУД)

1.Организационный момент




Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. Здравствуйте, ребята! Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием:

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым. 
Пусть доброе утро длится до вечера!

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

И я надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.






Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности


Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность. Посмотрите на слайд. Выразительно прочитатйте текст.

1 Работа с текстом .

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)

Перед вами лежит «дорожная карта урока». Она будет сигналом успешного движения на пути к решению цели и задач нашего урока. Тут вы будете отмечать свои достижения в графе «отметка». В графе 1 будете ставить себе баллы за правильные и самостоятельные ответы, которые будете давать во время урока.

Вот вам и 1 задание!

- Определите основную мысль прочитанного текста и объясните, что хотел сказать нам автор.

-Определите тип речи

- Что важного, поучительного должны взять для себя из этого текста?

- Вот и нам с вами сегодня на уроке предстоит приложить усилия, чтобы обобщить знания по одной важной теме

Формулирование темы урока.  

Дает задание: подумайте и обоснованно ответьте на вопросы: «Посмотрите еще раз внимательно на прочитанный текст. В какой морфеме в словах я сделала пропуски?

- Правильно. Как называется эта орфограмма? (Безударная гласная в корне).

-На какие правила пропущены гласные в словах?» Какая орфограмма объединяет слова, встретившиеся в этом тексте?


-Назовите устно пропущенные буквы.

- Исходя из проделанного задания, как вы думаете, по какой теме сегодня будем работать на уроке?


- А если посмотреть на эту тему ещё шире? Эта тема новая для вас или вы ее изучали?


-Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадях число и тему урока .


-А как вы думаете, чем будем мы сегодня заниматься на уроке?

 - Ребята, какие цели ,исходя из сделанных заданий, поставим на сегодняшний урок ?

Что нужно сделать, чтобы безошибочно писать буквы в корне слова?

Предложите план нашей работы на уроке.

Чтение теоретического материала на странице (стр.107)

Выполнение упражнения 292(письменно, комментируя у доски)

Таблица упражнение 293(опираясь на таблицу вспоминаем орфограммы-гласные в корнях слов) . после ответов слайды презентации.

Фронтальный опрос

– Какие корни с чередованием гласных вам известны?

– В чем особенность правописания таких корней?

– От чего зависит правописание чередующейся гласной в корне слова?

Давайте закрепим то, что вы вспомнили, какие виды орфограмм в корне слова существуют в русском языке. Для этого рассмотрим следующие группы слов.     Подумайте, какая орфограмма встречается в этих  словах?

Стр...итель, пов...р, уч..тель, в...дитель, в..долаз, тр...кторист,сп...ртсмен, ст...кольщик. (Проверяемая безударная гласная в корне слова)

Какая орфограмма встречается в этих  словах?  

Агр...ном, арх...т..ктор, м..ляр, м..ханизатор, к..рресп...ндент, к...смонавт, г..олог, д...рижер, с...кретарь.

(Непроверяемая безударная гласная в корне слова)

-При затруднении где мы можем узнать верное написание слова? ( В орфографическом словаре)(записать слова в тетрадь, выделить орфограмму, самопроверка, оценить в оценочном листе) .

А каким одним словом можно объединить эти все слова?

Правильно, профессии — это словарное слово. Посмотрите как, оно пишется…

— Дайте определение слову профессия

— Скоро перед вами станет вопрос о выборе профессии, вы должны будете сделать правильный выбор! Уверена, что сегодняшний урок поможет вам в этом.

— Профессии делятся на несколько видов:


Человек-человек. Это профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой.


Человек-техника. Это все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники.


Человек — художественный образ — все профессии, связанные с созданием, воспроизведением и изучением художественных образов.


Человек — природа — все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы.


Задание: прочитайте названия профессий, какая профессия лишняя и почему?


Художник, музыкант, водитель, актёр.


Врач, певец, учитель, юрист.


Ветеринар, садовник, эколог, продавец.


Певец, столяр, токарь, механик.

Задание: Запишите в тетрадь слова с орфограммой "Непроверяемая гласная в корне слова"

— Оцените свою работу.

Правила вы знаете хорошо, владеете навыками определения орфограммы в корне. Однако в правописании безударной гласной в корне слова, особенно в словах с чередующейся гласной, школьники часто допускает большое количество ошибок. Этому и будет посвящена оставшаяся часть урока.

Предлагаю игру "Верите ли вы, что…"

Если верите, поднимаете руку. Если не верите – руку не поднимаете.

- в русском языке безударные гласные в корнях всегда проверяются ударением? (нет). Аргументируйте ответ.

- что выбор гласной в корнях с чередованием зависит от разных условий (да). Аргументируйте ответ.

-что среди слов с чередованием гласных в корне есть слова-исключения? (да).

Приведите примеры (утварь, сочетать - сочетание, росток, отрасль, Ростислав, ростовщик, отрасль, скачок, скачу, равнина, ровесник, уровень, поровну, зоревать).

 Вы, наверное, устали?

Встали! Руки вверх подняли!

Потянулись высоко

И вздохнули глубоко!

Опустили плавно руки...

На уроке - не до скуки!

Теперь за парты сели дружно.

Конечно, поработать нужно!

Формулируют ответы на вопросы учителя, записывают предложение.





















(Как надо прожить жизнь, с пользой и добротой.

Определяют тип речи (рассуждение).Излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания

Познавательные: целеполагание; чтение и слушание с целью извлечения нужной информации; выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками



















Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих.











Познавательные: целеполагание; выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками



Познавательные: составление алгоритма собственных действий для реализации задач урока.















Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе.






3. .Актуализация знаний

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия











4.Постановка учебной проблемы











5.Подготовка к обобщению понятий, правил


























«Мозговой штурм»














































































Физминутка!

СЛАЙД № 12


Учащиеся формулируют тему урока.

(в корне)

(Безударная гласная в корне).


Чередующаяся гласная в корне слова.


Чередование гласных в корнях слов

Тема нашего урока - Повторим орфограммы-гласные в корне слова


Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей

-Вспоминать правила, определяющие написание орфограмм

-Опознавать орфограммы, классифицировать их, группировать по видам

Составляют план действий, озвучивают примерный план.

1.Повторение теоретических сведений по теме

2.Выполнение практических упражнений, закрепляющих навык правописания гласных в корнях с чередованием.

3. Проверить устойчивость навыка







Ученики перечисляют группы корней.

Их нельзя проверить ударением

Дети называют условия зависимости написания гласной в корнях с чередованием: от последующей буквы, от наличия суффикса А после корня, от ударения






профессии



(вид трудовой деятельности человека, служащий источником доходов).

6. Обобщение понятий и правил темы




Задание 3.   Выполним следующее задание, чтобы выяснить, как вы умеете отличать орфограммы в корнях с чередованием от других орфограмм

В каждой группе слов найди лишнее и запишите его в тетрадь, выделив орфограмму.
1) растение, растереть, возраст, расти

лишнее - растереть, т.к. в нём корень -тер- и приставка рас-, а в остальных корень -раст-;

2) подгореть, выгорел, гора, сгорание 

лишнее - гора, т.к. в корне этого слова проверяемая безударная гласная, а в остальных - чередующаяся;

в) творог, творить, сотворение, творительный

лишнее - творог, т.к. в нём корень - всё слово, а в остальных корень -твор

Задание 4. Чтобы проверить, как вы можете находить слова с орфограммами корня в тексте, выполним  следующее задание

(ГРУППОВОЕ ЗАДАНИЕ) ( 2 МИНУТЫ)

Перед вами отрывок из стихотворения В.В.Маяковского "Кем быть?",

1-я группа.(ряд) Найдите слова с проверяемыми гласными, объясните орфограммы. Года, бревно, добела, раскалились.

2-я группа.(ряд) Найдите слова с непроверяемыми гласными, объясните орфограммы. Столяры, плотники, мебель, работники

3-я группа. (ряд)Найдите слова с чередующимися гласными, объясните орфограммы. растут,зажимает, сначала, заниматься ( а(я)-им(ин))

 У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
Нужные работники —
столяры и плотники!
Сработать мебель мудрено:
сначала
мы
берём бревно
и пилим доски
длинные и плоские.
Эти доски
вот так
зажимает
стол-верстак.
От работы
пила
раскалилась добела.
Из-под пилки
сыплются опилки.
Рубанок
в руки —
работа другая:
сучки, закорюки
рубанком стругаем.
Хороши стружки —
желтые игрушки.





Познавательные: анализ с целью выделения общих признаков, понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме; выбор критериев для классификации объектов.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества со сверстником

Задание №5 Упражнение 294 (распределительный диктант )

-Какими двумя разными способами можно распределить эти слова по колонкам.(по частям речи (причастие, деепричастие); (безударные гласные чередующиеся, проверяемые)

Дифференцирующее задание на "5" -причастие-деепричастие

На "4"- безударные гласные чередующиеся, проверяемые

На "3"-списать, выбрав правильную букву.

Выполняют упражнение


7. Рефлексия учебной деятельности на уроке


Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.

Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что  правописание гласных в корне слова является одной из ведущих орфограмм в русском языке, так как в этом виде орфограмм учениками допускается большое количество ошибок.

1) Что вспомнили на уроке?

-Вспоминали правила, определяющие написание орфограмм

 2) Что делали?

-Опознавали орфограммы в тексте, классифицировали их, группировали по видам

- сами формулировали вопросы, требующие решения; при помощи работы с учебником самостоятельно находили ответы на вопросы, сформулированные на первом этапе;

- закрепляли знания через применение их на практике;

- Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.

Ответьте на 3 вопроса.

- Сегодня я узнал, что

- Я повторил

- Мне пригодится

Подводя итоги, я предлагаю обратиться к дорожной карте

Оцените себя, на сколько баллов вы выполняли каждое задание.

Затем посмотрите, сколько баллов вы набрали в итоге, и  поставьте себе оценку за урок.

Кто получил 5,4,3…

Осуществляют  самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников

8.Домашнее задание

1) Дает дифференцированное домашнее задание.

  1. Составить текст из 3–5 предложений (на выбор) о той профессии, которую вы бы хотели получить.

2) Выполнить упражнение 295

Спасибо за работу! Мне было очень приятно с вами общаться!

Записывают задание.













































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!