Павлюкевич Л.В., учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 27» города Кургана
Сценарий урока
Тема урока:
Повторение по теме: «Алфавит».
Перспективная цель: формирование способности обучающихся к изучению графики и фонетике.
Задачи:
Обучающие:
формировать умение работы со словарем;
формировать умение располагать слова в алфавитном порядке. Развивающие:
развивать долговременную память; - развивать устную речь.
Воспитательные:
воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников; - формировать умение слушать другого и принимать идеи собеседника.
Оборудование и оснащение: толковые словари, рабочие тетради, карточки с заданиями, доска, мультимедийная установка, компьютер, экран. Ход урока
1. Мотивационный этап (2 мин.)
Прозвенел звонок, начинается урок! Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня опять вместе! Я желаю вам хорошего настроения и доброго отношения друг к другу.
Ребята, вы недавно учитесь в школе, но уже многому научились. Подумайте и скажите, какие вы? (Веселые, умные, трудолюбивые, дружные и т.д.)
Я рада, что в классе такие замечательные дети. Так же дружно продолжим работать на уроке. II. Актуализация знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия (7 мин.) 1. Чистописание.
Посмотрите, какие буквы сегодня прописываем.
(Обводят и прописывают буквы в, г, д, е).
Чем интересны эти буквы? (Они стоят в алфавитном порядке).
Посмотрите внимательно на буквы скажите, какая буква лишняя? Почему? (Лишняя буква – е, т.к. она обозначает гласный звук).
Что еще мы знаем интересного про букву е? Почему мы называем её « хитрой»? ( Если буква Е стоит в начале слова или после гласной буквы, то она обозначает два звука: мягкий[й] и гласный [э]. Перед буквой Е произносится мягкий согласный звук).
Обводим по кальке данные буквы и прописываем до конца строки, не забываем про аккуратность.
Посмотрите на написанные буквы, подчеркните ту, которая у вас получилась лучше всех.
2. Орфографическая работа.
Дети, прочитайте слова, которые написаны на карточках (Приложение № 1).
Составьте из рассыпавшихся слов предложение.
Прочитайте, какое предложение написано на доске (Приложение № 2)?
Какое правило использовали для написания первого слова? (Начало предложения пишем с большой буквы).
Назовите орфограммы во втором и третьем словах. (Имена собственные, сочетания ЖИ-ШИ) - Есть ли орфограммы в следующем слове? (Словарное слово, запоминаем букву О).
Как запишите последнее слово? (С заглавной буквы, это имя собственное).
В следующей строке, с красной строки запишем по диктовку предложение. Самопроверка. Сверка с образцом.
Самооценка:
«!»- молодец, все выполнил верно; «+» - выполнил, но были ошибки.
Подчеркните в предложении красным карандашом букву, которая стоит первой в алфавите; синим карандашом букву, которая стоит четвертой в алфавите;
Зелёным карандашом букву, которая занимает 16 место в алфавите. (Подчеркивают: а, г, о).
III. Самоопределение к деятельности (3 мин.)
Посмотрите на доску и скажите, что здесь написано (Приложение № 3). - Можете ли вы различить буквы русского и иностранного языков? (Да) - Зачеркните буквы иностранного языка.
Прочитайте группу букв русского языка (Приложение № 4).
Вы назвали все буквы русского языка? (Нет)
Отгадайте загадку и скажите тему сегодняшнего урока:
На страницах букваря Тридцать три богатыря.
Мудрецов – богатырей
Знает каждый грамотей (Алфавит).
Как же будет звучать тема сегодняшнего урока? (Тема урока «Алфавит»).
Что вы сейчас повторили и узнали? (Мы повторили буквы русского языка и узнали, что они составляют алфавит.)
IV. Первичное закрепление нового знания (5 мин.)
Слово алфавит образовано из названия двух первых букв греческого алфавита: «альфа» и «бета». В русском языке есть слово, близкое по значению к слову алфавит.
Кто его может назвать? ( Азбука).
Слово азбука образовано из устаревших названий двух букв русского алфавита: « аз» буква - А и «буки» буква - Б.
Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем значение слова алфавит. (Находят слово «Алфавит» в толковом словаре. Читают значение слова. Алфавит – порядок букв, принятый в азбуке).
Сравните таблицу древнерусских букв с современным алфавитом, каких трех букв не было в древнерусской азбуке (Приложение № 5)? (Ё.Й.Э)
Оказывается, буквы Ё, Й, Э «моложе» других: им не 1000 лет, а только 200-290 лет.
V. Физкультминутка (2 мин.)
- Разомнемся! (Включается музыкальная физкультминутка).
VI. Включение в систему знаний и умений (7 мин.)
А где может быть использован алфавит? (Алфавит помогает общению, список учеников в журнал, в библиотеке, в словаре…).
Для чего в классном журнале обучающихся располагают в алфавитном порядке? (Чтобы быстро найти определенного человека в списке).
На доске карточки с фамилиями и именами учеников вашего. Расположите их в алфавитном порядке (Приложение № 6).
С какой трудностью вы встретились? ( На одну букву сразу две фамилии).
Как нужно поступить? (Смотреть на следующую букву).
Какая буква стоит раньше в алфавите?
Какая фамилия будет стоять в списке первой? ( Аглиуллина Дарина).
Какая фамилия будет стоять в списке второй? ( Алексанян Ангелина).
Какая фамилия будет стоять в списке третьей? Как решим, какая фамилия будет стоять в списке сначала? (Будем смотреть на третью букву, т.к. первая и вторая буквы одинаковые).
Какая буква стоит раньше в алфавите? (Б). Значит, кто встанет раньше? (Бабушкина Таня). - Какая фамилия будет стоять в списке четвертой? Докажите. (Базаров Захар. Буква «З» стоит в алфавите после буквы «Б». Значит фамилия Базаров З. в списке стоит после Бабушкиной).
Да, все верно.
Запишите все 4 фамилии в алфавитном порядке в рабочую тетрадь (Приложение № 7). - Как мы будем писать эти слова? (С заглавной буквы, т.к. это имена собственные).
Пишем красиво и аккуратно.
Подчеркните первую букву в каждом написанном слове.
VII. Самостоятельная работа (8 мин.)
- Поработаем в группах. Класс делится на 3 команды.
Задание № 1. Каждый обучающийся получает карточки с названиями животных (Приложение № 8). Нужно расставить карточки в алфавитном порядке. Чья команда быстрее и правильно выполнит задание, та и победит.
Задание № 2. Каждая команда получает карточки с «заколдованными словами» с измененным порядком букв (Приложение № 9). Нужно «расколдовать» слова, расставив буквы в алфавитном порядке. Команда, первая «расколдовавшая» данное ей слово, считается победителем. Задание № 3. Задача команд – расшифровать и записать слово, буквы которых обозначены числами по их месту в алфавите (Приложение № 10). Победителем считается команда, первой расшифровавшая верно слово.
VIII. Рефлексия, включающая в себя рефлексию учебной деятельности, самоанализ, рефлексию чувств и эмоций обучающихся (6 мин.)
О чем мы с вами говорили на уроке? (Мы говорили об алфавите).
Что такое алфавит? (Это буквы, которые стоят в определенной последовательности).
Где может быть использован алфавит? (В словарях, в классном журнале, в записной книге, алфавит используют для общения).
Для чего в словарях используется алфавит? (Расположить слова в алфавитном порядке, чтобы быстро находить нужное слово).
Оцените свои достижения на уроке.
Кто доволен своей работой?
Какие задания вам показались легкими?
Какие задания вызвали затруднения?
Наш урок окончен, спасибо за работу!
Технологическая карта урока
Тема | Повторение по теме : «Алфавит» |
Цель | Формирование способности обучающихся к изучению графики и фонетике |
Задачи: | Обучающие: формировать умение работы со словарем; формировать умение располагать слова в алфавитном порядке. Развивающие: развивать долговременную память; - развивать устную речь | Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников; формировать умение слушать другого и принимать идеи собеседника. |
Ключевые смыслы | формирование у обучающихся основных компонентов функциональной грамотности: коммуникативной, деятельностной, читательской, информационной, социальной |
Этап и время | Что делают обучающиеся? | Что делает педагог? | Как и какой формируется компонент функциональной грамотности? | Ресурсное обеспечение, необходимое оборудование |
I. Мотивацион ный (2 минуты) | Приветствуют учителя. Показывают готовность к уроку. Отвечаю на вопросы учителя | -Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. - Вы еще недавно учитесь в школе и но уже многому научились. Подумайте и скажите, какие вы? Я рада, что в классе такие замечательные дети. Так же дружно продолжим работать на уроке | Деятельностная грамотность (осуществление самоконтроля и самокоррекции своего поведения, настрой на работу в начале урока). Коммуникативная грамотность (умение владеть всеми видами речевой деятельности) | |
II. Актуализаци я знаний (7 минут) | Самостоятельно выполняют письмо по образцу. Оценивают свою работу Записывают под диктовку, проверяют | 1. -Демонстрация образца написания, комментирование правила каллиграфического написания букв. - Просит найти букву, которая получилась лучше всех. 2. - Составление предложения из слов. Анализ предложения, поиск знакомых орфограмм. Запись предложения под диктовку. Самопроверка. Сверка с образцом. Самооценка: | Читательская грамотность (умение извлекать из предложения информацию, размышлять над ним. Задания состоят из предложения и вопросов) Информационная грамотность(набор умение | Доска, тетрадь |
| сами у себя. Сверяют с | «!»- молодец, все выполнил верно; | и навыков позволяющих | |
| образцом . | «+» - выполнил, но были ошибки. | запрашивать , искать , | |
| Оценивают своя работу. | - Нахождение букв в алфавите, выделение их в | отбирать нужную | |
| Подчеркивают: а, г, о. | предложении | информацию, создавать и обменивать нужной информацией. Деятельностная грамотность (осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) | |
III. | Размышляют, отвечают | -Проводит параллель с ранее изученным материалом. | Коммуникативная | Мультимедийн |
Самоопредел | на вопросы, | Готовит детей к формулированию темы урока | грамотность (умение | ая установка, |
ение к | формулируют тему | | владеть всеми видами | компьютер, |
деятельности (3 минуты) | урока | | речевой деятельности) | экран |
IV. | Находят слово | - Знакомит детей с образованием слова «Алфавит». | Информационная | Толковый |
Самоопредел | «Алфавит» в толковом | - Проводит параллель между словами «Алфавит» и | грамотность (умение | словарь, |
ение к | словаре. Читают | «Азбука». | находить информацию в | мультимедийна |
деятельности | значение слова. | - Учит детей работать с толковым словарем. | справочной литературе) | я установка, |
(5 минут) | Сравнивают | - Сравнение древнерусских букв с современным | | компьютер, |
| древнерусские буквы с современным алфавитом | алфавитом | | экран |
V. | Выполняют | - Включается музыкальная физкультминутка | Социальная грамотность | Мультимедийн |
Физкультми | музыкальную | | (готовность успешно | ая установка, |
нутка | физкультминутку | | социализироваться в | компьютер, |
(2 минуты) | | | обществе) | экран |
VI. | Размышляют, отвечают | - Постановка проблемных вопросов о том, где в жизни | Читательская | Доска, тетрадь. |
Включение в | на вопросы учителя. | встречаемся с алфавитом. Где может быть использован и | грамотность (умение | Карточки с |
систему | Расставляют фамилии в | для чего? | извлекать из предложения | фамилиями |
знаний и | алфавитном порядке и | - Обучает детей расположению фамилий в алфавитном | информацию, размышлять | |
умений | записывают их в тетрадь | порядке | над ним. | |
(7 минут) | | | Коммуникативная грамотность (умение владеть всеми видами речевой деятельности) | |
| | | Деятельностная грамотность (осуществление самооценки, самоконтроля, самокоррекции) | |
VII. Самостоятел ьная работа (8 минут) | Работают в группах | Делит класс на 3 команды. Каждая команда получает задание: Задание № 1.Каждый ученик получает карточки с названиями животных. Нужно расставить карточки в алфавитном порядке. Чья команда быстрее и правильно выполнит задание, та и победит. Задание №2. Каждая команда получает карточки с «заколдованными словами» с измененным порядком букв. Нужно «расколдовать» слова, расставив буквы в алфавитном порядке. Команда, первая «расколдовавшая» данное ей слово , считается победителем. Задание №3 Задача команд – расшифровать и записать слово, буквы которых обозначены числами по их месту в алфавите. Победителем считается команда, первой расшифровавшая верно слово | Креативное мышление (способность самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи (как сделать правильно и быстро). Социальная грамотность (готовность успешно социализироваться в обществе). Информационная грамотность (умения и навыки позволяющие запрашивать, искать, отбирать, оценивать и перерабатывать нужную информацию, создавать и обмениваться нужной информацией) | Карточки с заданиями |
VIII. Рефлексия (6 минут) | Оценивают свою работу на уроке Систематизируют здания, полученные на уроке | -Учитель задает вопросы, с помощью которых, обучающиеся оценивают свою работу. Кто доволен своей работой? Какие задания вам показались легкими? Какие задания вызвали затруднения? -Подведение итога урока. Обобщение знаний. | Деятельностная грамотность (осуществление самооценки, самоконтроля, самокоррекции) Коммуникативная грамотность (умение владеть всеми видами речевой деятельности) | |
Планируемый результат | Обучающиеся научатся использовать алфавит при составлении списков; соотносить полученный результат с образцом; аргументировано отвечать, доказывать свою точку зрения |
5