СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение по теме "Местоимение" 6 кл

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Повторение по теме "Местоимение" 6 кл»


Разделы: Русский язык 6 класс

Цель урока: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы “Местоимение”.

Оборудование: медиапроектор, презентация к уроку.

Предварительная работа: домашнее задание – разгадывание кроссворда по теме “Местоимение”.





Ход урока

- Здравствуйте, дорогие ребята. Рада всех вас видеть. Сегодня на уроке мы с вами должны привести в систему знания о местоимении как части речи. Проверить, как вы умеете употреблять местоимения в своей устной и письменной речи, т.е. пользоваться речевыми и орфографическими правилами. Откройте тетради, запишите (слайд 1 - Третье апреля. Классная работа. Повторение по теме “Местоимение”).

- Начнём приводить в систему ваши знания о местоимении с проверки домашнего задания.

1. Проверка домашнего задания. Разгадывание кроссворда по теме “Местоимение”. (Cлайд 2)

По горизонтали:

  • 4. Самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, не называя их. (Местоимение)

6. Одно из отрицательных местоимений. (Никто)

7. Непостоянный грамматический признак местоимения. (Падеж)

11. Разряд местоимения, которое указывает на принадлежность какому-либо лицу. (Притяжательное)

12 Разряд местоимения, которое образуется с помощью суффикса -нибудь(Неопределённое)

15. Грамматическая особенность местоимения таков. (Несклоняемое)

16. Разряд местоимения, которое может служить для связи простых предложений в составе сложного. (Относительное)

17. Грамматическая особенность местоимения некто. (Неизменяемое)

18. Разряд местоимений, который представлен одним словом. (Возвратное)

19. Разряд местоимения, которое указывает на лицо. (Личное)

По вертикали:

1. Разряд местоимения сам(Определительное)

2. Разряд местоимения, которое образовано с помощью приставки ни-. (Отрицательное)

3. Грамматический признак личного местоимения. (Лицо)

5. Разряд местоимения столько. (Указательное)

8. Изменение местоимений по падежам. (Склонение)

9. Синтаксическая роль члена предложения местоимений п. 1 по горизонтали. (Определение)

10. Каким членом предложения является местоимение некто? (Подлежащее)

13. Форма падежа, которая отсутствует у местоимений некого, нечего, себя. (Именительный)

14. Разряд местоимения, которое употребляется в вопросительном предложении. (Вопросительное)



- Поднимите руки те, кто верно разгадали весь кроссворд. Молодцы, вы отлично справились с домашним заданием.

- А сейчас выполним цифровой диктант.

Учитель читает предложения, учащиеся на слух определяют местоимения и их разряд, обозначая их соответствующей разряду цифрой (цифры зафиксированы на слайде), диктант учащиеся выполняют на обратной стороне листов с кроссвордами.

2. Цифровой диктант. (Слайд 3)

1 – указательное
2 – относительное
3 – отрицательное
4 – неопределенное

  1. А дома отец с матерью встречного и поперечного о детях спрашивали; никто ничего не знает.

  2. Опять на то же место вышла.

  3. Если бы вы знали, сколько птиц прилетело в наши края!

  4. В такую ночь невозможно уснуть.

  5. Ну да нечего делать, прошлого не воротишь.

  6. Вдруг что-то шлепнуло посреди тихой заводи.

  7. Выдра направлялась с живой рыбой во рту к густому кустарнику, которым был покрыт берег.

  8. Если за день ничему не научился, зря прожил день.

Код: 3, 1, 2, 1, 3, 4, 2, 3 (слайд 4)

Сдаём листы с кроссвордами и цифровым диктантом на проверку (слайд 5).

3. Разминка (улыбнулись, потянулись).

4. Повторим  вопросы, связанные с правилами правописания неопределенных местоимений (кое-, то, либо, нибудь), правописания   отрицательных местоимений с приставками   не-/ни-, правописание местоимений с предлогами (кое с кем, ни за что, не за чем).

Какие местоимения пишутся с дефисом?

Ответы учащихся:

- Неопределенные местоимения с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис. Если кое- отделяется от местоимения предлогом, то пишется отдельно.

Записываем в тетради и на доске:

В каких случаях не и ни в отрицательных местоимениях пишутся раздельно?

- Если ни и не отделяются от местоимения предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся раздельно.

Запишем:

Ни у кого. Не с кем

Когда в отрицательных местоимениях пишется приставка не , а когда ни? (Под ударением не, без ударения ни).

5. Выборочный диктант.

Запишите неопределенные и отрицательные местоимения в две колонки, графически обозначая условия написания.

Беседовал кое с кем, ничем не интересуется, что-то зазвенело, кое-кого не было, не боялись никаких препятствий, кто-нибудь встретит, никто не замечает, ни у кого не вызывал восхищения, к кому-то принесли, нечего раздражаться, ни с кем не менялся ролями.

Обменяйтесь тетрадями.

Взаимопроверка диктанта учащимися (работаем парами).

(Слайд 6)

6. Употребление местоимений в речи.

- Ребята, скажите, пожалуйста, где чаще всего употребляются местоимения? (В художественных произведениях, в пословицах, в разговорной речи)

- Да, конечно, в разговорной речи мы употребляем местоимения чаще всего. И иногда неверно. Поэтому при устных ответах, в разговоре мы всегда должны следить за тем, как и что мы говорим, особенно, как мы употребляем местоимения.

- Перед вами предложения, в которых есть речевые недочёты. Ваша задача исправить эти недочёты и переписать предложения в исправленном виде.

(Слайд 7)

Девочка увидела свою собаку, которую долго искала. Она обрадовалась и завиляла хвостом.

Коля просил передать Вите, что он приглашён на день рождения.

Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся, а велел содрать с него шкуру.

Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх.

Из приведенных примеров следует, что неправильное использование местоимений приводит к двусмысленности или нелепостям в тексте. Следует избегать подобных ошибок.

(Слайд 8)

О правильном употреблении каких притяжательных местоимений мы должны с вами помнить? (Его, её, их)

Придумайте предложения с этими местоимениями.

- Местоимения очень работящие и разносторонние. Они употребляются в устной и письменной речи. Они могут заменять одушевленные и неодушевленные имена существительные, собственные и нарицательные. Местоимения есть в разных языках. Местоимения создают много удобств в речи, экономят время, разнообразят речь.

7. Обратимся к упражнению № 456, с 191 вашего учебника.

Прочитайте задание к упражнению.

Читаем текст.

Озаглавьте его.

Как доказывается выделенный тезис?

Как он связан с выводом?

Перечислите местоимения, встретившиеся в этом тексте.

Выполните морфологический разбор.

8. Подведение итогов урока.

9. Домашнее задание. (Слайд 9)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!