2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность. Посмотрите на слайд. Выразительно прочитатйте текст. 1 Работа с текстом . У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов) Перед вами лежит «дорожная карта урока». Она будет сигналом успешного движения на пути к решению цели и задач нашего урока. Тут вы будете отмечать свои достижения в графе «отметка». В графе 1 будете ставить себе баллы за правильные и самостоятельные ответы, которые будете давать во время урока. Вот вам и 1 задание! - Определите основную мысль прочитанного текста и объясните, что хотел сказать нам автор. -Определите тип речи - Что важного, поучительного должны взять для себя из этого текста? - Вот и нам с вами сегодня на уроке предстоит приложить усилия, чтобы обобщить знания по одной важной теме Формулирование темы урока. Дает задание: подумайте и обоснованно ответьте на вопросы: «Посмотрите еще раз внимательно на прочитанный текст. В какой морфеме в словах я сделала пропуски? - Правильно. Как называется эта орфограмма? (Безударная гласная в корне). -На какие правила пропущены гласные в словах?» Какая орфограмма объединяет слова, встретившиеся в этом тексте? -Назовите устно пропущенные буквы. - Исходя из проделанного задания, как вы думаете, по какой теме сегодня будем работать на уроке? - А если посмотреть на эту тему ещё шире? Эта тема новая для вас или вы ее изучали? -Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадях число и тему урока . -А как вы думаете, чем будем мы сегодня заниматься на уроке? - Ребята, какие цели ,исходя из сделанных заданий, поставим на сегодняшний урок ? Что нужно сделать, чтобы безошибочно писать буквы в корне слова? Предложите план нашей работы на уроке. Чтение теоретического материала на странице (стр.107) Выполнение упражнения 292(письменно, комментируя у доски) Таблица упражнение 293(опираясь на таблицу вспоминаем орфограммы-гласные в корнях слов) . после ответов слайды презентации. Фронтальный опрос – Какие корни с чередованием гласных вам известны? – В чем особенность правописания таких корней? – От чего зависит правописание чередующейся гласной в корне слова? Давайте закрепим то, что вы вспомнили, какие виды орфограмм в корне слова существуют в русском языке. Для этого рассмотрим следующие группы слов. Подумайте, какая орфограмма встречается в этих словах? Стр...итель, пов...р, уч..тель, в...дитель, в..долаз, тр...кторист,сп...ртсмен, ст...кольщик. (Проверяемая безударная гласная в корне слова) Какая орфограмма встречается в этих словах? Агр...ном, арх...т..ктор, м..ляр, м..ханизатор, к..рресп...ндент, к...смонавт, г..олог, д...рижер, с...кретарь. (Непроверяемая безударная гласная в корне слова) -При затруднении где мы можем узнать верное написание слова? ( В орфографическом словаре)(записать слова в тетрадь, выделить орфограмму, самопроверка, оценить в оценочном листе) . А каким одним словом можно объединить эти все слова? Правильно, профессии — это словарное слово. Посмотрите как, оно пишется… — Дайте определение слову профессия — Скоро перед вами станет вопрос о выборе профессии, вы должны будете сделать правильный выбор! Уверена, что сегодняшний урок поможет вам в этом. — Профессии делятся на несколько видов: Человек-человек. Это профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. Человек-техника. Это все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Человек — художественный образ — все профессии, связанные с созданием, воспроизведением и изучением художественных образов. Человек — природа — все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. Задание: прочитайте названия профессий, какая профессия лишняя и почему? Художник, музыкант, водитель, актёр. Врач, певец, учитель, юрист. Ветеринар, садовник, эколог, продавец. Певец, столяр, токарь, механик. Задание: Запишите в тетрадь слова с орфограммой "Непроверяемая гласная в корне слова" — Оцените свою работу. Правила вы знаете хорошо, владеете навыками определения орфограммы в корне. Однако в правописании безударной гласной в корне слова, особенно в словах с чередующейся гласной, школьники часто допускает большое количество ошибок. Этому и будет посвящена оставшаяся часть урока. Предлагаю игру "Верите ли вы, что…" Если верите, поднимаете руку. Если не верите – руку не поднимаете. - в русском языке безударные гласные в корнях всегда проверяются ударением? (нет). Аргументируйте ответ. - что выбор гласной в корнях с чередованием зависит от разных условий (да). Аргументируйте ответ. -что среди слов с чередованием гласных в корне есть слова-исключения? (да). Приведите примеры (утварь, сочетать - сочетание, росток, отрасль, Ростислав, ростовщик, отрасль, скачок, скачу, равнина, ровесник, уровень, поровну, зоревать). Вы, наверное, устали? Встали! Руки вверх подняли! Потянулись высоко И вздохнули глубоко! Опустили плавно руки... На уроке - не до скуки! Теперь за парты сели дружно. Конечно, поработать нужно! | Формулируют ответы на вопросы учителя, записывают предложение.
(Как надо прожить жизнь, с пользой и добротой. Определяют тип речи (рассуждение).Излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания | Познавательные: целеполагание; чтение и слушание с целью извлечения нужной информации; выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих.
Познавательные: целеполагание; выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные: составление алгоритма собственных действий для реализации задач урока.
Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе.
|
6. Обобщение понятий и правил темы
| Задание 3. Выполним следующее задание, чтобы выяснить, как вы умеете отличать орфограммы в корнях с чередованием от других орфограмм В каждой группе слов найди лишнее и запишите его в тетрадь, выделив орфограмму. 1) растение, растереть, возраст, расти лишнее - растереть, т.к. в нём корень -тер- и приставка рас-, а в остальных корень -раст-; 2) подгореть, выгорел, гора, сгорание лишнее - гора, т.к. в корне этого слова проверяемая безударная гласная, а в остальных - чередующаяся; в) творог, творить, сотворение, творительный лишнее - творог, т.к. в нём корень - всё слово, а в остальных корень -твор Задание 4. Чтобы проверить, как вы можете находить слова с орфограммами корня в тексте, выполним следующее задание (ГРУППОВОЕ ЗАДАНИЕ) ( 2 МИНУТЫ) Перед вами отрывок из стихотворения В.В.Маяковского "Кем быть?", 1-я группа.(ряд) Найдите слова с проверяемыми гласными, объясните орфограммы. Года, бревно, добела, раскалились. 2-я группа.(ряд) Найдите слова с непроверяемыми гласными, объясните орфограммы. Столяры, плотники, мебель, работники 3-я группа. (ряд)Найдите слова с чередующимися гласными, объясните орфограммы. растут,зажимает, сначала, заниматься ( а(я)-им(ин)) У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься? Нужные работники — столяры и плотники! Сработать мебель мудрено: сначала мы берём бревно и пилим доски длинные и плоские. Эти доски вот так зажимает стол-верстак. От работы пила раскалилась добела. Из-под пилки сыплются опилки. Рубанок в руки — работа другая: сучки, закорюки рубанком стругаем. Хороши стружки — желтые игрушки.
| | Познавательные: анализ с целью выделения общих признаков, понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме; выбор критериев для классификации объектов. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества со сверстником |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность. Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что правописание гласных в корне слова является одной из ведущих орфограмм в русском языке, так как в этом виде орфограмм учениками допускается большое количество ошибок. 1) Что вспомнили на уроке? -Вспоминали правила, определяющие написание орфограмм 2) Что делали? -Опознавали орфограммы в тексте, классифицировали их, группировали по видам - сами формулировали вопросы, требующие решения; при помощи работы с учебником самостоятельно находили ответы на вопросы, сформулированные на первом этапе; - закрепляли знания через применение их на практике; - Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите. Ответьте на 3 вопроса. - Сегодня я узнал, что - Я повторил - Мне пригодится Подводя итоги, я предлагаю обратиться к дорожной карте Оцените себя, на сколько баллов вы выполняли каждое задание. Затем посмотрите, сколько баллов вы набрали в итоге, и поставьте себе оценку за урок. Кто получил 5,4,3… | Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности. | Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников |