СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение по теме "Алфавит"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Повторение по теме "Алфавит"»

Павлюкевич Л.В., учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 27» города Кургана

Сценарий урока

Тема урока:

Повторение по теме: «Алфавит».

Перспективная цель: формирование способности обучающихся к изучению графики и фонетике.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать умение работы со словарем;

  • формировать умение располагать слова в алфавитном порядке. Развивающие:

  • развивать долговременную память; - развивать устную речь.

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников; - формировать умение слушать другого и принимать идеи собеседника.

Оборудование и оснащение: толковые словари, рабочие тетради, карточки с заданиями, доска, мультимедийная установка, компьютер, экран. Ход урока

1. Мотивационный этап (2 мин.)

  • Прозвенел звонок, начинается урок! Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня опять вместе! Я желаю вам хорошего настроения и доброго отношения друг к другу.

  • Ребята, вы недавно учитесь в школе, но уже многому научились. Подумайте и скажите, какие вы? (Веселые, умные, трудолюбивые, дружные и т.д.)

  • Я рада, что в классе такие замечательные дети. Так же дружно продолжим работать на уроке. II. Актуализация знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия (7 мин.) 1. Чистописание.

  • Посмотрите, какие буквы сегодня прописываем.

(Обводят и прописывают буквы в, г, д, е).

  • Чем интересны эти буквы? (Они стоят в алфавитном порядке).

  • Посмотрите внимательно на буквы скажите, какая буква лишняя? Почему? (Лишняя буква – е, т.к. она обозначает гласный звук).

  • Что еще мы знаем интересного про букву е? Почему мы называем её « хитрой»? ( Если буква Е стоит в начале слова или после гласной буквы, то она обозначает два звука: мягкий[й] и гласный [э]. Перед буквой Е произносится мягкий согласный звук).

  • Обводим по кальке данные буквы и прописываем до конца строки, не забываем про аккуратность.

  • Посмотрите на написанные буквы, подчеркните ту, которая у вас получилась лучше всех.

2. Орфографическая работа.

  • Дети, прочитайте слова, которые написаны на карточках (Приложение № 1).

  • Составьте из рассыпавшихся слов предложение.

  • Прочитайте, какое предложение написано на доске (Приложение № 2)?

  • Какое правило использовали для написания первого слова? (Начало предложения пишем с большой буквы).

  • Назовите орфограммы во втором и третьем словах. (Имена собственные, сочетания ЖИ-ШИ) - Есть ли орфограммы в следующем слове? (Словарное слово, запоминаем букву О).

  • Как запишите последнее слово? (С заглавной буквы, это имя собственное).

  • В следующей строке, с красной строки запишем по диктовку предложение. Самопроверка. Сверка с образцом.

Самооценка:

«!»- молодец, все выполнил верно; «+» - выполнил, но были ошибки.

  • Подчеркните в предложении красным карандашом букву, которая стоит первой в алфавите; синим карандашом букву, которая стоит четвертой в алфавите;

Зелёным карандашом букву, которая занимает 16 место в алфавите. (Подчеркивают: а, г, о).

III. Самоопределение к деятельности (3 мин.)

  • С помощью чего на письме обозначаются звуки? (Звуки на письме обозначаются буквами).

Посмотрите на доску и скажите, что здесь написано (Приложение № 3). - Можете ли вы различить буквы русского и иностранного языков? (Да) - Зачеркните буквы иностранного языка.

  • Прочитайте группу букв русского языка (Приложение № 4).

  • Вы назвали все буквы русского языка? (Нет)

  • Отгадайте загадку и скажите тему сегодняшнего урока:

На страницах букваря Тридцать три богатыря.

Мудрецов – богатырей

Знает каждый грамотей (Алфавит).

  • Как же будет звучать тема сегодняшнего урока? (Тема урока «Алфавит»).

  • Что вы сейчас повторили и узнали? (Мы повторили буквы русского языка и узнали, что они составляют алфавит.)

IV. Первичное закрепление нового знания (5 мин.)

  • Слово алфавит образовано из названия двух первых букв греческого алфавита: «альфа» и «бета». В русском языке есть слово, близкое по значению к слову алфавит.

  • Кто его может назвать? ( Азбука).

  • Слово азбука образовано из устаревших названий двух букв русского алфавита: « аз» буква - А и «буки» буква - Б.

  • Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем значение слова алфавит. (Находят слово «Алфавит» в толковом словаре. Читают значение слова. Алфавит – порядок букв, принятый в азбуке).

  • Сравните таблицу древнерусских букв с современным алфавитом, каких трех букв не было в древнерусской азбуке (Приложение № 5)? (Ё.Й.Э)

  • Оказывается, буквы Ё, Й, Э «моложе» других: им не 1000 лет, а только 200-290 лет.

V. Физкультминутка (2 мин.)

- Разомнемся! (Включается музыкальная физкультминутка).

VI. Включение в систему знаний и умений (7 мин.)

  • А где может быть использован алфавит? (Алфавит помогает общению, список учеников в журнал, в библиотеке, в словаре…).

  • Для чего в классном журнале обучающихся располагают в алфавитном порядке? (Чтобы быстро найти определенного человека в списке).

  • На доске карточки с фамилиями и именами учеников вашего. Расположите их в алфавитном порядке (Приложение № 6).

  • С какой трудностью вы встретились? ( На одну букву сразу две фамилии).

  • Как нужно поступить? (Смотреть на следующую букву).

  • Какая буква стоит раньше в алфавите?

  • Какая фамилия будет стоять в списке первой? ( Аглиуллина Дарина).

  • Какая фамилия будет стоять в списке второй? ( Алексанян Ангелина).

  • Какая фамилия будет стоять в списке третьей? Как решим, какая фамилия будет стоять в списке сначала? (Будем смотреть на третью букву, т.к. первая и вторая буквы одинаковые).

  • Какая буква стоит раньше в алфавите? (Б). Значит, кто встанет раньше? (Бабушкина Таня). - Какая фамилия будет стоять в списке четвертой? Докажите. (Базаров Захар. Буква «З» стоит в алфавите после буквы «Б». Значит фамилия Базаров З. в списке стоит после Бабушкиной).

  • Да, все верно.

  • Запишите все 4 фамилии в алфавитном порядке в рабочую тетрадь (Приложение № 7). - Как мы будем писать эти слова? (С заглавной буквы, т.к. это имена собственные).

  • Пишем красиво и аккуратно.

  • Подчеркните первую букву в каждом написанном слове.

VII. Самостоятельная работа (8 мин.)

- Поработаем в группах. Класс делится на 3 команды.

Задание № 1. Каждый обучающийся получает карточки с названиями животных (Приложение № 8). Нужно расставить карточки в алфавитном порядке. Чья команда быстрее и правильно выполнит задание, та и победит.

Задание № 2. Каждая команда получает карточки с «заколдованными словами» с измененным порядком букв (Приложение № 9). Нужно «расколдовать» слова, расставив буквы в алфавитном порядке. Команда, первая «расколдовавшая» данное ей слово, считается победителем. Задание № 3. Задача команд – расшифровать и записать слово, буквы которых обозначены числами по их месту в алфавите (Приложение № 10). Победителем считается команда, первой расшифровавшая верно слово.

VIII. Рефлексия, включающая в себя рефлексию учебной деятельности, самоанализ, рефлексию чувств и эмоций обучающихся (6 мин.)

  • О чем мы с вами говорили на уроке? (Мы говорили об алфавите).

  • Что такое алфавит? (Это буквы, которые стоят в определенной последовательности).

  • Где может быть использован алфавит? (В словарях, в классном журнале, в записной книге, алфавит используют для общения).

  • Для чего в словарях используется алфавит? (Расположить слова в алфавитном порядке, чтобы быстро находить нужное слово).

  • Оцените свои достижения на уроке.

  • Кто доволен своей работой?

  • Какие задания вам показались легкими?

  • Какие задания вызвали затруднения?

Наш урок окончен, спасибо за работу!

Технологическая карта урока

Тема

Повторение по теме : «Алфавит»

Цель

Формирование способности обучающихся к изучению графики и фонетике

Задачи:

Обучающие:

  • формировать умение работы со словарем;

  • формировать умение располагать слова в алфавитном порядке. Развивающие:

  • развивать долговременную память; - развивать устную речь

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников;

  • формировать умение слушать другого и принимать идеи собеседника.

Ключевые смыслы

формирование у обучающихся основных компонентов функциональной грамотности: коммуникативной, деятельностной, читательской, информационной, социальной

Этап и время

Что делают обучающиеся?

Что делает педагог?

Как и какой формируется компонент

функциональной грамотности?

Ресурсное обеспечение, необходимое оборудование

I.

Мотивацион ный

(2 минуты)

Приветствуют учителя. Показывают готовность к уроку.

Отвечаю на вопросы учителя

-Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. - Вы еще недавно учитесь в школе и но уже многому научились. Подумайте и скажите, какие вы?

Я рада, что в классе такие замечательные дети. Так же дружно продолжим работать на уроке

Деятельностная грамотность (осуществление самоконтроля и самокоррекции своего поведения, настрой на работу в начале урока). Коммуникативная грамотность (умение владеть всеми видами речевой деятельности)

II.

Актуализаци я знаний

(7 минут)

Самостоятельно выполняют письмо по образцу.

Оценивают свою работу

Записывают под диктовку, проверяют

1. -Демонстрация образца написания, комментирование правила каллиграфического написания букв.

- Просит найти букву, которая получилась лучше всех.

2. - Составление предложения из слов. Анализ предложения, поиск знакомых орфограмм.

  • Запись предложения под диктовку.

  • Самопроверка. Сверка с образцом.

  • Самооценка:

Читательская грамотность (умение извлекать из предложения информацию, размышлять над ним. Задания состоят из предложения и вопросов) Информационная грамотность(набор умение

Доска, тетрадь


сами у себя. Сверяют с

«!»- молодец, все выполнил верно;

и навыков позволяющих


образцом .

«+» - выполнил, но были ошибки.

запрашивать , искать ,



Оценивают своя работу.

- Нахождение букв в алфавите, выделение их в

отбирать нужную



Подчеркивают: а, г, о.

предложении

информацию, создавать и обменивать нужной информацией. Деятельностная грамотность

(осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию)


III.

Размышляют, отвечают

-Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Коммуникативная

Мультимедийн

Самоопредел

на вопросы,

Готовит детей к формулированию темы урока

грамотность (умение

ая установка,

ение к

формулируют тему

владеть всеми видами

компьютер,

деятельности (3 минуты)

урока

речевой деятельности)

экран

IV.

Находят слово

- Знакомит детей с образованием слова «Алфавит».

Информационная

Толковый

Самоопредел

«Алфавит» в толковом

- Проводит параллель между словами «Алфавит» и

грамотность (умение

словарь,

ение к

словаре. Читают

«Азбука».

находить информацию в

мультимедийна

деятельности

значение слова.

- Учит детей работать с толковым словарем.

справочной литературе)

я установка,

(5 минут)

Сравнивают

- Сравнение древнерусских букв с современным

компьютер,

древнерусские буквы с современным алфавитом

алфавитом

экран

V.

Выполняют

- Включается музыкальная физкультминутка

Социальная грамотность

Мультимедийн

Физкультми

музыкальную

(готовность успешно

ая установка,

нутка

физкультминутку

социализироваться в

компьютер,

(2 минуты)

обществе)

экран

VI.

Размышляют, отвечают

- Постановка проблемных вопросов о том, где в жизни

Читательская

Доска, тетрадь.

Включение в

на вопросы учителя.

встречаемся с алфавитом. Где может быть использован и

грамотность (умение

Карточки с

систему

Расставляют фамилии в

для чего?

извлекать из предложения

фамилиями

знаний и

алфавитном порядке и

- Обучает детей расположению фамилий в алфавитном

информацию, размышлять

умений

записывают их в тетрадь

порядке

над ним.

(7 минут)

Коммуникативная грамотность (умение владеть всеми видами речевой деятельности)

Деятельностная грамотность

(осуществление самооценки, самоконтроля, самокоррекции)

VII.

Самостоятел ьная работа (8 минут)

Работают в группах

  • Делит класс на 3 команды.

  • Каждая команда получает задание:

Задание № 1.Каждый ученик получает карточки с названиями животных. Нужно расставить карточки в алфавитном порядке. Чья команда быстрее и правильно выполнит задание, та и победит.

Задание №2. Каждая команда получает карточки с

«заколдованными словами» с измененным порядком букв. Нужно «расколдовать» слова, расставив буквы в алфавитном порядке. Команда, первая «расколдовавшая» данное ей слово , считается победителем.

Задание №3 Задача команд – расшифровать и записать слово, буквы которых обозначены числами по их месту в алфавите. Победителем считается команда, первой расшифровавшая верно слово

Креативное мышление (способность самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи (как сделать правильно и быстро). Социальная грамотность (готовность успешно социализироваться в обществе). Информационная грамотность (умения и навыки позволяющие запрашивать, искать, отбирать, оценивать и перерабатывать нужную информацию, создавать и обмениваться нужной информацией)

Карточки с заданиями

VIII.

Рефлексия

(6 минут)

Оценивают свою работу

на уроке

Систематизируют здания, полученные на уроке

-Учитель задает вопросы, с помощью которых, обучающиеся оценивают свою работу.

  • Кто доволен своей работой?

  • Какие задания вам показались легкими?

  • Какие задания вызвали затруднения?

-Подведение итога урока. Обобщение знаний.

  • Благодарит детей за работу

Деятельностная грамотность

(осуществление самооценки, самоконтроля, самокоррекции) Коммуникативная грамотность (умение владеть всеми видами речевой деятельности)

Планируемый результат

Обучающиеся научатся использовать алфавит при составлении списков; соотносить полученный результат с образцом; аргументировано отвечать, доказывать свою точку зрения

5


Скачать

© 2024, 40 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!