Тема урока: «Местоимение. Обобщение и закрепление изученного».
Класс: 6
Цель урока:
Повторение и обобщение знаний о части речи – местоимении; знание грамматических признаков местоимений, его синтаксической роли в предложении и правописания; совершенствование использования в речи имен и местоимений.
Задачи:
1. Обучающие.
Повторить и обобщить теоретические сведения и закрепить практические навыки по теме. Уметь находить местоимения в тексте, определять их разряд, правильно употреблять и писать местоимения. Распознавать приставки не и ни в отрицательных местоимениях. Расширять лексический запас учащихся.
2. Развивающие.
Развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес к предмету; развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, творческие способности, умение сравнивать, обобщать; вырабатывать умение практического применения полученных знаний; активизировать самостоятельную работу учащихся.
3. Воспитательные.
Вызвать чувства интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку; воспитывать в детях доброжелательность, чувства товарищества, взаимовыручки
Оборудование: мультимедийный проектор, конспект, маршрутный лист.
Тип урока: урок повторения и обобщения изученного, нестандартный урок-экскурсия.
Методы: словесный, иллюстративный, практический, частично-поисковый.
Формы работы: коллективная, индивидуальная, групповая, парная.
Оборудование: мультимедийный проектор, конспект, маршрутный лист.
Тип урока: урок повторения и обобщения изученного, нестандартный урок-экскурсия.
Методы: словесный, иллюстративный, практический, частично-поисковый.
Формы работы: коллективная, индивидуальная, групповая, парная.
Ход урока.
1.Орг. момент.
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть весна прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно,
Ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
- В своем обращении к вам, я выделила несколько слов. Назовите их.
Ученики называют местоимения.
- Какой частью речи они являются? Какой теме будет посвящен наш урок?
(Сообщение темы и цели урока. Запись даты и темы урока в тетрадях)
2. - Вспомним на какие разряды делятся местоимения, а вот помните ли вы их и умеете отличать друг от друга мы сейчас и проверим. (Игра «Ромашка»)
- Молодцы. Справились.
3.Орфографический диктант.
Некого винить, кого-то увидел, с кем-то говорил, кое-что спросить, сказать кому-либо, никого не было, некоторые люди, кое-кто из малышей, нечего делить, отдать кому-нибудь.
Один ученик пишет у доски, остальные на карточках. По окончании работы взаимопроверка.
Вывод:
Какие местоимения пишутся с дефисом?
Ответы учащихся:
- Неопределенные местоимения с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис. Если кое- отделяется от местоимения предлогом, то пишется отдельно.
В каких случаях не и ни в отрицательных местоимениях пишутся раздельно?
- Если ни и не отделяются от местоимения предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся раздельно.
Когда в отрицательных местоимениях пишется приставка не , а когда ни? (Под ударением не, без ударения ни).
4.Повторение теоретического материала с последующим выполнением упражнения.
А)Цифровой диктант.
- А сейчас выполним цифровой диктант.
Учитель читает предложения, учащиеся на слух определяют местоимения и их разряд, обозначая их соответствующей разряду цифрой (цифры зафиксированы на доске
1 – указательное
2 – относительное
3 – отрицательное
4 – неопределенное
А дома отец с матерью встречного и поперечного о детях спрашивали; никто ничего не знает.
Опять на то же место вышла.
Если бы вы знали, сколько птиц прилетело в наши края!
В такую ночь невозможно уснуть.
Ну да нечего делать, прошлого не воротишь.
Вдруг что-то шлепнуло посреди тихой заводи.
Выдра направлялась с живой рыбой во рту к густому кустарнику, которым был покрыт берег.
Если за день ничему не научился, зря прожил день.
Код: 3, 1, 2, 1, 3, 4, 2, 3
5. Физминутка (повторение слитного и раздельного написания):
Слитно – хлопаем;
раздельно – приседаем;
через дефис – руки вверх.
Некто, кое о чем, кое-чему, кое с кем, что-нибудь, некоторый, чьи-нибудь, кое из кого, не у кого, никому, кое-кому, несколько.
6. Метод: слово учителя. Прием: ведущее, инструктирующее.
На уроках литературы мы с вами уже читали это стихотворение А.С. Пушкина. Обратите внимание на слайд. Я прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и постарайтесь найти местоимения в нем.
Метод: чтение. Прием: озвученное выразительное
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер... да я!...»
- Ребята, теперь еще раз прочитайте стихотворение про себя и найдите в нем местоимения.
Назовите местоимения. Отвечая, сначала прочитайте строчку, в которой есть местоимение, а затем назовите его. [имя], давай.
«Мой грустный товарищ, махая крылом…». Местоимение мой.
«Как будто со мною задумал одно…». Местоимение мною.
«Зовет меня взглядом и криком своим…». Местоимения меня и своим.
«Мы вольные птицы; пора, брат, пора!». Местоимение мы.
«Туда, где гуляем лишь ветер... да я!...». Местоимение я.
7. Шуточные вопросы.
- Какие три местоимения самые чистые? (вы, мы, ты)
- Какие два местоимения мешают ездить по дороге? (я, мы)
- Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (я)
- Какое местоимение требует чистоты? (мой, вымой)
- Какое местоимение является помощником прилагательного? (самый)
- Чем местоимение отличается по своему значению от существительного, прилагательного, числительного?
8. Задание: восстановить пословицы.
(Что посеешь), то и пожнешь.
(Каков вопрос), таков и ответ.
(Не все то золото), что блестит.
(Не за свое дело не берись), а за своим делом не ленись.
(Кто соврет раз), тому больше не поверят.
(Кто ищет), тот всегда найдет.
(Каково поле), таковы и всходы.
(Не всякий умен), кто с головой.
(Чего себе не хочешь), того и другому не желай.
(Дома ешь, что хочешь), а в гостях, что дают.
IV. Подведение итогов.
V. Рефлексия.
– Пожалуйста, выразите свое отношение к уроку, употребив личное местоимение.
- Я думаю что, то чему я научилась сегодня на уроке, обязательно пригодится в повседневной жизни
- Мне очень понравилось, что я получил честную оценку.
- Мне понравился урок: мы хорошо работали на уроке.
- Нам удалось выполнить все задания.