Урок русского языка в 7 классе.
« Повторение изученного в разделе «Причастие». Урок-практикум по орфографии »
Учитель русского языка и литературы Мусаева Раисат Багомедовна
Организационный момент
Начинаем наш урок. Очень хочется, чтоб впрок Он пошел нам, и тогда Будем грамотны всегда
- обобщение изученного материала по теме «Причастие»;
-развитие навыков решения орфографических задач по теме, устной и письменной речи учащихся;
- выявление уровня готовности учащихся к предстоящей контрольной работе.
Цели:
Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.
П. Чесноков
Причастие - это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного. В.И. Даль
Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу. М.В.Ломоносов
Жёлтый, желтеющий, желтеть, пожелтевший, жёлтенький.
Найдите причастия, охарактеризуйте их.
Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? (ая, ие).
2. Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени.
Изменяются по числам, падежам, по родам (только в ед. числе!).
3. В предложениях причастия обычно бывают определениями, реже – сказуемыми
Действительные причастия
Страдательные
причастия
- Настоящее время
- ущ, ющ – от гл. I спр.
- ащ, ящ – от гл. II спр.
- Борющийся, клеящий
- Прошедшее время
- вш, ш
- Засмотревшийся,
- унесший
- Настоящее время
- ом, ем - от гл. I спр.
- им - от гл. II спр.
- Одеваемая, гонимый
- Прошедшее время
- енн, ённ, нн, т
- Увиденный, услышанный, пригретый
Образование причастий
Слома..ый карандаш, вяза..ый шарф, чище..ые сегодня ботинки, газирова..ая вода, запута..ые нитки, пута..ые мысли, каша сваре..а.
Ещё (не) испыта..ое в бою оружие; (не) сдела..ая, а отложе..ая работа; (не)продуман..ый ответ; ответ (не) продуман; (не)годующий взгляд.
Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки .
Сломанный карандаш, вязаный шарф, чищенные сегодня ботинки, газированная вода, запутанные нитки, путаные мысли, каша сварена.
Ещё не испытанное в бою оружие; не сделанная, а отложенная работа; непродуманный ответ; ответ не продуман; негодующий взгляд.
Проверьте друг друга.
Много видевший, много знавший,
Знавший ненависть и любовь,
Всё имевший, всё потерявший
И опять всё нашедший вновь,
Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять,
Обладающий всем и снова
Всё боящийся потерять.
Д.Б. Кедрин
2 вариант
1 вариант
- 1. вовсе (не) избалованный ребенок 2. окно (не) завешено шторой 3. (не) достоверная информация 4. (не) лишенный юмора 5. (не) помогающий никому 6. (не) зависимый кандидат 7. (не) устрашимый боец 8. (не) удачная шутка 9. отнюдь (не) праздничный 10. никогда (не) хвастающийся
- 1.( не) воспитанный человек 2. (не) меркнущий свет 3. (не) ограниченные возможности 4. свобода (не) провозглашена 5. ничем (не) обладающий 6. (не) слушающий никого 7. (не) мечтающий о богатстве 8. средства (не) изысканы 9. гармония (не) достигнута 10. очень (не) учтивый
Физминутка
для глаз
«Уважаемые имеющие соседи собак. Просим вас гулять с животными в местах, отведенные для этой цели. Не гуляйте с собаками на газонах, цветущихся вокруг нашего дома. Не портите радующихся глаз зелень и цветы. Особое внимание обратите на заботливо подметенные тротуары дворником»
Прочитать текст и исправить грамматические ошибки при употреблении причастного оборота
Исаак Ильич Левитан Годы жизни: 30 августа 1860 — 04 августа 1900 Страна рождения: Россия Сфера деятельности: Художник
«Золотая осень»
Домашнее задание:
- повторить параграфы 12-27, - выполнить упражнение 176.
- Подготовиться к контрольной работе
Спасибо за внимание