Этапы урока | Деятельность | Формирование УУД |
Учителя | Учащихся |
Организационный момент | Приветствует детей, предлагает сесть и записать в тетрадях дату | Приветствуют учителя вставанием, садятся, записывают дату в тетрадь | |
Этап мотивация | Делаем заявку на оценку. Выставляем на полях тетради то количество баллов, которое, на ваш взгляд, вы способны сегодня набрать на уроке. Заявка на оценку: | Самоопределяются с количеством баллов | Р: уметь самоопределяться |
Этап актуализации и пробного учебного действия | Какой раздел науки о русском языке изучает состав слова? Какой – правописание слов? Какие разделы сегодня будем повторять? Назовите тему урока. Что нужно знать вам о морфемике и орфографии? Что нужно уметь делать? Цель урока? | Рассуждают, отвечая на вопросы учителя, формулируют основной вопрос или цель урока. | П: устанавливать причинно-следственные связи при рассуждении, делать выводы Р: формулировать тему, главный вопрос и цель урока, соотносить знания и умения |
Этап локализации индивидуальных затруднений | Теоретическая разминка. «Согласен – не согласен»: № | Утверждения | Ответы | 1 | Морфема – это часть слова. | + | 2 | Морфемами являются корень, суффикс, приставка, окончание, основа слова | - | 3 | В образовании новых слов участвуют приставка, суффикс и окончание | - | 4 | Чтобы подобрать однокоренное слово, нужно обращать внимание на его лексическое значение | + | 5 | Окончание образует форму слова | + | 6 | Орфограмма – это сильная позиция в слове | - | 7 | Орфограммы бывают только гласные и согласные | - | Самопроверка: 7 баллов | Слушают утверждения, анализируют, ставят плюсы и минусы в тетрадь, производят самопроверку | П: адекватно воспринимать смысл пр-ий, устанавливать причинно-следственные связи при анализе смысла пр-ий. Р: производить самопроверку |
Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений | В каким морфемах могут находиться орфограммы? Какие орфограммы знаем в корнях слов? Проверяемые, непроверяемые и чередующиеся б/уд гласные; И-Ы после Ц; Ё-О после шипящих. В приставках? В суффиксах? В окончаниях? | Вспоминают орфограммы в морфемах, классифицируют их | П: устанавливать причинно-следственные связи при классификации орфограмм |
| | | |
Этап реализации построенного проекта | № 30. КАТ: озаглавить текст, определить тему, идею, тип и стиль речи; выписать слова с пропущенными буквами и объяснить их правописание. Произвести разборы – 8 баллов | Читают текст, оценивают чтение, озаглавливают текст, определяют тип и стиль речи, формулируют тему и идею текста, выписывают слова с пропущенными буквами, производят разборы | П: адекватно воспринимать прочитанное, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи при объяснении правописания и морфемного разбора слов; анализируют текст с точки зрения темы, идеи, типа и стиля речи |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Комментированное письмо. Объяснить правописание слов: Желтый, шорох, цыганский, цифра, гореть, загар, касание, предложение, зорька, блистать, блестеть, растение, дописать, надкусить, преступление, приморский, безграмотный, располнеть, решает, слышат, в корзине, на лошади – 1 балл (если правильно прокомментировано слово) | Записывают слова, комментируют их правописание по цепочке, называют морфему, в которой встретилась орфограмма | П: устанавливать причинно-следственные связи при комментировании написания слов |
Этап включения в систему знаний и повторения | Записать словосочетания, подчеркнуть слова с чередующимися гласными в корне. Ослепительный блеск, блеснуть на солнышке, выращенный на окне, расстилаться на лугу, располагаться у реки, увлекаться теннисом, выросли в лесу, предложить книгу, густая растительность, выбираться из леса, берлога медведя, береговая охрана, блистает серебром, беречь здоровье, замирать от восторга – 10 баллов. | Записывают сл/соч, подчеркивают слова с чередующимися гласными в корне | П: устанавливать причинно-следственные связи при написании слов, выбирать главное |
Домашнее задание: | Упражнение 31 или 34. Или сочинение-рассуждение «Почему морфемика изучается вместе с орфографией?» | Слушают объяснение учителя, записывают задание в дневник | |
Рефлексия | Сколько баллов было заявлено? Сколько набрано? Почему меньше? Почему больше? | | |