СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение представлений об имени прилагательном. Значение и употребление в речи .Род и число имён прилагательных( русский язык, 4 клас)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал можно использовать при повторении или обобщении материала по теме " Имя прилагательное"

Просмотр содержимого документа
«Повторение представлений об имени прилагательном. Значение и употребление в речи .Род и число имён прилагательных( русский язык, 4 клас)»

Русский язык , 4 класс

Тема: Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Значение и употребление в речи .Род и число имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам, по родам (в единственном числе).

Цель: актуализировать знания об имени прилагательном, его морфологических признаках, роли в речи; , содействовать воспитанию любви к природе через литературные произведения.

Формируемые УУД:

познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; осознанное и произволь­ное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; анализ объектов с целью выделения их признаков;

коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; слушать и понимать речь других, инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

регулятивные: самостоятельно сформулировать цель урока после предварительного обсуждения; оценивание качества и уровня усвоения материала;

личностные: формирование положительных мотивов учения, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Планируемые результаты:

научатся  изменять  прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные; составлять словосочетания с данными прилагательными

Оборудование: учебник; тексты сказки «Лягушка-невеста», стихотворения А. Толстого « Вот уж снег последний в поле тает» ( у каждого учащегося)


Ход урока

    1. Организационный момент

Здравствуйте» - это пожелание здоровья. Мы спокойны, добры, улыбаемся друг другу . Мы полны сил, бодрости и желания работать.


    1. Минутка каллиграфии:


Если снег повсюду тает,                Если солнце ярче светит,

День становится длинней,              Если птицам не до сна,

Если все зазеленело                        Если стал теплее ветер,

И в полях звенит ручей,                 Значит к нам пришла ……(весна)

-Весна - очень замечательное  время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.

 

-Запишем в тетрадях Вв и слово весна.




    1. Самоопределение к деятельности

  • Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, о ка­кой части речи мы будем говорить сегодня на уроке.

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если к нам их приложить,

Им веселее станет жить.

Вот громкий стук,

Вот жёлтый шар,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий колокольчик,

А вот и острый кончик.

  • Так о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Об имени прилага­тельном.)

  • Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, что обозначают имена прилагательные, на какие вопросы отвечают, какова их роль в предложении и в речи, повторить морфологические признаки имён прилагательных.)

    1. Работа по теме урока

  • Блиц - опрос. 
    • Имя прилагательное относится к служебным частям речи (нет). 
    • Имя прилагательное – самостоятельная часть речи (да). 
    • Имя прилагательное обозначает предмет (нет). 
    • Имя прилагательное обозначает признак предмета (да). 
    • Имя прилагательное отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? (нет). 
    • Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (да) 
    • Имя прилагательное в предложении чаще всего бывает определением? (да) 
    • Имя прилагательное имеет постоянный род (нет). 
    • Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам (да). 
    • Род, число, падеж имени прилагательного зависит от имени существительного, с которым оно связано (да). 

  1. Повторение признаков имени прилагательного как части речи

  • Послушайте стихотворение ещё раз и скажите, какую не­точность допустил автор. «...Но если к нам их приложить...» Имена прилагательные «прилагаются» к существительным, а не наоборот.)

  • Что такое имя прилагательное ?

  • Подберите к именам существительным, записанным в те­традях, подходящие по смыслу имена прилагательные.

(Устная фронтальная работа.)

  1. Работа по учебнику

Упр. 1 (с. 4).

  • Прочитайте отрывок из стихотворения А. Фета.

  • О каком времени года пишет поэт? (О зиме.)

  • Как он называет картину зимы? Какое прилагательное ис­пользует? (Чудная.)

  • Подберите синонимы к этому слову. (Чудесная, дивная, уди­вительная, волшебная, обворожительная, очаровательная, чарующая, изумительная, поразительная.)

  • Что такое эпитет? (Художественное определение предмета или явления. В художественном произведении эпитет помогает представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему. Эпитеты — чаще всего имена прилагательные.)

  • Выполните письменные задания к упражнению.

(Взаимопроверка, взаимооценка.)

  • Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

  • В чём отличие слов чудный и чудной?

  1. Знакомство с понятием краткая форма прилагательных

  • Прочитайте загадку. Назовите отгадку.

Теремок ползёт,

На себе его везёт

Хозяюшка богата,

Бокаста да рогата. (Улитка.)

  • Какие слова используются для описания улитки? (Богата, бокаста и рогата.)

  • Слова богата, бокаста, рогата — это особая форма имён прилагательных, которая называется краткой формой.

  • Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» на с. 5 учебника.

  • Что вы узнали о краткой форме имён прилагательных?

  • Прочитайте загадку, изменив краткую форму прилагатель­ных на полную.

  • Вернёмся к упр. 1. К какой части речи относится выделен­ное слово? (Это краткое имя прилагательное.)

  • Прочитайте сказку «Лягушка-невеста» из книги Т. Рик «Доброе утро, Имя Прилагательное». (Текст у каждого учащегося )

Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: «Конечно, я не­много толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода и немного прыщава. Зато я мила, сообразительна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша. Кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест ещё! Чёрный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен и, прямо скажем, красив. Зато бобр богат, умён, знатен, настроение его всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!»

  • Найдите в тексте краткие имена прилагательные.

  • На какие вопросы они отвечают?

  • Замените их полными именами прилагательными.


Физкультминутка


4. Связь имён прилагательных с существительными.

- Предлагаю понаблюдать, как использует прилагательные  А. Толстой в своём стихотворении. ( текст стихотворения у каждого учащегося на парте)

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.


Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт

 -Какое время года описывает поэт? Какие слова и выражения вам помогли понять это?

-Находим прилагательные, признаки каких предметов они обозначают.

снег (какой?) последний

пар (какой?) тёплый

кувшинчик (какой?) синий

лес (какой?) юный

дым (какой?) зелёный

гроз (каких?) летних

- Что вы видите. ( Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.)

- Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку «Скромные просители».

     Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа. А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.

-Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным.

- В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного? Давайте понаблюдаем.

  -Подберите к   слову яркий существительные женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа.( Запись на доске и в тетради.).

яркий…свет  (м.р., ед.ч.)

яркая …лампа (ж.р., ед.ч.)

яркое…солнце (ср.р., ед.ч.)

яркие …лучи (мн.ч.)

 -У прилагательных множественного числа род не определяем.

 -Как определяется род имени прилагательного? (по существительному)


5.Работа по учебнику

Упр. 3 (с. 5).

  • Прочитайте задание.

  • Назовите цель выполнения этого упражнения. (Вспомнить способы образования имён прилагательных.)

С помощью каких суффиксов будете образовывать имена прилагательные? (С помощью суффиксов -ист-, -лив-, -ив-, -ск-, -н-, -чив-)

  • Выполните задания.

(Один ученик работает на откидной доске. Коллективная про­верка.)

  • Прочитайте предложение, которое вы составили. (Самооценка.)

  • Запишите в словарик слово автомобиль, поставьте ударе­ние, подчеркните орфограммы.

  • Найдите значение этого слова в толковом словаре. Слово состоит из двух частей: авто — сам, сам по себе, мобиль — подвижный. Значит, автомобиль — это то, что само по себе движется.

  • Подберите к слову автомобиль однокоренные слова. (Автомобильный, автомобилист, автомобильчик, автомобилестроение.)

  • Подведение итогов урока

Что такое имя прилагательное?

Какую роль играют имена прилагательные в речи?

С помощью каких суффиксов могут образовываться имена прилагательные?


  • Рефлексия.

Вежливый, старательный, скромный и внимательный. Добрый, ласковый и смирный. Нежный, вежливый и мирный. Злой, сердитый и крикливый. Ленивый и драчливый. Сколько качеств есть на свете. 
Выбирайте себе, дети! 
- Скажите своё мнение об уроке, используя имена прилагательные. 

  • Домашнее задание

Упр. 2 (с. 5)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!