Тема:Повторение темы « Обособление уточняющих членов предложения».
Цель: на основе знаний обучающихся повторить обособление уточняющих членах предложения
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы : 2 мин.
П р е д м е т н ы е : уметь определять условия обособления уточняющих членов предложения; опознавать уточняющие члены на основе семантико- интонационного анализа высказывания; сопоставлять и конструировать предложения с уточняющими членами предложения; конструировать предложения с уточняющими членами предложения.
Метапредметные: создавать собственное аргументированное высказывание; Личностные: самостоятельно формулировать тему занятия, цель, задачи; работать в паре и согласовывать свою деятельность с деятельностью других; оценивать себя и других.
Закрепление и обобщение. Индивид: орфоэпическая разминка у доски 5 мин
Самостоятельная работа. Поставьте ударение в словах.
Орфоэпическая разминка : предположить, красивее, начал, начала, позвонит, облегчить, торты, туфля, улыбаться, напевать, углубить.
Устная викторина «Знаешь ли ты стихи А. С. Пушкина?»
Вставить недостающее в строчке или строфе, объяснить синтаксическую роль.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
(Блестя на солнце), снег лежит…
(«Зимнее утро»)
Сижу за решёткой в темнице сырой
Вскормлённый в неволе орёл молодой.
Мой грустный товарищ, (махая крылом),
Кровавую пищу клюёт под окном.
(«Узник»)
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, (зноем раскаленной),
Анчар, (как грозный часовой),
Стоит один во всей вселенной.
Яд каплет сквозь его кору,
(К полудню растопясь от зною),
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
(«Анчар»)
В молчанье, (рукой опершись о седло),
С коня он слезает угрюмый.
(«Песнь о вещем Олеге»)
Товарищ, верь: взойдёт она,
(Звезда пленительного счастья…)
(«К Чаадаеву»)
Буря мглою небо кроет,
(Вихри снежные крутя…) («Зимний вечер»)
2.Повторение теории
обособляются слова и словосочетания ,уточняющие смысл предшествующих слов
Уточняющие обстоятельства места | Каждое утро, в восемь часов, я иду на работу. |
Уточняющие обстоятельства времени | Далеко, в лесу, раздавались удары топора. |
Уточняющие обстоятельства образа действия | Это был Александр Иванович, или попросту Саша, гость приехавший из Самары. |
Уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста. | Внизу ничего не было видно, кроме сверкающих огней. |
Уточняющие приложения с союзом или (= то есть) | Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи. |
Уточняющие дополнения с предлогами (кроме, включая, за исключением и т.д) | Он наивно, по детски, вытер пальцами глаза. |
Уточняющие обстоятельства – в паре работают 5 мин.
-Какие обстоятельства могут иметь уточнение?
Вставить уточняющее обстоятельство в предложение.
а) Завтра мы пойдем на экскурсию. ( в 10 часов)
б) Постепенно гаснут в небе звезды. (очень медленно)
в) Вдали стучали топоры. (у самого леса)
Попробуйте конкретизировать данные члены предложения , сделать их более точными, ясными.
-Попробуем сделать вывод. Какие слова обособляются в данных предложениях? (Обособляются слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов).
3Уточняющие приложения. Каким союзом присоединяются? Или
Синтаксический пазбор: у доски индивид
Земля окружена воздушной оболочкой, или атмосферой. 5 мин
кто? = то есть (пояснение)
-Этот же союз может связывать однородные члены в паре
Расставить знаки препинания, выделяя уточняющие члены
Песцы, или полярные лисицы, успешно разводятся теперь в нескольких совхозах.
Из лесного оврага неслось воркованье диких голубей, или гОрлинок.(то есть)
На территории Кузбасса вы можете встретить лОся или марала
4.Конструирование предложений.(Работа в группах) 3 мин
Учащимся предлагается «собрать» рассыпавшееся предложение .
а) Половодья , весной , сейчас ,с , опасением ,мы, ранней, ждем.
Сейчас , ранней весной , мы с опасением ждем половодья .
б) Сидели , дети , дома , около , скамейке , на .
Около дома , на скамейке , сидели дети.
в) Изучаем , то есть , мы , синтаксис ,науку , о , словосочетании , предложении , и.
Мы изучаем синтаксис , то есть , науку о словосочетании и предложении.
5Выборочноеработа. 3 мин
Из предложенных пар предложений выбрать только предложения с уточняющими членами.
А.1.Здесь, среди болот, проб...рается тоненький ручеек.
2.Вчера на хуторе произошло нечто странное.
Б.1.Войдя в юрту, Макар подошел к камельку.
2.Сегодня ,в восемь часов вечера,мы поед...м в гости.
В. 1.Нутрия ,или водяная крыса ,ценит(т ,ть )ся своим мехом.
2.Письмо доставит мой брат или его товарищ.
Г. 1.Я ничего не слышал ,кроме шума листьев.
2.На севере ,слабо мерцая , подымались какие-то белесоватые облака.
После выполнения этого задания учащиеся обмениваются своими работами и производят взаимопроверку. Оценивают по следующим критериям :
2 предложения - «3»
3 предложения - «4»
4 предложения - «5»
Ответы:А 1, Б2, В1,Г1
VI. Проверка (диагностика).
Работа по карточкам.
Расставьте знаки препинания при обособлении уточняющих членов предложения.
I вариант.
1. Внизу в закурившемся тумане шумел лес.
2. Мы помимо судовых работ занимались ещё погрузкой угля.
3. У забора на груде досок уже поджидали Васька и Сашка.
4. Однажды уже в сентябре мы получили письмо.
5. Вопреки воле родителей она отложила подготовку к экзаменам.
VI. Проверка (диагностика).
Работа по карточкам.
Расставьте знаки препинания при обособлении уточняющих членов предложения..
II вариант.
1. Известно, что смерчи или водяные столбы разбивают ядрами с кораблей.
2. Внизу в закурившемся тумане глухо шумел лес.
3. За исключением отдельных учеников все учатся хорошо.
4. Многие газы например водород легче воздуха.
5. Мы беседовали хорошо по-дружески.
7. Подготовка к ВПР. Листы № 9 подчеркните уточнение
1)обстоятельство места
2)обстоятельство времени
3) дополнение
4) приложение подлежащее
8. Оценки за работу
9. Подведение итогов. Рефлексия.
- Какие члены предложения называются уточняющими? (Члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения и отвечающие на один и тот же вопрос, например: где именно? когда именно? кто именно? какой именно?)
- В чём их особенность? (Уточняться могут обстоятельства места, времени, образа действия, уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста, уточняющие приложения с союзом или (= то есть), уточняющие дополнения с предлогами (кроме, включая, за исключением и т.д)).
- Подчеркните нужные слова.
1. Правила обособления знаю / не знаю / знаю частично.
2. Правильно читать предложения с обособленными членами
умею / не умею / не всегда.
3. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами
умею / не умею/ не всегда.
10. Домашнее задание:
Упр. 325, стр.183 (списать, расставить знаки, составить схемы)
Самостоятельная работа. Поставьте ударение в словах.
Орфоэпическая разминка : предпол..жить, кр..сивее, нач..л, нач..ла, п..звонит, обле..чить, торты, туфля, улыбаться, напевать, углубить.
4.Конструирование предложений.(Работа в группах)
Учащимся предлагается «собрать» рассыпавшееся предложение .
а) Половодья , весной , сейчас ,с , опасением ,мы, ранней, ждем.
4.Конструирование предложений.(Работа в группах)
Учащимся предлагается «собрать» рассыпавшееся предложение .
б) Сидели , дети , дома , около , скамейке , на .
4.Конструирование предложений.(Работа в группах)
Учащимся предлагается «собрать» рассыпавшееся предложение
в) Изучаем , то есть , мы , синтаксис ,науку , о , словосочетании , предложении , и.
Синтаксический пазбор: у доски индивидРасставить знаки.
Земля окружена воздушной оболочкой или атмосферой. 5 мин
6. Проверка (диагностика).
Работа по карточкам.
Расставьте знаки препинания при обособлении уточняющих членов предложения.
I вариант.
1. Внизу в закурившемся тумане шумел лес.
2. Мы помимо судовых работ занимались ещё погрузкой угля.
3. У забора на груде досок уже поджидали Васька и Сашка.
4. Однажды уже в сентябре мы получили письмо.
5. Вопреки воле родителей она отложила подготовку к экзаменам.
6. Проверка (диагностика).
Работа по карточкам.
Расставьте знаки препинания при обособлении уточняющих членов предложения
II вариант.
1. Известно, что смерчи или водяные столбы разбивают ядрами с кораблей.
2. Внизу в закурившемся тумане глухо шумел лес.
3. За исключением отдельных учеников все учатся хорошо.
4. Многие газы например водород легче воздуха.
5. Мы беседовали хорошо по-дружески.