СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение уточняющих членов предложения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторения, проводится после изучения уточняющих членов предложения.

Просмотр содержимого документа
«Повторение уточняющих членов предложения.»

Тема:Повторение темы « Обособление уточняющих членов предложения».

Цель: на основе знаний обучающихся повторить обособление уточняющих членах предложения

П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы : 2 мин.

П р е д м е т н ы е : уметь определять условия обособления уточняющих членов предложения; опознавать уточняющие члены на основе семантико- интонационного анализа высказывания; сопоставлять и конструировать предложения с уточняющими членами предложения; конструировать предложения с уточняющими членами предложения.

 Метапредметные: создавать собственное аргументированное высказывание; Личностные: самостоятельно формулировать тему занятия, цель, задачи; работать в паре и согласовывать свою деятельность с деятельностью других; оценивать себя и других.



  1. Закрепление и обобщение. Индивид: орфоэпическая разминка у доски 5 мин

Самостоятельная работа. Поставьте ударение в словах.

Орфоэпическая разминка : предположить, красивее, начал, начала, позвонит, облегчить, торты, туфля, улыбаться, напевать, углубить.


Устная  викторина  «Знаешь ли ты стихи А. С. Пушкина?»

Вставить недостающее в строчке или строфе, объяснить синтаксическую роль.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

(Блестя на солнце), снег лежит…

                                («Зимнее утро»)

Сижу за решёткой в темнице сырой

Вскормлённый в неволе орёл молодой.

Мой грустный товарищ, (махая крылом),

Кровавую пищу клюёт под окном.

                                          («Узник»)

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, (зноем раскаленной),

Анчар, (как грозный часовой),

Стоит один во всей вселенной.

Яд каплет сквозь его кору,

(К полудню растопясь от зною),

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.

                                     («Анчар»)

В молчанье, (рукой опершись о седло),

С коня он слезает угрюмый.

                              («Песнь о вещем Олеге»)

Товарищ, верь: взойдёт она,

(Звезда пленительного счастья…)

                             («К Чаадаеву»)

Буря мглою небо кроет,

(Вихри снежные крутя…)  («Зимний вечер»)

2.Повторение теории

обособляются слова и словосочетания ,уточняющие смысл предшествующих слов



Уточняющие обстоятельства места

Каждое утро, в восемь часов, я иду на работу.

Уточняющие обстоятельства времени

Далеко, в лесу, раздавались удары топора.

Уточняющие обстоятельства образа действия

Это был Александр Иванович, или попросту Саша, гость приехавший из Самары.

Уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста.

Внизу ничего не было видно, кроме сверкающих огней.

Уточняющие приложения с союзом или (= то есть)

Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи.

Уточняющие дополнения с предлогами (кроме, включая, за исключением и т.д)

Он наивно, по детски, вытер пальцами глаза.

  1. Уточняющие обстоятельства – в паре работают 5 мин.

-Какие обстоятельства могут иметь уточнение?

Вставить уточняющее обстоятельство в предложение.

а) Завтра мы пойдем на экскурсию. ( в 10 часов)

б) Постепенно гаснут в небе звезды. (очень медленно)

в) Вдали стучали топоры. (у самого леса)


Попробуйте конкретизировать данные члены предложения , сделать их более точными, ясными.

-Попробуем сделать вывод. Какие слова обособляются в данных предложениях? (Обособляются слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов).


3Уточняющие приложения. Каким союзом присоединяются? Или

Синтаксический пазбор: у доски индивид

Земля окружена воздушной оболочкой, или атмосферой. 5 мин

кто? = то есть (пояснение)

-Этот же союз может связывать однородные члены в паре

Расставить знаки препинания, выделяя уточняющие члены

  1. Песцы, или полярные лисицы, успешно разводятся теперь в нескольких совхозах.

  2. Из лесного оврага неслось воркованье диких голубей, или гОрлинок.(то есть)

  3. На территории Кузбасса вы можете встретить лОся или марала 

4.Конструирование предложений.(Работа в группах) 3 мин

Учащимся предлагается «собрать» рассыпавшееся предложение .

а) Половодья , весной , сейчас ,с , опасением ,мы, ранней, ждем.

Сейчас , ранней весной , мы с опасением ждем половодья .

б) Сидели , дети , дома , около , скамейке , на .

Около дома , на скамейке , сидели дети.

в) Изучаем , то есть , мы , синтаксис ,науку , о , словосочетании , предложении , и.

Мы изучаем синтаксис , то есть , науку о словосочетании и предложении.


5Выборочноеработа. 3 мин

Из предложенных пар предложений выбрать только предложения с уточняющими членами.

А.1.Здесь, среди болот, проб...рается тоненький ручеек.

2.Вчера на хуторе произошло нечто странное.

Б.1.Войдя в юрту, Макар подошел к камельку.

2.Сегодня ,в восемь часов вечера,мы поед...м в гости.

В. 1.Нутрия ,или водяная крыса ,ценит(т ,ть )ся своим мехом.

2.Письмо доставит мой брат или его товарищ.

Г. 1.Я ничего не слышал ,кроме шума листьев.

2.На севере ,слабо мерцая , подымались какие-то белесоватые облака.

После выполнения этого задания учащиеся обмениваются своими работами и производят взаимопроверку. Оценивают по следующим критериям :

2 предложения - «3»

3 предложения - «4»

4 предложения - «5»

Ответы:А 1, Б2, В1,Г1

VI. Проверка (диагностика).

Работа по карточкам.

Расставьте знаки препинания при обособлении уточняющих членов предложения.

I вариант.

1. Внизу в закурившемся тумане шумел лес.

2. Мы помимо судовых работ занимались ещё погрузкой угля.

3. У забора на груде досок уже поджидали Васька и Сашка.

4. Однажды уже в сентябре мы получили письмо.

5. Вопреки воле родителей она отложила подготовку к экзаменам.

VIПроверка (диагностика).

Работа по карточкам.

Расставьте знаки препинания при обособлении уточняющих членов предложения..

II вариант.

1. Известно, что смерчи или водяные столбы разбивают ядрами с кораблей.

2. Внизу в закурившемся тумане глухо шумел лес.

3. За исключением отдельных учеников все учатся хорошо.

4. Многие газы например водород легче воздуха.

5. Мы беседовали хорошо по-дружески.



7. Подготовка к ВПР. Листы № 9 подчеркните уточнение

1)обстоятельство места

2)обстоятельство времени

3) дополнение

4) приложение подлежащее


8. Оценки за работу


9. Подведение итогов. Рефлексия.

- Какие члены предложения называются уточняющими? (Члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения и отвечающие на один и тот же вопрос, например: где именно? когда именно? кто именно? какой именно?)

- В чём их особенность? (Уточняться могут обстоятельства места, времени, образа действия, уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста, уточняющие приложения с союзом или (= то есть), уточняющие дополнения с предлогами (кроме, включая, за исключением и т.д)).

- Подчеркните нужные слова.

1. Правила обособления знаю / не знаю / знаю частично.

2. Правильно читать предложения с обособленными членами

умею / не умею / не всегда.

3. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами

умею / не умею/ не всегда.

10. Домашнее задание:


Упр. 325, стр.183 (списать, расставить знаки, составить схемы)



























Самостоятельная работа. Поставьте ударение в словах.

Орфоэпическая разминка : предпол..жить, кр..сивее, нач..л, нач..ла, п..звонит, обле..чить, торты, туфля, улыбаться, напевать, углубить.


4.Конструирование предложений.(Работа в группах)

Учащимся предлагается «собрать» рассыпавшееся предложение .

а) Половодья , весной , сейчас ,с , опасением ,мы, ранней, ждем.


4.Конструирование предложений.(Работа в группах)

Учащимся предлагается «собрать» рассыпавшееся предложение .

б) Сидели , дети , дома , около , скамейке , на .


4.Конструирование предложений.(Работа в группах)

Учащимся предлагается «собрать» рассыпавшееся предложение

в) Изучаем , то есть , мы , синтаксис ,науку , о , словосочетании , предложении , и.


Синтаксический пазбор: у доски индивидРасставить знаки.

Земля окружена воздушной оболочкой или атмосферой. 5 мин


6Проверка (диагностика).

Работа по карточкам.

Расставьте знаки препинания при обособлении уточняющих членов предложения.

I вариант.

1. Внизу в закурившемся тумане шумел лес.

2. Мы помимо судовых работ занимались ещё погрузкой угля.

3. У забора на груде досок уже поджидали Васька и Сашка.

4. Однажды уже в сентябре мы получили письмо.

5. Вопреки воле родителей она отложила подготовку к экзаменам.

6Проверка (диагностика).

Работа по карточкам.

Расставьте знаки препинания при обособлении уточняющих членов предложения

II вариант.

1. Известно, что смерчи или водяные столбы разбивают ядрами с кораблей.

2. Внизу в закурившемся тумане глухо шумел лес.

3. За исключением отдельных учеников все учатся хорошо.

4. Многие газы например водород легче воздуха.

5. Мы беседовали хорошо по-дружески.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!